Скачать 0.75 Mb.
|
А. А. Афанасьев ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ИСПАНИИ XVI ВЕКА -САЛАМАНКСКАЯ ШКОЛА Марджори Грайс-Хатчинсон, баронессе фон Шлиппенбах (1909-2003) и Роману Яковлевичу Левите (1929-2003) посвящается Экономика и математические методы, 2004, том 40, 4, с. 26-58. Любой современный экономист знает, что такое субъективная ценность товаров и денег, рыночное и затратное ценообразование, конкуренция между продавцами и между покупателями, количественная теория денег и паритет их покупательной способности, спрос на деньги, составные части предложения денег. Однако далеко не каждый знает, что большой вклад в становление этих доктрин внесли испанские богословы и правоведы, жившие в XVI в. и преподававшие в Саламанкском университете. Вместе с тем, их имена не упоминаются в подавляющем большинстве отечественных и англоязычных книг по истории экономической мысли. Такая несправедливость по отношению к выдающимся испанским ученым послужила толчком к написанию данного исторического очерка, в котором рассказывается о некоторых из них и их вкладе в экономическую науку. Кроме того, в очерке впервые представлены экономические взгляды их не менее яркого современника, — одного из родоначальников количественной теории денег, португальского богослова Родриго до Порто. Экономические реформы, проводимые с начала 1990-х годов в России, привели к необходимости всесторонне и более глубоко рассмотреть основополагающие доктрины рыночной экономики. Многие из них появились еще в XVI в., когда в большинстве стран Западной Европы стал активно развиваться капиталистический способ производства. Наиболее примечательной из этих стран была Испания, объединявшая под короной императора Карла V Габсбурга (1516-1556 гг.) значительную часть территории Европы и земель Нового Света. Благодаря великим географическим открытиям и обширным территориям, богатым драгоценными металлами, в экономике Испании первой половины XVI в. сложилась наиболее благоприятная ситуация для развития капиталистических отношений. Постоянно растущий спрос на испанские товары со стороны заокеанских колоний, сопровождаемый притоком в страну золота и серебра, вызвал небывалый рост торговли, дал толчок подъему ремесленного, мануфактурного и сельскохозяйственного производства, ускорил процессы первоначального накопления капитала и развития банковского дела, а также спровоцировал высокую инфляцию, названную впоследствии "революцией цен" (Литаврина 1991, с. 119—123). Новые экономические реалии, вызванные развитием капиталистических отношений, привлекли большое внимание богословов из Саламанкского университета — крупнейшего центра науки и образования Испании того времени. Представители саламанкской школы оставили после себя немало интересных трактатов, касавшихся вопросов торговли, природы процента и денег, и сформулировали основные принципы политики меркантилизма (Литаврина 1991, с. 134). Первые исследования, посвященные экономической мысли саламанкской школы, восходят к работам испанских авторов и относятся к первой половине прошлого века. Однако наиболее систематизированным и полным исследованием по этой теме является книга "Саламанкская школа" (1952 г.) английской исследовательницы баронессы фон Шлиппенбах, урожденной Марджори Грайс-Хатчинсон. Изучив трактаты многих саламанкских богословов, она показала, что "некоторые из передовых современных идей имеют более давнее происхождение, чем обыкновенно считается" (Grice-Hutchinson 1952, р. 78). При изложении вклада представителей саламанкской школы в экономическую науку в данном очерке мы опираемся, главным образом, на этот труд, а также в определенной степени на первый том книги американского экономиста Мюррея Ньютона Ротбарда "Экономическая мысль до Адама Смита" и работы испанских профессоров Хесуса Уэрта де Сото и Родриго Муньоса де Хуаны. Саламанкская школа — одно из направлений поздней схоластики, сформировавшееся в Саламанкском университете в XVI в., представители которого развивали учение Фомы Аквинского и, в частности, уделяли большое внимание объяснению экономических явлений. Основные представители саламанкской школы -это доминиканцы: ее основатель Франсиско де Витория, его ученики Мельчор Кано и До-минго де Сото, доктор Мартин де Аспилькуэ-та Наварро и их последователи дон Диего де Коваррубиас-и-Лейва, Томас де Меркадо, Бартоломе де Медина, Доминго де Баньес, а также иезуиты: Луис де Молина, Хуан де Са-лае, Хуан де Луго и, наконец, юрист Херонимо Кастильо де Бовадилья. Экономические воззрения саламанкских профессоров были изложены, главным образом, в их комментариях к вопросам 77 ("Об обмане, совершаемом при покупках и продажах") и 78 ("О грехе ростовщичества, совершаемом при даче взаймы") второй части из второй части "Свода богословия" ("Summa Theologiae") св. Фомы, которая сокращенно называется "Вторая из второй" ("Secunda Secundae", 1271 г.). |
Год испании в россии и россии в испании Д-76 Дружим странами и городами : Год Испании в России и России в Испании : тематический путеводитель по фондам ккунб им. А. С. Пушкина... |
История россии История России с древнейших времен до конца XVIII века: учебно-методическое пособие / сост. П. А. Афанасьев. – Барнаул : Алтгпа,... |
||
Рождение профессионального театра в Севилье XVI века Охватывает широчайший круг вопросов, а текст закрепляет мельчайшие и юридические детали договора |
Пояснительная записка к курсу» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н. В. Виноградовой |
||
Астрономические часы В 16 веке бОльшая часть ресурсов Испании направлялась на изучение астрономии, картографии и морской астрономии. Король Испании Филипп... |
Астрономические часы В 16 веке бОльшая часть ресурсов Испании направлялась на изучение астрономии, картографии и морской астрономии. Король Испании Филипп... |
||
Казанский (приволжский) федеральный университет высшая школа информационных технологий и Деркачев Н. В., Деркачев В. И., Быльев Ю. В., Медведева А. Н., Афанасьев Р. В. Расчет зон разрушений зданий и сооружений при взрывах... |
Руслан Скрынников Ермак Жизнь замечательных людей Руслан Скрынников Ермак предисловие В конце XV — начале XVI века на месте разрозненных русских княжеств образовалось обширное Российское государство. Русь покончила... |
||
На английском языке: Center of Alumni Relations Центр по работе с выпускниками (далее, Центр или црв) является структурным подразделением Негосударственного образовательного учреждения... |
И современная западная мысль Ницше и современная западная мысль: Сб статей / Под ред. В. Каплуна. — Спб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний... |
||
Адвокатского Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» Адвокатского Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры» (далее – «Поверенный») юридической помощи лицам, обратившимся за оказанием... |
Макеев Село Иваньково Алатырского уезда (материалы к истории села... Иваньково Алатырского уезда раскрываются вопросы истории села с древнейших времён до начала ХХ века. Написана она на основе архивных... |
||
Памятка для родителей развиваем мышление ребёнка Одной из самых трудных загадок считается такая: «Что на свете всего быстрее?» И умный сказочный герой отвечает: «Всего быстрее... |
Основная образовательная программа начального общего образования... Анников, а также концептуальных положений умк «Перспективная начальная школа» и умк «Начальная школа XXI века», реализующих фундаментальное... |
||
Учебно-тематическое планирование Проект «Начальная школа XXI века». Н. Ф. Виноградова (Русский язык. С. В. Иванов) М: Вентана-Граф, 2015г |
Социально-экономическая природа медицинского страхования Анализ современного положения добровольного медицинского страхования в России и экономическая необходимость |
Поиск |