Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс


Скачать 349.32 Kb.
Название Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс
страница 1/2
Тип Конкурс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Конкурс
  1   2


Национальный фонд подготовки кадров (НФПК)
Проект «Информатизация системы образования» (ИСО)


Конкурс на разработку

информационных источников сложной структуры (ИИСС)


Методика работы с ИИСС

«Инструментальные средства поддержки исследовательской деятельности»

Москва 2008


СОДЕРЖАНИЕ:



1. Методика работы с ИИСС



с. 3-13

2. Создание сайта для обсуждения новых задач по математике и для проведения математических олимпиад



с. 14-15

3. Оболочка задачника




с. 16-19

4. Конструктор комбинаторных коллекций (описание редактора общего назначения)



с. 20-26

5. Примеры использования конструктора общего назначения



с. 27-29

6. Инструкция по работе с конструктором общего назначения «комбинаторика» (с описанием тезауруса)






с. 30-35

7. Инструкция по установке продукта






с. 36



МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИИСС
Введение
В данном руководстве мы соединим рассказ о применении ИИСС к организации исследовательской и олимпиадной деятельности учащихся с описанием оболочек конструкторов и описанием оболочки задачника.

Особенностью ИИСС является то, что пользователь может составить задачу из определённого раздела курса математики, не зная ни ответа к ней, ни её решения. Затем он или кто-либо другой может пытаться решить эту новую в полном смысле задачу, в то время как система по описанию задачи будет верифицировать ответ решающего и сообщать, является ли он правильным.

Основой механизма проверки является адекватное описание задачи, которое осуществляется на основе тезауруса данной темы и представляется в XML формате (полное описание языка представления задачи приведено в соответствующем разделе).

На основе этого описания программа перебирает все возможные объекты, удовлетворяющие условию, вычисляет требуемые характеристики (например, в комбинаторике число комбинаций с заданными свойствами).

Заметим, что этот механизм определяет ограничения классов задач, на которых работает система - это задачи, которые могут быть сформулированы на конечном множестве объектов. Также механизм проверки вызывает и некоторую временную задержку, которую может вызвать большой перебор в построенной задаче.

Полученный системой ответ сравнивается с формульным ответом ученика, который вводится с виртуальной клавиатуры. Клавиатура содержит необходимые операции для выражения ответов на задачи по данной теме (например, в комбинаторике, к обычным арифметическим операциям добавляются операции вычисления факториала, чисел размещений и сочетаний).

Тем самым, создаётся основа как для поддержки познавательной свободы ученика, так и для организации новой познавательной деятельности, связанной с конструированием задач.

Существенным отличием системы как средства поддержки проверки решений предлагаемых задач, является то, что ответов к задачам система не содержит, то есть, их не существует в ней в принципе. В некотором смысле, описание задачи и является для системы формой представления ответа (заметим, что в одной из версий системы есть возможность хранить задачи с ответами, с тем, чтобы применять систему к поддержке традиционных видов заданий).

Другая особенность системы, определяющаяся её основным свойством, - возможность поддерживать функционирование общего информационного пространства, где одни участники могут размещать задачи, а другие их решать. Участники этих групп общения, естественно, могут быть как авторами, так и «решателями». Параллельно обычными средствами поддержки дистанционных форм общения может быть организовано обсуждение предлагающихся решений.

ИИСС включает базовый редактор, работа с которым требует знакомства с языком описания задач (что для ребят, увлекающихся информатикой, не трудно и полезно, так как язык относится к классу скриптовых языков, связанных с разметкой текста).

Для быстрого включения в процесс составления задач предусмотрены тематические редакторы. Тематические редакторы позволяют создавать задачи простым заполнением форм за счёт выбора и комбинирования имеющихся в них условий. Эти редакторы автоматически транслируют заполненные формы в базовый язык описания задач. Для пользователя этот процесс имеет только информативное значение: задача под указанным именем автоматически помещается в стандартный задачник (в данной версии он называется «Простые и новые задачи»), с которым работает система поддержки работы задачников.

Ступень образования – 10-11 классы.

Проект связан с созданием современных технологичных и эффективных средств поддержки интеллектуальной деятельности учащихся, пригодных для дистанционного обучения с использованием средств сети Интернет.

Новизна разрабатываемого продукта.

1) Предлагаемый продукт обеспечивает конструирование задач, в которых условия задач адекватно определяют алгоритм проверки решения и позволяют проверять частичные решения задач учеников по описанию условия задачи. Это открывает новые методические перспективы:

- в описанных предметных областях можно осуществлять учебную исследовательскую деятельность, ставя задачи и пытаясь найти их решения;

- появляется возможность совместно-сетевого создания сборников олимпиадных задач; учителя и ученики могут конструировать задачи сами;

- разрабатываемые инструменты дают новые возможности для организации дистанционных олимпиад различных уровней.

2) Предлагаемая система допускает использование параметрических задач, которые дают возможность при каждом запросе генерировать новую задачу, обеспечивая учеников различными вариантами задачи.

3) Предлагаемая система позволяет использовать и традиционный способ проверки решения – по заданному ответу, при этом для параметрических классов задач автоматически генерируются и проверяются все возможные ответы.

Цели обучения и предполагаемые результаты.

Цели:

1) Привлечь учеников к самостоятельной формулировке исследовательских задач в предметной области «математика» (темы «Целые числа» и «Комбинаторика»).

2) Расширить спектр категорий учеников, участвующих, как в решении, так и в составлении олимпиадных задач.

3) Обеспечить поддержку решения задач различного уровня сложности по темам «Целые числа» и «Комбинаторика» в условиях дистанционного обучения.

4) Обеспечить проведение дистанционных олимпиад районного уровня по математике.

Предполагаемые результаты:

1) В сети Интернет будет сформировано сообщество пользователей сайта проекта, использующих разработанные инструменты для составления исследовательских задач по темам «Целые числа» и «Комбинаторика» и олимпиадных задач различной сложности по всем темам курса математики.

2) Будет создана среда для поддержки дистанционных олимпиад по математике. На ее основе будут проведены дистанционные олимпиады для учащихся 10-11 классов.

3) Будут созданы и апробированы задачники по целым числам и комбинаторике для использования, как на локальных компьютерах, так и в сети.

4) Будут апробированы контрольные материалы для дистанционной проверки знаний по темам «Целые числа» и «Комбинаторика».

В целом, авторский коллектив ставит своей целью развитие личностных качеств ученика: любознательности, самостоятельности, упорства, серьезного отношения к решаемым проблемам, умения анализировать свою деятельность и доказывать ее правомочность.

Результативность деятельности каждого ученика будет благотворно сказываться на его отношении к учебе. У ученика появится возможность отделить результат своего труда от чисто учебной деятельности, что должно создать сильную дополнительную мотивацию и привести к пониманию изучаемого предмета в противовес формальному «натаскиванию» на типовых задачах.

Описание основ разрабатываемого ИИСС

Предметную основу его составляют две темы курса математики 10 класса «Целые числа» и «Комбинаторика». Особенность этих тем в том, что в этих темах «расстояние» между формулировкой легких задач и трудных невелико, то есть, пользуясь одним и тем же языком предметного описания можно построить как задачи, доступные ученикам основной школы, так и задачи, до сих пор не имеющие решения в общем виде.

В рамках данного ИИСС реализуются следующие вопросы программы курса по математике для 10-11 классов школы.

1. Числовые и буквенные выражения:

Делимость целых чисел. Деление с остатком. Сравнения. Решение задач с целочисленными неизвестными.

2. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей:

Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.

ИИСС не привязан к конкретному учебнику и может быть использован при организации обучения по любым существующим учебникам.

Разрабатываемый ИИСС позволяет ученикам выйти за пределы указанных тем, жестко очерченных программой и продолжить учебную работу по данным разделам во внеклассной деятельности.

Тематические редакторы.
Рассмотрим проведения соревнования между двумя командами учеников. Будем использовать одно из сложившихся названий таких конкурсов «матбой».

Если в традиционном «матбое» задачи предлагает учитель (оргкомитет), то здесь задачи придумывают сами ученики. Задача создаётся с помощью конструктора и может быть сколь угодно сложной, лишь бы составитель мог её решить (система сама проверяет решение, так что проблемы в проверке у организаторов боя не будет).

Опишем процесс организации мероприятия.
Шаг 1. Конструирование задачи.

Вызов конструктора (выбирается из предложенных, в настоящее время конструкторы запускаются вызовом одной из программ numbers.bat, words.bat, cards.bat).

В качестве примера рассмотрим конструктор numbers.bat, позволяющий конструировать задачи по комбинаторике на множестве натуральных чисел или на множестве упорядоченных числовых наборов.

После вызова конструктора на экране появляется форма, которую надо заполнить.

Начинать заполнение целесообразно с ввода имени задачи. При составлении большого сборника задач целесообразно иметь в виду простую классификацию задач и использовать в качестве названий «намёк» на содержание задачи.

В редакторе чисел/цифровых наборов выбирается число цифр, размер набора, указывается, является ли набор позиционным представлением числа или нет (отсутствует ли ноль в первом разряде). В данном примере выбраны все 10 цифр, размер положен 6, а набор рассматривается как позиционная запись числа (шестизначное число).


Выбираются ограничения на характер набора. В данном примере выбран признак «цифры набора идут в возрастающем порядке». Для того, чтобы условие перешло в описание задачи, нажимается кнопка «Добавить». Все условия собираются вместе в правом нижнем окне редактора.

Другая возможность устанавливать соотношения между цифрами (или суммами цифр) набора. В данной версии отношениями являются три: равно, больше, меньше. Номера позиций, между которыми устанавливаются отношения, «перетаскиваются» в левую или правую часть отношения мышкой. В данном примере добавлено условие: сумма цифр в позициях 1 и 2 равна цифре в позиции 6.

После нажатия на кнопку «Сгенерировать условие» в правом нижнем окне появляется сгенерированный тест условия. Текст можно отредактировать литературно вручную. Рекомендуется запоминать задачу дважды: со стандартно сгенерированным текстом и с его изменённой версией. Это нужно для того, чтобы жюри могло сравнить эти условия и подтвердить, что при литературной обработке не произошло изменения содержания задачи.

После этого можно добавить картинку к задаче, показывающую один из примеров подсчитываемых комбинаций. При нажатии на кнопку «добавить картинку» открывается файл с элементарными изображениями цифр и пр.

Из элементарных картинок поочередным выбором формируется иллюстрация.

В заключение задача сохраняется в стандартный сборник нажатием на кнопку «Сохранить задачу в стандартный задачник».


Шаг 2. Предъявление составленных задач жюри.

После того, как будет составлено договоренное число задач, команды предъявляют решения задач. Для этого используется оболочка задачника, которую команды используют также для проверки подготовленных задач, а затем при решении задач противника.



Открывается сборник «Простые и новые задачи», который используется для знакомства со средой, а также для стандартного сохранения задач (задачи можно собирать и в отдельные сборники, но в этой версии в рамках оболочки работа с каталогами не поддерживается, хотя это легко можно сделать в текстовом редакторе).



После выбора задачника появляется оглавление задач, из которого выбираются нужные задачи. Сначала команда предъявляет жюри условия задачи в двух вариантах: сгенерированным автоматически и после его литературной обработки. Жюри оценивает равносильность условий.


Решение задачи происходит в обычном режиме (в тетради, без использования средств среды).

Затем команда демонстрирует правильные ответы к задачам. При этом, команды могут держат ответы в секрете (прикрывая окно ввода ответа). Жюри должно только убедиться в том. Что за вводом ответа последует реакция «Ответ верен. Задача решена».

Заметим, что по договорённости проверка наличия собственных решений может происходить и после передачи задач команде противника, в конце игры. В этом случае у команд появляется одна возможная стратегия: дать противнику ещё не решённые задачи в надежде решить их позже.

После проверки условий и наличия правильных ответов команды обмениваются задачами (в данной версии для этого не предусмотрено автоматической процедуры, поэтому это можно сделать просто обменявшись компьютерами либо переписав все файлы из каталога generated с компьютера одной команды в аналогичный каталог другой.
Шаг 3. Решение задач противника.

Решение происходит в оболочке задачника, в которой команда проверяла свои решения и демонстрировала их жюри.

Ответ вводится в поле ввода, после чего нажимается кнопка «Ответить».

Среда ведёт протокол решения, отмечая время совершения операции ввода, введённый ответ и реакцию программы. Таким образом, при желании, жюри может учитывать не только количество решённых задач, но и время решения.

Заметим, что форма ответа не существенна. Так в приведённом учебном примере ответом является 1, однако если ответ будет задан в иной форме (см. следующий рисунок), программа правильно его проанализирует.



По окончании договорённого времени команды предъявляют решения задач, либо демонстрируя их на общем экране, либо выписывая на доске, либо предъявляя протоколы решений. Жюри, если необходимо, анализирует время решения задач и объявляет результаты.

СОЗДАНИЕ САЙТА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ И ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД
ИИСС представляет собой систему типа клиент-сервер, что позволяет использовать её как для проведения дистанционных олимпиад, а также создания общего информационного пространства для постановки и обсуждения новых математических задач из тех разделов математики, которые поддерживает система. Таким образом, новые математические задачи строятся в рамках школьной программы или её расширений (множество допустимых задач определяется тезаурусом системы).

Для создания новых задач может быть использованы как тематические редакторы, так и редактор общего назначения.

В настоящей версии ИИСС представлены, кроме одного сдвоенного редактора (числа/упорядоченные наборы цифр) ещё два: редактор для конструирования комбинаторных задач на множестве слов и редактор для задач на множестве игральных карт.

Все редакторы устроены по одному принципу, однако в силу того, что разные интерпретации имеют разный контекст, множество генерируемых задач отличается не только по формулировке, но и по содержанию (например, на множестве слов нельзя ввести сумму, а карты обладают двумя признаками классификации – значения и масть – которых нет ни в буквенной, ни в числовой интерпретациях).

Кроме того, комбинаторные задачи имеют в разных интерпретациях разные по наглядности и привлекательности формулировки.





ОБОЛОЧКА ЗАДАЧНИКА
Доступ к предназначенным для обсуждения или проведения олимпиады задачам осуществляется через программу поддержки задачников.

Оглавление задачников имеет форму XML файла.

Например, изображённый на рисунке каталог имеет в формате XML следующий вид.





















Таким образом, добавление нового каталога можно сделать в текстовом редакторе (в следующей версии будет сделана поддержка каталогов в самой оболочке).



Аналогично устроены и каталоги отдельных задачников. Имена файлы задач генерируются автоматически, а сами файла задач помещаются в стандартный каталог generated, а потом могут быть перенесенгы в любые другие каталоги.































Задачи можно классифицировать по разным признакам, создавая новые каталоги.

О решении задач уже писалось выше: ответ в формульном виде (в строковой записи) вводится в окно ввода, синтаксические ошибки анализируются. Если синтаксических ошибок нет, то происходит вычисление ответа по введённому выражению и сравнение с ответом, полученным по описанию задачи.

Конструктор комбинаторных коллекций (описание редактора общего назначения)
В этом разделе будет представлено подробное описание среды ККК для конструирования комбинаторных задач, в которой задача описывается на языке, допускающем автоматическую проверку ответа.

В описании любой задачи, предполагающей автоматизированную проверку решения (даже в тестах), можно выделить две основные части. Первая предназначена для представления задачи в понятной человеку форме (например, словесное описание условия задачи), вторая представляет формализованное описание, понятное машине, вычислительной среде или интерпретатору, которые собственно и осуществляют проверку решения.

В представлении задачи для человека можно выделить еще один важный момент: возможность параметризации условия, когда по одному такому описанию среда генерирует разные «клоны» исходной задачи. Собственно эта часть мало зависит от способа формализации решения для компьютера и может состоять из перечисления параметров и их значений. Ниже приведен пример такого описания, использующегося как часть параметрически генерируемой задачи в системе ККК. Описание данной части задачи состоит из описания параметров генерации задачи и из словесного описания задачи с возможностью использовать в нем описанные параметры.
//Начало блока описания задачи

//Блок описания параметров генерации

//Описание параметра length

4 //Описание одного из значений параметра

6



//Описание параметра base

9

7
 

// Словесное описание задачи с использованием параметров

Трамвайный билет называется счастливым по-питерски,

если сумма первых ${length-text} цифр равна сумме последних

${length-text} цифр. Трамвайный билет называется счастливым

по-московски, если сумма его цифр, стоящих на четных местах,

равна сумме цифр, стоящих на нечетных местах.

Сколько существует билетов, счастливых и по-питерски и по-московски,

если для записи билета используются цифры от нуля до ${base-text}?


<�Формальное описание/>

Листинг. 1. Возможное описание задачи в формате xml, предназначенное для человека
По данному описанию система генерирует четыре однотипных задачи с разными параметрами в условии: два значения для возможной системы счисления (base) и два для возможной длины билета (length). Каждый раз, когда пользователь выбирает данную задачу, система генерирует ее условие со случайным набором параметров (систему можно настроить и таким образом чтобы для каждого пользователя генерировались свои параметры).

При описании задачи также важно обеспечить, чтобы сложность задач, генерируемых в рамках данного описания, была одинаковой, в противном случае, пришлось бы связывать с каждым набором параметров соответствующее количество балов, начисляемое за ее успешное решение. В данной системе такой связи не осуществляется, а предполагается, что составитель сам обеспечивает правильную параметризацию условия.

В системе ККК имеется несколько встроенных стратегий проверки – это может быть сравнение с уже имеющимся в описании задачи ответом (этот вариант ближе к традиционному, хотя и здесь спектр допустимых форматов ввода шире обычного), либо автоматическое построение ответа по описанию задачи с последующим сравнением его с ответом пользователя. Система также поддерживает и возможность добавления новых стратегий. Ниже подробно обсуждаются способы описания задач, принятые в данной системе:

Прежде всего отметим, что даже в случае явного задания правильного ответа система не проверяет ответ пользователя на основе строковой эквивалентности, а рассматривает его в соответствующем формате (число, функция и пр.) и осуществляет проверку на основе сравнения результатов вычислений. При наличии параметров система вычисляет значения выражений на различных наборах параметров и сравнивает их.
Проверка решения для разных стратегий
В системе реализованы две стратегии проверки решения:

  • основанная на идее полного перебора;

  • основанная на сравнении с известным ответом.


Первая стратегия перебирает все элементы задаваемого множества и подсчитывает количество элементов, удовлетворяющих некоторому соотношению, после чего сравнивает свой ответ с ответом пользователя. Если задача задается в общем виде, то для нее генерируется несколько подзадач с конкретными наборами параметров, и решение системы сравнивается с решением пользователя вычисленное для данных параметров. Требуемое соотношение, как и само множество, описывается с помощью примитивов системы (языка описания задач).
Вторая стратегия работает проще - сравнивает ответ пользователя с ответом, заданным составителем, причем в случае постановки задачи в общем виде значения формулы-ответа вычисляется для различных наборов параметров и для каждого из них сравнивается с ответом пользователя, вычисленным на нужном наборе.
Точки расширения
Для добавления новых примитивов, расширяющих покрываемую системой область задач, имеется две точки расширения: первая позволят добавлять поддержку новых множеств к системе, вторая – новых функций. Для добавления нового примитива необходимо реализовать соответствующий интерфейс – Set для множеств и Function для функций. Также предусмотрена точка расширения для стратегий проверки решения – интерфейс Verifier.
В системе используется абстрагирование от того, какой природы является элемент множества или параметр функции, в качестве данной абстракции выступает класс Element.

Все функции и множества оперируют с данной абстракцией. Такое абстрагирование позволяет сделать систему легко масштабируемой. Стратегия же проверки оперирует абстракциями функций и множеств – интерфейсами Set и Function.
Поддерживаемые понятия и операции
В данной системе реализованы необходимые средства описания задач по комбинаторике для поддержки автоматизированной проверки их решений, но эти средства позволяют описывать не только задачи этой конкретной области. В первую очередь это набор базовых множеств:

  • отрезок числовой прямой – натуральные числа от k до n, kn;

  • декартово произведение множеств;

  • множество сочетаний;

  • множество размещений.

Кроме этого, реализован набор необходимых функций, предикатов и операций над элементами данных множеств:

  • логические операции;

  • арифметические операции;

  • функции для работы с картежами элементов;

  • и др.


Формальное описание задачи
Формат описания задачи для данной системы предполагает, помимо наличия описания задачи, предназначенного для человека, также наличия формального описания, которое понимает система проверки. Оно состоит из указания стратегии проверки и необходимых для данной стратегии элементов, например, для переборной стратегии необходимо описать перебираемое множество и критерий выбора элементов для подсчета, для стратегии сравнения с уже известным ответом – описать ответ. Описание необходимых элементов стратегии осуществляется с помощью примитивов системы – функций и множеств, причем одни и те же примитивы могут использоваться в разных стратегиях.
Например, если мы хотим подсчитать все элементы множества размещений из n элементов по k, у которых первый элемент картежа равен 2 (2kn), то описание множества будет выглядеть так:

//множество размещений

 

//отрезок числовой прямой


а описание критерия подсчета так:
//проверяем на равенство два вложенных элемента

//возвращает первый элемент картежа



//текущий элемент множества – картеж из k элементов



2 //значение с которым сравниваем


Листинг. 2. Пример описания множества размещений с фиксированным первым элементом
Понятно, что для такой простой задачи можно сразу написать ответ – (n-1)!/(n-k)! – и воспользоваться другой стратегией проверки решения. Но это не всегда легко сделать, а описание ответа посредством описания условия задачи гарантирует его правильность. Заметим, что обучаемый будет вводить ответ в «формульном» виде. Для данного примера, это могут быть ответы:

(n-1)!/(n-k)! или A(n-1; k-1) или C(n-1; k-1)*(k-1)! и т.д.
Как видно из примеров, при описании задачи каждый используемый примитив описывается с помощью отдельного xml-элемента, у которого в атрибуте type указывается имя нужного примитива, а в остальных атрибутах специализирующие параметры (например: атрибут axis у примитива Projection в примере выше), для функций это xml элемент с именем function, а для множества – set.
Используемая стратегия задается в элементе verifier. В данном случае это переборная стратегия:

Если задача задается в общем виде, то необходимо описать значения параметров, на которых будет производиться проверка решения. Описание этих параметров имеет такой же вид, как и описание параметров генерации условия. Для примера выше оно будет выглядеть так:
//начало блока описания параметров проверки

//описание параметра n – размера исходного множества

10 //описание одного из возможных значений параметра

7

12


//описание параметра k – количества элементов в размещении

6 //описание одного из возможных значений параметра

5



 

Структура файла-описания задачи в системе имеет следующий вид:
<�начало блока описания задачи>

<�начало блока описания параметров генерации условия>

<�начало блока описания параметра a1>

<�описание одного из значений параметра/>

</конец блока описания параметра a1>
<�начало блока описания параметра a2>

...

</конец блока описания параметра a2>
….

</конец блока описания параметров генерации условия>
<�описание задачи предназначенное для человека/>
<�начало блока описания параметров проверки решения>

//такая же структура, как и для блока параметров генерации условия

</конец блока описания параметров проверки решения>

<�начало блока описания задачи предназначенного для системы>

<�начало блока описания стратегии проверки>

//необходимые элементы стратегии

</конец блока описания стратегии>

</конец блока описания задачи предназначенного для системы>
</конец блока описания задачи>
Листинг. 3. Общая структура файла-описания задачи
Для обращения к текущему значению параметра (генерации или проверки) используется следующая конструкция – ${имя_параметра}.
Ниже приведен пример полного описания задачи о счастливых билетах, в котором также предусмотрена генерация условия с различными параметрами.








4

6


9

5







Трамвайный билет называется счастливым по-питерски,

если сумма первых ${length-text} цифр равна сумме последних

${length-text} цифр. Трамвайный билет называется счастливым

по-московски, если сумма его цифр, стоящих на четных местах,

равна сумме цифр, стоящих на нечетных местах.

Сколько существует билетов, счастливых и по-питерски и по-московски,

если для записи билета используются цифры от нуля до ${base-text}?

 











 







// билет счастливый и по-питерски, и по-московски?

//билет счастливый по-питерски?

//сумма первой половины цифр













//сумма второй половины цифр





 









//билет счастливый по-московски?

//сумма цифр на нечетных местах













//сумма цифр на четных местах






















Листинг. 4. Полное описание задачи на примере задачи о счастливых билетах
Интерфейс обучаемого (пользователя)
На рисунке приведен вид пользовательского интерфейса системы, предоставляющего доступ к различным наборам задач (олимпиадам), а также к каждой из задач набора в отдельности. Для ввода ответа предназначена виртуальная клавиатура, содержащая список всех доступных для записи ответа примитивов.

Пользовательский интерфейс решения задачи

Примеры использования конструктора общего назначения
Использование параметрической генерации задач
Задачи генерируются таким образом, что при выборе одного и того же названия задачи разные участники получают различные ее варианты. Ниже приведены два варианта одной той же задачи, которые были предложены различным участникам.





Проведение дистанционных олимпиад
Возможность составления задач, для которых есть инструмент проверки правильности ответа даже в том случае, когда авторам задачи ответ неизвестен, предоставляет новые возможности в организации дистанционных олимпиад. Среди опубликованных олимпиадных задач по математике около 30% допускают применение описанной технологии.

Ответ может вводиться формулой от нескольких параметров; программа может проверить ответ двумя способами: а) сравнив ответ с правильным, б) сгенерировать ответ автоматически для нескольких конкретных значений параметра и сравнить с ответом, получаемым по формуле, введенной участником.



  1   2

Похожие:

Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс
Создание сайта для обсуждения новых задач по математике и для проведения математических олимпиад
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Методика изучения словесно логического мышления.
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon 1. Программные средства и информационные 4 технологии, их современное состояние и перспективы 4
Рассматриваются типовые приемы конструирования пакетов программ сложной структуры, организация проектирования программного обеспечения...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Техническое задание на оказание услуг по проведению мониторинга блогосферы...
Логическая комбинация ключевых слов, объединенных посредством логических булевских операторов (И, или, не), искомая в информационных...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Конкурсная документация
Ао «пгк» (далее Заказчик) проводит «17» мая 2018 г в 11 часов 00 мин. (местного времени) открытый конкурс №11 (далее Открытый конкурс),...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Программное...
В пособии рассмотрены основные команды операционной системы unix, предназначенные для работы с файлами и каталогами, а также для...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Программное...
В пособии рассмотрены основные команды операционной системы unix, предназначенные для работы с файлами и каталогами, а также для...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Водоснабжение
Проект разрабатывался с учетом максимального сохранения сложившейся архитектурно-планировочной структуры районного центра и использования...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Восстановление структуры и параметров информационных контейнеров...
Основные подходы к восстановлению алгоритмов функционирования программных модулей
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Конкурс проходил по двум номинациям: «Применение средств икт в образовательном...
Икт компетентностью, в период с 15. 02. 2009г по 15. 04. 2009 г был проведен областной творческий конкурс педагогических инициатив...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Психодиагностическое обеспечение оценки сформированности ууд в основной школе
«Кто Я?» (М. Кун), методика «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?» (И. В. Дубровина), диагностика самооценки и уровня притязаний» (С. Я. Рубинштейн),...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Т. Новикова-Иванцова раскрывает очень действенные способы работы...
Методика зтой работы изложена в доступной форме и для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи. Может быть эти методы кому то...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"...
Разработка предметно-ориентированного языка описания структуры и содержания электронных документов
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Константин Черняк Архитектор информационных систем и баз данных
Проектирование баз данных, написание скриптов миграций структуры бд, установка/настройка/доработка
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Методика автоматизации управленческого и бухгалтерского учета корпорации. Методик аавтоматизации
Целью документа является краткое изложение принимаемых основных категорий и соглашений управленческого учета и подробное изложение...
Конкурс на разработку информационных источников сложной структуры (иисс) Методика работы с иисс icon Цели и задачи технической политики в сфере информационных технологий
Волгоградской области в целях установления единых правил унификации и типизации технологий и оборудования, направленных на повышение...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск