Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра терапии с курсом диетологии
УТВЕРЖДАЮ
и.о. Проректора по учебной деятельности
______________________ А.Б. Ходжаян
«___»________________2015 г.
Аннотация к РАБОЧей УЧЕБНой ПРОГРАММе ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«Гастроэнтерология» 31.08.28
(Клиническая ординатура)
Трудоемкость в зачетных единицах (ЗЕТ) 120
Всего часов 4320, из них:
- аудиторных занятий 1080 часов
- лекций 108 часов
- семинарских занятий 89 часов
- клинических практических занятий 883 часа
- внеаудиторная (самостоятельная работа) 540 часов
- практика 2592
- форма контроля:
- государственная (итоговая аттестация по специальности) 108 часов
Ставрополь, 2015г.
Пояснительная записка
В клиническую ординатуру по специальности «гастроэнтерология» принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: 31.05.01 - Лечебное дело, 31.05.02 - Педиатрия, послевузовское профессиональное образование или профессиональную переподготовку по специальности «Гастроэнтерология» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: 31.08.54 «Общая врачебная практика (семейная медицина)», 31.08.19 «Педиатрия», 31.08.49 «Терапия».
Обучение ведется по очной форме, с отрывом от основного места работы и завершается сдачей экзамена.
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «гастроэнтерология» (клиническая ординатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.
1. Цели и задачи подготовки клинического ординатора по специальности «Терапия»
Целью обучения клинического ординатора по специальности «гастроэнтерология» является подготовка квалифицированного врача-специалиста гастроэнтеролога, обладающего системой профессиональных и общекультурных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях амбулаторно-поликлинического и стационарного звена, отвечающего современным запросам отечественного здравоохранения и обеспечения поддержания высокого квалификационного уровня на протяжении его последующей деятельности.
Задачи подготовки клинического ординатора по специальности «гастроэнтерология»:
Повышение уровня профессиональной подготовки и обучение современному уровню гастроэнтерологии, гепатологии, панкреатологии, колопроктологии, фундаментальных и смежных дисциплин, основам управления здравоохранением и их применению в практике;
Обучение современной методологии клинической, инструментальной и лабораторной диагностики заболеваний органов пищеварения;
Своевременная передача новейшей информации из области клинической фармакологии и передовых лечебных технологий применительно к больным с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы и печени и обучение их практическому применению;
Обучение мерам профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта
Упорядочение имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков по современным методам диагностики, лечения и профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Приобретение новых знаний, умений и навыков по современным методам диагностики, дифференциальной диагностики, лечению и профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, необходимых для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей специалиста.
Формирование готовности и способности к профессиональной деятельности по избранной специальности.
Формирование способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы; осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
Формирование способности и готовности к логическому и аргументированному анализу полученной информации, сотрудничеству и разрешению конфликтов.
2. Требования к результатам освоения дисциплины
Врач-специалист-гастроэнтеролог должен обладать универсальными (УК) и профессиональными компетенциями (ПК).
1.Универсальные компетенции (УК) характеризуются:
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности врача-гастроэнтеролога;
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания врачом-гастроэнтерологом, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках профессиональной компетенции врача-гастроэнтеролога;
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
Профессиональные компетенции характеризуются:
в диагностической деятельности:
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области внутренних болезней;
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики различных заболеваний и патологических процессов у пациентов гастроэнтерологического профиля;
способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний желудочно-кишечного тракта, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при гастроэнтерологических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний у пациентов гастроэнтерологического профиля;
в лечебной деятельности:
способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия у пациентов гастроэнтерологического профиля при различных нозологиях, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения витальных функций организма, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
способностью и готовностью назначать больным с патологией желудочно-кишечного тракта адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным гастроэнтерологическим больным, так и пациентам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями;
в реабилитационной деятельности:
способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации гастроэнтерологических больных, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;
в профилактической деятельности:
способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии заболеваний желудочно-кишечного тракта, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций гастроэнтерологического профиля
способностью и готовностью использовать знания организационной структуры терапевтической (гастроэнтерологической) службы, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам гастроэнтерологического профиля.
В результате освоения дисциплины клинический ординатор должен:
знать (ЗН):
Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Основные положения Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Основы законодательства об обязательном медицинском страховании.
Основные положения о территориальной программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов всех уровней).
Принципы организации терапевтической и гастроэнтерологической помощи в Российской Федерации, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и подростковому населению.
Организацию работы поликлиники, преемственность в ее работе с другими учреждениями.
Организацию службы интенсивной терапии и реанимации в терапевтической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации.
Вопросы связи заболевания с профессией.
Основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.
Основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса; возможные типы их нарушений и принципы лечения.
Систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии, показатели гомеостаза в норме и патологии.
Клиническую симптоматику и патогенез основных гастроэнтерологических заболеваний у взрослых и подростков, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний в гастроэнтерологической клинике.
Основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств; осложнения, вызванные применением препаратов, методы их коррекции;
Организацию мониторинга побочных и нежелательных эффектов лекарственных средств, случаев отсутствия терапевтического эффекта в Российской Федерации.
Основы иммунобиологии и реактивности организма.
Основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля; показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.
Основу рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии гастроэнтерологиче ских больных.
Противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции.
Вопросы медико-социальной экспертизы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта;
Вопросы организации диспансерного наблюдения за здоровыми и больными, проблемы профилактики.
Формы и методы санитарно-просветительной работы.
Демографическую и социальную характеристику участка.
уметь:
Получать информацию о заболевании, применять объективные методы обследования больного, выявлять общие и специфические признаки заболевания.
Выполнять перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.
Проводить дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного.
Определять степень нарушения гомеостаза и выполнять все мероприятия по его нормализации.
Определять показания для госпитализации и организовать ее.
Выявлять факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, осуществлять первичную профилактику в группах высокого риска.
Оказывать симптоматическую помощь онкологическим больным IV клинической группы при взаимодействии с врачом-онкологом.
Проводить экспертизу временной нетрудоспособности, направлять пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу
Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного заболевания, оформлять и направлять в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного или профессионального заболевания.
Осуществлять организационно-методическую и практическую работу по диспансеризации населения. Проводить диспансеризацию здоровых и больных.
Организовать проведение вакцинации населения в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям.
Выдать заключения о необходимости направления пациента по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение, оформлять санаторно-курортную карту.
Организовать и провести мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению (школы здоровья, школы для больных с социально значимыми неинфекционными заболеваниями и лиц с высоким риском их возникновения).
Проводить мониторинг и анализ основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности на обслуживаемом участке в установленном порядке.
Вести учетно-отчетную документацию установленного образца.
Уметь проводить расспрос больного с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и печени (жалобы, анамнез), применять методы объективного обследования (по всем органам и системам) и трактовать его результаты;
Уметь проводить дифференциальный диагноз заболеваний желудочно-кишечного тракта и печени;
Уметь оказать первую врачебную помощь (при кровотечениях из желудочно-кишечного, при острой печеночной недостаточности, калькулезном холецистите, панкреатите);
Уметь проводить регидратацию (пероральную и внутривенную) и реминирализацию;
Уметь трактовать результаты клинических лабораторных, биохимических, электрофизиологических и других методов исследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени;
Уметь трактовать результаты эзофагогастродуоденоскопии, колоноскопии, ректоскопии, лапароскопии;
Уметь трактовать результаты рентгенологических методов исследования пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки, желчного пузыря, компьютерной томографии органов брюшной полости;
Уметь трактовать результаты ультразвукового исследования органов брюшной полости;
Уметь проводить лечебные и диагностические процедуры (зондирование и промывание желудка, дуоденальное зондирование, абдоминальная пункция, очистительные, сифонные и лечебные клизмы, пальцевое исследование прямой кишки);
Уметь проводить информационный поиск по вопросам гастроэнтерологии с использованием современных компьютерных систем.
владеть (ВД):
методикой осуществления первичной, вторичной и третичной профилактики наиболее распространенных заболеваний населения (здоровых, групп риска, больных и коллективов);
методикой определения отклонений в здоровье пациента с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом, используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;
навыками соблюдения требований врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами разных категорий, а также их родственниками и близкими;
методикой проведения квалифицированного диагностического поиска для выявления заболеваний на ранних стадиях при типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлениях болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;
методикой правильной формулировки установленного диагноза с учетом МКБ -10, проведения дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;
способностью выбора в решении вопроса о необходимости амбулаторного или стационарного режима лечения, экспертизы трудоспособности;
способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики различных заболеваний и патологических состояний; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможные токсические эффекты лекарственных средств;
способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;
способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
способностью и готовностью выполнить основные врачебные диагностические и лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, в том числе травмах, а также оказывать медицинскую помощь населению в экстремальных ситуациях, в очагах массового поражения;
навыками оформления первичной и текущей документации и оценки эффективности диспансерного наблюдения.
Формирование профессиональных компетенций врача - терапевта предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.
|