Скачать 198.08 Kb.
|
Полякова Яна Александровна студентка 6 курса факультета профессиональной подготовки Чайковский филиал «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» Научный руководитель: Становкина Ольга Николаевна, ст. преподаватель Чайковский филиал «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (г. Чайковский) Анализ факторов внутренней и внешней среды на примере Чайковского завода газовой аппаратуры - филиал ОАО «Газмаш» Среда совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему. На успех деятельности организации оказывает влияние комплекс сил и факторов среды, действие которых необходимо учитывать: к некоторым нужно адаптироваться, а другие использовать в качестве инструментов регулирования некоторых рыночных процессов. К внутренним относятся силы и факторам созданные самой организацией и находящиеся под полным ее контролем: организационная структура управления, контингент работников, специализированные службы, руководящий состав организации. Достижение рыночных целей организации напрямую зависит от профессионализма менеджеров, принимающих управленческие решения, их компетенции и ответственности, отношения к маркетинговой службе. В свою очередь, производственные, сбытовые, финансовые и т.д. успехи, во многом зависит от комплектации соответствующих служб, деловых качеств, коммуникативных способностей, креативности, стремления к развитию личного состава ее руководящих и исполнительных подразделений. От квалификации наемных работников, уровня конфликтности, их заинтересованности в успехе организации на рынке, образовании, других качественных параметров исполнителей, зависит результативность решения задач организационного, технического и технологического развития предприятия, конкурентоспособность предлагаемой рынку продукции. К факторам внешней среды относятся внешние силы, непосредственно связанны с организацией – поставщики, торговые посредники, клиенты (потребители), конкуренты, финансово-кредитные учреждения, обслуживающие организацию (банки, страховые компании), общества защиты прав потребителей (или общественное мнение как таковое). Проведем анализ факторов внутренней и внешней среды на примере Чайковского завода газовой аппаратуры – филиал ОАО «Газмаш» (ЧЗГА – филиал ОАО «Газмаш»). Чайковский завод газовой аппаратуры – филиал ОАО «Газмаш» расположен в Пермском крае в 8 километрах от города Чайковский. ЧЗГА единственный в России завод по производству бытовой техники, возведенный в постперестроечный период, без привлечения иностранного капитала. Предприятие оснащено современным технологическим оборудованием ведущих европейских фирм и производит широкий модельный ряд бытовых газовых, газоэлектрических (комбинированных) и электрических плит, а также встраиваемую кухонную технику под популярной торговой маркой «Дарина». Основными целями Чайковского завода газовой аппаратуры – филиал ОАО «Газмаш» являются: – Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; – Расширение рынка сбыта товаров и услуг; – Получение прибыли и наиболее эффективное ее использование. Анализ факторов внутренней среды Цель предприятия Согласно Уставу Чайковский завод газовой аппаратуры – филиал ОАО «Газмаш» осуществляет следующие виды деятельности: – Выпуск бытовой топливо использующей аппаратуры; – Предоставление в аренду оборудования, оказание услуг по его обслуживанию; – Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа; – Оказание маркетинговых, рекламных, консультационных, информационных, транспортных и других видов услуг; – Осуществление посреднической и торгово-закупочной деятельности; – Разработка, изготовление и реализация товаров народного потребления; – Финансирование перспективных разработок любых видов деятельности для предприятий и частных лиц; – Осуществление внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности; – Благотворительная и просветительная деятельность; – Иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ. Основными целями перспективного развития ОАО «Газмаш» являются: 1. Обеспечение роста капитализации Общества, сохранение и увеличение доходности в интересах акционеров, улучшение инвестиционной привлекательности. 2. Повышение устойчивости бизнеса. В условиях нестабильного рынка и кризисных явлений в экономике, актуальным становится обеспечение стратегии устойчивого развития холдинга, предусматривающей системное и эффективное управление рисками. 3. Сохранение доли рынка. ОАО «Газмаш» является крупнейшим отечественным производителем на рынке бытовой газовой аппаратуры, в основном в сегменте бытовых газовых плит. В условиях развитого рынка, его насыщения продуктами-аналогами и производителями, близкими по цене и качеству, задачей «минимум» для компании является сохранение своей доли на рынке бытовых газовых плит в условиях быстрого обновления и расширения ассортимента продукции, предлагаемой многочисленными российскими и зарубежными производителями. Задача «максимум», в условиях, когда доля рынка в размере более 80% сосредоточена у нескольких основных производителей, заключается в увеличении своей доли на 3-5%. 4. Создание и подержание оптимальной структуры активов. Приоритетные цели перспективного развития реализуются путем решения следующих задач: – Повышение конкурентоспособности продукции. Возрастающее конкурентное напряжение на рынке бытовых плит, как со стороны отечественных производителей, так и со стороны зарубежных, приводит к необходимости постоянной модернизации продукции, повышения потребительского качества. При этом новые модели плит не должны переходить в более высокий ценовой диапазон. Существует необходимость повысить конкурентоспособность продукции холдинга. Проводимые преобразования должны привести к изменению качественных характеристик продукции, таких как удобство и безопасность эксплуатации, широта параметрического ряда, современная эстетика. – Снижение издержек. Современное состояние на рынке бытовых плит не позволяет существенно увеличивать выручку за счет повышения цены продукции. Снижение себестоимости - это один из основных факторов обеспечения необходимой прибыльности бизнеса. Эта задача выполняется за счет технологической модернизации производства и проведения конкурентных закупок. – Увеличение объема производства. Текущий спрос на рынке бытовых плит средней и низкой ценовых категорий имеет потенциал роста. Кроме этого, существенным фактором, обуславливающим необходимость увеличения объема выпуска плит, является необходимость компенсации затрат по улучшению качественных характеристик плит. – Увеличение объема продаж. Производственная возможность увеличения выпуска продукции должна быть поддержана возможностью увеличения сбыта. Эта задача выделена в самостоятельную, так как связана с маркетинговым обеспечением производства. Структура управления Производственная структура предприятия – совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход» – готовый продукт с определенными параметрами. Структура подразделений их количество определяется задачами производства и специализацией. На предприятии ЧЗГА - филиал ОАО «Газмаш» в основном производстве применяется поточный принцип построения основного сборочного цеха. При поточном принципе построения цеха происходит разделение участка на поточные линии. Поточные линии организуются в виде отдельных участков, специализированных на обработке одного или нескольких изделий. Начальным звеном производственной структуры служит рабочее место. На поточной линии они расположены по ходу технологического процесса и по времени связаны единым тактом потока. Организационная структура системы управления предприятием - это состав подсистем или элементов системы, каждому из которых соответствует определенная функция, организация связей и отношений между подсистемами или элементами системы. Организационная система на предприятии ЧЗГА - филиал ОАО «Газмаш» представляет собой линейно-функциональную структуру управления. Ее особенность в том, что функциональные органы принимают участие в постановке задач, подготовке решений, помогают линейному руководителю в реализации функций управления. Руководство текущей деятельностью открытого акционерного общества «Газмаш» осуществляется Генеральным директором (единоличным исполнительным органом). Генеральный директор осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», законодательством Российской Федерации, Уставом и договором, заключаемым с Обществом. Договор от имени Общества подписывается Председателем Совета директоров Общества или лицом, уполномоченным Советом директоров. Управление всеми структурными подразделениями осуществляются директором на принципе единоличия. Основные функции директора – осуществление руководства текущей деятельности, распоряжение имуществом, решение вопросов найма и увольнение работников, утверждение штатного расписания, открытие в банках расчетных счетов, принятие решений о поощрении работников и наложение на них взысканий и прочее. Директору подчинятся непосредственно отдел технического контроля, Главный инженер, Заместители директора по производству, по коммерции, по экономике, которым в свою очередь подчиняются другие подразделения завода. Под руководством главного инженера находятся: технологический отдел, конструкторский отдел, инструментальный цех, отдел перспективных разработок, центральная заводская лаборатория, энерго-механический отдел и, отдел информационных технологий,бюро по охране труда и фельдшер. Главный инженер осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью подразделения. Проводит работу по совершенствованию организации производственного процесса. Внедрению прогрессивной технологии, эффективному использованию техники, повышение профессионального мастерства работников в целях качества выпускаемой продукции. Зам. директора по производству направляет деятельность трудового коллектива на обеспечение ритмичного выпуска продукции требуемого ассортимента и качества в соответствии с производственным заданием. Непосредственно в подчинение у заместителя директора по производству находятся: цех штамповки, цех покрытия, цех сборки, отдел производственного планирования. Зам. директора по коммерции осуществляет руководство деятельности предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки. Транспортного и административно-хозяйственного обслуживания. Принимает меры по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями сырья и продукции. Координирует работу подчиненных ему служб и подразделений. Заместителю директора по экономике подчиняются: бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, планово-экономический отдел. Заместитель директора по экономике разрабатывает финансовый план, регулирует финансовые и денежные потоки. Руководит главным бухгалтером, начальником планово–экономического, финансового и отдела труда и заработной платы. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетах о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы. Руководит работниками бухгалтерии. Все сотрудники бухгалтерии подчинены Главному бухгалтеру, выполняющему контрольные и организационные функции. С целью своевременного и правильного составление финансовой отчетности в бухгалтерии существуют четкая организация труда, которая заключается в выполнении в установленные сроки каждым работником вмененных ему должностной инструкцией обязанностей. Кадры Персонал предприятия – это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятия. Персонал, работающий на предприятии, представляет собой главную ценность производства. Поэтому необходимо проводить тщательный анализ всех кадров. В настоящее время на предприятии работает 1592 человека. Все работники предприятия делятся на две группы: – Производственный персонал; – Управленческий персонал. Производственный персонал осуществляет трудовую деятельность в производстве, где преобладает доля физического труда. Этот персонал обеспечивает выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Управленческий персонал осуществляет трудовую деятельность в процессе управления производством, где преобладает доля умственного труда, они заняты переработкой информации. Основными характеристиками персонала предприятия являются: численность и структура. Основу предприятия (43%) составляют люди в наиболее трудоспособном возрасте от 35 до 50 лет. Молодые сотрудники в возрасте от 25 лет составляют 17 % от общей численности, работающих на Чайковском заводе газовой аппаратуры. Такой же удельный вес имеют сотрудники старше 50 лет. Наибольший удельный вес 37% имеют работники стажем работы в данной организации более 10 лет. Это является свидетельством стабильности коллектива, высокого уровня его подготовки и квалификации, устойчивого морально-психологического климата. Из числа сотрудников ЧЗГА ОАО «Газмаш» более 60% имеют средне - профессиональное и почти 19% высшее образование. Благодаря проводимой кадровой политике на предприятии сложился сплоченный, грамотный коллектив, полностью отвечающим требованиям предприятия. Продукция Чайковский завод газовой аппаратуры производит бытовую технику «Дарина» для кухни: Газовые плиты, Комбинированные плиты, Электрические плиты, Встраиваемая техника, Эконом плиты «Дарина» Classic, а также: Настольные газовые плиты, Газовые грили, Воздухоочистители. Технологии производства Чайковский завод газовой аппаратуры - филиала ОАО «Газмаш» включает в себя огромный производственный комплекс, центральный материальный склад, инженерно-лабораторный корпус, корпус гальванического производства, цеха штамповки, покрытия, сборки и т.д. Применяемое оборудование позволяет получать готовую продукцию высокого качества. На предприятии разработаны и внедрены современные технологии, обеспечивающие высокую степень автоматизации и механизации производства. Так, одна из самых ответственных операций - нанесение эмали, красок и гальванических покрытий на детали плиты - осуществляется по самым современным на сегодня технологиям с применением роботизированных комплексов признанных производителей, одним из которых является фирма «Gema». Контроль качества бытовых плит, перед ее упаковкой и отправкой потребителям, осуществляется с использованием приборов французской фирмы «Ateq». Инструментальный цех оснащен высокоточными электроэрозионными, фрезерными, координатно-расточными, токарными, шлифовальными и заточными станками. Цех штамповки оснащен современными высокопроизводительными автоматическими линиями продольной и поперечной резки рулонного металла, листовой штамповки, профилирования, гибки, электроконтактной сварки – сборки, высокоточными специальными станками для механической обработки, автоматическими комплексами для холодной объемной штамповки на базе 500 т. фрикционных прессов. Кроме того, цех располагает кривошипными прессами, многошпиндельными станками, прутковыми автоматами. Цех покрытия оснащен современными высокопроизводительными автоматическими линиями обезжиривания, эмалирования, порошковой окраски, обжига. Цех гальванопокрытий располагает линиями анодирования, цинкования, никелирования и линией эмалевого покрытия. Сборочный цех оборудован современным конвейером общей сборки, который представляет собой автоматическую поточную линию. Так же, осуществляется сборка частей плиты, поступающих как с предыдущих производственных участков, так и от сторонних поставщиков. Принципиальное отличие этой линии от механической поточной линии заключается в том, что управление производится автоматически от общего пульта управления и практически не управляется операторами на постах конвейера. Параллельно конвейеру общей сборки расположены конвейеры - рольгоны с ручным управлением для сборки электрических и настольных плит. Маркетинг Следуя тенденциям моды, Чайковский завод газовой аппаратуры готовит к запуску в 2014 году новую серию плит под торговой маркой «Darina» в стиле ретро и кантри. На реализацию инвестиционных программ планируется направить 74,5 млн. руб., что позволит ЧЗГА – филиалу ОАО «Газмаш»: – Изменить конструкции основных узлов плит - духового шкафа и решеток стола. – Модернизировать технологический процесс изготовления духового шкафа для плит с габаритными размерами 50х50 мм. – Завершить процесс автоматизации штамповки на прессе усилием 630 т. – Внедрить новую автоматизированную линию изготовления решеток стола из стальной полосы и полностью отказаться от внешней кооперации. – Дооснастить инструментальный цех новыми современными станками, что обеспечит качественное и своевременное изготовление технологической оснастки для серийных и новых моделей плит. Снизить сроки освоения новых моделей продукции. Приоритетным направлением в реализации маркетинговой стратегии ОАО «Газмаш» в 2014 году станет удержание позиций холдинга в условиях финансово-экономической нестабильности в стране за счет расширения зон представленности брендов на рынке России и СНГ, развития каналов товаропродвижения, повышения узнаваемости торговых марок и вывода на рынок новых моделей плит и встраиваемой техники. Важным моментом в осуществлении маркетинговой стратегии является расширение сфер реализации бытовой техники холдинга, которое подразумевает выведение товаров в федеральные розничные сети, а также развитие оптовой торговли через региональные оптовые компании. Для эффективного установления партнерских отношений с контрагентами планируется продолжить укреплять сотрудничество с оптовыми и розничными компаниями федерального и регионального масштаба, создав для них условия для дальнейшего развития. В качестве условий предполагается: – Федеральным оптовым компаниям при выполнении договорных условий компенсировать доставку до складов, выплачивать квартальный бонус в размере до 2% и годовой бонус – 1%. – С федеральными розничными компаниям (М.Видео) расширить ассортиментный портфель, предложив эксклюзивные модели электрических плит и плит в стиле «country». Заключить договор сотрудничества с федеральной розничной сетью «Эльдорадо» — одной из самых крупных российских сетей, торгующих бытовой техникой и электроникой. – Сохранить дилерскую сеть региональных оптовых компаний, расширить их ассортиментную матрицу, предложив компенсацию квартального и годового бонуса в размере 0,5-1 % при условии выполнения договорных обязательств. – Продолжить активную экспансию в региональные розничные сети, рассматривая в качестве преимуществ сотрудничества не только оплату квартального и годового бонуса, но и оказание трейд-маркетинговой поддержки в размере 2 % от оборота для компаний УФО, ПФО, ЦФО, СЗФО и ЮФО, и 3-4 % от оборота для компаний СФО и ДВФО. Для развития товарооборота и выполнения показателей планируется расширение каналов сбыта: – заключение новых договоров с региональными розничными сетями; – продолжение работ по заключению прямых договоров поставки с газораспределительными организациями РФ. В рамках данного проекта ожидается запуск федеральной акции по компенсации установки плиты конечному потребителю при условии приобретения продукции холдинга. – развитие онлайн - коммерции с помощью крупных федеральных интернет - магазинов. Планируемый эффект от проекта ожидается в количестве 6000-7000 штук бытовых плит. – расширение клиентской базы по строительным компаниям с помощью проведения переговоров с потенциальными клиентами, рассылки коммерческих предложений и участия в тендерных закупках. В сфере совершенствования ассортиментной матрицы бытовых плит холдинга планируется продолжить расширение производства стеклокерамических моделей плит, адаптированных по функциональным возможностям и ценовым характеристикам спросу рынка, а также запустить в производство серии газовых и электрических плит в новых цветовых и стилевых решениях. Данная серия плит позволит укрепить позиции брендов на российском рынке и создать конкуренцию. Для достижения показателей бизнес-плана будут использованы основные инструменты маркетинговых коммуникаций ATL и BTL – технологии, в рамках которых планируется:
Бизнес – план на 2014 год предусматривает выпуск филиалами ОАО «Газмаш» 250,0 тыс.шт. бытовых плит, и 2436 тыс.шт. комплектующих крановой группы, соответственно 113,6 % и 116,7 % к уровню производства 2013 года. Планируемая чистая прибыль – 39,8 тыс.руб. В целом по холдингу «Газмаш» запланировано производство 543,1 тыс.шт. газовых, электрических и комбинированных плит, или 117,3 % к выпуску 2013 года. Нарастающий отложенный спрос на бытовые плиты позволяет рассматривать данный товарный рынок как перспективный с позиции роста продаж и доходности деятельности. ОАО «Газмаш» располагает необходимыми производственными возможностями для перевыполнения контрольных количественных и качественных показателей при увеличении целевого рынка. Анализ факторов внешней среды Плиты DARINA, активно конкурируя с другими брендами, уверенно расширяют территорию присутствия на рынке бытовой техники. Сегодня продукция ТМ DARINA представлена на территории России практически во всех крупных торговых сетях и оптовых компаниях, где имеет стабильный и гарантированный сбыт. Это Корпорация «Центр», «М.Видео», «Ваш дом», «Техносила», Компания «Эксперт», «Белая Техника», торговая сеть «Норд» и другие компании, в том числе и в странах СНГ. К конкурентам бытовых плит под маркой «Дарина» из большого количества иностранных моделей, ввозимых в Россию, можно отнести: «Gefest» (Белоруссия), «Hansa» (Польша), «Greta» (Украина), «Indesit» (Италия). Конкуренты - производители местного рынка: ОАО «Каневской завод газовой аппаратуры» (бренд «Flama»), ОАО «Волгогазоаппарат» (бренд «Лада»), ОАО «ППО ЭВТ» (бренды «De Luxe» и «Electronicsdeluxe»), ОАО «АК ЛМЗ» (бренд «Лысьва») и ОАО «Златмаш» (бренд «Мечта»). Наиболее сильные позиции группа «Газмаш» занимает в сегменте отечественных производителей газовых стационарных плит – 80 % . Несмотря на нарастающую конкуренцию в данном сегменте, на протяжении не одного десятка лет положение холдинга «Газмаш» остается стабильным и прочным. Поставщики Основными поставщиками филиала являются: Для поставки рулонов оцинкованной стали под эмалирование и окраску поставляют: – ОАО «Северсталь»; ООО «Стойэкспорт»; ООО «Европрофиль»; ТД «Самарский металлургический завод»; «FERRO» (США). – PEMCO (Бельгия) по поставке материалов для эмалирования плит - фритт, грунта. – Мондрагон (Испания) по поставке передовых комплектующих изделий для электрических, индукционных и газовых плит. – Итальянская компания «Sipama» - ЧЗГА приобрел инновационное оборудование по производству кухонных плит типоразмером 60х60см. – Цветные металлы поставляют: ТД «Русский алюминиевый прокат» и ООО «Мост-1». Поставку комплектующих изделий для ЧЗГА производят: Габаритные комплекты «Дарина» (столы, решетки, стекла, противень, жаровня); Газогорелочная группа «Дарина»; Группа безопасности «Дарина» (краны, ТУПы, термопары); Фурнитура «Дарина» (ручки, воротники, кронштейны, шарниры, уплотнители); Электрогруппа «Дарина» (блоки розжига, разрядники, провода, кнопки). Запасные детали для электрических плит «Дарина» поставляют: ООО «Регионгазкомплект», компания «Пульс» (Н.Новгород), филиалах ОАО «Газмаш» в пос. Балакирево (Владимирская обл.), г. Воткинск (Удмуртская Республика). Потребители Продукцию ЧЗГА филиала ОАО «Газмаш» потребляет население и крупные строительные компании для установки плиты на кухне построенного жилого объекта. На Чайковском заводе газовой аппаратуры выпускается более 50 моделей газовых, газоэлектрических, электрических плит под брендом «Дарина». В плитах учитываются многочисленные требования по обеспечению высокого потребительского уровня и качества. В связи с этим были разработаны новые технические решения, касающиеся функциональности плиты, удобства монтажа и безопасности эксплуатации. Наша цель: Создать плиту, от которой получаешь удовольствие при использовании. Богатый ассортимент выпускаемой продукции марки «Дарина» дает возможность каждому потребителю выбрать технику в соответствии со своими запросами. Наша миссия: Выпускать конкурентоспособную бытовую технику, гарантирующую клиенту выгоду от приобретения. Газовые плиты «Дарина» традиционно пользуются большим спросом не только в России, но и в других странах СНГ. Ведь газовые коммуникации проведены в большинство домов, а плата за потребление газа кухонной газовой плитой гораздо ниже, чем плата за расход электроэнергии электроплитой. Газовые плиты «Дарина» имеют полный газконтроль — надежная защита и гарантия безопасности. Если пламя горелок на варочной поверхности или в духовке внезапно погаснет, система газконтроль прекратит подачу газа. Электроплиты «Дарина» как альтернатива плитам газовым, приобретают все большую популярность, ведь современные электрические плиты по функциональным качествам и удобству использования нисколько не уступают газовым. Кроме этого они более безопасные – нет открытого пламени. Длительное остывание конфорок позволяет поддерживать свежеприготовленные блюда в нагретом состоянии. Газоэлектрические плиты «Дарина» – универсальный вариант для семей, у которых нет постоянный подачи газа. Электрическая конфорка, дополнительно к трем газовым, выручит в самый «неподходящий» момент. Комбинированные плиты «Дарина». Современные тенденции развития кухонной техники привели к рождению комбинированных плит, сочетающих в себе все преимущества газовых и электрических плит: быстрый нагрев газовой конфорки и многофункциональность электрической духовки. Встраиваемая техника «Дарина» подчеркнет хороший вкус человека, окружающего себя только качественными и практичными вещами. Независимые варочные поверхности и духовые шкафы «Дарина» позволяют устанавливать их в любой части кухни и воплотить смелые решения в интерьере. Настольные плиты «Дарина» – это хороший выход для владельцев загородных домиков и дач. Компактность – это основное преимущество «дачницы». Она займет не много места на вашей летней кухне и без труда поместится в багажнике автомобиля. ОАО «Газмаш» выпускает продукцию наиболее полно соответствующую запросам потребителей в отношении качества, дизайна и цены. Таким образом, можно сказать, что завод ОАО «Газмаш» является одним из крупнейших промышленных предприятием. ОАО «Газмаш» успешно развивается, обладает высоким техническим потенциалом. Продукция вырабатывается на высоко автоматизированных поточных линиях известных фирм. Доля продукции Чайковского филиала ОАО «Газмаш» на российском рынке сбыта составляет 15%, что позволяет свободно и легко конкурировать с продукцией других предприятий. Все перечисленные факторы внутренней и внешней среды позволяют выработать стратегию развития Чайковского завода газовой аппаратуры – филиал ОАО «Газмаш». Литература:
|
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... «рентгенология», образовательные программы и тестовые задания разработаны сотрудниками курса лучевой диагностики кафедры хирургии... |
Г. Чайковский Is the Earth a dangerous place? Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение маоу лицей «Синтон» г. Чайковский |
||
Реферат по дисциплине "Правоохранительные органы" Реферат по дисциплине "Правоохранительные органы" выполнила студентка 5го курса заочного факультета по специальности "Юриспруденция"... |
О результатах поездки в Санкт-Петербург в связи с общественным расследованием... Кой Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совета) 27 октября 2015 г была создана группа по изучению... |
||
Саяно-шушенский филиал Характеристика профессиональной деятельности выпускника оп бакалавриата по направлению подготовки 15. 03. 02 Технологические машины... |
Моисеев А. В., Басовский Л. Е., Полякова О. В., Корнилкова Е. В.,... Моисеев А. В., Басовский Л. Е., Полякова О. В., Корнилкова Е. В., Зотова О. И. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие / А. В.... |
||
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству... Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при... |
Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса педиатрического... Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета... |
||
Примерная программа производственной практики студентов 3 курса факультет... Примерная программа производственной практики студентов III курса факультета заочного обучения по направлению подготовки 36. 03.... |
Методические указания по учебно-клинической практике для студентов... Должностная инструкция руководителя практики от кафедры при проведении практики |
||
Контрольная работа по производственной практике для студентов 5 курса... Методические рекомендации студентам 5 курса заочной формы обучения фармацевтического факультета для выполнения контрольной работы... |
Дипломная работа совершенствование инфокоммуникационного сопровождения... Сущность, виды и специфика банковских услуг предоставляемых посредствам инфокоммуникаций |
||
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения по... Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (1 семестр). – Казань: Издательство Института... |
Учебно-методический комплекс «Биохимия» 3 курс, V семестр 06. 03.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01... |
||
Учебно-методический комплекс «Биохимия» 3 курс, V семестр 020201. 65 «Биология (специалист)» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201. 65... |
Учебно-методический комплекс «Биохимия» 3 курс, V семестр 020201. 65 «Биология (специалист)» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201. 65... |
Поиск |