МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»
кафедра экономики, управления и финансового права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
по 2.1.1. Учебной практике по получению первичных профессиональных умений и .
навыков: организационно-управленческой .
(блок, название дисциплины)
Шифр, направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом .
Направленность (специализация) Аудит организаций .
Квалификация (степень) выпускника бакалавр .
Форма обучения очная .
(очная, заочная, очно-заочная)
Биробиджан
2017
1. Пояснительная записка
Цели освоения и учебные задачи практики.
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: организационно-управленческая практика (далее – организационно-управленческая практика) является обязательной составной частью образовательной программы высшего образования и проводится в соответствии с ФГОС ВО по направлению 38.03.03 Управление персоналом и утвержденными рабочими учебными планами, а также графиком учебного процесса.
Учебная практика призвана дать студентам возможность ознакомится с основами будущей профессиональной деятельности, получить сведения о специфике избранной специальности высшего образования, развить профессиональную любознательность, сформировать первоначальный интерес к работе в научно-исследовательской сфере.
Тип практики: учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков: организационно-управленческая.
Способ проведения практики: стационарная практика, выездная практика.
Форма проведения практики: дискретная форма.
Цели и задачи практики:
Цель: закрепить, расширить и углубить теоретические знания, полученные студентами, и подготовить их к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин, а также ознакомить студентов с организационно-управленческими процессами и выработать умения применять полученные теоретические знания при решении конкретных управленческих задач.
Задачи:
- получение первичных сведений о видах профессиональной деятельности по получаемой профессии и их спецификой;
- ознакомление с практической реализацией механизма организационно-правового регулирования деятельности организаций, с их назначением, задачами, функциями, полномочиями и структурой;
- получение студентом навыков использования информационных технологий для мониторинга деятельности в организациях, учреждениях, государственных и муниципальных предприятиях, органах государственной власти и местного самоуправления;
- изучение основных профессиональных технологий работы организаций, учреждений, государственных и муниципальных предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления;
- формирование представления об организационно-управленческой, аналитической, консультационной работе организаций, учреждений, государственных и муниципальных предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления;
- осуществление образовательной работы в области управления с помощью сотрудников организаций, учреждений, государственных и муниципальных предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления.
- расширение профессионального кругозора.
Место проведения практики: объектами прохождения организационно-управленческой практики могут выступать службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах деятельности, в том числе научно-исследовательских организаций; службы управления персоналом государственных и муниципальных органов управления; службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства; организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите.
Место учебной практики в структуре образовательной программы:
Место дисциплины в структуре ОПОП:
- цикл (раздел) ОПОП. Блок 2. Практики. 2.1. Вариативная часть.
- взаимосвязь с другими частями ОПОП. Освоение учебной практики базируется на следующих дисциплинах: «Психология труда», «Основы управленческой деятельности», «Государственное и муниципальное управление», «Психология делового общения», «Деловые коммуникации», «Основы организации труда», «Документационное обеспечение управления персоналом», «Организационная культура», «Управление персоналом».
1.2. Соответствие проектируемых результатов освоения программы практики (знаний, умений, навыков), формируемым компетенциям.
1.2.1. Освоение программы практики направлено на формирование следующих компетенций:
Содержание компетенции в соответствии с ФГОС ВО
|
Код компетенции
|
Знание основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике
|
ПК-1
|
Знание основ кадрового планирования и контроллинга, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике
|
ПК-2
|
Знание основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владением методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике
|
ПК-3
|
Знание основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала, разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умение применять их на практике
|
ПК-4
|
Знание основ научной организации и нормирования труда, владением навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике
|
ПК-5
|
Знание основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм и методов обучения персонала и умением применять их на практике
|
ПК-6
|
Знание целей, задач и видов аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации, умение разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала и владение навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала
|
ПК-7
|
Знание принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала (в том числе оплаты труда), порядка применения дисциплинарных взысканий, владение навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (документов о поощрениях и взысканиях) и умением применять их на практике
|
ПК-8
|
Знание нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владение навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике
|
ПК-9
|
Знание Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, знанием процедур приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и владение навыками оформления сопровождающей документации
|
ПК-10
|
Владение навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках)
|
ПК-11
|
Знание основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем функциональных взаимосвязей между подразделениями, основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающей документации
|
ПК-12
|
Умение вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знанием основ кадровой статистики, владением навыками составления кадровой отчетности, а также навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами, умение обеспечить защиту персональных данных сотрудников
|
ПК-13
|
1.2.2 В результате прохождения организационно-управленческой практики обучающийся должен приобрести
Знания, умения, навыки в соответствии с ФГОС ВО
|
Код результата освоения
|
Знать:
|
|
Функции, задачи, обязанности менеджера по направлению «Управление персоналом»
|
З1
|
Социальную значимость будущей профессии, критерии профессиональной успешности
|
З2
|
Типы организационных структур управления организации
|
З3
|
Назначение и функции основных подразделений организации
|
З4
|
Организационные структуры службы управления персоналом организации
|
З5
|
Учредительные документы и документы, регламентирующие внутреннюю деятельность
|
З6
|
Документы, используемые в работе специалистов по управлению персоналом
|
З7
|
Информационное обеспечение службы управления персоналом
|
З8
|
Принципы управления персоналом с оценкой преобладающего стиля управления
|
З9
|
Методы мотивации профессиональной деятельности
|
З10
|
Коммуникационные связи в трудовом коллективе
|
З11
|
Уметь:
|
|
Определять существующие недостатки в организационной структуре управления организации
|
У1
|
Использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности
|
У2
|
Работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных системах
|
У3
|
Логически верно и аргументировано строить устную и письменную речь
|
У4
|
Эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде
|
У5
|
Проводить аудит человеческих ресурсов
|
У6
|
Использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач
|
У7
|
Эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики
|
У8
|
Владеть:
|
|
Навыками анализа информации, постановки цели и выбору путь ее достижения
|
В1
|
Способами анализа социально значимых проблем и процессов
|
В2
|
Способами проектирования организационной структуры
|
В3
|
Навыками решения практических задач в рамках теории управления
|
В4
|
1.2.3. Соответствие проектируемых результатов освоения организационно-управленческой практики (знаний, умений, навыков) формируемым компетенциям:
Коды результатов освоения
|
Код компетенции
|
З1,З2,З3,З4,З10,З11,У1,У7,У8,В1
|
ПК-1
|
З1З4,З5,З11,У2,У3,В1,В4
|
ПК-2
|
З1,З2, У1,У2,У3,В3
|
ПК-3
|
З4,З5,З6,З7,У6,У8,В3
|
ПК-4
|
З1,З4,З5,З11, У2,У4,У5,В1
|
ПК-5
|
З2,З6,З8,У5,У7,В3
|
ПК-6
|
З6,З7,У2,У5,У8,В2
|
ПК-7
|
З7,З10,З11,У1,У7,В1,В3,В4
|
ПК-8
|
З10,З11,У3,У4,В2,В3
|
ПК-9
|
З3,З5,З8,У3,У6,В1,В4
|
ПК-10
|
З9,З10,У1,У7,У8,В1,В2,В3,В4
|
ПК-11
|
З4,З5,З9,У2,У4,У6,У8,В3
|
ПК-12
|
З1,З2,З10,У3,У8,В1,В2
|
ПК-13
|
2. Структура и содержание организационно-управленческой практики
С целью получения практических навыков студент должен охарактеризовать ряд процессов, протекающих на объекте исследования. Данная информация должна быть отражена в разделах отчета по практике. Отчет по практике состоит из двух частей: обязательного общего задания и индивидуального задания. Студент должен осветить в своей итоговой работе все предложенные задания.
Первый блок заданий включает в себя следующие подразделы:
1 Ознакомление с миссией, целями, задачами, сферой деятельности организации, историей развития организации/предприятия, видами деятельности.
Характеристика организации/предприятия: полное наименование, форма собственности, месторасположение, правовой статус, учредительные документы, документы по лицензированию.
2 Характеристика организационной структуры организации/предприятия: схематическое изображение, количество подразделений и их наименование, краткая характеристика их функций, подчиненность и взаимодействие, описание уровней управления.
3 Управление кадрами: информация о кадровом составе организации, численность персонала, его структура с точки зрения возраста, пола, уровня образования, стажа работы. Знакомство с должностными обязанностями сотрудников отдела/службы, в котором студент проходит практику, изучение функциональных инструкций руководителя начального или среднего звена.
Второй блок заданий включает в себя индивидуальное задание, выполняемое студентом во время прохождения учебной (организационно-управленческой) практики. Данное задание необходимо согласовать с руководителем практики от кафедры. Из предложенных вариантов студент должен выбрать задание и выполнить его с учетом деятельности его объекта практики.
Управление персоналом в системе управления организацией.
Аттестация кадров
Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.
Планирование управления обучением персонала
Кадровая политика и кадровая деятельность.
Понятие и виды карьеры.
Оценка результатов труда персонала организации.
Проблемы развития карьеры руководящих кадров предприятия и программы поддержки.
Профессиональный отбор персонала и формирование управленческих команд.
Теория стиля руководителя.
Понятие, стадии и выбор карьеры.
Понятие и сущность конфликта.
Понятие, содержание и виды управления.
Система первичной и вторичной адаптации сотрудников организации.
Управление безопасностью труда в организации
Система стимулирования труда
Формирование заработной платы и факторы на нее влияющие
Мотивация работников организации
Аутсорсинг в организации
Значение организационной культуры в организации.
Общая трудоемкость практики составляет 2 недели (108 часов / 3 зет).
№ п\п
|
Разделы (этапы) практики
|
Содержание (виды работы) на практике
|
Общая трудоёмкость
(в зач. ед.)
|
Форма текущего контроля
|
1.
|
Подготовительный этап.
Составление общей организационной характеристики исследуемой организации (учреждения)
|
1. Ознакомление с общей деятельностью объекта практики
2. Анализ организационной структуры объекта исследования
3. Исследование кадрового состава объекта исследования
|
2 зет
|
Раздел отчёта по прохождению практики.
|
2.
|
Исследовательский этап.
Проведение исследования в соответствии с индивидуальным заданием
|
1. Теоретический обзор темы индивидуального задания
2. Анализ объекта практики в соответствии с выбранным индивидуальным заданием
|
1 зет
|
Раздел отчёта по прохождению практики.
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации.
При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.
Общая трудоемкость контактной работы обучающихся с преподавателем составляет 4 академических часа.
№ п\п
|
Этапы контактной работы обучающихся с преподавателем
|
Содержание (виды работы) на практике
|
Общая трудоёмкость
(в ак.ч.)
|
Форма проведения
|
1
|
Установочная
конференция по практике
|
Проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности с обучающимися
Выдача направлений
Ознакомление с программой практики
Согласование индивидуальных заданий на практику
|
1 ак. ч.
|
Групповая
консультация
|
2
|
Консультация с преподавателем
|
Предоставление промежуточного отчета по прохождению практики, в том числе с применением Интернет-технологий или других средств, предусматривающих интерактивное взаимодействие (в том числе, в устной форме).
Индивидуальная контактная работа по возникающим вопросам, в том числе с применением Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивное взаимодействие
|
1 ак. ч.
|
Индивидуальная работа, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий
|
3
|
Итоговая конференция по практике
|
Публичная защита доклада и презентации по итогам прохождения практики
Собеседование (дополнительные вопросы) по результатам прохождения практики
|
2 ак. ч.
|
Аттестационные испытания промежуточной аттестации
(диф. зачет)
|
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
№ п\п
|
Разделы (этапы) практики
|
Контрольные задания
|
1
|
Подготовительный этап.
|
Составить общий план прохождения практики и индивидуальное задание на практику.
Изучить организационно-распорядительную документацию исследуемой организации и составить общую организационную характеристику.
Описать миссиею, цели, задачи, сферу деятельности организации и охарактеризовать виды деятельности
Описать краткую историю создания и развития структурного подразделения базы практики
Дать характеристику организации/предприятию: полное наименование, форма собственности, месторасположение, правовой статус
Сформулировать перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих работу структурного подразделения
Составить схему структурного подразделения базы практики, схему взаимосвязи базы практики с другими структурными подразделениями базы практики, описать подчиненность и взаимодействие, описать уровни управления
Дать оценку кадровому потенциалу организации, либо структурного подразделения: дать информацию о кадровом составе организации, численности персонала, его структуре с точки зрения возраста, пола, уровня образования, стажа работы
Провести анализ должностной инструкции одного из работников структурного подразделения базы практики, провести ее анализ и изложите его результаты в отчете по практике
|
2
|
Исследовательский этап
|
Собрать теоретический материал по индивидуальному заданию.
Проанализировать нормативную документацию, регулирующую вопрос индивидуального задания, сформулировать перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих предмет исследования
Изучить фактические показатели, характеризующие предмет индивидуального задания и оформить материал в виде раздела отчета.
|
|