Демонстрационный вариант
диагностической работы по географии для учащихся 5 классов
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по географии отводится 40 минут. Работа состоит из 14 заданий.
При выполнении работы разрешается использовать географический атлас для 5 класса.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Задания 1,2 и 3 выполняются с использованием ниже приведенного фрагмента карты
|
1. Определите, в каком направлении от вершины горы Белая находится дом лесника. Обведите номер верного ответа.
1)
|
север
|
2)
|
юго-восток
|
3)
|
северо-восток
|
4)
|
северо-запад
|
2. Сравните абсолютные высоты точек А, Б и В, и расположите их в порядке возрастания их абсолютных высот.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв
-
-
3. Туристы спускаются с горы Белая по маршруту, обозначенному стрелкой. На каком из отрезков пути, обозначенных цифрами, их спуск будет наиболее крутым? Обведите номер верного ответа.
4. Определите, в каком направлении от Воронежа находится город Оренбург?
Обведите номер верного ответа.
1)
|
запад
|
2)
|
юго-запад
|
3)
|
юго-восток
|
4)
|
восток
|
Задания 5 и 6 выполняются с использованием нижеприведенного фрагмента текста
|
Знаменитые путешественники эпохи средневековья
Первыми систематические географические исследования начали португальцы. Еще в первой половине XV века португальский инфант, вошедший в историю как Генрих Мореплаватель, начал отправлять морские экспедиции к югу вдоль западного побережья Африки. В 1498 году португальская экспедиция под руководством Васко да Гамы смогла достигнуть Индии, обогнув Африку и открыв морской торговый путь в Азию.
В свою первую, ставшую знаменитой экспедицию на кораблях «Санта Мария», «Нинья» и «Пинта» Христофор Колумб отправился в 1492 году. Во время своих плаваний в 1492-1504 гг. Христофор Колумб обнаружил и ошибочно принял за Индию новые обширные земли. Название этой части света позднее дали картографы Мартин Вальдземюллер и Маттиас Рингманн в 1507 году, возможно, в честь Америго Веспуччи, который первым из европейцев понял, что открытые земли являются не Индией, но «Новым Светом».
В 1519 году моряк-португалец Фернан Магеллан задумал и добился осуществления экспедиции, имеющей целью достичь богатых пряностями Молуккских островов (Юго-Восточная Азия). Двигаясь с востока на запад, он обогнул южную оконечность материка Южная Америка и пересёк Тихий океан. Отважный мореплаватель погиб во время экспедиции. Лишь одно судно и 18 человек команды вернулись домой. Эта экспедиция стала одним из важных подтверждений идеи о шарообразности Земли.
5. Какой из мореплавателей, упомянутых в тексте, открыл морской путь в Индию?
Ответ: _______________________________________
6. Экспедиции, организованные Генрихом Мореплавателем, внесли значительный вклад в географические исследования, в частности, составили и уточнили карты западного побережья Африки. Были ли нанесены на карты, которыми пользовались эти экспедиции, очертания берегов Америки? Дайте обоснование вашего ответа.
Ответ: ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Какая из перечисленных горных пород относится к осадочным? Обведите номер верного ответа.
1)
|
пемза
|
2)
|
гранит
|
3)
|
известняк
|
4)
|
базальт
|
8. С помощью карты атласа, определите какая из точек, обозначенных на приведённой ниже карте находится в горах?
Обведите номер верного ответа.
Задания 9 и 10 выполняются с использованием нижеприведенного фрагмента текста
|
В океане у берегов Индонезии в точке с координатами 2°с.ш. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8 баллов, за которым последовала серия повторных подземных толчков. Волна, образовавшаяся после землетрясения, обрушилась на рыбацкий посёлок на острове Суматра, разрушив сотни жилых домов.
9. Как называется волна, разрушившая посёлок?
Ответ: _____________________________________________
10. В каком океане произошло землетрясение, описанное в тексте?
Ответ: ____________________________________________________________
11. Верны ли следующие утверждения о движениях Земли?
А) Осевое вращение Земли — причина смены дня и ночи.
Б) Земля вращается по орбите вокруг Луны.
Обведите номер верного ответа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны
12. В таблице приведены данные о продолжительности дня 7 февраля в городах России, расположенных на разных широтах.
Название пункта
|
Географические
координаты
|
Продолжительность дня 7 февраля
|
Сыктывкар
|
62° с.ш.
|
8 ч. 14 мин.
|
Нижневартовск
|
61° с.ш.
|
8 ч. 21 мин.
|
Воронеж
|
52° с.ш.
|
9 ч. 31 мин.
|
Анапа
|
45° с.ш.
|
10 ч. 04 мин.
|
Определите, как в феврале на территории России в зависимости от географической широты изменяется продолжительность дня.
Ответ: ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
13. Расход электроэнергии на уличное освещение населённых пунктов зависит от времени, на которое его приходится включать в темное время суток. В каком из перечисленных городов 25 ноября уличное освещение необходимо включать на наибольшее время? Обведите номер верного ответа.
1)
|
Красноярск
|
2)
|
Владивосток
|
3)
|
Мурманск
|
4)
|
Рязань
|
14. Расположите города России в той последовательности, в которой их
жители встречают Новый год.
А)
|
Омск
|
Б)
|
Москва
|
В)
|
Владивосток
|
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
Система оценивания результатов выполнения диагностической работы
Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 14 баллов. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.
Номер задания
|
Правильный ответ
|
1
|
3
|
2
|
ВБА
|
3
|
3
|
4
|
4
|
5
|
Васко да Гама
|
6
|
Критерии
|
7
|
3
|
8
|
2
|
9
|
цунами
|
10
|
В Индийском,
Индийский
|
11
|
1
|
12
|
Критерии
|
13
|
3
|
14
|
ВАБ
|
Критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом
Задание 6
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
|
Баллы
|
Нет, т.к. Америка была открыта позже по времени
|
|
В ответе ученика дается отрицательный ответ на поставленный вопрос и в качестве обоснования приводится ссылка на текст
|
1
|
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанному критерию выставления оценки в 1 балл
|
0
|
Задание 12
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
|
Баллы
|
На территории России в феврале продолжительность дня уменьшается при движении с юга на север.
|
|
В ответе ученика говорится о том, что в феврале продолжительность дня уменьшается с увеличением широты ИЛИ
продолжительность дня увеличивается с уменьшением широты
|
1
|
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанному критерию выставления оценки в 1 балл
|
0
|
Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
(образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся).
Школьная отметка
|
5
|
4
|
3
|
2
|
Первичный балл
|
14-13
|
12-10
|
9-7
|
6 и менее
|
|