Скачать 8.14 Mb.
|
и н ф 1 ж И f II К Н.УГРИНОВИЧ 10-11 классы Информатика и информационные технологии Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по информатике для учащихся 10-11 классов естественно-математического профиля общеобразовательных учреждений % Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2003 УДК 004.9 ББК 32.97 У27 Угринович Н. Д. У27 Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н. Д. Угринович. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. — 512 с: ил. ISBN 5-94774-016-8 Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и информационные технологии» (ИИТ) в общеобразовательных учреждениях. Учебно-методический комплект (учебник, практикум, методическое руководство, компьютерный практикум на CD-ROM), в который входит данный учебник, полностью соответствует разработанному Министерством образования новому общеобразовательному стандарту по ИИТ и обеспечивает возможность изучения углубленного курса ИИТ в 10-11 классах по естественно-математическому, информационно-технологическому и общеобразовательному профилям. Особое внимание уделено изучению объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic, основ логики, систем счисления и коммуникационных технологий. Содержание учебника соответствует программе вступительных экзаменов по информатике в вузы и может быть использовано для подготовки к экзаменам. УДК 004.9 ББК 32.97 По вопросам приобретения обращаться: в Москве (095) 955-03-98, e-mail: lbz@aha.ru в Санкт-Петербурге (812) 247-93-01, e-mail: dialect@sndlct.ioffe.rssi.ru © Угринович Н. Д., 2002 ISBN 5-94774-016-8 © БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 Содержание Рекомендации по использованию пособия 10 Раздел I. Основы информатики 11 Введение в информатику 12 Глава 1. Компьютер и программное обеспечение 18 1.1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера 18
1.2. Аппаратная реализация компьютера 23
1.10. Компьютерные вирусы и антивирусные программы ... 66
Глава 2. Информация. Двоичное кодирование информации 72
4 Содержание
2.6. Представление числовой информации с помощью систем счисления 87 2.7. Перевод чисел в позиционных системах счисления 93
в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. ... 93 2.7.3. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно 97
Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера 122
Содержание 5 Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно- ориентированного программирования 146
4.3. Основы объектно-ориентированного визуального программирования 157
4.4. Интегрированная среда разработки языка Visual Basic 164 4.5. Форма и размещение на ней управляющих элементов 170 4.6. Тип, имя и значение переменной 174
и программного кода 210 4.13. Массивы 213
4.13.3. Поиск в массивах 215
6 Содержание
Глава 5. Моделирование и формализация 237
5.5. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 253
5.13. Информационные модели управления объектами .... 283 Глава 6. Информатизация общества 287
Раздел II. Информационные и коммуникационные технологии 303 Глава 7. Технология обработки графической информации 304 7.1. Растровая и векторная графика 304
7.2. Графические редакторы 310 7.2.1. Растровые и векторные редакторы 310 Содержание 7 7.2.2. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint 314 7.2.3. Создание изображений в векторном редакторе, входящем в состав текстового редактора Word 316 7.3. Система автоматизированного проектирования КОМПАС-ЗБ 318
Глава 8. Компьютерные презентации 323
Глава 9. Технология обработки текстовой информации 337
(документов) 341 9.3. Форматирование документа 344
перевода текстов 356 9.6. Системы оптического распознавания документов 358 Глава 10. Технология обработки числовых данных 361
10.4. Сортировка и поиск данных 370 8 Содержание
Глава 11. Технология хранения, поиска и сортировки информации 379 11.1. Базы данных 379
и редактирования записей 391 11.4. Обработка данных в БД 394
11.5. Реляционные базы данных 400
11.6. Создание реляционной базы данных 404 Глава 12. Коммуникационные технологии 408
АТ-команд 425 12.7. Настройка соединения и подключение к Интернету 427 12.8. Электронная почта и телеконференции 431
Содержание 9 12.9. Всемирная паутина 441
Глава 13. Основы языка гипертекстовой разметки документов 467
Ответы и указания к решению 488 Приложения 505 Словарь компьютерных терминов 505 История развития вычислительной техники 508 История развития персональных компьютеров 509 Основные тэги HTML 510 Рекомендации по использованию пособия 1. В состав программно-методического комплекса по инфор матике и информационным технологиям входят:
2. Комплекс представляет собой единую образовательную среду, связанную между собой гиперссылками вида: Установить систему программирования VB5.0 ССЕ CD-ROM IEg 3. Материал в учебнике связан между собой гиперссылками вида: igbtl Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера 4. В тексте пособия приняты следующие обозначения и шрифтовые выделения: Шрифтом Arial выделены имена программ, файлов, папок, дисков и URL-адреса в Интернет. Курсивом выделены важные понятия и термины, а также названия диалоговых панелей, пунктов меню и управляющих элементов (текстовых полей, кнопок и так далее) графического интерфейса операционной системы Windows и ее приложений. Шрифтом Courier выделены тексты программ на языках программирования VBA, Visual Basic и представление Web-страниц на языке разметки гипертекста (HTML). 5. Важная информация (определения, формулы, синтаксис инструкций и методов в языке программирования) выде лены в тексте восклицательным знаком: * Ъб Важная информация
i 1 1 fi i I ■J л л, к ji ■ ОСНОВЫ информатики Введение в информатику Глава 1 Компьютер и программное обеспечение Глава 2 Информация. Двоичное кодирование информации Глава 3 Основы логики и логические основы компьютера Глава 4 Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования Глава 5 Моделирование и формализация Глава 6 Информатизация общества Введение в информатику Вещественно-энергетическая картина мира. Мы живем в макромире, то есть в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (здания, средства транспорта, мебель, одежда, станки и механизмы и так далее) и живые (растения, животные, сам человек). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с миллионами других звезд образует нашу галактику Млечный путь, а миллионы галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие этих объектов состоит из вещества. Согласно физической теории «Большого взрыва» наша Вселенная образовалась в результате взрыва сгустка «перво-материи» около 20 миллиардов лет назад. Тогда материя существовала фактически в форме энергии. Затем на протяжении долей секунды начало образовываться вещество в форме элементарных частиц. Постепенно структура вещества стала усложняться, из элементарных частиц стали образовываться атомы, а из атомов — молекулы. Из атомов и молекул за счет сил гравитационного притяжения образовались сложные структуры мегамира (звезды, планеты, галактики). Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд, галактик и так далее. Молекулы и макротела с течением времени образуют все более сложные биологические, социальные и технические системы. Введение в информатику 13 Галактики t Макротела ►Человек—► Общество \ / Техника f ► Биологические Молекулы системы t Атомы t Элементарные частицы Объекты окружающего мира Поднятое над поверхностью земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник — тепловой, заряженный проводник — электрической, ядра атомов — атомной. Механическая энергия падающей воды вращает турбины гидроэлектростанций, тепловая энергия превращается в электрическую на тепловых электростанциях, атомная в электрическую — на атомных электростанциях. Электрическая энергия передается по проводам и с помощью электродвигателей превращается в механическую энергию (движение поездов, лифтов и так далее). Все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Вещественно-энергетическая картина мира начала складываться еще в античной философии, а с XVIII века формировалась в основном в рамках физической науки и химии. С середины XX века все большее внимание стало уделяться исследованию строения и функционирования сложных систем (биологических, социальных и технических) в рамках биологии и других наук. Однако не все особенности таких систем оказалось возможным объяснить в рамках традиционного вещественно-энергетического подхода. Информационная картина мира. Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов. К концу XX века стала складываться, сначала в рамках кибернетики и биологии, а затем информатики, информационная картина мира. Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, при этом она не противопоставлена вещественно-энергетической картине мира, но дополняет и развивает ее. 14 Введение в информатику Информация в природе. Второе начало термодинамики, один из основных законов классической физики, утверждает, что если какую-либо систему «предоставить самой себе» и убрать все внешние воздействия (такую систему называют «закрытой»), то эта система будет стремиться к состоянию термодинамического равновесия. Составляющие ее элементы «перемешиваются», разрушается их структура и наступает полный беспорядок — хаос. Энтропия системы, которая является мерой беспорядка, возрастает, а информация (антиэнтропия), которая является мерой упорядоченности, уменьшается. В соответствии с такой точкой зрения нашу Вселенную ждет «тепловая смерть», то есть прекращение каких-либо изменений и развития. Однако, по крайней мере, на нашей планете многое происходит наоборот: идет саморазвитие, эволюция живой природы, то есть повышение сложности и разнообразия живых систем. Жизнь является системой открытой, многообразными путями в нее поступают и вещество, и энергия, и информация. Потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения строят сложные биологические молекулы из простых неорганических, далее животные, поедающие растения и друг друга, создают все более сложные живые структуры и так далее. Таким образом, энтропия в живой природе уменьшается, а информация (антиэнтропия) — увеличивается. Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя ее. Генетическая информация. Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится в каждой клетке организма в молекулах ДНК, которые состоят из отдельных участков (генов). Каждый ген «отвечает» за определенные особенности строения и функционирования организма и определяют как его возможности, так и предрасположенность к различным наследственным болезням. Чем сложнее и высокоорганизованнее организм, тем большее количество генов содержится в молекуле ДНК. Работы Введение в информатику 15 по расшифровке структуры генома человека, который содержит более 20 тысяч различных генов, проводились с использованием компьютерных технологий и были в основном закончены в 2000 году. Человек и информация. Человек живет в мире информации. Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств. Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса). Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти. Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира. Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей. Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами. Информация и общество. В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию. Обмен информацией между людьми может осуществляться в различных формах (письменной, устной или с помощью жестов). Для обмена информацией всегда используется определенный язык (русский, азбука Морзе и так далее). Для того чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения. История человеческого общества — это, в определенном смысле, история накопления и преобразования информации. Весь процесс познания является процессом получения, преобразования и накопления информации (знаний). Полученная информация хранится на носителях информации различных типов (книги, аудио- и видеокассеты и так далее), а в последнее время все больше на электронных носителях информации в цифровой форме (магнитные и лазерные диски и др.). 16 Введение в информатику Объединение компьютеров в глобальную сеть Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю. Информационные процессы в технике. Информационные процессы характерны не только для природы, человека и общества, но и для техники. Нормальное функционирование технических устройств связано с процессами управления, которые включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например, вождение автомобиля), в других управление берет на себя само техническое устройство (например, кондиционер). Аппаратные и программные средства информатизации. Человеком созданы специальные технические устройства, предназначенные для кодирования, обработки, хранения и передачи информации в цифровой форме (компьютер, принтер, сканер, модем и др.). Совокупность таких устройств принято называть аппаратными средствами информатизации. Универсальным устройством, предназначенным для автоматической обработки информации, является компьютер. Управляют работой компьютера программы, которые имеют различные функции и назначение. Совокупность компьютерных программ называется программным обеспечением или программными средствами информатизации. Информационные и коммуникационные технологии. Для создания на компьютере документа с использованием текстового редактора необходимо овладеть технологией обработки текстовой информации, для редактирования изображения с помощью графического редактора — технологией обработки графической информации, для проведения вычислений в электронных таблицах — технологией обработки числовой информации и так далее. В процессе исследования информационных моделей приходится разрабатывать алгоритмы и затем кодировать их на языках программирования, то есть использовать технологию программирования. Поиск и получение необходимой информации из глобальной компьютерной сети Интернет требует использования коммуникационных технологий. В любом случае кроме использования определенных аппаратных и программных средств необходимо знать и уметь применять определенные информационные и коммуникационные технологии. Введение в информатику 17 £? Информационные и коммуникационные технологии — это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Информационное общество. В последние два десятилетия массовое производство персональных компьютеров и стремительный рост Интернета существенно ускорили становление информационного общества в развитых странах мира. В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Большая часть населения в информационном обществе занята в сфере обработки информации или использует информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной производственной деятельности. Для жизни и деятельности в информационном обществе необходимо обладать информационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере. Информатика. Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации, информационных и коммуникационных технологиях, а также социальных аспектах процесса информатизации. Вопросы для размышления
Глава 1 Компьютер и программное обеспечение 1.1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера В основу архитектуры современных персональных компьютеров положен магистрально-модульный принцип. Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию. Модульная организация компьютера опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами. 1.1.1. Магистраль Магистраль (системная шина) включает в себя три многоразрядные шины: шину данных, шину адреса и шину управления, которые представляют собой многопроводные линии (рис. 1.1). К магистрали подключаются процессор и оперативная память, а также периферийные устройства ввода, вывода и хранения информации, которые обмениваются информацией на машинном языке (последовательностями нулей и единиц в форме электрических импульсов). Шина данных. По этой шине данные передаются между различными устройствами. Например, считанные из оперативной памяти данные могут быть переданы процессору для обработки, а затем полученные данные могут быть отправлены обратно в оперативную память для хранения. Таким образом, данные по шине данных могут передаваться от устройства к устройству в любом направлении. Разрядность шины данных определяется разрядностью процессора, то есть количеством двоичных разрядов, которые могут обрабатываться или передаваться процессором одновременно. Разрядность процессоров постоянно увеличивается по мере развития компьютерной техники. Компьютер и программное обеспечение 19
Магистраль Шина данных (8, 16, 32, 64 бита) Шина адреса (16, 20, 24, 32, 36 битов)
Рис. 1.1. Магистрально-модульное устройство компьютера Шина адреса. Выбор устройства или ячейки памяти, куда пересылаются или откуда считываются данные по шине данных, производит процессор. Каждое устройство или ячейка оперативной памяти имеет свой адрес. Адрес передается по адресной шине, причем сигналы по ней передаются в одном направлении — от процессора к оперативной памяти и устройствам (однонаправленная шина). Разрядность шины адреса определяет объем адресуемой памяти (адресное пространство), то есть количество однобайтовых ячеек оперативной памяти, которые могут иметь уникальные адреса. Количество адресуемых ячеек памяти можно рассчитать по формуле: N = 2 , где / — разрядность шины адреса. Разрядность шины адреса постоянно увеличивалась и в современных персональных компьютерах составляет 36 бит. Таким образом, максимально возможное количество адресуемых ячеек памяти равно: N = 236 = 68 719 476 736. Шина управления. По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали. Сигналы управления показывают, какую операцию — считывание или запись информации из памяти — нужно производить, синхронизируют обмен информацией между устройствами и так далее. 1.1.2. Процессор и оперативная память Процессор. Процессор аппаратно реализуется на большой интегральной схеме (БИС). Большая интегральная схема на самом деле не является «большой» по размеру и представляет собой, наоборот, маленькую плоскую полупроводниковую 20 |
Программа: авторская программа профильного курса «Информатика и икт»... Учебник: Угринович Н. Д. Информатика и икт. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – 2-е изд., испр и доп.–... |
Н. Д. Угринович информатика иикт Учебник предназначен для продолжения изучения курса. Инфор-предпрофильной подготовки по физико-математическому и инфорна |
||
Литература Автоматизированные информационные системы и технологии... Автоматизированные информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник/Под ред. Трофимова В. В.–М.: Юрайт, 2012.–... |
О. М. Топоркова информационные технологии Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки Информатика и вычислительная техника; Прикладная... |
||
Учебник «Информатика» Информатика в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания. Она изучает информацию и информационные взаимодействия... |
Е. П. Давлетярова Ю. А. Медведев Файловый менеджер Total Commander ч асть 2 «Информатика», «Математика и информатика», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», а также могут быть использованы... |
||
Программа дисциплины Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 231300. 62 «Прикладная... |
А. В. Клемина А. И. Мартьянов «Радиофизика» и 02. 03. 02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» |
||
Рабочая программа дисциплины Сетевые информационные технологии» для... Содержание курса соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра... |
Рабочая программа дисциплины Сетевые информационные технологии» для... Содержание курса соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра... |
||
Программа курса 2 Фонды оценочных средств 9 Методические рекомендации... Направление подготовки: 02. 04. 02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» |
Информатика (Информационные технологии) 1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Программа учебной дисциплины «Моделирование с помощью профессиональных пакетов» Направление подготовки: 02. 04. 02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» |
Морозова М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника Информационные технологии, используемые в гостиничном комплексе «Континент» |
||
Информатика и информационные технологии Конец XIX — начало XX в был отмечен научно-технической революцией, связанной с появлением и развитием квантово-механических представлений... |
Информатика Информатика: Учебник / Под ред проф. Н. В. Макаровой М.: Финансы и статистика -2006. 768 с |
Поиск |