А.Н. МАЮРОВ, Я.А. МАЮРОВ
ВЫХОД ИЗ НАРКОТИЧЕСКОГО КРУГА
Учебное пособие для ученика и учителя
7 – 11 классы
Книга 4
УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ББК
Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ
Рецензенты: И.В. Бестужев-Лада, академик РАО
Д.В. Колесов, академик РАО
Т.И. Ермакова, канд. педагогических наук, директор Нижегородской гимназии № 2.
Маюров А.Н., Маюров Я.А.
Уроки культуры здоровья. Выход из наркотического круга. Учебное пособие для ученика и учителя. 11 класс. – Ростов-на-Дону, 2012. - 231с.
ISBN
Учебное пособие «Выход из наркотического круга» завершает серию учебных пособий «Уроки культуры здоровья», содержащих разработки уроков по культуре трезвости и здоровья для учащихся 11 классов. В нем рассматриваются такие темы, как: «Избавление от алкогольной зависимости»; «Алкогольный трамплин в наркоманию»; «Противостояние наркотизму в зарубежном мире»; «Метод Шичко и другие психолого-педагогические методы избавления от зависимостей»; «Бранные слова»; «Избавление от зависимостей и профилактика» и др.
Пособие можно использовать в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной работе, для проведения классных часов, факультативных занятий, родительских собраний, летнего оздоровительного отдыха.
ББК
Учебное пособие удостоено педагогической награды России – медали Януша Корчака
ISBN
© Маюров А.Н., Маюров Я.А., 2012
Глава 1
Избавление от алкогольной зависимости
На этом уроке ты:
осмысливаешь две стороны воздействия на алкогольную проблему: избавление от зависимостей и профилактика отклонений;
практикуешь самоизбавление от алкогольной зависимости по методу Г. А. Шичко;
доказываешь преимущество трезвой жизни;
помогаешь своим друзьям, зависимым от алкоголя.
Основные понятия темы:
дезалкоголизмия;
восприимчивость доброго;
метод самоотрезвления;
метод аппаратурной дезалкоголизмии;
метод гортоновической дезалкоголизмии;
принцип оптимализма;
принцип сингулизма.
ДЕЗАЛКОГОЛИЗМИЯ - процесс превращения алкоголика в трезвенника.
ВОСПРИИМЧИВОСТЬ ДОБРОГО – способность усваивать полезное, прогрессивное, разумное. Алкоголики, обладающие хорошей восприимчивостью доброго, перестают пить с первой грамотной противоалкогольной беседы.
МЕТОД САМООТРЕЗВЛЕНИЯ - метод коллективного обретения трезвости пьющими, в том число алкоголиками, на основе взаимопомощи. Пьющие создают инициативный клуб случайно пьющих, пьяниц, алкоголиков или смешанный, регулярно встречаются и совместно изучают специально подобранные научно-материалистические противоалкогольные материалы, новые публикации, трезвенные литературные произведения, осуществляют взаимопомощь и дружеский контроль. Каждый клубист пишет аутоанамнез или автобиографию пьющего, систематически ведет дневник. Аутоанамнезы поочередно зачитываются и обсуждаются на собраниях, что оказывает дезалкоголизмирующее влияние на слушателей, позволяет лучше узнать друг друга и содействует сближению клубистов. Желающие зачитывают свои наиболее интересные дневниковые записи.
Клубы взаимоотрезвления – инициативные, они не нуждаются в уставе, в регистрации и даже в извещении какого-либо должностного лица о своем существовании. По достижении основной цели - трезвости, клуб самораспускается. Клубисты, которым не удалось избавиться от алкоголизма, вступают в другой клуб или обращаются за помощью к специалистам.
МЕТОД АППАРАТУРНОЙ ДЕЗАЛКОГОЛИЗМИИ - позволяет алкоголику самостоятельно с помощью приборов обрести трезвость. Метод предусматривает следующее:
1) приход алкоголика в кабинет дезалкоголизмии,
2) изучение инструкции,
3) написание аутоанамнеза,
4) установление на его основе и других сведений о себе при посредстве специального прибора стадии алкоголизма,
5) выявление с помощью сингуломера своих индивидуальных особенностей,
|
Сегодня имеется множество различных методов избавления от алкогольной зависимости. Это целая серия медикаментозных методов, иногда применяются различные лекарственные средства. Это и психотерапевтические методы, где основой является психогипноз. Это и известный метод А. Р. Довженко, который еще называют методом кодирования. Это и методы духовного зарока, и многие другие приемы избавления от алкогольной зависимости.
Представь дерево. Условимся, что его листья, - это привычка, ветви - потребность, установка - ствол, а корни - алкогольная запрограммированность. Ясно, что сколько не пили дерево - штрафы, наказания, женские слезы, дубинка милиционера, медикаменты и т. д. - результат будет нулевым.
Автор плаката Мариам Сума
Применение метода Г. А. Шичко - это выкорчевывание вредной привычки с корнем. Только добившись этого, можно удобрять почву и сажать новые полезные семена оптимального образа жизни: трезвость навсегда, освоение оздоровительных систем.
Все методы избавления от алкоголизма только "рубят" древо вредной привычки, не добираясь до его корней. Только по методу Г. А. Шичко происходит его корчевание - уничтожение алкогольной запрограммированности и перепрограммирование сознания. Когда же такое перепрограммирование произошло, рецидива можно уже не бояться. Ибо бывший алкоголик не воспринимает свой добровольный, сознательный отказ от алкоголя как вынужденное воздержание, - он становится убежденным трезвенником. Решение о добровольном отказе приходят буквально после нескольких дней занятий, поскольку метод Г. А. Шичко - не запугивание и угроза гибелью, а спокойное, постепенное и доверительное просвещение, основанное на полном уважении к личности.
Г.А. Шичко
Основой метода Г. А. Шичко, как мы уже знаем, является ведение дневника. Дневник - это "торпеда", пускаемая в мозг для разрушения старой программы на зависимость от алкоголя и одновременное освобождение "площади" для создания новой программы - на трезвость и оптимальный образ жизни. Это - лаборатория, в которой человек учится новой жизни на собственном опыте (но при условии, что он пишет в нем все совершенно откровенно).
Помни, что дневник показывает твой уровень знаний по алкогольной проблеме, осмысление событий уже на новом уровне. Структура ответов складывается из трех составляющих:
1) описание,
2) выводы, обобщение,
З) постановка задач - новых, трезвых и более высоких.
Ведение дневника самосовершенствования не только меняет сознание, программу, но и, согласно исследованиям ученых, увеличивает сопротивляемость болезням и снимает излишнее психологическое напряжение.
Любому делу нужно учиться. И работе с дневником также. Сделай это ради себя. Полюби себя! Это очень важно. Многие проблемы, неудача у человека от неуважения к себе. И в данном случае нужна любовь. В этом тебе поможет упражнение. Встань перед зеркалом и скажи: "Я люблю тебя. Ты прекрасен. У меня все отлично!"
Осознав, почувствовав такое состояние, садись и пиши дневник. Заканчивай же писать его фразой: "Люблю свой дневник и жду встречи с ним!"
ДНЕВНИК ПРОТИВОАЛКОГОЛЬНЫЙ
1. Псевдоним, имя, отчество.
2. Дата, время заполнения (заполняется только перед сном).
3. Как Вы сегодня относитесь к спиртному.
4. Нахождение в компании употребляющих спиртное и отношения к предложению употребить спиртное.
5. В каком случае некоторые люди употребляют алкоголь (каждый раз опишите один новый случай).
6. Зачем они это делают?
7. Что в этом неправильного, плохого?
8. Как в этом же случае поступите Вы (опишите три конкретных реальных варианта поведения без алкоголя).
9. Что конкретно Вам известно о вредоносном действии спиртного?
10. Ваше отношение к людям, употребляющим спиртное?
11. Ваше отношение к питейным заведениям?
12.Ваше впечатление от проведенного занятия, вопросы, пожелания.
13. Настроенность на завтрашний день.
14. Написать самовнушение левой рукой.
Примечание:
В дневнике обязательно указывать порядковые номера вопросов, на которые даются ответы. Писать дневник разборчиво, т. к. рука тренирует мозг. В период занятий и после, в течение месяца, дневник ведется ежедневно. Дальнейшее его ведение определяется графиком (см. антитабачные уроки). Записи должны быть полными и обязательно точными.
ВЕЧЕРНИЙ АУТОТРЕНИНГ
на избавление от алкогольной зависимости
1. У меня сильная воля и твердый характер.
2. Я верю в успех освобождения от алкогольно-табачной зависимости.
3. Я спокоен, абсолютно равнодушен к алкоголю и табаку.
4. Мой организм свободен от алкогольно-табачного яда.
5. При любых обстоятельствах я откажусь от алкоголя и табака.
6. Я уверен в себе и в успехе достижения поставленной цели.
7. Я равнодушен к алкоголю и табаку, мысль о них противна.
8. Я уверен в освобождении от алкогольно-табачного рабства.
9. Я спокоен, сдержан и равнодушен к алкоголю и табаку.
10. Я сознательно отказался от табака и алкоголя.
11. Мой организм освобожден от алкогольно-табачной зависимости.
12. Жизнь без алкоголя и табака - мое нормальное состояние.
13. Я уверен в себе и верю в успех освобождения от алкоголя и табака.
14. Я доволен собой, рад освобождению от алкогольно-табачной зависимости.
15. Я абсолютно равнодушен к табаку и алкоголю.
16. Освобождение от алкоголя и табака мне приятно.
17. У меня сильная воля и твердый характер.
18. Я спокоен. Освобождение от алкоголя и табака доставляет мне радость.
19. У меня отличное самочувствие.
20. Мне приятно, радостно и хорошо.
21. Я здоров, вечно молод, счастлив, люблю и любим. Примечание:
1. Аутотренинг писать (только писать) после написания очередного дневника перед сном, максимально-возможное количество раз в соответствии с рекомендациями (п. 3 примечания).
2. Оставшееся количество писать в течение дня.
3. Рекомендация написания аутотренинга по дням:
|
|
1 день - 14 раз (лучше 21),
2 день - 7 раз,
3 днь - 7 раз,
|
4 день – 7 раз,
5 день – 7 раз
Итого: 42 аутотренинга
|
6) в соответствии со стадией алкоголизма и индивидуальными особенностями выбор программы самовоздействий.
7) использование этой программы для:
а) подавления потребности в спиртном,
б) угасания привычки к его употреблению,
в) очистки сознания от питейной запрограммированности,
г) обретения сознательной трезвости.
Аппаратурный метод дезалкоголизмии пока разработан теоретически.
МЕТОД ГОРТОНОВИЧЕСКОЙ ДЕЗАЛКОГОЛИЗМИИ - нелечебный и по-настоящему научно-материалистический метод, предусматривающий с помощью специальных занятий превращение алкоголика в сознательного трезвенника. Метод позволяет при его правильном использовании добиваться почти стопроцентного положительного результата. На сегодня – это единственный метод, обеспечивающий полное избавление людей от алкоголизма и резко повышающий их сознательность. Он самый гуманный.
М. Г. Д. предусматривает следующее:
1) написание подробной автобиографии алкоголика (аутоанамнез),
2) в течение установленного периода систематическое ведение дневника,
3) выявление индивидуальных особенностей алкоголика,
4) проведение бесед и психологических сеансов с учетом этих особенностей, аутоанамнеза и дневниковых записей,
5) настройка на бережное отношение к своему здоровью, к здоровью других, на самозащиту от абсурдистских влияний, на добросовестное исполнение семейных и трудовых обязанностей,
6) проверка знаний, взглядов и убеждений.
В процессе занятий достигается следующее:
а) освобождение от питейной запрограммированности,
б) угасание привычки к его употреблению и потребности в нем,
в) усвоение достоверных трезвенных сведений,
г) формирование на их основе научных взглядов и убеждений, относящихся не только к алкогольной проблеме.
Важно отметить следующее: ученые расходовали массу средств и времени на поиск препаратов, которые подавляли бы потребность в спиртном, между тем оно угасает в первые один-два сеанса, причем у части алкоголиков появляется отвращение к спиртному. В избавлении людей от алкоголизма решающее значение принадлежит научным знаниям, волевые усилия и борьба с собой по существу не нужны.
Метод применяется в четырех вариантах: индивидуальный, групповой, развернутый и сокращенный,
Выше представлен индивидуальный вариант, при групповом - занятия состоят из лекций, бесед, психологических сеансов, периодической проверки знаний, взглядов и убеждений. Развернутый вариант состоит из 15 полуторачасовых занятий, сокращенный - из четырех трехчасовых, проводимых в два дня.
Желательно, но не обязательно воздержание от употребления спиртного перед началом курса занятий и во время его проведения. Важно, чтобы алкоголик в результате усвоения научных знаний добровольно и сознательно перестал пить, а не по принуждению и не путем волевых усилий.
Слушатели, хорошо усвоившие курс, становятся сознательными трезвенниками, радуются этому, гордятся этим и добровольно проводят противоалкогольную работу, причем некоторые собственными силами оказывают помощь алкоголикам.
МЕТОД САМОИЗБАВЛЕНИЯ ОТ АЛКОГОЛИЗМА – позволяет алкоголику самостоятельно обрести трезвость. Метод предусматривает следующее:
1) написание аутоанамнеза,
2) ведение дневника и периодическое прочитывание его,
3) выявление своих индивидуальных особенностей,
4) в соответствии с ними использование специального приема подавления потребности в спиртном и, при наличии показаний, выработки непереносимости его,
5) изучение специально подобранных научных материалов,
6) критический разбор художественных произведений, затрагивающих алкогольную проблему.
МЕТОДЫ ДЕЗАЛКОГОЛИЗМИИ – методы избавления от алкоголизма. Принято считать, будто от алкоголизма можно освободиться только путем медицинского лечения, в действительности же существует много нелечебных методов.
Все известные и возможные методы можно разделить на следующие группы: лечебные методы, гортоновические, административные, товарищеские, семейные, самоличные, религиозные и смешанные. К группе гортоновических методов относятся: метод аппаратурной дезал-коголизмии, метод взаимоотрезвления, полный и сокращенный (двухдневный) курсы занятий.
ПРИНЦИП ОПТИМАЛИЗМА - принцип поиска и выбора наилучших, оптимальных решений. Алкоголик имеет перед собой ряд вариантов дальнейшей жизни, в том числе: пить пуще прежнего, оставить все неизменным или обрести трезвость. Оптимальный вариант – стать трезвенником, наихудший, пессимальный – пить пуще прежнего. Человек, умело руководствующийся принципом оптимализма, живет наилучшей, полноценной и наиболее полезной жизнью. Существование алкоголика - противоположность такой жизни.
ПРИНЦИП СИНГУЛИЗМА – принцип учета индивидуальных особенностей человека. Игнорирование этого принципа приносит большой ущерб обществу, например, мешает резкому повышению выздоравливаемости больных, подъему воспитательной и учебной работы. К общим основным свойствам нервной системы человека относятся: вникаемость, памятливость и подвижность.
Пометки на полях
Мы пьем за здоровье друг друга и портим собственное здоровье.
Д. Джером.
Джером, Клапка Джером (1859-1927) – английский писатель.
Знаете ли, что пьет этот человек из стакана, зажатого в трясущейся пьяной руке? Он пьет слезы, кровь, жизнь своей жены и своих детей.
Ф. Ламенне.
Ламенне, Фелпепте Роберт (1782-1854) – французский писатель, общественный деятель.
Вода - единственный напиток мудрецов.
Г. Торо.
Торо, Генри Девид (1817-1862) – американский писатель, публицист и философ.
|
4. В с случае срыва или появления невыносимого желания употреблять алкоголь и табак, повторно выполнить п. 3 примечаний.
УТРЕННИЙ АУТОТРЕНИНГ
Пояснение: Утренний аутотренинг является одним из эффективных упражнений по самовнушению. Его влияние основано на том, что ночью во сне над человеком преобладает руководство подсознания. При просыпании происходит "смена караула", которая длится до 70 секунд. В это время в мозгу появляется "свободная форточка", в которую и нужно послать письменно нужную команду.
Выполнение: Проснулись. Берете заранее приготовленную тетрадь и карандаш. Мысленно представляете один из теплых образов: море, солнце; лесная поляна.
Их можно со временем корректировать, исходя из задач дня, жизни.
1. Сегодня у меня прекрасное настроение.
2. Сегодня здоров и укрепляю здоровье добровольным отказом от травления себя алкогольно-табачным ядом и "мертвой" пищей.
3. Ушли лень, раздражительность и слабоволие.
4. Сегодня энергичен, доброжелателен с людьми, у меня крепкая воля.
5. Сегодня свободен от рабства алкоголя, табака, переедания и лишнего веса.
6. Сегодня совершенно спокоен и выйду достойно из любой, самой трудной ситуации дня.
7. Сегодня здоров, счастлив, молод, люблю и любим.
8. Жизнь! Жизнь! Жизнь!!!
Положительные качества трезвости
Чтобы понять все важное значение трезвости для человечества, укажем на многочисленные добродетели, порождаемые ею в нашей жизни. В этом случае трезвость можно сравнить с волшебным деревом, на котором спеют самые разнообразные плоды.
Какие же это плоды?
Укажем хотя бы некоторые из них.
1-й плод трезвости есть воздержание или уменье человека владеть собою, а воздержание называют основой всех добродетелей.
2-й плод трезвости - кротость. Войдите в собрание трезвых - и встретите здесь взаимный мир и любовное согласие.
3-й плод трезвости - трудолюбие. Трезвость поднимает силы человека. Руки трезвого сами просят дела и без работы скучают.
4-й плод трезвости - это внутреннее довольство собой и окружающим.
5-й плод трезвости - благонадежность. Трезвый человек - это чаще надежный человек, на которого можно спокойнее положиться во всяком деле.
6-й плод трезвости - ясность сознания. Постоянная трезвость делает человека вдумчивым, наблюдательным, рассудительным и опытным.
7-й плод трезвости - достаток, или зажиточность. Трезвая жизнь как бы застраховывает человека от непроизводительных расходов на водку и связанных с ней убытков.
8-й плод трезвости - здоровая и продолжительная жизнь, человека по сравнению с потребляющим алкоголь.
9-й плод, порождаемый трезвою жизнью, - это счастливая семейная жизнь.
Из воспоминаний бывшего пьяницы: Когда я пил спиртные изделия, в голове шумело, тело болело; сердце тосковало и в кармане пустовало, а когда перестал, стала голова свежей, тело здоровей, сердце веселей и в кармане тяжелей".
Информация для учителя:
Подросткам в этом возрасте нравится быть полезным, но они зачастую на замечают того, что могут помочь своим сверстникам. Так как подростки так сильно озабочены тем, чтобы быть принятыми и понятыми своими сверстниками, они обычно считают неудобным обращаться за помощью к своим ровесникам потому, что это может быть воспринято как проявление слабости. Это занятие помогает учащимся понять, что, как обращение за помощью, так и оказание помощи могут быть признаками силы характера человека.
При возникновении проблем с алкоголем или наркотиками необходима консультация взрослых. Учащиеся не всегда подготовлены к тому, чтобы помочь в этом своим сверстникам советом.
Ввиду того, что подростки сильно подвержены влиянию со стороны равных себе, этот урок имеет целью усилить позитивные аспекты взаимопомощи среди ровесников. Он также имеет целью раздвинуть рамки понятия "оказание помощи нуждающимся", перенося внимание на все общество в целом. Учащиеся, добровольно тратящие часть своего времени, работая на благо общества, тем самым сокращают для себя риск употребления алкоголя и наркотиков.
Используя заметки, которые учащиеся вырезали из местных газет, обсудите проблемы, существующие в вашем районе, городе и примеры того, как группы гражданской инициативы, социальные службы, религиозные общины и другие организации оказывают помощь в их решении. Обсудите, как помощь людям в поисках работы и жилья, в уходе за детьми, медицинская помощь и другие виды помощи облегчают жизнь общества.
Объясните, что население нуждается в помощи со стороны подростков и укажите, что один из способов быть полезным обществу – это оказание помощи своим сверстникам. Попросите учащихся предложить, в какой помощи могут нуждаться их сверстники (например: помощь в учебе, помощь в овладении новым видом спорта). Пусть учащиеся напишут несколько таких примеров на доске. Обсудите, почему молодым людям может быть трудно обратиться за помощью к сверстнику, и каким образом просьба о помощи и принятие посторонней помощи могут быть признаками силы, а не проявлением слабости.
Обсудите с учащимися некоторое из тех, что они могли бы предпринять, дабы помочь своим сверстникам (подтянуть по какому-либо учебному предмету, навестить кого-то в больнице, потренировать кого-либо в каком-нибудь виде спорта, организовать в школе кампании по сбору одежды для нуждающихся).
Попросите учащихся выбрать какую-нибудь идею и кратко написать свои предложения о том, как они намереваются помочь кому-либо из своих сверстников (примечание: скажите учащимся, что они могут не называть имя человека, которому хотели бы помочь). Попросите нескольких учащихся зачитать их предложения и обсудите, как часто они могут заниматься оказанием помощи (например: всего один раз, раз в неделю, раз в месяц).
Попросите учащихся периодически докладывать классу о том, как они оказывают кому-либо помощь. Пусть учащиеся заполнят таблицу "Помощь другим".
Влияние сверстников
У учащихся этого возраста почти нет опыта снятия стресса, и они верят, что единственными людьми, которые на самом деле могут понять и помочь им, являются их сверстники. В результате этого они стремятся как можно больше времени проводить с друзьями одного с ними возраста. Они без умолку болтают, передают друг другу записки в школе, придумывают предлоги, чтобы уйти с занятий или из дома, якобы по делу, а на самом деле просто для того, чтобы повидать друга. Они, по-видимому, нуждаются в постоянном утешительном для них увещевании в том, что то, что с ними происходит, вполне обычно и нормально. Только сверстник может их в этом убедить. Они полагают, что взрослые, с которыми они общаются, не способны разделить с ними их тревог. Кроме того, школьные программы часто не рассчитаны на высокий уровень индивидуального межличностного общения, к которому подростки так стремятся и в котором так нуждаются.
Подростки хотят, чтобы их видели и замечали их одногодки. В своем стремлении выделяться и покончить с прошлым, они одинаково одеваются, одинаково разговаривают и имеют много общего в мыслях, взглядах, симпатиях и антипатиях.
Это время бурного развития во взаимоотношениях. Семья перестает играть такую большую рель в их жизни, круг сверстников приобретает большее значение и тесная связь подростков с родителями начинает нарушаться. Подростки начиняют предпочитать путешествовать, делать покупки и развлекаться в кругу таких же как они сами, а не со своими семьями. Их родители в ответ на такое поведение могут сердиться и обижаться, что делает и без того неспокойный период жизни подростка еще более напряженным. Родители и другие взрослые могут ощущать растерянность и расстраиваться из-за того, что ребенок, которого они знали, кажется, перестал существовать.
Помимо отдаления в большей или меньшей степени от своей семьи, многие подростки подвергают пересмотру все, что связано с их прошлым - старые дружеские связи, старые ценности, старые убеждения и старые подходы к решению проблем. Взрослые, к которым подростки когда-то питали большое уважение, теперь могут попасть под огонь их критики. Простые мысли и истины, которые исходили от взрослых ранее, для подростков уже не годятся. Указания и ответы, наподобие "потому, что я так сказал" или "скажи нет и все", уже неуместны. Подростки требуют объяснений и настоящих ответов. Они часто полагают, что им следует отвергать все, что говорят взрослые или считают это противным и ищут альтернативный ответ у своих сверстников. Лицами, которые пользуются наибольшим доверием у подростков этого возраста, являются члены семьи, которые очень много делают для того, чтобы сохранить былой уровень доверия, или подростки чуть старше, которые недавно прошли через этот период волнений и стрессов.
Как важно быть своим среди таких же, как ты сам
Большинство особенностей поведения подростков объясняется стремлением быть "своим", особенно среди ровесников. Это ощущение принадлежности к определенному кругу может фактически заслонять собой все остальное; они могут читать, слушать музыку или смотреть кинофильмы или телевизионные программы, в которых принимают участие только подростки их возраста. Желание быть принятым порождает необходимость вести себя, как это делают их сверстники. Влияние сверстников это не столько действительное давление со стороны одного человека или группы с целью заставить кого-либо вести себя определенным образом, сколько добровольное самопринуждение, заставляющее подростка вести себя, как другие из его круга, чтобы ощущать себя частью этой общности. Из-за желания быть "своим", смотрясь как все остальные сверстники, подростки выбирают одежду, которая буквально выглядит формой.
Учащиеся этого возраста часто находятся под влиянием момента. Ориентируясь в большей степени на обстоятельства, они вдруг могут совершить поступок, противоречащий их убеждениям. Они могут обнаружить, что сейчас делают что-то, что они раньше считали неверным, потому что в данную минуту это кажется им правильным или необходимым, чтобы доказать, что они как все остальные. Приобщение к алкоголю и наркотикам чаще всего берет начало именно в такой обстоятельственной этике.
Так как в это время организм подростков быстро развивается, многие из них становятся почти одержимы навязчивой идеей своей внешности, размера и формы разных частей тела или скорости, с какой они развиваются. Им неловко говорить с членами своей семьи об этих физических изменениях и поэтому они проводят много времени со своими сверстниками, разговаривая и подшучивая над этими переменами. Информация, которую они получают от сверстников, часто бывает искаженной и неточной.
Отказ от выпивки
Учитель на занятии предлагает упражнение: отказаться от выпивки в обстановке ее ожидания и возможности, а затем рассказать об этом группе. Это упражнение дает возможность проникновения в суть затруднений подростка, переживаемых при попытке изменить привычные образцы поведения. Оно может направить мысль на выработку механизмов на помощь подростку для изменения в лучшую сторону привычек поведения, а также на умения, необходимые для того, чтобы совет был принят и поддержка была оказана в достижении желательных перемен.
Профилактика
Наряду с избавлением от зависимостей очень важны различные аспекты профилактики. Эти мероприятия должны быть многосторонними и включать в себя:
- первичные меры, состоящие в предотвращении возникновения алкогольной проблемы путем воздействия на продажу и доступность алкоголя, повышении уровня знаний о нем, формировании трезвого образа жизни, абстиненции и т. п.;
- вторичные меры, включающие раннюю диагностику и интервенцию по отношению к лицам группы риска и тем, у кого предполагается наличие алкогольной проблемы;
- третичные меры, предполагающие возможные действия, которые призваны уменьшить последствия употребления алкоголя (в основном, лечение и реабилитация).
Понимание профилактических мероприятий в последние годы претерпело значительные изменения. Среди теоретических моделей ранней профилактики зависимости и профилактических мероприятий для группы риска (первичные и вторичные меры) можно выделить следующие.
1. Просветительская (традиционная) модель здоровья, которая базируется на распространении информации о веществах, вызывающих зависимость, о последствиях их употребления. Информация распространяется 3-мя способами: ознакомление с эффектами воздействия; подача устрашающей информации (намеренное преувеличение отрицательных результатов употребления этих веществ) и приведение конкретных примеров, (например, рассказов зависимых лиц). Наиболее распространенные формы - лекции, беседы, показ фильмов, плакаты и листовки.
2. Гуманистическая образовательная модель, целью которой является оказание помощи формированию личности, которая бы не нуждалась в "подпорках" в форме наркотиков и алкоголя. Здесь используются следующие формы образования и просвещения: работа в малых группах, направленная на интеграцию и развитие личности, психологические игры и дискуссии.
3. Групповая образовательная модель (влияние группы), которая исходит из предпосылки, что среда должна являться для индивида источником примеров и образцов для подражания, наказаний и наград, не оказывая на него давление. В связи с этим данное направление концентрируется на обучении индивида способности определять грозящую ему опасность и умению противостоять негативным влияниям. Например, данная модель учит умению говорить "нет" в тех ситуациях, когда индивид подвергается негативному воздействию окружения.
4. Образовательная модель в области жизненных знаний. Она является попыткой объединить 3 вышеупомянутые модели, в которых главными причинами обращения к психоактивным веществам были недостаток знаний, дефицит в области развития личности и неумение справиться с негативным влиянием окружения. Согласно этой модели, профилактика заключается как в передаче знаний о наркотических веществах и воздействии социума, толкающего к их употреблению, так и в формировании умения удовлетворять свои потребности, запросы без помощи этих средств.
5. Модель альтернативных форм, пропагандирующая новые интересные формы отдыха, использование свободного времени таким образом, чтобы оно стало альтернативой употреблению химических веществ (например, развитие творческих интересов, турпоходы, обучение новым ремеслам и т. п.).
6. Модель пропаганды здоровья, которая происходит от определения термина "здоровье", данного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Здоровье трактуется как единое целое в его психическом, физическом, духовном и культурном измерении.
В последние годы в мире существенным образом изменилось отношение к профилактике зависимостей. Пропагандируемые традиционной моделью мероприятия, направленные на борьбу с патологией, были практически вытеснены мерами по пропаганде здорового образа жизни. Ибо стало ясно, что указаний на негативные последствия употребления наркотических средств явно недостаточно, и совершенно необходимыми стали поиски и осознание причин, по которым люди обращаются к этим средствам. Оказалось, что в профилактических мероприятиях не столько важна "борьба с алкоголизмом", сколько воспитание в духе трезвости, трезвого образа жизни, где, наряду с обучением по тематике зависимости, существенную роль играет формирование здорового образа жизни, помощи человеку в достижении чувства собственного достоинства и т. п.
Информация к размышлению
Академиком И.П. Павловым установлено, что после приема малых доз алкоголя рефлексы исчезают и восстанавливаются лишь на восьмой-двенадцатый день. Но рефлексы это низшая форма мозговой функции. А высшие функции мозга после приема так называемых умеренных доз, то есть 25-40 граммов алкоголя, восстанавливаются только на двенадцатый-двадцатый день.
Установлено, что даже кружка пива вызывает структурные изменения в организме. При длительном употреблении алкоголя перерождаются и атрофируются ткани, что особенно резко и рано проявляется в мозгу... Сначала происходит атрофия больших полушарий и мозжечка, разрежение и запустение их коры в связи с гибелью корковых нейронов (В.К. Болецкий. Тезисы научной конференции. – М., 1955).
В печати сообщалось, что, по свидетельству М. Штюрмера, советника канцлера Г. Коля, в 1986 в Бонне была разработана концепция психологической войны как "третьей мировой": "Война повсюду и нигде, она не знает фронтов, она не знает мира. Цель – превосходство во имя подчинения противника, не сделав ни одного выстрела".
Доктор химических наук профессор С.И. Жданов писал: "Против народов России давно ведется тотальная война с применением химического оружия. Она ведется не только внешними силами, но и силами внутренними, заинтересованными в ее конечных целях..." (И.В. Дроздов, президент Северо-Западного отделения Международной славянской академии, сентябрь 1998).
Еще в 1975 году ВОЗ сделала вывод о том, что без законодательных (то есть запретительных) мер все виды антиалкогольной пропаганды неэффективны (академик Ф.Г. Углов, декабрь, 1998).
Никогда еще пьянство в нашей стране не носило характера эпидемии, поразившей соотечественников независимо от возраста и пола...
Правительство явно не приветствует отрезвление россиян. Его основная задача ясна: ограничив торговлю импортным алкоголем и повысив акциз на спиртные изделия отечественного производства, получить средства для бюджета (З.В. Коробкина, профессор, доктор технических наук, г. Владимир, январь, 1999).
Из выступления депутата Государственной Думы профессора Г.И. Бердова на межрегиональной конференции "Политика отрезвления и возрождения России". Депутат отметил, что время у нас тяжелое, потому что под видом так называемых реформ господа демократы во главе с Ельциным привели страну к полному краху. Выступающий привел цифры: за два года реформ население России сократилось на 4 млн. 200 тыс. человек. "Я часто говорю, что Ельцин не сделал ни одной ошибки. Вопрос в том, что он имеет своей целью. Его цель развалить Россию. Ельцин со своим окружением действовал последовательно и правильно" (январь 1999).
Марийская газета "Социум СМ" сообщила следующее: "Последние исследования ученых кафедры статистики Российской государственной экономической академии показали, что в России 4-5% населения являются трезвенниками, 14-16% - умеренно пьющими, 79-82% - алкоголезависимыми. Последнюю категорию подразделяют на три части: предпьяницы (до 27%), пьяницы (24-25%) и алкоголики (29-32%) (профессор Б.И. Игнатьев, январь 1999).
В 1990 году ВОЗ провела анализ 353 научных работ, посвященных проблемам алкоголизма и его последствий. Что касается пользы употребления алкоголя, то в этих работах не приведено ни одного примера положительного влияния на организм.
К сожалению, мозг нации – интеллигенция, в своем отношении к алкоголю не далеко ушла от обычного пьяницы... Она уверяет всех, что пьет умеренно! Но это же самое бормочет валяющийся под забором... Вот почему за пьянство и гибель народа ответственны не только враги его, но и интеллигенция, работающая в том числе и на высоких государственных должностях (академик Ф.Г. Углов, апрель 1999).
Из выступлений участников учредительного съезда общероссийской политической общественной организации "Союз борьбы за народную трезвость":
Православие должно лежать в основе всех сфер нашей жизни: воспитания, образования, государственности и, конечно, трезвеннического движения...
Как бы мы ни говорили, что не будем заниматься политикой, сделать это невозможно...
Недавно в Москве проходила конференция по профилактике наркомании, но тема трезвости не звучала как таковая... (ноябрь 1999).
Каждый год русских становится на миллион меньше... В 2018 году, когда пойдут в армию рождающиеся сейчас мальчики, число славян и мусульман в России сравняется. Какая судьба ждет тогда наш народ, нетрудно догадаться на примере Чечни, Казахстана, Таджикистана...
Казалось бы, правительство должно всемерно поддерживать вымирающие русские области, оказавшиеся в эпицентре демографической катастрофы. Однако ничего подобного в жизни не происходит. Вот цифры, рассчитанные специалистами Русского Общенационального Союза на основе доклада Счетной палаты Российской Федерации Егору Строеву (№ 01 – 1126/15 от 09.09.99). Факты ярко свидетельствуют, что области вымирающего Нечерноземья получают из российской казны во много раз меньше национальных окраин. Для чиновников, сидящих в Москве, один житель Кабардино-Балкарии в девять раз дороже, чем житель Владимирской земли. И даже в Чечню денег гнали больше, чем в любую из коренных русских областей, что не мешало чеченцам добивать остатки русского казачьего населения, брать в заложники священников, готовить вторжение в Дагестан (февраль 2000).*
|
|