Скачать 328.92 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение ШУЙСКО-ВИДАНСКАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА УТВЕРЖДАЮ: Директор ГОУ "Шуйско-Виданская лесотехническая школа" ___________________В.Г.Евцихевич " 1 " декабря 2015 г. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ «МАШИНИСТ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ» Курс обучения – 3 месяца Цикл социально-экономических дисциплин: 8 часов Цикл профильных (специальных) дисциплин: 208 часов Производственное обучение: 265 час Консультации: 8 часов Экзамен: 16 часов Всего: 505 часов УТВЕРЖДАЮ: Председатель педагогического совета ГОУ «Шуйско-виданская лесотехническая школа» __________________В.Г.Евцихевич « 1 » декабря 2015 г. 2015 г. 1. Социально-экономический курс Экономика отрасли и предприятия Трудовое право. - Правовые основы функционирования предприятий. - Формы организации предприятий. - Трудовое законодательство. - Оформление на работу и увольнение с работы. Основы экономических знаний. - Ценообразование. Формирование себестоимости. - Роль амортизационных отчислений. - Стоимость трудовых ресурсов. Технология поиска работы. - Самопрезентация - Составление резюме 2. Специальный курс 2.1. Устройство лесозаготовительных машин Общее сведения о лесозаготовительных машинах. Знакомство со студентами. Установление личного контакта. Важным аспектом для успешного преподавания является установка контакта между преподавателем и учеником. В процессе первого часа в результате свободного общения выясняется профессиональный опыт работы, уровень подготовки, психологический настрой. Важно установить приблизительный психологический портрет обучаемого, определить его позицию, настрой к обучению. Задача преподавателя на данном этапе определить также уровень подготовки группы и соответственно внести оперативные коррективы в учебный план. Преподаватель кратко рассказывает историю и эволюцию лесозаготовительной техники. Демонстрация модельного ряда ведущих производителей лесозаготовительных машин. Задача преподавателя на этом занятии: объяснить, почему именно так устроена современная лесозаготовительная техника. Почему и для чего используется гидравлика, для чего необходима электроника, и для чего необходимо компьютерное управление. Устройство двигателя (рассматриваются двигатели харвестера Timberjack 1270D и трактора Т-150) Теоретический курс. На этом занятии преподаватель рассматривает следующие вопросы: 1. Как устроен дизельный двигатель. А) кривошипно-шатунный механизм В) механизм газораспределения Г) система смазки двигателя Д) система охлаждения двигателя Е) система питания 2. Как осуществляется управление двигателем. Практические занятия. Для проведения занятий необходима инструкция по эксплуатации лесозаготовительной машины. В процессе практических занятий преподаватель показывает расположение на двигателе блоков управления, топливного насоса и различных датчиков. Каждому студенту дается индивидуальное задание по определению месторасположения различных датчиков и систем двигателя. В процессе изучения студенты изучают места смазки тандемных тележек, определяют с помощью манометра рабочее и максимальное давление в тормозной системе. В процессе практических занятий студенты учатся правильно запускать и останавливать двигатель обучаются пользоваться предпусковым подогревателем. На разных комплексах могут быть установлены разные двигатели с различными системами управления, а также трансмиссия может быть устроена по разному. Поэтому конкретная методика преподавания данной темы вырабатывается в зависимости от конкретного учебного комплекса. Устройство силовой передачи и ходовой части. Не все современные трактора оснащены гидростатической трансмиссией, занятия проводятся только в том случае, если имеющийся в наличии комплекс имеет гидростатическую трансмиссию. Если комплекс имеет другой вид трансмиссии, то занятия проводятся по конкретному типу трансмиссии. Преподаватель объясняет устройство гидростатической трансмиссии и принцип ее работы. Демонстрируются рисунки и диаграммы иллюстрирующие движение трактора на подъеме, с места на ровном участке, в пустом и груженном состоянии. Рассматриваются процессы протекающие при этом в трансмиссии. Для закрепления полученного материала проводится практическое занятие на комплексе. Измерение давлений Практическое занятие. С помощью манометров присоединенных в различных контрольных точках студенты измеряют давления в различных частях гидросистемы и проверяют соответствие этих давлений указанным на гидросхеме устройства. Далее преподаватель просит измерить давление в различных частях гидравлической системы, студенты в процессе занятий должны отыскать контрольные точки присоединить манометры и измерить указанные давления. На основании полученных результатов студенты должны сделать выводы о исправности того или иного контура гидросистемы, и необходимости регулировки давления. Целью данного практического занятия является научить курсантов самостоятельно проводить диагностику гидросистемы и самостоятельно делать выводы о исправности или неисправности. Практическое занятие. На данном занятии студенты продолжают овладевать навыками диагностики гидравлической системы лесозаготовительных машин. Для некоторых типов измерения давлений требуется командное взаимодействие. Студенты разбиваются в группы по 2-3 человека. Один считывает показания манометра в одной контрольной точке, другой в другой, третий в это время производит необходимые манипуляции с машиной (запускает двигатель, трогается с места, производит движения манипулятором) Далее идет анализ полученных данных и на основании делаются выводы о исправности. Шланги и магистрали. Фитинги. Практическое занятие. Для проведения практического занятия необходим обжимной станок с набором призм с ручным или электрическим гидроприводом. Цель данного занятия научить студентов правильно обжимать шланги гидросистемы. Преподаватель показывает, как подбираются призмы для обжима. Какое давление следует использовать при обжиме. Далее следует занятие на комплексе по снятию и установке шлангов. Студенты при монтаже шлангов должны учитывать кинематику движений и избегать зацепов и перетираний шлангов о подвижные части. Также при подборе фитингов и переходников студент должен уметь не допускать трения и зацепов шланга о подвижные части. Далее каждый студент под контролем преподавателя самостоятельно подбирает фитинг и обжимает шланг. Элементы гидросистемы. Регулировка давлений. Практическое занятие. Преподаватель указывает необходимые точки регулировки давлений в гидросистеме и где они обозначены на схеме. Студенты самостоятельно производят регулировку давлений в заданном преподавателем диапазоне. В процессе практического занятия студенты разбиваются на группы по два человека- один производит регулировки, другой снимает показания. Далее каждой группе преподаватель дает самостоятельные задания: например отрегулировать максимальное давление в гидросистеме. Элементы гидросистемы. Диагностика и ремонт. Практическое занятие Преподаватель продолжает объяснять назначение и расположение элементов гидросистемы. Основное внимание теперь преподаватель уделяет определения исправности или неисправности элемента. Студентам предлагается самостоятельно провести диагностику электроклапанов гидросистемы и сделать вывод об исправности или неисправности клапана. Преподаватель объясняет, как диагностировать неисправность по совокупности признаков. Какие неисправности в гидравлике могут вызываться сбоем системы управления. Гидропривод. Основы гидравлики. Для проведения занятий требуется следующее дополнительное оборудование. 1. Манометр электронный или механический. 2. Клапана и золотники в разрезе. 3. Гидравлическая схема харвестера. 4. Инструкция оператора. Все необходимые мануалы должны быть размножены в необходимом количестве экземпляров и выданы на руки каждому студенту. Теоретические занятия .Гидродинамические законы. Поведение жидкости. Элементы гидравлики. Преимущества и недостатка гидравлики. На этом занятии преподаватель объясняет следующие основные понятия. 1. Что такое давление и как оно измеряется. 2. Почему жидкость равномерно передает давление. 3. Как формируется усилие и перемещение за счет давления. 4. Как пользоваться манометром. 5. Характеристики и параметры гидравлического масла - вязкость, текучесть, замерзание, изменение свойств в зависимости от температуры. 6. Типы используемых масел. На основание наглядных примеров и жизненного опыта преподаватель объясняет почему жидкость практически несжимаема, как этот принциы используется в гидравлических механизмах, приводим простейшие методики как определить усилие развиваемое поршнем при подведении заданного давления, и наоборот рассчитать усилие необходимое для создания давления. Практическое занятие. Измерение давление манометром. Измерение свойств масла. На данном занятии преподаватель объясняет назначение манометра, показывает, как правильно пользоваться манометром для снятия показаний и показывает, как применять манометр для присоединения к контрольным точкам измерения давления у комплекса. Основные элементы гидравлических механизмов. На данном занятии изучаются все необходимые составляющие гидравлики лесозаготовительных машин. Насосы. 1. Типы насосов используемых для лесозаготовительных машин. 2. Аксиальный насос. 3. Устройство. 4. Принцип действия. Преподаватель объясняет устройство аксиального насоса, демонстрирует флеш-анимацию , поясняющую принцип работы данного механизма. Зависимость давления от оборотов. Зависимость давления от нагрузки. Система регулирования. Угол наклона плиты. Обозначение на схеме гидравлики. Аналогично представленной выше схеме рассматриваются следующие элементы гидравлической схемы: Клапаны: 1. Электроклапан. 2. Перепускной 3. Обратный. 4. Предохранительный Магистрали. 1. Рабочая. 2. Подающая. 3. Обратная. Гидромотор. Гидроцилиндр. Бак. Фильтры. Используются различные учебные пособия демонстрирующие устройства клапанов различного типа, демонстрируются шланги, фитинги, различные флеш анимации. Соответсвие обозначений элементов на гидравлической схеме реальным элементам. Цель данного занятия - научить обучаемых читать гидравлическую схему и разбираться в ней. Практическое занятие. Группе обучаемых на примере тракторов показывается, где расположены основные узлы гидравлик у харвестера. Далее студентам дается задание, каждому индивидуально отыскать в тракторе элемент, указанный преподавателем на схеме. Преподаватель контролирует таким образом, знания полученные в результате теоретических занятий по изучению гидросхемы. Если в процессе контроля знаний выясняется что, какой то студент плохо разбирается в схеме гидравлики, то преподаватель занимается с ним дополнительно и индивидуально. Управление манипулятором Преподаватель показывает, как управлять манипулятором лесозаготовительной машины, а студент повторяет. На данном занятии студент должен научиться выполнять следующие базовые действия: 1. Поворот стрелы манипулятора. 2. Выдвигание и задвигание телескопа. 3. Подъем и опускание манипулятора в заданной точке. 4. Парковка манипулятора для харвестера. 5. Подъем стрелы в транспортное положение для харвестера. 6. Овладение приемов свободного владения манипулятором. Инструктор при этом находится в кабине и контролирует действия ученика. Следит, чтобы все движения манипулятором выполнялись плавно спокойно без лишней нервозности Измерение давлений. Продолжение. Практическое занятие. На данном занятии студенты продолжают овладевать навыками диагностики гидравлической системы лесозаготовительных машин. Для некоторых типов измерения давлений требуется командное взаимодействие. Студенты разбиваются в группы по 2-3 человека. Один считывает показания манометра в одной контрольной точке, другой в другой, третий в это время производит необходимые манипуляции с машиной (запускает двигатель, трогается с места, производит движения манипулятором) Далее идет анализ полученных данных и на основании делаются выводы о исправности. На данном этапе преподавателю важно объяснить что современный лесозаготовительный комплекс сложная система состоящая из гидравлики, электрики и электроники. Поэтому на данном этапе обучения логическим выглядит переход к следующему разделу Электрика и электрические схемы современного лесозаготовительного комплекса. Электрооборудование машины. Электрические системы харвестера. Теоретический курс. На данном занятии преподаватель объясняет такие базовые понятия как ток напряжение, сопротивление. Выводит и объясняет простейшие электротехнические базовые законы. Взаимосвязь тока и напряжения. Закон Ома. Течение тока. Разность потенциалов. Понятие плюс и минус. Понятие масса и земля. Понятие проводника и изолятора. Понятие электрической цепи. Понятие источника напряжения. Понятие потребителя электрической энергии. Главной задачей преподавателя на этом занятии является дать необходимые теоретические знания для дальнейшей работы и изучения темы. По опыту работы и преподавания именно электротехника и электроника вызывает наибольшие затруднения как в повседневной эксплуатации комплекса. Эффективность и надежность работы современной лесозаготовительной машины, напичканной сложной электроникой и компьютерными системами управлениями, напрямую зависит от грамотной эксплуатации этих систем, своевременной профилактики для надежной работы в неблагоприятных условиях: повышенной влажности, резких перепадов температур, тряски и вибрации, правильных действий оператора в случае возникновения сбоев и зависаний управляющей электроники и компьютера. Обычно предприятия эксплуатируют один- два лесозаготовительных комплекса и не могут позволить себе содержать отдельного специалиста по компьютерным и электронным системам и поэтому эти функции лежат на операторах. С экономической точки зрения не важно по какой причине простаивает харвестер - из за серьезной поломки или банального зависания компьютера, которое устраняется нажатием двух-трех клавиш- последствия одинаковы: недополученная кубатура , прибыль, простои, расходы на сервисное обслуживание. Опыт реальной эксплуатации лесозаготовительных комплексов показывает, что наиболее частыми являются отказы электроники, электрики, компьютерного и программного обеспечения. Но именно эти отказы в 90% случаев могут быть устранены на месте без обращения в сервисную службу. И если способы устранения отказов механики или гидравлики ,как правило, очевидны, то отказы компьютера и электроники пугают операторов прежде всего своей непонятностью и неясностью способов устранения этих отказов. К сожалению, уровень компьютерной грамотности и квалификации в области электроники среди операторов обычно недостаточен для нормальной эксплуатации электронных и компьютерных систем харвестера, и часто из-за самого незначительного сбоя машина простаивает в ожидании прибытия специалиста из сервисной службы. Практическое занятие. Для проведения практического занятия необходимо каждому студенту выдать универсальный измерительный прибор (Авеометр, тестер). Преподаватель показывает, как правильно пользоваться прибором, как с помощью данного прибора измерять следующие параметры электрических цепей: ток, напряжение, сопротивление. Далее каждый студент самостоятельно определяет параметры выданных преподавателей элементов и решает практические задачи электротехники: определение третьего параметра по двум известным, диагностика разрыва и диагностика короткого замыкания в цепи. Основные компоненты электрических цепей лесозаготовительных машин. Теоретическое занятие. На вводном теоретическом занятии преподаватель рассказывает об основных компонентах. Это: · реле, · переключатель, · разъемные соединения, · шина, · электроклапан, · генератор, · диодный мост, · предохранитель. Рассказывает и показывает, как выглядит компонент, какие параметры имеет в исправном и неисправном состоянии. Практическое занятие. Для проведения занятия необходимо наличие различных компонентов электрической схемы харвестера и форвардера, находящихся как в рабочем, так и не в рабочем состоянии. На практическом занятии преподаватель показывает, как правильно диагностировать компонент с помощью тестера, как визуально определить неисправность компонента. После чего студенты самостоятельно диагностируют выданные преподавателем компоненты, определяя их дальнейшую пригодность для эксплуатации. Каждый студент предоставляет преподавателю отчет о своих действиях и рассказывает на основании каких выводов он сделал заключение о исправности или неисправности компонента. Главная задача на данном этапе научить каждого студента правильно диагностировать состояние элементов электрической схемы. Изучение схемы электрических соединений харвестера. Теоретический курс. Для проведения занятий каждому студенту выдается схема электрических соединений харвестера. Преподаватель поясняет условные обозначения элементов, соответствие реальным элементам и правила нахождения их по схеме. Практическое занятие. Далее непосредственно на тракторе студенты ищут элементы на схеме указанные преподавателем. Главная цель данного практического занятия- научить студентов находить обозначенные на схеме элементы на тракторе. Далее каждый студент получает от преподавателя индивидуальное задание по нахождению группы элементов. Диагностика и нахождение неисправности в электрооборудование харвестера. Теоретический курс. В ходе это курса преподаватель объясняет, какие наиболее типовые неисправности встречаются в электрической системе харвестера и по каким признакам их можно диагностировать и устранить. Практическое занятие. Каждый студент получает индивидуальное задание, которое выглядит примерно так: что не будет работать, если выйдет из строя такой- то элемент. Далее преподаватель преднамеренно вносит неисправность в электросхему харвестера и дает задание каждому студенту определить неисправность. Далее студенты разбиваются на группы по два человека: один осуществляет переключения в цепи, другой диагностирует изменения с по мощью тестера, затем они меняются ролями. Целью работы преподавателя на данном этапе обучить студентов устранять наиболее типовые неисправности электрических цепей харвестера , научиться читать и использовать электрическую схему при диагностике неисправностей. Технологическое оборудование. Харверстерная головка. Теоретическая часть. На вводном занятии преподаватель рассказывает, какие бывают харвестерные головки, по каким параметрам они отличаются. Объясняется устройство харвестерной головки, ее основные элементы, расположение элементов. Подробно рассматриваются следующие компоненты: 1. Сучкорезные ножи и система управления 2. Вальцы и система протяжки. 3. Пила, ее устройство и система управления. 4. Модуль управления. 5. Распределитель. Для каждого рассматриваемого компонента занятие строиться по следующему принципу: сначала студенту подробно рассказывается материал по компоненту. Затем сразу же проводится практическое занятие направленное на изучение данного компонента. Сучкорезные ножи. Преподаватель рассказывает о следующих аспектах: 1. Правильная заточка ножей. 2. Усилие прижатия ножей. 3. Регулировка усилий прижатия ножей в зависимости от породы и диаметра. 4. Почему обдирается ствол. 5. Как избежать задиров коры. Далее студенты на практике регулируют давление прижатие ножей в программе. Каждый студент на практике выставляет оптимальное усилие прижатия ножа для каждой породы, ее диаметра и сезонного периода. Далее полученные навыки он закрепляет при работе в лесу на учебной делянке регулирую давление таким образом чтобы избежать повреждения коры сортамента. Вальцы. В теоретической части преподаватель рассказывает о: 1. Какого типа бывают вальцы. 2. Каким должно быть усилий протяжки. 3. Как правильно настроить систему протяжки. 4. Особенности тонких настроек системы протяжки. Во время практических занятий студенты учатся регулировать давление на вальцах, устанавливают скорость протяжки, регулируют старт-стоп характеристики помогающий при обрезке крупных сучьев. Каждый студент проводит полный цикл регулирующих действий, затем полученные навыки он закрепляет при работе на учебной делянке. Пила. Теоретическая часть. Всем студентам выдаются на руки учебные пособия и и материалы В процессе вводного занятия рассматриваются следующие вопросы. 1. Заточка пильных цепей. 2. Типы шин. 3. Мотор пилы и регулировка оборотов. 4. Подача пилы, датчик положения пилы и датчик пила дома. 5. Меры, направленные на предотвращение зажатия или изгибы шины. 6. Регулировка параметров пиления с помощью компьютерной системы. Практические занятия. Под наблюдением преподавателя студенты осуществляют регулировку оборотов вращения пилы, усилие подачи, глубину пропила. На практике учатся менять пильную цепь и пильную шину. Полученные знания и навыки закрепляются при работе на учебной делянке Модуль управления. Теоретическая часть. Рассматриваются следующие вопросы. 1. Для чего служит модуль управления. 2. Диагностика модуля управления. Практическая работа. В процессе практической работы производиться диагностика цепи питания модуля управления расположенного на харвестерной головке. (в терминах “Тимберджек-ДжонДеер” модуль HMM.) Если модуль у учебного комплекса расположен не на головке, как например у комплекса “Ponsse”, то материал излагается немного по другому, но суть его не меняется. Диагностика цепи производится следующим образом: производиться замер напряжения тестером на входе питающего кабеля и напряжения поступающего на модуль. Если падение напряжения превышает 2-3 вольта, делается вывод о неисправности цепи питания модуля и замене кабеля. Диагностика шины CAN осуществляется средствами компьютерной системы измерений. Далее с помощью диагностической вкладки программы производится контроль разъемных соединений модуля. Далее студенты проводят работы по обжиму контактов разъемов модуля с помощью специального приспособления. Целью данного практического занятия является дать навыки устранения простейших неисправностей модуля харвестерной головки самим оператором в полевых условиях с помощью простейших приспособлений. В силу специфики своей работы именно харвестерная головка и оборудование установленное на ней наиболее часто подвержено отказам. Задача преподавателя научить диагностировать и устранять эти отказы. Распределитель. Теоретическая часть. Преподаватель рассматривает следующие вопросы: 1. Для чего служит распределитель. 2. Как тип отказа той и иной системы харвестерной головки- виновата гидравлика или электроника? 3. Регулировка давления на распределителе. Практическая часть. В практической части занятия каждый студент учиться осуществлять следующие операции: 1. Производить регулировку давления. 2. Производить диагностику отказа электроклапанов. Для контроля знаний преподаватель задает каждому студенту вопрос: что произойдет при отказе определенного соленоида или чем может быть вызван невыход шины пилы. После проверки знаний изучение курса харверстерной головки проводится итоговое занятие, на котором преподаватель отвечает на вопросы студентов. Управление харвестерной головкой. Цель данного занятия освоить манипуляции с харвестерной головкой. Аналогично предыдущим занятиям инструктор находиться в кабине и контролирует действия студента. На данном занятии студент должен освоить следующие навыки: 1. Подъем и опускание харвестерной головки 2. Раскрытие и закрытие ножей. 3. Раскрытие и открытие вальцов. 4. Включение и выключение протяжки. 5. Подача пилы. Причем, производя данные манипуляции на площадке, студент должен мысленно представлять себя в лесу, как он выбирает дерево, как захватывает его, как спиливает его и по какой траектории опускается дерево. Особое внимание уделяется безопасным приемам работы и предотвращение падения дерева на харвестер. |
Шуйско-виданская лесотехническая школа Основная образовательная программа профессионального обучения 14390 "машинист экскаватора одноковшового" |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 150700 Машиностроение... |
||
Программа обд. 01 Русский язык Основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения среднего профессионального образования кгб поу «кмт»... |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) |
||
Программа среднего профессионального образования по специальности... Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (описание структуры, целей и задач образовательной программы) |
||
Программа среднего профессионального образования по специальности... Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования |
Программа среднего профессионального образования по специальности... Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования |
||
Программа среднего профессионального образования по специальности... Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Форма обучения – очная, заочная, заочная с сокращенным сроком обучения по баз спо |
||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа высшего профессионального образования, реализуемая вузом по направлению подготовки 270800. 62... |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) 4 |
||
Основная образовательная программа начального общего образования моу «нош №13» Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего... |
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Тузуклейская оош» Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей начального общего образования как фундамента всего последующего... |
Поиск |