Министерство образования и науки Российской Федерации
ОТЧЕТ
о выполненных работах (оказанных услугах) по Государственному контракту
№ Ф-33-кс-2016 от 22.06.2016
|
Исполнитель (Поставщик): Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
|
Комплексный проект: «Разработка единой системы учета и нормативно-правовой, методологической базы профилей обучающихся и выпускников среднего профессионального и высшего образования».
|
Проект: «Методическое обеспечение образовательных организаций высшего образования с целью формирования образовательных программ по оценке и мониторингу образовательных результатов в системе общего образования».
|
Цель проекта: Формирование у обучающихся личностных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих им на основе владения технологиями разработки, проведения и анализа оценочных процедур в области оценки качества образования создавать современный инструментарий для оценки образовательных результатов и внедрять его в практику работы образовательных организаций.
|
Задача проекта: Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для проектирования систем оценки качества образования на уровне образовательной организации, а также разработки инструментария оценивания, технологии проведения оценочных процедур и анализа их результатов на уровне муниципальных и региональных образовательных систем. Овладение обучающимися системой знаний о методологии педагогического оценивания, методах разработки инструментария оценивания образовательных результатов, технологиях, обеспечивающих проведение массовых оценочных процедур, статистических методах обработки их результатов.
|
Практическое преминение: Позволет обеспечить отработку и внедрение механизмов и инструментария для объективной оценки качества образования с целью установления степени соответствия достигаемых образовательных результатов установленным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
|
Руководитель проекта: Реморенко И.М.
|
Москва, 2016
Аннотация к отчету о выполненных работах (оказанных услугах) по Государственному контракту № Ф-33-кс-2016 от 22.07.2016 «Методическое обеспечение образовательных организаций высшего образования с целью формирования образовательных программ по оценке и мониторингу образовательных результатов в системе общего образования»
Основная часть отчета о выполнении работ (оказании услуг) по Государственному контракту № Ф-33-кс-2016 от 22.07.2016 содержит восемь разделов, соответствующих восьми пунктам Технического задания.
В первом разделе отчета описывается концепция основной профессиональной образовательной программы магистратуры по оценке и мониторингу образовательных результатов в системе общего образования. В концепции раскрывается актуальность подготовки профессиональных кадров, способных разрабатывать и распространять для использования качественный отечественный инструментарий (в том числе и на основе международных аналогов) для оценки качества общего образования. Обозначаются основные нормативные документы, регламентирующие разработку программы магистратуры. В рамках раздела определены цели и задачи магистратуры. Представлено обоснование выбора основных областей, объектов и видов профессиональной деятельности в соответствии с обозначенными целями и задачами магистерской программы. В качестве основных видов профессиональной деятельности в соответствии с целями и задачами отобраны: проектная, научно-исследовательская и методическая деятельности. Раскрыты подходы к отбору профессиональных компетенций как образовательных результатов программы магистратуры с учетом интеграции требований ФГОС общего образования и ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», а также профессионального стандарта «Педагог». На основании данной интеграции требований к специалисту, в частности по направлению оценки качества образования, сформулированы специальные профессиональные компетенции по направлению оценки качества, овладение которыми характерно для программы по данному профилю. В структуре и трудоемкости программы магистратуры представлены условия для комплексной теоретической и практической подготовки магистрантов к профессиональной деятельности в области оценки качества образования, разработок современного инструментария оценки образовательных результатов и внедрения их в практику работы образовательных организаций: модульная двухгодичная система обучения. Для описания траектории достижения образовательных результатов программы магистратуры, которая обеспечивается выбором содержания изучаемых дисциплин, современных методов обучения и эффективных форм организации процесса обучения, раскрыты основные методы и формы обучения в магистерской программе.
В конце раздела описаны принципы и требования к процедуре оценки образовательных результатов, включающие разработку фондов оценочных средств, научно-методических материалов для организации междисциплинарного экзамена по дисциплинам модулей и государственных аттестационных испытаний по программе магистратуры.
Во втором разделе отчета описана общая характеристика программы магистратуры. В рамках данного раздела представлен перечень нормативной правовой базы, необходимой для проектирования и реализации программы магистратуры; даны краткие общие сведение о программе магистратуры; цель программы магистратуры; определен двухгодичный срок получения образования по программе магистратуры и примерное распределение нагрузки обучающегося – 2 дня в неделю. В соответствии с характеристикой профессиональной деятельности по программе магистратуры, включающей области, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, приведены планируемые результаты освоения программы магистратуры как совокупность общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специализированных профессиональных компетенций. В рамках структуры программы магистратуры представлены трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения модулей (дисциплин), практик, иных видов учебной деятельности, а также формы промежуточной аттестации обучающихся. Описаны условия, необходимые для реализации образовательной программы: качественная и количественная характеристика кадрового состава, сведения о необходимых электронно-библиотечных системах и электронной информационно-образовательной среде, а так же сведения о материально-техническом обеспечении программы.
Общая характеристика программы магистратуры прошла экспертизу в шести образовательных организациях, реализующих образовательные программы по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». Были получены положительные экспертные заключения.
В третьем разделе отчета описана компетентностно-профессиональная модель выпускника по программе магистратуры, отражающая планируемые образовательные результаты программы магистратуры с учетом интеграции требований, определяемых профессиональным стандартом «Педагог» и ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», которые содержательно выражены через набор знаний, умений и владения навыками и (или) опытом деятельности.
В четвертом разделе представлен учебный план, в котором отражен перечень, объем, последовательность и распределение по периодам дисциплин, модулей, практик, аттестационных испытаний итоговой аттестации и иных видов учебной деятельности, обоснована возможность индивидуализации образовательных траекторий обучающихся и раскрыта ориентация на перечень образовательных результатов (компетенций), определяемых компетентностно-профессиональной моделью выпускника программы магистратуры. Представлен календарный учебный график, соответствующий логике построения траектории достижения образовательных результатов (компетенций). В рамках каждого модуля указаны названия дисциплин, наличие и наименование практик и их место в учебном процессе (рассредоточенная, концентрированная, преддипломная), научно-исследовательская работа и формы предполагаемого контроля. Объем программы магистратуры указан в зачетных единицах и академических часах, данная нагрузка обучающихся содержит распределение на контактную работу обучающихся с преподавателям и формы ее реализации, а также самостоятельную работу. В учебном плане отражен объем времени, отведенного на каникулы и аттестацию обучающихся, в том числе государственную итоговую аттестацию.
В пятом разделе отчета представлена матрица соответствия компетенций и составных частей программы магистратуры, разработанная в соответствии с учебным планом и образовательными результатами, определяемыми компетентностно-профессиональной моделью выпускника. Матрица соответствия компетенций и составных частей программы магистратуры соединяет образовательную программу и образовательный стандарт в части результатов освоения образовательной программы. Матрица отражает блоки формируемых компетенций в составных частях программы (дисциплины, практики, научно-исследовательская работа, государственная итоговая аттестация).
В шестом разделе отчета содержатся разработанные пять рабочих программ модулей по программе магистратуры. В каждой рабочей программе раскрыты цель и задачи, указание места в структуре образовательной программы, перечислены дисциплины с указанием объема и распределением работ обучающихся. Представлен перечень планируемых результатов обучения по модулю, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. Перечислены условия, необходимые для реализации каждого модуля. Предложен фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по каждому модулю. Описаны виды итоговой аттестации.
В седьмом разделе отчета представлены разработки двадцати девяти рабочих программ дисциплин, четырех рабочих программ практик, рабочая программа научно-исследовательской работы и методические рекомендации по реализации настоящих рабочих программ. Рабочие программы дисциплин, практик, научно-исследовательской работы разработаны в соответствии с нормативными требованиями и включают все необходимые элементы для реализации в учебном процессе: наименование; цель и задачи освоения; место в структуре программы магистратуры; перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; требования к результатам освоения (трудовые действия, компетенции, а также дескрипторы, описанные через знания, умения, владение навыками и (или) опытом деятельности); объем в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся; фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения; перечень ресурсов сети «Интернет», необходимых для освоения; методические указания для обучающихся по освоению; образовательные технологии, используемые для реализации содержания программы магистратуры; методические рекомендации для преподавателей по использованию образовательных технологий; методическое обеспечение образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (в том числе для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ); методические указания для преподавателей для организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся; методические рекомендации для обучающихся по освоению, в том числе в рамках самостоятельной работы; учебно-методическое и информационное обеспечение для реализации самостоятельной работы обучающихся; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса.
Для обеспечения качества учебного процесса по программе магистратуры разработаны методические материалы для сопровождения учебного процесса, его внешней оценки и поддержки единых принципов оценки образовательных результатов на всех уровнях образования.
В разделе восемь отчета представлены фонды оценочных средств для проведения процедур текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по программе магистратуры в количестве двадцати девяти фондов оценочных средств по дисциплинам, четырех фондов оценочных средств по практикам, фонд оценочных средств по научно-исследовательской работе магистранта и фонд оценочных средств по государственной итоговой аттестации. В рамках каждого фонда оценочных средств представлены: перечень оценочных средств для текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с учетом этапов формирования и содержания компетенций; комплекты заданий для оценки сформированности компетенций; шкалы оценивания отчужденных результатов освоения программы магистратуры с указанием критериев и показателей оценки, а также количества баллов. Программа и фонд оценочных средств для итоговой аттестации обучающихся построена и описана с учетом двух видов аттестации: интегративного государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.
В разделе приведены методические материалы для преподавателей по использованию оценочных технологий и по разработке и использованию оценочных материалов знаниево-умениевой составляющей подготовки обучающихся, а так же даны методические материалы по подготовке выпускной квалификационной работы в форме исследовательского проекта.
Все разделы отчета опубликованы на специализированном образовательном Интернет-портале с количеством ежедневных посетителей не менее 500, согласованном с Государственным заказчиком. Государственному заказчику представлена статистика посещаемости за период не менее чем 3 месяца на основании данных Google Analytics в виде аналитической справки.
Все выполненные работы по Государственному контракту № Ф-33-кс-2016 от 22.07.2016 «Методическое обеспечение образовательных организаций высшего образования с целью формирования образовательных программ по оценке и мониторингу образовательных результатов в системе общего образования» согласованы с Государственным заказчиком.
Согласования работ по Государственному контракту и специализированного образовательного Интернет-портала приведены в приложении к отчету в электронном виде.
Результаты, полученные в ходе разработки материалов по Государственному контракту, позволяют обеспечить образовательные организации высшего образования методическими материалами для формирования образовательных программ в области оценки качества общего образования, а также совершенствование процедуры и инструментария оценки и мониторинга качества образовательных результатов в условиях общего образования и общественной аккредитации образовательных программ на разных уровнях профессионального образования; предоставление информации образовательной организации для формирования образовательных программ, максимально использующих предыдущий уровень образования; создание единых оценочных средств для оценки образовательных результатов выпускников по программам высшего образования.
|