Введение в диалектику творчества


Скачать 6.71 Mb.
Название Введение в диалектику творчества
страница 1/36
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

ФИЛОСОФЫ РОССИИ XX ВЕКА

Г. С. БАТИЩЕВ

ВВЕДЕНИЕ В

ДИАЛЕКТИКУ ТВОРЧЕСТВА

С. -Петербург РХГИ 1997
В. А. Лекторский. Генрих Степанович Батищев и его «Введение в

диалектику творчества» ............................. 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НА ПОДСТУПАХ К ДИАЛЕКТИКЕ ТВОРЧЕСТВА

Глава первая, вводная. Диалектика творчества в связи с общей теорией диалектики, с ее общекультурными истоками и логикой «Капитала» К. Маркса ........... ............. 23

§ 1. Необходимость и ограниченность жанра введений ....... 23

§2. Отрадные и тревожные знамения нашего времени ....... 24

§ 3. Интересы развития общей теории диалектики .......... 28

§4. Когда и где проблематизируется сам способ развития? .... 32

§ 5. Непреходящие ценности сокровенного детства .......... 38

§ 6. Идея межпарадигмальных, гармонических (полифонических)

отношений в истории и теории культуры... ............ 44

§ 7. В каком смысле само творчество по сути своей есть отноше­ние? ..........,.................,.....;..... 53

§ 8 Диалектика Марксова «Капитала». Три ее истолкования при­менительно к теме творчества ........ ..... .... 58

§ 9. Краткая характеристика аспектов Марксовой диалектики «Ка­питала». служащих подспорьем для диалектики творчества . 65

Глава вторая. От условий, сопровождающих факторов, результатов —

к пониманию самого творчества как процесса и отношения . 82

§ 1 Спектр нефилософских попыток объяснить творчество: сциен-

тистски ориентированные варианты ................. 83

§ 2 Реактивизм в его максимально чистом виде и в смешанных ва­риантах .................................... 86

§3. Другие научно ориентированные нефилософские концепции

творчества.Техно-редукционизм. Семь граней задачи ...... 92

§ 4. Сциентистский и прикладнический редукционизм ........ 99

§ 5.0т реактивизма к анти-реактивизму (или авто-активизму). По-

требностный редукционизм ........................ 100

§ 6. Нереактивистская физиология активности ............. 105

§ 7 Идеологический анти-реактивизм и авто-активизм ... ... 107

§ 8. Уроки из критики реактивизма и анти-реактивизма ...... 110

§ 9. Нередукционистский подход к творчеству как междусубъект­ный' отвечающий не отношению S — О. а отношению S — 0—S ..................................... 112

§ 10. Философия как живая душа всей культуры. Ее отношение к

сердцу культуры — к глубинному общению ......... 117
§11. Философско-психологическое наследование С. Л. Рубинштейна и другие исследования, вводящие в понимание творчества как процесса и отношения ......................... 122

§ 12. Тенденции, благоприятствующие проникновению в между­субъектные отношения и в межпарадигмальность ....... 135

§ 13. Экологизация естествознания, ассимиляция ценностного под­хода и отказ от презумпции естественности предмета .... 138

§ 14. Что есть творчество: междусубъектное отношение или все-таки активность? .............................. 142

Глава третья. Объектно-вещная активность: ее собственный смысл

и ее гиперболизация ............................... 152

§ 1. Активность как сверхкатегория, верховный объяснительный принцип, или парадигма .......................... 152

§ 2. Расщепление «активности» на совершенно различные понятия 157

§ 3. Строгое естественнонаучное понятие активности и кардиналь­ные выводы из него ............................. 164

§ 4. Объектно-.ещная активность в облачении категории деятельно­сти: логика самоутверждения субъекта как логика самоутраты 177

§ 5. Попытки защитить субъектное бытие от сверхкатегории «дея­тельности» ................................... 191

§ б Объектно-вещная активность как «принципиальность наоборот»

и как сопротивление всекосмической эволюции ......... '97

§ 7. Уроки из анализа группы понятий об активности, включая и

объектно-вещную активность ...................... 203

Итоги первой части книги и переход ко второй: воля к творчеству и объективная диалектика

§ 8. Требование к пониманию творчества — быть с ним взаимным

и ему со-причастным ............................ 206

§ 9. Где первоистоки для оправдания самой субъектной воли к твор­честву? ...................................... 208

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СУБСТАНЦИАЛИЗМ И АНТИ-СУБСТАНЦИАЛИЗМ, ИХ КУЛЬТУРО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ И КРИТИКА

§ 1. Мировоззренческие тенденции как исторически опосредствую­щие и выражающие собою глубинные возможные отношения субъекта к творчеству и его первоистокам ............ 223

Глава четвертая. Марксова концепция овещнения. Процесс овеш-

нения как созидание превратных форм и разобщенности .... 228

§ 1.0т проблемы овещения вообще к Марксову ее анализу .... 228 § 2. Генез понятия овещнения у К. Маркса. Отличие овещнения от

отчуждения в «Капитале» ......................... 230

§З.Два процесса в структуре овещнения: «человек -> вещь» и

«вещь-» человек» ............................. 236

§4. Три главных направления процесса овешнения — три формы

фетишизации (низшего уровня бытия) ............... 242

§ 5. Уроки редукции всего объектного бытия — к вещному . 257
§ 6. Овещнение как разобщение, а тем самым — как исток пре­вратных форм субъектного бытия .................. 269

§ 7. Категория общения у К. Маркса как сросшаяся со всеми други­ми главнейшими философско-историческими его категориями 275

§ 8. Предметная деятельность — процесс безграничного присвоения

или процесс при-общения к беспредельности? .......... 283

§ 9. Всегда ли — чем больше творческих сил как таковых, тем

лучше? ...................................... 290

Глава пятая. Марксова типология социальных связей и ее значение для критики субстанцианализма и анти-субстанцианализма .... 298

§ 1. Непериодизирующий характер типологии социальных связей.

Ее становление ................................ 298

§ 2. Социал-органические (gemeinschaftlichen) связи как тип и его

разделение на подтипы .......................... 303

§ 3. Более специальный Марксов анализ замкнутых социал-органи­ческих связей. Гетерономия, жесткий традиционализм, группо­вая исключительность ............................ 310

§ 4. Социал-атомистические (gesellschaftlichen в узком смысле) связи

как тип и его разделение на подтипы ................ 321

§ 5. Специальный Марксов анализ замкнуто-атомистических связей

как безразличных. Индивидная автономия и исключительность 333

§ 6. Плюрализм. Лжеоригннальность. Диктат Рынка и Моды . . 344

§7. Связи, наследуемые и создаваемые универсальной деятель­ностью, — связи со-творческие. Общность творчески-свобод­ного времени в противоположность досугу ........... 358

§ 8.0т типологии социальных связей — к типологии воззрений 367

Глава шестая. Субстанциализм. или коллективный субъективизм.

Редукция творчества к самовоспроизведению .............. 378

§ 1. Субстанциализм как мировоззренческая программа для позиции

объектно-вещной активности. Философский редукционизм 378 § 2. Внутренняя антиномичность субстанциализма: коллективный

субъективизм и в то же время начальная шкала объективности 395

Глава седьмая. Анти-субстанциализм, или индивидуалистский субъ­ективизм. Редукция преемства к творчеству .............. 404

§ 1. Анти-субстанциализм как порождение негативной зависимости

от субстанциализма ............................. 404

§ 2. Два течения в анти-субстанциалиэме: нигилистическое и авто-

номистски-искательное ........................... 410

§ 3. Объективистские истоки субъективизма. Еще раз о спино-

зизме ..................................... 420

§ 4. «феноменологический редукционизм». Прометеизм как симво­лическое подытожение всего антропоцентризма ......... 424

§ 5. Антиномичность анти-субстанциализма и его самоотрицание. Проблематика общения .......................... 431

Заключение. Итоги и перспективы ....................... 439

В. Н. Шердаков. Г. С. Батищев: в поиске истины пути и жизни . . . 446
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ}

проект № 96—03—16096

Редакционная коллегия серии «Философы России XX века»:

Степин В. С., председатель; Блюхер Ф. Н., ученый секретарь: Гусейнов А. А.: Зотов А. Ф.;

Лекторский В. А.: Микешина Л. А.; Огурцов А. П.

Батищев Г. С.

Введение в диалектику творчества. — С -Петер­бург: Изд-во РХГИ, 1997. — 464 с.

Книга посвящена собственно философскому содержанию творче­ства. Цель исследования — определить онтологический статус и цен­ностный смысл творчества. Ддесь творчество берется как процесс и объективное гармоническое отношение человека ко всему миру и самому себе. Важное место занимает критика двух больших тенденций: суб-станциализма (классики его—Спиноза и Гегель) и анти-субстанциа-лизма (от Протагора до Н. А. Бердяева); устанавливается их «общий знаменатель» — антропоцентризм. Разбирается обширная литература, особенно по психологии, показана ограниченность так называемого деятельностного подхода. Проанализировано философское наследие С. Л. Рубинштейна, выявлены непреходящие ценности детства. Тема творчества рассмотрена в контексте современных глобальных экологи­ческих проблем.

Книга адресована широкому кругу интересующихся философией. проблематикой человека, природой творчества, тематикой воспитания и целостного гармонического развития человека.

Лицензия № 071122 от 04.01.1995 г.

© Батищева Н. В., 1997 © Лекторский В. А., вступительная

статья, 1997 © Шердаков В. Н., послесловие,

1997

© Русский Христианский ISBN 5-88812-045-6 гуманитарный институт, 1997
ГЕНРИХ СТЕПАНОВИЧ БАТИЩЕВ И ЕГО «ВВЕДЕНИЕ В ДИАЛЕКТИКУ ТВОРЧЕСТВА»

Среди людей, изучавших философию в институте по официально санкционированным учебникам, в которых рассказывалось о том, как все сложнейшие проблемы и загадки человеческого бытия, над кото­рыми великие умы размышляли в течение столетий, легко и просто разрешаются с позиций марксизма-ленинизма, бытует мнение, что советские философы в лучшем случае неумные люди, а в худшем — проходимцы и апологеты власти. Если это верно, то ни о какой фило­софии, существовавшей в Советском Союзе, не может быть и речи. В соответствии с этим мнением, если и нужно разрабатывать филосо­фию в нашей стране, то делать это следует как бы с нуля. с самого начала. Единственное, на что можно опираться в этом деле, так это на ту философскую традицию, которая была прервана в 1922 году, когда последних выдающихся русских философов выслали за границу на «философском пароходе». Так сегодня рассуждают некоторые авторы.

Если посмотреть некоторые учебники и коллективные моногра­фии, изданные за последние три десятка лет под редакцией официаль­но признанных философов, занимавших важные партийные и акаде­мические посты, то, действительно, можно усомниться в творческой силе отечественных философских умов этого периода.

На самом же деле картина философской жизни в нашей стране за это время гораздо интересней и сложней.

Начиная с 60-х годов, со времён хрущевской «оттепели», появи­лась целая группа интереснейших философов (тогда это были ещё молодые люди), которые всерьёз отнеслись к ряду идей К. Маркса (касавшихся прежде всего проблем методологии и теории познания) и
В. А. Лекторский

попытались возродить самостоятельную философскую мысль. Их ли­дерами на первых порах были Э. В. Ильенков и А. А. Зиновьев. Затем из этих школ выделились люди, сами основавшие собственные шко­лы: Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили... Из школы Э. В. Иль­енкова вышел Генрих Степанович Батищев (1932—1990).

Для меня писать о Генрихе и легко, и трудно. Легко потому, что я очень хорошо его знал. Я увидел его впервые в сентябре 1943 года, в 4 классе московской школы № 59. Я возвратился в Москву из дерев­ни, где провёл две первые военные зимы у бабушки с дедушкой; Ген­рих приехал в Москву из Казани. С тех пор мы дружили с ним на протяжении почти полувека и почти всё это время находились рядом. Только во время учёбы на философском факультете Московского Уни­верситета мы оказались на разных курсах. Дело в том, что Генриха не приняли на философский факультет с первого захода, хотя он закон­чил школу с медалью: у ЦК ВКП(б) были идеологические претензии к его отцу (который тоже был философом). Генриху пришлось в тече­ние года быть студентом Московского государственного экономичес­кого института, и только после этого снова поступать на философский факультет. В 1962 г. Генрих пришёл в Институт философии АН СССР, и с тех пор мы работали с ним в одном коллективе до самой его смерти.

Я читал все его работы ещё до публикации, обсуждал их, спорил с ним, был в курсе всех изменений в его принципиальных позициях. Когда я сегодня читаю его тексты, я легко могу восстановить тот конкретный идейный контекст, в котором они рождались, для меня ясно, кому он оппонирует, даже тогда, когда он не называет конкрет­ных имён (а он спорил и со своими учителями, в частности с Э. В. Иль­енковым, и даже с самим собою, с теми позициями, которые он до недавних пор защищал, но потом оставил).

Вместе с тем мне трудно писать о Генрихе как раз по той же самой причине. Оценка идей мыслителя предполагает определённую отстранённость, рассмотрение его концепций в контексте «большого времени», как сказал бы М. М. Бахтин. Такой отстранённой позиции я занять не могу. Для меня он всё же не Генрих Степанович, один их крупнейших наших философов за последние 30 лет, основатель фило­софской школы, человек, к словам которого с почтением прислушива­лись многие ученики, а близкий друг Генрих, наши отношения с кото­рым выражались не только в разговорах на философские темы (хотя для нас это всегда было самым главным, ибо, как подчёркивал Генрих, ваша философия и определяет вашу жизнь). Поэтому лучше всего анализ наследия Г. С. Батищева дали бы, наверное, те, кто не был
Генрих Степанович Батищев

знаком с ним лично. Вообще такой анализ всё-таки дело будущего, которое, как известно, только и проявляет истинный смысл любого значительного произведения культуры,

Тем не менее я попытаюсь высказать свои соображения о том, что сделал Генрих Степанович в философии, и почему то, что он сделал, важно и нужно сегодня, сознавая сугубо предварительный характер своих рассуждений.

Как я уже заметил, философская позиция Г. С. Батищева не оста­валась неизменной. Уже первые его работы показали, что в филосо­фию пришла неординарная личность, со своим видением проблем, с оригинальными идеями. Это было начало 60-х годов, когда после XX съезда партии появилась надежда на перемены в обществе. Мно­гие наши философы в это время начинают осваивать ранние произве­дения К. Маркса с их проблематикой отчуждения, овеществления, с их гуманистическим пафосом и критикой бюрократического и казар­менного социализма. В то время многим казалось, что именно в этих работах Маркса и указан путь истинно гуманного социализма (или «социализма с человеческим лицом», как несколько лет спустя ска­жет лидер «Пражской весны» А. Дубчек). Нужно заметить, что для наших официальных идеологов того времени подобное «гуманистичес-кое»или «антропологическое» прочтение Маркса представлялось ве­личайшей ересью и поэтому подвергалось осуждению. Тем не менее влияние подобной интерпретации было значительным. Во всяком слу­чае многие их тех, кто всерьёз относился к философии, кто решитель­но не разделял официальную догматическую версию марксизма и пы­тался философски обосновать своё неприятие невыносимой социальной реальности, с восторгом приняли подобное понимание марксизма как гуманизма.

В своей книге «Противоречие как категория диалектической логи­ки» (М., 1963) Генрих Степанович оригинально попытался соединить идущий от Э, В. Ильенкова анализ методологической проблематики, в частности, вопроса об антиномиях в познании (с точки зрения послед­него философия должна быть теорией познания, диалектической логи­кой) с темами философской антропологии, понятой в духе раннего Маркса: отчуждение, овеществление, деятельность. Нужно сказать, что, хотя от некоторых установок этой книги Г. С. Батищев впослед­ствии отказался, многое из того, что было осуществлено в этой пер­вой большой работе философа, вошло в новой интерпретации во все его последующие произведения.

Следующий этап в развитии идей Генриха Степановича наиболее ярко представлен в его большой статье «Деятельностная сущность
В. А. Лекторский

человека как философский принцип», опубликованной в 1969 г. Это уже этап критики точки зрения субстанциализма (а по сути дела и материализма) с позиций своеобразного фихтеанизированного марк­сизма (нужно сказать, что ранние работы Маркса дают повод для такой именно их интерпретации). В центре концепции Г. С. Батищева этого времени идеи деятельности, понятой как творчество, как крити­ка. как революционный выход за пределы существующих социальных и культурных формообразований (Генрих Степанович очень любит в это время пользоваться марксовым выражением о «революционно-кри­тической деятельности»). Человек понят как суверенная личность, которая имеет право судить обо всём на основании своих собствен­ных убеждений. Эту работу (как и целый ряд других, к ней примыка­ющих) пронизывает ярко выраженный анти-авторитарный пафос.

Естественно, что эта и другие подобные ей работы Г. С. Батищева вызвали шквал идеологической критики, что имело для него ряд не­приятных последствий. В течение многих лет ему было очень трудно публиковаться. До конца своих дней он оставался под подозрением партийного начальства. Критики работ Генриха Степановича этого периода справедливо усмотрели в его работах неприятие идеологичес­кого контроля со стороны Коммунистической партии (действительно, какой внешний контроль над собой может признавать суверенная лич­ность^ *.

Вместе с тем, новую позицию Г. С. Батищева не мог разделить и его философский учитель Э. В. Ильенков. Не по причине её анти­бюрократического пафоса, который последний разделял, а потому, что не мог принять анти-субстанциа-Листское, фихтеанское истолкование деятельности (сам Ильенков в это время испытывает обаяние спино-зовского субстанциализма). С этого времени начинается история всё больших расхождений Батищева и Ильенкова. У Генриха Степанови­ча появляются свои ученики, своя философская школа, ряды которой постоянно множились.

Третий этап в философском развитии Г. С. Батищева, который начинается примерно с середины 70-х годов, формально может выгля­деть как своеобразный «синтез» субстанциализма и анти-субстанциа-лизма. В действительности это был не синтез, а по сути дела выход за пределы самой этой оппозиции и раскрытие принципиально новых горизонтов, распутывание новых проблемных узлов в связи с фило-

* Одну из работ Г. С. Батищева, в которой были предусмотрительно под­чёркнуты определённые строчки, показали в это время М. А. Суслову. «Крас­ный Савонарола» был в бешенстве.
Генрих. Степанович Батищев

софским пониманием человека. Мысль философа постоянно развива­лась и в рамках этого этапа. Вся жизнь Генриха Степановича была постоянным исканием, которое не прекращалось до самой смерти. В самых своих последних работах он прорывается к какой-то новой те­матике и новой правде, выявляет некоторые скрытые до того предпо­сылки своих рассуждений, пишет о том, о чём он не успел или не сумел сказать до этого. И всё же принципиальные установки последнего этапа его творчества сложились у него уже где-то к середине 70-х го­дов.

Нужно сказать ещё об одном важном моменте его духовного раз­вития, не учитывая который невозможно понять дух и пафос его позд­них работ. Дело в том, что в это время Генрих Степанович обращает­ся к религии. Сначала он заинтересовывается буддизмом, идеями Н. С. Рериха. Но в конце концов религиозные искания приводят его к православию. Можно сказать, что он становится «религиозным фило­софом». Очень важно понять это правильно. Конечно, религиозность философа не может быть чем-то сугубо личным, не влияющим на его теоретическую деятельность (как, например, религиозность физика не влияет на его специальные научные исследования). Не зная о религи­озности Г. С. Батищева, просто нельзя понять многих его идей этого времени. Вместе с тем его религиозность выражается не в том, что он пишет о Боге или даёт толкование текстов Священного писания. В большинстве написанных им в это время текстов, особенно в тех, которые он хотел видеть опубликованными, мы как раз не встретим самих этих слов и можем только догадываться, что понимается под «Универсумом» или «глубинным общением». Думаю, что такой способ обращения с религиозной тематикой диктовался не только цензурны­ми соображениями (хотя ими, наверное, тоже), но и определёнными мировоззренческими установками. Философская концепция Генриха Степановича обращена прежде всего к анализу повседневной житей­ской практики, к исследованию способов человеческого бытия в мире, отношений человека к человеку, к природе, к обществу, культуре. традиции. Религиозная установка Г. С. Батищева выражается не в разговоре на «специально религиозные» темы, а в способе исследова­ния тех феноменов, которые окружают нас на каждом шагу и по отно­шению к которым нам следует определиться. Философ при этом вклю­чает в круг своего критического рассмотрения целый ряд проблем, актуальных для современных наук о человеке: психологию, педагоги­ку, теорию культуры (среди учеников Генриха Степановича было не­мало психологов, социологов, специалистов в области педагогики и теории культуры).
10

В. А. Лекторский

Ещё об одной важной особенности поздних работ Г. С. Батищева. Как легко можно догадаться, философ, ставший религиозным мысли­телем, не может оставаться марксистом. Действительно, Генрих Сте­панович выходит за рамки марксизма в этот период своего творчест­ва. Для него становится ясным не только неприемлемость обычного истолкования марксизма как учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата (нужно сказать, что подобную интерпретацию он крити­ковал и раньше, когда писал о разрушительной опасности "логики антагонирования»). Теперь он не принимает и марксовский антропо­логизм и антропоцентризм, который до этого поднимал на щит. Гума­низм Маркса представляется ему теперь наивным и не укоренённым в Универсуме. Идеи беспощадной критики и творческой самодеятель­ности человека, имеющей мерило лишь в самой себе, нуждаются в переосмыслении. Следует, однако, подчеркнуть, что выход за рамки марксизма не означал для Г. С. Батищева принятие антимарксистской установки. Маркс остаётся для него великим мыслителем, поставив­шим ряд важнейших проблем, связанных с пониманием человека и его деятельности, давшим ряд интересных решений. Другое дело, что некоторые идеи Маркса оказались ложными (а некоторые даже опас­ными), что проблематика Маркса и его решения должны быть переос­мыслены в более широком и плодотворном контексте*.

В наиболее полном и систематическом виде поздние идеи Г. С. Ба­тищева выражены в его книге «Введение в диалектику творчества. Критика субстанциализма и анти-субстанциализма», которая была за­кончена в начале 80-х годов**. Руководство Института философии Академии наук Советского Союза, где работал Генрих Степанович, не решилось опубликовать книгу, и она была депонирована в 1984 г. в ИНИОН АН СССР. (Многие свои тексты, написанные в эти годы, Генрих Степанович даже не предлагал для публикации, сознавая её невозможность.) «Введение в диалектику творчества», главная работа философа, публикуется сейчас впервые.

Нужно заметить, что распространённые сегодня попытки превратить мыслителя, который до недавнего времени преподносился в качестве верши­ны развития мировой культуры, в какого-то недоумка (делают это нередко те же самые люди), возможны только в нашей стране. В любом западном учебнике по философии антропологические и социально-философские идеи Маркса анализируются рядом с соответствующими идеями Платона. Канта, Гегеля.

Рукопись была депонирована под названием «Диалектика творчества». Г. С. Батищев, однако, неоднократно говорил о том, что его следовало бы изменить на «Введение в диалектику творчества». Это желание автора и выполнено при публикации. — Прим. Н. В. Батищевой.
Генрих Степанович Батищев

Со времени написания книги прошло немало времени. И какого времени' Прошла так называемая «перестройка», пришла «пост-пере­стройка». Серьёзно изменились многие наши представления, оценки. Как воспринимаются идеи Г, С. Батищева в этом новом контексте? Не устарели ли они?

Я глубоко убеждён в том, что основные идеи Генриха Степановича могут быть по-настоящему оценены и поняты именно сегодня. Дело в том, что работы Г. С. Батищева — это не отклик на «злобу дня», чем грешили многие философы как в период «застоя», так и во времена «перестройки», а исследование фундаментальных проблем философ­ской антропологии (его «Диалектика творчества» вполне могла бы называться «Философской антропологией», так как для Генриха Сте­пановича творчество было не просто одной из характеристик чело­века, а его основным способом бытия, анализ которого предполагает разработку целостной антропологической концепции)*. Осущест­влённый Г. С. Батищевым анализ глубинных смысловых зависимостей человеческого бытия сегодня предстаёт с новой стороны, так как по­зволяет по-новому понять многое в нашем прошлом и настоящем. Ряд идей Генриха Степановича вступает в плодотворное взаимодействие с современными подходами,.развиваемыми в науках о природе и человеке.

Прежде всего я хочу обратить внимание на осуществлённую в данной работе типологию социальных связей. (Сам Г. С. Батищев це­ликом приписывает её Марксу, однако нетрудно увидеть, что в таком виде она у Маркса отсутствует. Для Маркса главным в понимании социальных связей был формационный, т. е. исторический подход, в то время как Г. С. Батищев подчёркивает «непериодизирующий» ха­рактер исследуемых им зависимостей. Генрих Степанович должен был дать новый перевод ряда марксовых понятий для того, чтобы показать соответствие своих идей текстам Маркса. Конечно, определённое со­ответствие есть. У Маркса действительно можно найти немало ценно­го и плодотворного, и Г. С. Батищев хорошо показал это**. Но всё-

* В этой связи ясно, насколько несерьёзны распространённые сегодня рассуждения о том, что наши философы до самого последнего времени не занимались позитивной разработкой философской антропологии и что эту проблематику нужно начать исследовать чуть ли не с нуля.

** Вместе с тем я считаю, что в некоторых случаях даваемая Генрихом Степановичем интерпретация марксовых идей и понятий явно выходит за пределы того смысла, который вкладывал в эти понятия К. Маркс и сближает эти понятия с теми, которые возможны только в рамках собственной концеп­ции Г.С.Батищева, которую нельзя считать марксистской. Это относится, в частности, к даваемой в этой книге интерпретации понятий «производитель­ные силы», «производственные отношения», «способ производства».
12

В. А. Лекторский

таки никак нельзя забывать того, что для Маркса переход от одного типа связей к другому осуществляется в контексте всемирно-истори­ческого прогресса, в то время как для Генриха Степановича важен прежде всего вневременный характер этих связей. «Логика прогрес­са», как и «логика снятия», необходимо предполагаемая идеей про­гресса, — объект его критики, о чём я скажу подробнее несколько позже. Г. С. Батищев показывает, что различные типы связей могут противоречиво совмещаться или весьма парадоксально соприсутство­вать в жизни одного и того же человека, в одном и том же «мире человека», делая его самого внутренне неоднородным, сложным и та­ящим внутри себя принципиально новые тенденции.)

Генрих Степанович выделяет прежде всего социал-органические связи. Это по сути своей связи несвободной сопринадлежности инди­вида вместе с другими, ему подобными, тому конечному и (или) бес­конечному Целому, по отношению к которому каждый из них есть не самостоятельный его участник, но лишённая существенной самостоя­тельности его составная часть. Нельзя думать, что такого рода связи не оставляют места ни для какой самостоятельности индивида, пре­вращая его в куклу-марионетку. Нет, самостоятельность и сознатель­ная самодисциплина, критическая самооценка и саморегуляция здесь могут иметь достаточно широкую сферу, но только если эта сфера в свою очередь сохраняется жёстко включённой — как часть в целое — внутрь более широкой сферы несвободы. При этом индивидуально совершаемые поступки-решения сохраняют свою жёсткую соподчинён-ность более существенным процессам, которые принципиально над-индивидуальны и приняты каждым именно как стоящие безусловно превыше его индивидуальной самостоятельности,

Даваемый в работе анализ социал-органических связей восприни­мается как философско-антропологический анализ того типа общест­ва и того типа индивидов, с которыми мы имели дело совсем недавно и которые не стали полностью нашим прошлым (есть серьёзная опас­ность их нового появления).

Генрих Степанович прежде всего анализирует так называемые замкнутые социал-органические связи. Для индивида, включённого в связи такого типа. в Существе-Идоле как некоем коллективном субъекте сосредоточиваются и обретают прочную псевдо-персональ-ную, сверхчеловеческую принадлежность его же. индивида, собст­венные (и других, ему подобных индивидов) способности, все те атрибуты субъектности, от которых он как от своих отрёкся, но лишь ради того, чтобы пользоваться всей их общей, органически-единой совокупностью вместо своих, вместо индивидуально-личност-
Генрих Степанович Батищев

13

ных Он приучил себя постоянно нуждаться в таком Идоле, наделён­ном умом, совестью, мужеством, щедростью вместо этих качеств у индивидов-акциденций, ибо, теряя своё малое достояние, он надеет­ся обрести в Идоле эти утраченные им качества в их предельной, до абсолютности доведенной полноте и могуществе *. Под сенью Идола он надеется просуществовать в своём уюте «скромной» беспроблем-ности и гарантированной сверху безответственности, спрятавшись от мучительно-тревожных загадок своего бытия, от своего так и не раскрытого личностного смысла.

Включённые в такого рода связи индивиды приучаются всё более послушно и некритически следовать увлекающей их силе инерции множественности, частное проявление которой известно как «эффект толпы». Они привыкают настраивать и подделывать всё своё поведе­ние, мысли, оценки, чувства, мотивы, поступки — всю свою жизнь — под навязчивые признаки стереотипных трафаретов («как все дру­гие»), страшась выйти за пределы этих трафаретов даже в своём воображении. Но это означает отнюдь не повышенное внимание к другим, не более настойчивое стремление вникнуть в своеобразно-конкретный мир каждого из них. Нет, замкнуто-органические связи несут с собой переориентацию и как бы смещение жизни индивида на абстрактные, массово-безличные признаки-требования, соблюдение которых обещает избавление от трудной повседневной работы над самим собой как субъектом. Всё внутреннее заменяется внешним, данным в готовом виде извне вместо собственной субъектности. Воз­никает гетерономизация как подмена своей собственной жизни с её атрибутами субъектности жизнью за чужой счёт, онтологическим иждивенчеством, так сказать, пара-жизнью.

Нужно, однако, обратить внимание на то, что, с точки зрения Г. С. Батищева, в данной его работе социал-органические связи не обязательно бывают связями замкнутого типа. Они могут быть и разо­мкнутыми, и отношение философа к такого рода связям принципиаль­но иное. чем к тем, о которых я только что говорил.

Когда мы читаем тексты Г. С. Батищева, посвящённые так называ­емым разомкнутым социал-органическим связям, нам совершенно ясно, что само введение этого типа связей может быть понято лишь в кон­тексте религиозных идей поздних его работ. Разумеется, ничего даже отдалённо похожего невозможно обнаружить в работах Маркса.

* Не забудем, что это писалось в то время, когда почти на каждом пере­крёстке висели плакаты, в которых говорилось о том. что Коммунистичес­кая партия является честью, умом и совестью нашей эпохи.
14

В. А. Лекторский

В разомкнутых социал-органических связях, подчёркивает Г. С. Ба-тищев, индивид тоже принадлежит некоему Целому. Но это принад­лежность до-свободная, до-деятельностная и, следовательно, до-субъ­ектная. когда индивид несамостоятелен в том, но и только в том, в чём'он; по-настоящему и не способен быть самостоятельным, инициа­тивно-ответственным, осуществляющим свободный выбор и находя­щим творческие решения деятельным субъектом. Не способен же он просто;потому и постольку, поскольку встречает в самом себе и перед собо-ю такую действительность, которая объективно превышает уро­вень развития и совершенства его сущностных сил, уровень его субъ-ёктности. Такая действительность не поддаётся его попыткам её рас-преаметить, — либо потому, что и вовсе недоступна ему, относясь к виртуальным слоям, к «дремлющим потенциям» его и других бытия. либо потому, что она доступна ему лишь поверхностно-формально, а по .своему содержанию, по своим насыщающим её жизнь сложным проблемам и парадоксальным трудностям, — слишком многомерным, «мировым» заботам, или слишком уникально-личностным тревогам, — ему-непосильна. У каждого человека есть свой порог распредмечивае-мости, .или содержательной доступности, за пределами которого его сознанию и воле лучше бы было и не притязать на самостоятельность, и где о.н сам ещё не готов быть субъектом на деле. В своих связях с миром, касающихся его виртуального, не актуализируемого для него бытия или же бытия, проблемность которого ему непосильно трудна, индивид объективно оправданно есть индивид-акциденция, или час­тичка. органически со-принадлежащая некоторому Целому. Но это не потому так, что индивид утрачивает или отрицает свою субъектность, а просто потому, что такие его связи существуют вне сферы его инди­видуальной субъектности и объективно предшествуют его деятель­ности, его свободе выбора и решений, его инициативе и онтологичес­кой ответственности. На сферу его субъектной деятельности, его свободы выбора и решений, его ответственности такие связи со-при-надлежности отнюдь не посягают. Они эту сферу лишь предваряют. Более того. Они выступают, подчёркивает Г. С. Батищев, как раз пра-колыбелью человеческой свободы. Связи этого рода по своей сути есть связи со-принадлежности беспредельной Вселенной. (Если учесть, что, согласно Генриху Степановичу, Вселенная отнюдь не тождест­венна природе или даже материя, что она не вещна, а субъектна, что человек не может её присваивать или даже осваивать, а может лишь приобщаться к ней, что человек должен «служить» бесконечной Все­ленной, или беспредельному Универсуму, что человеческие ценности укоренены именно в беспредельности этого Универсума, что человек
Генрих Степанович Батищев

15

изначально, на глубинном виртуальном уровне связан с Вселенной, то религиозный подтекст рассуждений Г. С. Батищева о разомкнутых со­циал-органических связях станет ясен.)

Второй тип социальных связей — это, согласно Г. С. Батищеву, связи социал-атомистические. Думаю, что даваемый философом ана­лиз логики развёртывания этих связей особенно интересен и поучите­лен сегодня.

В этом случае человек выступает как самодовлеющая единица, он утверждает себя как несущего внутри себя, в своих недрах свою единичную, уникальную меру субстанциальности, а поэтому также и свою субъектность. Отныне индивид полагает вне себя перифе­рию, а может быть, даже и только периферию. Для индивида-атома самостоятельность выполнима только ценой самовыключения из сущ­ностной со-причастности с другими, т.е. самоизоляции и ценностно­го одиночества в качестве для себя самой единственной онтологи­ческой единицы.

Так называемые замкнуто-атомистические связи выступают как связи безразличия. Из множества утилитарных жизненных позиций непрерывно складывается суммарно-общественный порядок, пронизан­ный принципом взаимной пригодности для использования — порядок, построенный по логике сделки, по логике извлечения заранее требуе­мого утилитарного эффекта, по логике эксплуатации каждым всех и всеми каждого. Так полезность перестаёт быть всего лишь способом подчинённого отношения служебно-технической вещи к человеку и распространяется на все без исключения связи между человеком и миром, т. е. универсализируется и заслоняет собой всё. Вступающие в связь-сделку безразличные атомы именно самих себя полностью ввер­гают в стихию беспощадного употребления, не знающую никаких ос­танавливающих границ и не признающую ничего для себя неприкос­новенного, ничего святого.

Конечно, безразличие и хитрая утилитарность индивида-атома ко всему миру вне себя не может в конечном счёте не вернуться к нему же обратно — по логике бумеранга —и не явиться ему как заслужен­ная им и сложенная им самим самоубийственная судьба. Та самая индивидная исключительность, которая ставит каждый атом в центр мира и превозносит его в качестве единственно достойного, утвержда­ется именно для того, чтобы-опять-таки за спиной у каждого — ис­ключить его субъектность и подчинить объектно-вещному управле­нию извне. Та самая ни с кем не.делимая автономия, которая исходит только из своего закона, своего суда, своего мерила для всех вещей и своей воли, оказывается всего лишь завлекательной поверхностью.
16

В А. Лекторский

всего лишь слепым состоянием услаждённого опьянения, за спиной которого руками хвалёной «свободной воли» атома осуществляется именно гетерономия общественного распорядка.

Диктат Рынка и Моды имеет, согласно Г. С. Батищеву, именно такой характер.

В рамках анализа закрытых атомистических связей философ ис­следует явление плюрализма. Сегодня, когда многим из нас кажется, что именно плюрализм и есть достижение столь желанной для нас свободы от идеологического диктата, Генрих Степанович, изрядно претерпевший именно от этого диктата, показывает всю недостаточ­ность и даже ущербность плюрализма. Знакомиться с этим анализом сегодня интересно и поучительно. Но для того, чтобы правильно по­нять рассуждения Г. С. Батищева следует иметь в виду, что он прин­ципиально отличает плюрализм от полифонии. Полифония (Генрих Степанович во многом принимает её анализ, данный М. М. Бахтиным, хотя он далеко не во всём соглашается с последним) предполагает не только признание множественности и своеобразия индивидуально-лич­ностных миров, но и небезразличие этих миров друг к другу, их учас­тие в судьбах друг друга, их глубинное общение, взаимодействие (это и есть тот самый диалогизм, о котором писал Бахтин). В противопо­ложность этому плюрализм есть по сути дела ничто иное, как высту­пающее в форме взаимной терпимости безразличие друг к другу. На деле плюралистская терпимость есть лишь вынужденное невмешатель­ство в чужие и чуждые дела других (остающееся вынужденным, даже если оно усвоено и перешло в прочную привычку вежливости), всего лишь договорное непосягательсьтво и формально-дипломатическая сдер­жанность, за которой всегда хранится внутреннее неприятие. Эта терпи­мость есть лишь отрегулированная и скованная, как бы замороженная нетерпимость. Отсюда свойственная самозамкнутым индивидам-ато­мам безудержная, не знающая никаких сдерживающих берегов и ни­какой объективной ответственности релятивизация ценностей, оправ­дываемая псевдодемократическим лозунгом: «Каждый по-своему прав!»

Если замкнутый тип органических связей был настроен принципи­ально анти-креативно, пытаясь вкладывать всё новое в законсервиро­ванную традицию, то плюрализм, вытекающий из замкнутого атомиз­ма, претендует на то, чтобы быть творческой жизненной позицией, причём по-преимуществу и даже исключительно творческой во всём. Творчество понимается в этом случае как нечто такое, что ни перед чем не склоняется почтительно и благоговейно, может переступить через что угодно, ибо оно безумно, безнормно, а в смысле присвоен­ного права начинать с себя и только с себя — безначально, или, что
Генрих Степанович Батищев

17

то же самое, беспринципно. Такое понимание творчества выражает плюралистский культ оригинальности.

Сегодня, когда так называемый постмодернизм стал у нас фило­софской и литературной модой, интересно ознакомиться с сделанным Г. С. Батищевым ещё в начале 80-х годов анализом логики развития плюралистского оригинальничанья. Кажется, что Генрих Степанович писал о нашем времени.

Переориентация на плюралистически-рыночную, взращиваемую в качестве конкурентного оружия для самоутверждающихся атомов, негативную псевдо-оригинальность наносит непоправимый урон все­му человеческому развитию и деформирует структуру субъектно-лич-ностного мира. Действительное, глубинно оправданное и безыскус­ное, ненарочитое своеобразие совершенно теряется в хаосе способов выгодной самоподачи. Такая псевдозадача ведёт не к погружению вглубь содержания, а к непрерывному скольжению от одного уклонения к другому, от одной негативной новизне к другой, каждая из которых обречена немедленно устареть. Гонимое ненасытной жаждой «ориги­нальности», это движение становится всё более торопливым, всё бо­лее суетным, всё более бессодержательным. Бессильное рождать что-то всё более и более «небывалое», всё напряжённее подхлёстываемое, оно постепенно теряет способность двигаться всё дальше и дальше прочь от непрерывно бракуемого «былого». Изнемогая под давлением необходимости негативно уклоняться от самого себя, оно, наконец, переходит в круговорот квазиповторений уже пройденных вариантов и нюансов. Оно как бы замыкается в бешено вращающемся «беличьем колесе», где, чем быстрее совершаются перемены ради перемен, тем скорее возвращаются окарикатуренные ситуации позапрошлого состо­яния,

И, наконец, третий тип социальных связей, которые философ на­зывает связями гармоническими.

Способом построения и воспроизводства этих связей является универсальная деятельность. Подлинно творческое отношение к миру и выражается в форме такого рода деятельности. Очень важно иметь в виду, что с точки зрения развиваемой Г. С. Батищевым концепции в творчестве выражается не столько субъект-объектное, сколько субъ­ект-субъектное отношение (последнее отношение включает в себя первое как свой подчинённый момент, но никоим образом не может оыть к нему редуцировано). Поэтому глубинное измерение творчест­ва, универсальной деятельности выступает не столько как производ­ство чего-то нового, небывалого, сколько как общение, общение меж-ДУ-субъектное, меж-парадигмальное и над-парадигмальное.
18

В. А. Лекторский

Для гармонических систем характерна особого рода логика разви­тия: не логика снятия всех инородных элементов, как это имеет место в органических системах, и не логика плюрализма, характерная для систем атомистических, а логика полифонирования, логика принципи­ально не-антагонистических отношений, логика со-творчества. Сози­дание нового и наследование (как культурной традиции, так и объек­тивной диалектики Вселенной) предполагают друг друга. Субъект творческой деятельности лишь внутри и посредством наследования творит, лишь внутри и посредством творчества всё больше и глубже наследует.

Для Генриха Степановича очень важна мысль о принципиально не-антропологическом характере творчества. Возвышаясь над миром объектов-вещей, как природных, так и социальных, человечество не замыкается внутри себя самого и не творит только ради самого себя. Оно отнюдь не только из самого себя черпает свои высшие принципы, свои ориентации, но из всей беспредельной и неисчерпаемой действи­тельности Вселенной. Наша жизнь есть непрестанная встреча двух бесконечных становлений: относительно абсолютного, человеческого, и подлинно абсолютного, космического.

Я хотел бы обратить особое внимание на некоторые важные мо­менты развиваемой Г. С. Батищевым концепции.

Гармонические социальные связи, выражающие универсальную деятельность, творческое отношение к миру, не являются с точки зрения Генриха Степановича каким-то утопическим идеалом, недости­жимым по самой своей природе. Они всегда существовали, хотя до сих пор не могли получить должного развития. Если бы такого рода отношений не было, было бы невозможно понять, как вообще могла осуществляться подлинно творческая деятельность. А между тем можно показать немало образцов настоящего творчества. Место гармоничес­ких социальных связей, творчеством предполагаемых и в последнем выражающихся — вне времени (поэтому сама типология социальных связей имеет «непериодизируюший» характер). Такого рода связи мо­гут в любое историческое время присутствовать в личном мире чело­века. причудливо соединяясь со связями иного рода. Другое дело, что можно и нужно делать всё для того, чтобы такого рода отношения стали господствующими в нашей жизни*.

* Поэтому гармонические социальные связи как их понимает Г. С. Бати-шев — это не то же самое, что социализм и коммунизм в представлении К Маркса.
Генрих Степанович Батищев

19

Согласно концепции философа, субъект актуализируется в пред­метной деятельности, в творчестве. Никакого недеятельного, т. е инерт­ного субъектного бытия нет и быть не может. Осуществляя себя в деятельности, человек изменяет объективную ситуацию. Вместе с тем именно через деятельность он изменяет и самого себя (однако, как подчёркивает Г. С. Батищев, изменение объективной ситуации и само­изменение, самопреображение не совпадают друг с другом) *. И в то же время для Генриха Степановича принципиально важна мысль о том, что, хотя субъектное бытие актуализируется в деятельности, оно к этой деятельности не сводится. Вот почему, признавая важное зна­чение предметной деятельности, Г. С. Батищев критикует так назы­ваемый деятельностный подход. Ведь в человеке есть и виртуальное бытие, которое в деятельности не распредмечивается, которое поэто­му лежит за порогом познания, выступая как тайна и дар. Через вир­туальное бытие субъект глубинно связан с беспредельной Вселенной, её космическим смыслом и объективно укоренёнными ценностями (ре­лигиозный характер философской концепции Генриха Степановича особенно явственен именно в этих пунктах).

Идеи Г. С. Батищева о между-субъектном характере предметной деятельности, о том, что именно общение выражает её глубинную сущность, как мне представляется, исключительно интересны и со­временны К такого рода пониманию деятельности приводит разви­тие деятельностных представлений в современных науках о челове­ке, в частности в психологии (философский анализ современных психологических концепций,даваемый в книге, весьма поучителен) Думается, что развитие современных синергетических представле­ний (в частности идеи И. Пригожина) тоже ведёт к переосмыслению отношений человечества и природы как отношений своеобразного общения.

Читатель найдёт в публикуемой книге множество других интерес­нейших мыслей: об отношении опредмечивания, овнешнения и отчуж­дения, об отличии предметной деятельности и натуралистически по­нятой активности, о глубинном общении, критику «теории среды», критику субстанциализма (к которому также относится и та разно­видность материализма, которая до недавних пор была официально узаконена в нашей философии) и анти-субстанциализма и др, Я не имею возможности останавливаться на всех этих идеях. Скажу толь-

Это ещё один момент различия между концепциями Г С Батищева и К Маркса. Как известно, согласно классическому марксовскому тезису, именно через изменение обстоятельств люди изменяют сами себя.
30 В. А. Лекторский________________

ко ещё раз о том, что все они представляются мне весьма актуаль­ными.

Я думаю, что философская концепция Генриха Степановича до сих пор ещё полностью не осмыслена. Вытекающие из неё выводы для понимания человека и наук о человеке ещё не сделаны. Настоящее открытие мира Г. С. Батищева ещё впереди.

В. А. Лекторский
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Введение в диалектику творчества icon Гкоу дод «Республиканский дворец творчества детей и молодёжи» Анализ
Введение стандарта ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Требования фгос предполагают...
Введение в диалектику творчества icon Рабочая программа «Ярмарка чудес»
Идея создания программы родилась из опыта работы нескольких объединений декоративно прикладного творчества в Доме детского творчества,...
Введение в диалектику творчества icon Положение о Межрегиональном конкурсе детского рисунка и творчества
Организатором Межрегионального конкурса детского рисунка и творчества (далее Конкурс) является ООО «Ландшафтная мастерская эдем»,...
Введение в диалектику творчества icon Образовательная программа мбоу дод «Дом детского творчества»
...
Введение в диалектику творчества icon Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Введение в диалектику творчества icon Методология научного творчества
...
Введение в диалектику творчества icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Автор: Охотникова Светлана Григорьевна, педагог дополнительного образования Центра детского творчества
Введение в диалектику творчества icon Мастер –класс от моу до «Центр детского творчества»
Баранов П. А., педагог дополнительного образования моу до «Центр детского творчества»
Введение в диалектику творчества icon Учебное пособие А. Г. Роках введение 3 история психологии 5 предыстория...
Кратко охарактеризованы основные методы технического творчества. Определяемый из соционического тестирования психологический тип...
Введение в диалектику творчества icon Положение о IV открытом областном фестивале технического творчества...
Миссия фестиваля – вовлечение детей и молодежи Екатеринбурга и Свердловской области в мир технического творчества и современных технологий...
Введение в диалектику творчества icon Положение о Конкурсе медиа-творчества и программирования«24 bit»...
Конкурс медиа-творчества и программирования «24 bit» (далее – Конкурс) проводится с 01 февраля по 27 апреля 2018 г
Введение в диалектику творчества icon 1 Полное наименование Учреждения – муниципальное бюджетное учреждение...
Администрации Валдайского муниципального района от 19. 09. 2011 №1453 «Об изменении типа муниципального учреждения культуры «Валдайский...
Введение в диалектику творчества icon Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Центра детского (юношеского) технического творчества «Мотор» Фрунзенского района Санкт – Петербурга с 2013-2016 гг
Введение в диалектику творчества icon Введение 3 введение 3
Современное состояние и использование территории подгорненского сельского поселения 7
Введение в диалектику творчества icon Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного...
Концепция развития моудод «Поспелихинский районный Центр детского творчества»
Введение в диалектику творчества icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительное...
Иванец Алёна Сергеевна, методист мбоу дод «Мошковский Дом детского творчества» Мошковского района, адрес: 633131 Новосибирская область,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск