Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография


НазваниеЕ. М. Иванова Психологическая системная, профессиография
страница1/21
ТипКнига
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Е.М. Иванова

Психологическая системная , профессиография

Москва 2003

УДК 159.9 ББК88 И 18

Оглавление


Рецензенты:

Е.А. Климов, доктор психологических наук, профессор; В.А. Бодров, доктор медицинских наук, профессор.

Редактор: М.И. Черкасская

Иванова Е.М.

И 18 Психологическая системная профессиография. — М.: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.

ISBN 5-9292-0109-9

Монография посвящена проблеме психологического изучения про­фессиональной деятельности. Излагаются эмпирические и теоретичес­кие предпосылки развития отечественной профессиографии. Прослежи­вается динамика развития методологических, теоретических и методических основ изучения профессиональной деятельности. Обосно­вываются теоретико-методологические положения по ключевым вопро­сам проблемы. Представлена оригинальная технология психологичес­кого системного профессиографирования, обеспечивающая решение информационных, экспертных, конструктивных, диагностических, про­гностических, методических и формирующих задач в разных сферах профессионального труда, и примеры ее применения.

Книга предназначена для специалистов в области психологии тру­да, инженерной психологии, эргономики, организационной психоло­гии, студентов-психологов, специалистов, занятых проблемами профес­сионального труда, служб занятости населения, профконсультационных и кадровых служб.

ISBN 5-9292-0109-9

© Е.М. Иванова, 2003 © ПЕР СЭ, оригинал-ма­кет, оформление, 2003

Введение 5

Раздел I. Теоретические основы формирования

психологической системной профессиографии

Глава I. Теоретико-эмпирические предпосылки

психологического изучения профессиональной деятельности

  1. Профессиональная деятельность как объект
    психологического изучения 8

  2. Человек и профессия 14

  3. Развитие принципов и методов психологического
    изучения профессиональной деятельности 25

Глава II. Методологические и теоретические основы системного психологического изучения профессиональной деятельности

  1. Предпосылки формирования системного подхода
    к психологическому изучению профессиональной
    деятельности 37

  1. Развитие принципов системного подхода

к психологическому изучению профессиональной
деятельности 43

2.3. Субъектно-деятельностный подход — основа •*-
психологического изучения профессиональной
деятельности человека 48

Глава III. Теоретико-методические основы организации системного психологического профессиографирования

  1. Динамика развития системной профессиографии 59

  2. Принципы изучения профессиональной деятельности

как системного объекта 63

  1. Принципы построения системной профессиографии 68

  2. Технология дифференцированного системного
    профессиографирования 71

Раздел И. Психологическая системная профессиография в практике

Глава IV. Принципы применения системной психологической профессиографии

4.1. Дифференцированное профессиографирование

как стратегия организации психологического изучения
профессиональной деятельности 93

4.2. Типы дифференцированного практического и научно-
методического профессиографирования 97

Глава V. Применение дифференцированного

профессиографирования практического направления

  1. Информационное профессиографирование 100

  2. Ориентировочно-диагностическое
    профессиографирование 103

  3. Конструктивное профессиографирование 108

  4. Прогностическое профессиографирование 112

  5. Диагностическое профессиографирование 119

Глава VI. Применение дифференцированного

профессиографирования научно-методического направления

  1. Методическое профессиографирование 153

  2. Формирующее профессиографирование 173

Заключение 194

Литература 195

4

Введение

Потребность в психологическом изучении профессиональной дея­тельности возникла еще во второй половине XIX в. в связи с развити­ем технического прогресса и стремлением к наиболее экономически эффективному использованию его достижений в промышленности, на производстве и на транспорте.

Современное развитие научно-технического прогресса, необозри­мо разнообразное расширение сфер профессиональной деятельности, появление совершенно новых для нашего общества коммерческих организаций, изменение социально-экономических взаимоотноше­ний в обществе и т. п. с еще большей остротой активизировало ин­терес к проблемам психологического изучения профессиональной деятельности. Произошло осознание сложности достижения успеш­ного подбора кадров, обучения управления людьми, осуществляю­щими какую-либо профессиональную деятельность, и понимание того, что требуется научно-обоснованная система знаний для обес­печения экономически эффективной и безопасной организации и управления этой деятельностью.

Сложность решения данной проблемы, с одной стороны, состо­ит в том, что в настоящее время не только существует трудно обо­зримый «мир» профессий, но и происходят очен^ быстрые и комп­лексные инновации в этой области. С другой стороны, в связи с инновациями профессионального труда, да и вообще с ранее уже известными проблемами человека, возникающими в связи с его профессиональной деятельностью, не менее остро стоит вопрос о"~ психологическом обеспечении профессионально-консультацион­ных служб, служб занятости, кадровых служб различных организа­ций (обучение, отбор, подбор, аттестация, выдвижение резерва кад­ров), служб безопасности труда и др.

Центральной задачей психологической науки в сфере професси­онального труда является обеспечение взаимосоответствия челове­ка и профессии в современных условиях развития общества. В ре­альности согласованное взаимодействие человека и профессии, закрывающееся в профессиональной деятельности, наступает не :разу и не всегда. Это, с одной стороны, связано с тем, что органи­зацию, проектирование, планирование, стимулирование, обеспече-ше (техническое, материальное, правовое) и управление трудовой

5

деятельностью человека осуществляют специалисты из различных областей знания и практики (технических, экономических, социо­логических, правовых и других). В каждой из этих областей суще­ствуют свои специфические задачи, свои законы работы, нормы и правила, которые в большинстве случаев не согласуются с природой, особенностями и возможностями человека. С другой стороны, сам человек не всегда готов к избранной им же профессиональной дея­тельности. Его представления о профессии и своей роли в органи­зации, представления о целях деятельности и своих возможностях рассогласуются с той реальностью, в которую он попадает.

Для того чтобы правильно определить причины трудностей, ко­торые испытывает человек при исполнении профессиональной де­ятельности, выявить причины деформации личности или профес­сиональной деформации, оценить уровень его психологической готовности к их преодолению, раскрыть его индивидные и личнос­тные возможности, необходимо прежде всего изучить и проанали­зировать конкретную профессию (предмет, задачи, средства и усло­вия) или профессиональную ситуацию, в которой протекала его деятельность. Только сопоставление объективной (нормативной) реальности профессии с мотивационно-эмоциональными, когни­тивными и операторными особенностями поведения человека при исполнении деятельности позволят выявить причины его неуспеш­ности в работе или стратегии преодоления трудностей.

Изучение профессии также позволяет составить психологичес­кий прогноз критических моментов в экстремальных профессиях и кризисных ситуациях, который может своевременно обеспечить психологическую помощь в их преодолении. Знание о «мире про­фессий» и его разнообразии с точки зрения психологических осо­бенностей значимо и для выбирающих профессию и сменяющих ее.

Итак, психологическая помощь человеку в сфере профессио­нального труда возможна на основе предварительного целенаправ­ленного изучения реальной или моделируемой профессии.

Для психолога, работающего в данной области, наиболее слож­ным является ориентация в разнообразном, трудно обозримом «мире профессий», так как каждая профессия имеет свою специфи­ку, выраженную в задаче, предмете, средствах и условиях ее испол­нения. Без знания и понимания того, какие требования профессия предъявляет к человеку как к личности, какие психологические про­цессы должны активизироваться у него в той или иной профессио­нальной деятельности, какова напряженность и сложность работы,

6

психолог не сможет грамотно выполнять свои профессиональные задачи.

Психологическая профессиография является тем теоретико-ме-тодичеким инструментарием, который обеспечивает психологичес­кое изучение любой профессиональной деятельности как для науч­но-познавательных, так и для практических целей. Это область научно-практического знания. Она включает теоретико-методичес­кие средства изучения профессиональной деятельности человека, психологические описания разных видов труда и их классификацию. Профессиография позволила сформулировать психологические признаки и психические регуляторы труда, описать своеобразие образа мира, специфичного для разных типов профессий, и рас­крыть качества субъекта труда, необходимые профессионалам этих типов. Психологическая профессиография позволяет понять, спрог­нозировать и оценить особенности поведения и действий человека в экстремальных видах профессиональной деятельности, а также определять причины ошибок человека и разрабатывать средства психологической помощи. Ее использование обеспечивает органи­зацию и решение разнообразных практических задач в Таких облас­тях, как психология труда, инженерная психология, эргономика, психология управления, организационная и спортивная психология и др.

В настоящей работе представлена психологическая системная профессиография, разработанная с позиций субъектно-деятельно-стного подхода, обеспечивающая надежное экономически эффек­тивное и психологически гуманное решение практических задач в сфере профессионального труда.

7

I раздел. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

СИСТЕМНОЙ ПРОФЕССИОГРАФИИ

Глава I. ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ

ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Профессиональная деятельность как объект

психологического изучения

Профессиональная деятельность осуществляется человеком, кото­рого с позиций современного научного знания можно назвать субъектом труда [5, 6, 10, 17, 18, 34, 48, 172, 173, 188, 222, 245] как инициатора позитивной творческой активности, осознанно и целе­направленно исполняющего социально востребованный труд. Труд же с психологической точки зрения можно рассматривать как «мно­жество состояний сознания» субъекта труда [152, с. 103].

Профессиональная деятельность должна исполняться человеком в рамках конкретной профессии, которая в данном случае рассмат­ривается как «трудовой пост», представляющий собой одну из форм существования профессии [152, с. 64], а в отношении к субъекту труда является объектом труда.

Таким образом, профессиональная деятельность, осуществляе­мая при взаимодействии субъекта труда с объектом труда, представ­ляет собой сложный многопризнаковый динамичный процесс.

В современном познании, особенно гуманитарном, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с его помощью дается универсальная характеристика че­ловеческого мира [302, с. 266]. Именно изучение человека в деятель­ности (познавательной, общественной, производственной, деятель­ности искусства и др.) наиболее полно и достаточно глубоко позволяет раскрыть причинно-следственные связи, обусловливаю­щие его взаимодействие с профессией в конкретных социально-ис­торических и технико-экономических условиях, и понять «приро-

8

ду» отношений субъекта к себе, к другим людям и к объективной реальности; оценить его знания, умения, навыки и психофизиоло­гические возможности, а также прогнозировать направленность его преобразований [41, 133, 146, 204, 223, 228-230, 260].

Познание профессиональной деятельности в большей степени, чем какой-либо другой, позволяет объяснить те субъектн о-объект­ные взаимосвязи, которые обусловливают деяние и поведение чело­века. Это связано с тем, что трудовая деятельность объективно за­дана и нормативно зафиксирована в специальной документации, являющейся тем ориентиром, в рамках которого человек реализует себя как индивид, активный деятель и специалист. Не менее важно и познание того, что же предопределяет образование таких субъек-тно-объектных взаимосвязей, которые позволяют человеку дости­гать лично желаемого и социально необходимого даже в случаях, когда процесс труда организован нерационально. Для понимания сути данного вопроса необходимо обратиться и к рассмотрению внешних условий, воздействующих на человека и формирующих его, и к самому человеку как индивидууму, субъективно отражаю­щему объективную реальность, так как «человек обретает «идеаль­ный» план жизнедеятельности только и исключительно в ходе при­общения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существо­вания, только вместе с культурой*» [135, с. 156]. Именно избиратель­ное целенаправленное усвоение культуры, созданной предшеству­ющими поколениями, обеспечивает индивидуализацию личности, развитие ее неповторимых черт, способностей, дарований. Только в процессе избирательного освоения культуры и обеспечивается иерархия установок и ориентации личности, проявляется ее направ-^ ленность [177, с. 403].

Но кроме прошлого опыта, накопленного в обществе, на чело­века оказывает существенное влияние система отношений, актуаль­но сложившаяся в настоящем обществе, так как «вне этих отноше­ний человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами матери­ального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе как в деятель­ности конкретных людей» [178, с. 82—83]. В процессе трудовой де-

* Понятие «культура» в данном случае интерпретируется как знания, накоплен­ные опытом предшествующих поколений и зафиксированные в исторических, научных, технических, юридических и литературных источниках.

9

ятельности человек неизбежно вступает в определенные обществен­ные отношения с другими людьми (социально-экономические, со-циотехнические, социально-психологические и духовные), что со­здает необходимость изучения соотношения и взаимосвязей материальных и духовных ценностей [14, 36, 99, 104, 145, 190 209 2371.

Наряду с культурно-историческими, социально-экономически­ми и техническими условиями, воздействующими на человека как на субъекта труда, существуют еще и социальные связи между субъектами труда. Эти связи обусловлены социальными статусами — позициями, занимаемыми индивидом в трудовом коллективе, и со­циальными ролями. Последние представляют собой объективные, выработанные обществом функции, которые должен выполнять че­ловек на конкретном трудовом посту. В свою очередь адекватное исполнение социальной роли зависит от соблюдения субъектом тру­да правил трудового поведения, которые называются социальными нормами, и от того, что для субъекта труда является социально цен­ным.

Взаимодействие людей в процессе профессиональной деятельно­сти определяется также организацией их социальных взаимосвязей на следующих уровнях [233, с. 16]:

  1. совпадение целей социальной организации, социальной сис­
    темы и личности;

  2. общность требований социальной позиции в организации и
    ожидании индивида;

  3. совпадение ролевых требований социальной организации и
    реального поведения личности;

  4. совпадение нормативных требований социальной организа­
    ции, норм социальной группы и норм личности;

  5. общность систем ценностей, принятых организацией, соци­
    альной системой, личностью.

При изучении профессиональной деятельности познание пред­мета, средств и условий труда является лишь необходимым объек­тивным ориентиром, позволяющим понять сущность субъекта тру­да как личности и как профессионала, так как субъективное отражение человеком заданной объективной реальности является регулятором его поведения и деятельности. Субъективное отраже­ние объективной реальности всегда индивидуально, и поэтому «психо­логию интересует прежде всего деятельность индивидов, индивиду­альная деятельность» [182, с. 202], а затем уже ее проявления в

совместной деятельности людей, решающих конкретную професси­ональную задачу.

Для психологии наиболее важным является изучение характера, формы и динамики отражения объективной реальности субъектом труда и факторов, обусловливающих конкретные типы этого отра­жения в профессиональной деятельности. Среди факторов четко выделяются две самостоятельные, но взаимодействующие группы: 1) объективные факторы; 2) субъективные (субъектные) факторы. К первой группе относятся социальные, производственно-техничес­кие, экономические, организационные и санитарно-гигиенические характеристики профессионального труда. Вторая группа факторов включает личностные, профессионально-психологические, психо­физиологические и индивидуально-типологические качества субъекта труда. Их изучение должно раскрыть, как в сознании субъекта труда преломляется заданная объективная реальность и каково ее влияние на его трудовое поведение, на функциональное состояние и на результаты труда.

Наряду с научным психологическим пониманием профессио­нальной деятельности необходимо раскрыть и практические пробле­мы, успешное решение которых может обеспечить данная психоло­гическая область знания. Так, практика профессионального труда человека от момента выбора им профессии и до завершения его про­фессиональной карьеры ставит перед психологической наукой мно­жество вопросов. Это и проблемы профессионального самоопреде­ления [115, 151, 209, 224] и становления профессионалом [151, 186, 226, 249]; проблемы профессионального обучения [64, 84, 268, 284], профессиональной готовности и пригодности [7, 39, 80, 223, 228]; проблемы профессиональной адаптации и роста [37, 50, 187, 230],, безопасности профессионального труда и профессиональной рабо­тоспособности [92, 137, 164, 175, 281]; проблемы кризисов профес­сионального развития, профессиональных деструкции и деформаций [26, 114, 216, 301, 320] и др. Эти проблемы обусловлены необходимо­стью достижения взаимосоответствия человека и профессии, так как именно оно делает человека успешным, счастливым, удовлетворен­ным своей деятельностью и взаимоотношениями, что позитивно ска­зывается на эффективности и результативности его труда.

Для обеспечения взаимосоответствия человека и профессии тре­буется применение теоретико-эмпирических знаний не только из психологической науки, но и из других научных областей. Это необ­ходимо в связи с тем, что человек является сложной многоуровневой

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconМбуз «Городская клиническая больница №3 г. Иванова» Адрес
Администрация города Иванова в лице управления муниципального заказа Администрации города Иванова ()

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconАлексей Алексеевич Кадочников Психологическая подготовка к рукопашному бою
Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых...

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconИзвещение о продлении запроса котировок
Администрация города Иванова в лице управления муниципального заказа Администрации города Иванова

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconИзвещение о проведении запроса котировок
Администрация города Иванова в лице управления муниципального заказа Администрации города Иванова

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconИзвещение о проведении запроса котировок для субъектов малого предпринимательства
Администрация города Иванова в лице управления муниципального заказа Администрации города Иванова

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография icon«Системная оценка корпоративной социальной деятельности компании...
Системная оценка корпоративной социальной деятельности компании «Мобильные ТелеСистемы» в России и странах СНГ

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconАлександр Черников Системная семейная терапия Интегративная модель...
Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. —...

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconРегламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного...
Фз «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», руководствуясь пунктом 19 части 3 статьи 44 Устава города...

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография icon«Детская городская больница» Иванова Инна Ивановна участковая медсестра
Я, Иванова Инна Ивановна окончила Братское медицинское училище по специальности фельдшерской в 1985 году. Начала работать в 1985...

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconАдминистрация города Иванова Финансово-казначейское управление акт №10
Контрольный орган – финансово-казначейское управление Администрации города Иванова

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconРабочая программа дисциплины психологическая беопасность личности направление

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconУчреждение высшего профессионального образования «курская государственная...
«курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора и. И. Иванова»

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconКатегориально-системная методология в подготовке ученых
Министерство образования Российской Федерации Омский государственный университет

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconТема Алгоритмы (повторение)
Программное обеспечение компьютера. Системная среда Windows. Объект «Рабочий стол»

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconСистемная среда уголовного права
Работа выполнена в Северо-Кавказской академии государственной службы (г. Ростов-на-Дону)

Е. М. Иванова Психологическая системная, профессиография iconСистемная психолого-педагогическая экспертиза школы
В итоге, специалистами (П. Щедровицкий и др.) констатируется «кризис инновационного движения» в российских школах


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск