Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя школа №1»
муниципального образования «город Десногорск»
Смоленской области
Сообщение на тему: «Сюжетно – ролевые уроки по физической культуре».
Подготовила: учитель физической культуры МБОУ «СШ № 1»
Быкова Евгения Анатольевна
Десногорск 2015 г
Сюжетно-ролевые уроки по физической культуре.
Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных ролей.
С одной стороны, сюжетно-ролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать какие-либо сказочные или жизненные ситуации.
Сюжетно-ролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный серпантин», «Самый-самый», «Вперёд к олимпийской медали».
Сюжетно-ролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть представлены в качестве спортивно-музыкальных театрализованных представлений по определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое развитие детей. На сюжетно-ролевых уроках дети одновременно ощущают совместную радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.
Итак, сюжетно-ролевые игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры в средних классах.
Физическая культура, спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий, в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – философы: Сократ, Платон, Аристотель и другие.
В 21-ом веке проходят радикальные перемены в жизни нашего общества, которые влекут за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Новое мышление выдвигает на первый план общечеловеческие ценности.
В деятельности учителя я вижу три направления:
1. Оздоровление.
2. Обучение.
3. Воспитание, развитие.
Ведущей педагогической идеей в работе с младшими школьниками определяю формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях и на необходимости занятий физическими упражнениями; создание ситуации успеха в учебной деятельности по предмету физическая культура.
Воспитательными задачами считаю воспитание нравственных качеств: сопереживания, взаимопомощи, соучастия, сдержанности, умения побеждать и проигрывать. Формирование чувства красоты и эстетического вкуса.
Главенствующей образовательной технологией выбираю технологию обучения в игре. Игра – естественный спутник жизни ребенка, и поэтому отвечает закону природы. Результат игры – радость и эмоциональный подъем. Положительная эмоция творчества – важнейшие факторы оздоровления.
Следует особо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. Детский организм подвержен различным влияниям окружающей среды, а также быстрой утомленности. Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво. Ребенок часто отвлекается на то, что в данный момент ему кажется более интересным. Воля развита слабо, поэтому игры следует использовать с небольшим количеством правил. Так как мышление в этом возрасте является образным и предметным, сюжетные игры как нельзя лучше способствуют развитию творческого воображения детей и воспитанию личностных качеств. Сюжетно-ролевые игры ценны в педагогическом отношении, поскольку они оказывают большое влияние на развитие мышления, формирование характера, развитие воли, нравственных качеств, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой на позитивную учебную деятельность. В 1-ых классах использую сюжетно-ролевую игру «В гостях у сказки». В игре дети, произнося речитативом сюжетные тексты, превращаются в сказочных героев. В зависимости от роли ученики выполняют определённые движения. Во 2-ых классах проводится урок по сказке: «Снежная Королева». Дети очень любят сказки, поэтому, разрабатывая сценарий игр по известным сказкам, решаю не только обучающие и развивающие, но и воспитательные задачи.
В игре дети бегают и перемещаются парами, проявляют ловкость, быстроту при перебежках, крепко держась за руки, символизируя свою дружбу.
Дети, проявляя в сюжетно-ролевых играх ловкость, быстроту, силу, выносливость, развиваются физически. При этом переживают позитивные эмоции: радость, наслаждение и соответственно оздоравливаются.
В 3-х классах мною разработан сценарий сюжетного урока по сказке «Гуси- Лебеди».
Сюжетно-ролевые игры по русским народным сказкам укрепляют не только тело и дух, но и знакомят с устным народным творчеством, приобщают детей к национальной культуре.
На уроках гимнастики также проводятся сюжетно-ролевые игры. Например, игра «Приключения Буратино». Дети, выполняя физические упражнения в группах по станциям «На болоте у черепахи Тортиллы», «Карабас-Барабас» и др.), не только обучаются прыжкам «по кочкам», перекатам и др., но и учатся проявлять личностные качества: аккуратность и точность движений, взаимоуважение и взаимовыручку.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1"
Урок физической культуры в 1 А классе по теме: Сюжетный урок по сказке «Снежная королева».
Автор: Быкова Евгения Анатольевна,
учитель физической культуры.
2014 г
Технологическая карта урока
Учитель
|
Быкова Евгения Анатольевна
|
Образовательное учреждение
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
|
Предмет
|
Физическая культура
|
Класс
|
1а
|
Автор УМК
|
Лях В.И.
|
Тема урока
|
Сюжетный урок по сказке «Снежная Королева»
|
Цели
|
Обучающая: ознакомить детей с эстафетным бегом и техникой передачи эстафеты и правилами подвижной игры» Два разбойника.
Развивающая: развитие координации движений рук и ног во время бега, развитие ловкости, быстроты.
Воспитательная: воспитание целеустремленности, взаимоуважения, мотивация учебной деятельности.
|
Тип урока
|
Комплексный
|
Формируемые УУД
|
Личностные
|
Метапредметные
|
Предметные
|
Быть мотивированным к учебной деятельности.
|
Определять и формулировать тему и цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, ориентироваться в своей системе знаний.
|
Разучить технику эстафетного бега.
|
Основные понятия
|
Эстафетный бег, понятия «добро» и «зло»
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Универсальные
учебные действия
|
1.Организационный момент
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение предмета.
Построение, приветствие. Настрой детей на работу.
|
Слушают и обсуждают тему урока.
|
Личностные: формировать потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. Осмысление понятий добро и зло.
|
II. Актуализация знаний
|
Беседа на тему: Добро и зло в сказке «Снежная Королева».
Радость, помощь, счастье, уважение- всё это входит в понятие добра.
Обман, беда, разрушение хорошего, вражда – составляющие зла.
Повторение правила. Т/Б на уроках при эстафетах и подвижных играх.
Выполнение команд:
Класс «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь!»
Учитель загадывает загадку:
Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Ведь она полна коварства,
В ледяное её царство,
Если кто - то попадёт,
То, пожалуй, пропадёт.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная
.......... (КОРОЛЕВА СНЕЖНАЯ)
Комплекс ОРУ на месте в кругу, под музыкальное сопровождение.
|
Слушают наводящие вопросы учителя, выполняют задания учителя.
Настрой на урок.
Самооценка готовности к уроку.
Выполняют упражнения.
Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения.
Ученики отгадывают загадку.
|
Познавательные:
извлекать необходимую информацию из рассказа учителя; осуществлять поиск необходимой информации.
Личностные: воспитывать дисциплинированность. Сопереживать героям сказки.
Регулятивные: развивать внимания, уметь оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.
|
III.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач
|
Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником.
|
Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.
|
Познавательные: извлекать необходимую информацию из рассказа учителя; осуществлять поиск необходимой информации.
|
IV. Изучение нового материала.
|
Формулирует задание, осуществляет контроль.
Даёт команду на выполнение заданий.
Обращает внимание на старт и финиш в эстафетном беге.
Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осущест-
вляет индивидуальный контроль.
|
Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.
Слушают, выполняют упражнение
Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
|
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учеником эстафеты.
|
V. Самостоятельное творческое использование
сформированных УУД.
|
Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку.
Ориентировать учащихся на правильный старт, финиширование и передачу эстафеты.
|
Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.
Слушают и выполняют упражнение.
|
Познавательные: восстанавливать навык в выполнении эстафетного бега. Закрепление технику выполнения.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера.
|
VI. Первичное осмысление и закрепление
|
Поясняет задание, контролирует его выполнение. Проводит дыхательные упражнения.
|
Выполняют упражнения.
Выполняют дыхательные упражнения
|
Регулятивные:; принимать инструкцию педагога и четко ей следовать; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные: учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролировать действия партнера
|
VII. Рефлексия.
Итоги урока.
|
Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.
Обобщить полученные на уроке сведения. Провести словесный опрос:
- Ребята! Какие, по вашему мнению, герои добрые, а какие злые?
Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Домашнее задание.
|
Оценивают процесс и результаты своей деятельности
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Осуществляют контроль и самоконтроль
|
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению.
Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: анализировать собственную деятельность на уроке, воспринимают и осмысливают понятия «добро» и «зло».
|
Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс 2 « а» класс
Базовый учебник В.И. Лях «Физическая Культура»
Тема урока: Интегрированный урок физическая культура – литературное чтение. Гимнастика с элементами акробатики. (По сюжету русской народной сказки «Гуси- лебеди»).
Цель урока: Закрепление и совершенствование элементов акробатики. Мотивация учебной деятельности.
Задачи урока:
образовательные:
Уточнить представления о технике выполнения перекатов, упражнений на равновесие.
Разучить строевые команды: «Повороты на месте!», «Направо!», «Налево!».
развивающие:
Укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных способностей.
Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности (коммуникативное УУД).
Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (регулятивное УУД).
Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательное УУД)
воспитательные:
Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели (личностное УУД).
Тип урока: Урок повторения.
Необходимое оборудование: гимнастические маты, обручи, мешочки с мячами, гимнастические скамейки, гимнастические палки.
Этапы урока
|
Обучающие и развивающие компоненты
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
Вид контроля
|
1.
Организационный момент
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему урока.
«Дети, сегодня мы с вами совершим путешествия по сказке «Гуси-Лебеди». Кто из вас читал эту сказку?»
|
Слушают и обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы.
|
Умение проявлять дисциплинированность и внимание.
Понимают значение знаний для человека и принимают его. (Л)
|
Устный опрос.
|
2.
Актуализация знаний.
|
1.Упражнения в ходьбе.
2. Упражнения в беге.
3. Упражнение на восстановление дыхания.
4.Перестроение в 2 колонны и в шеренгу.
5.ОРУ с палкой под музыкальное сопровождение.
6. Эстафета с элементами акробатики и упражнений на равновесие. «Волшебная переправа».
7. Эстафета «Сбор урожая».
8. Эстафета «Волшебный тоннель».
|
Даёт команды. Формулирует задание.
Проводит упражнения на восстановление дыхания.
Даёт строевые команды.
Объясняет и показывает упражнение.
Читает отрывки из сказки.
Объясняет эстафету и выбирает ученика для показа перекатов на мате и упражнения на гимнастической скамейке. Следит за правильным выполнением.
|
Выполняют ходьбу и переходят на бег.
Выполняют дыхательные упражнения.
Выполняют строевые команды.
Выполняют упражнения.
Играют персонажей сказки.
Смотрят показ, слушают учителя, выполняют эстафету, оценивают свои действия.
|
Личностные: проявляют дисциплинированность.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений.
Коммуникативные: слушают друг друга, обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания.
|
Осуществляют
самоконтроль
|
3.Изучение нового материала.
|
Упражнения для развития внимания.
Разучить строевые команды.
|
Даёт команду: «Равняйсь!» «Смирно!»
«Направо!»
Задаёт вопросы по выполнению строевых команд.
|
Выполняют команды.
Отвечают на вопросы.
|
Проявляют дисциплинированность.
Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Осуществляют пошаговый контроль своих действий. Ориентируются на показ действий учителем.
Взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности.
|
Сравнение результата своей деятельности с образцом.
|
4. Первичное осмысление и закрепление.
|
Подвижная игра: «Печка, яблоня, речка».
|
Объясняет правила игры «Печка, яблоня, речка».
|
Слушают правила, участвуют в игре.
|
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и в процессе игры.
|
Выполняют действия по инструкции.
|
5.Итоги урока.
Рефлексия.
|
Обобщить полученные на уроке сведения.
|
Учитель задаёт вопросы по уроку:
Понравился урок?
Удалось вам разобраться в тайне сказки?
Какой момент в сказке был самым напряженным?
Почему девочка добиралась до избушки сама, ей никто не помогал?
Почему обратно ей помогали?
Правильно, если ты поможешь и отнесешься с пониманием к просьбе, то и тебе обязательно помогут.
А потеря брата и его освобождение из рук Бабы Яги помогли девочке стать лучше, исправиться, понять свои ошибки.
А кто в сказке был отрицательным героем, кто мешал девочке с братом спокойно добраться до дома?
По чьей просьбе они искали детей?
Ребята, в этой сказке добро победило зло?
- Благодаря чему это произошло?
В корзине есть яблоки (красные, желтые, зеленые).
– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – положите красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть. Даёт строевые команды.
|
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
|
Личностные: понимают значение знаний и принимают его;
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
|
Оценить учащихся, работу на уроке.
|
|