geodyna 4300
геодина 4300
Betriebsanleitung
Руководство по эксплуатации
|
Pkw-Radauswuchtmaschine
Балансировочный станок
для колес легковых автомобилей
|
Содержание•Указания по технике безопасности и функции станка
Содержание
|
стр.
|
1. Указания по технике безопасности и функции станка .........................................................
|
3
|
2. Установка станка ....................................................................................................................
|
9
|
3. Электроподключение ..............................................................................................................
|
11
|
4. Органы управления и индикации ...........................................................................................
|
13
|
5. Включение станка ...................................................................................................................
|
17
|
6. Крепление колеса ....................................................................................................................
|
21
|
7. Ввод типа колеса, варианта размещения грузиков и размеров колеса ..............................
|
27
|
8. Балансировка ..........................................................................................................................
|
52
|
9. Установка грузиков за спицами ..............................................................................................
|
61
|
10. Выбор режимов работы .........................................................................................................
|
67
|
11. Сообщения ..............................................................................................................................
|
81
|
12. Оптимизация плавности хода и минимизация массы грузиков ..........................................
|
93
|
13. Текущая юстировка, выполняемая пользователем .............................................................
|
115
|
14. Техническое обслуживание ...................................................................................................
|
117
|
15. Технические характеристики .................................................................................................
|
117
|
16. Электрическая схема .............................................................................................................
|
119
|
|
|
Указания по технике безопасности и функции станка
1.1 Примечания для читателя
В настоящем руководстве для облегчения чтения и понимания рисунков и текста использованы специальные знаки и выделение текста:
Знак, которым отмечены действия оператора.
Правила техники безопасности выделены серым фоном.
Указывающая стрелка
Стрелка, показывающая направление движения
1.2 Область использования
Стационарный балансировочный станок предназначен для динамической и статической балансировки колёс легковых и легких грузовых автомобилей массой до 70 кг и диаметром до 950 мм.
Кроме балансировки, станок позволяет определять, снижать и, при возможности, устранять неплавность вращения колёс, обусловленную неточностью формы ободьев и(или) шин. Путём целенаправленной подгонки взаимного расположения обода и шины достигается наибольшая плавность хода или минимизация массы балансировочных грузиков.
3
Указания по технике безопасности и функции станка
Рис.1 Общий вид станка
Клавишное поле, указатели и крышка с ячейками для грузиков
Защитный кожух колеса, поднят
Измерительный рычаг для измерения расстояния между станком и ободом
и диаметра обода
4 Педаль стопорного тормоза
Вид сзади
5 Сетевой выключатель и сетевой разъем
1.3 Общие правила техники безопасности
К эксплуатации станка разрешается допускать только специально обученный персонал.
Станок должен эксплуатироваться только в соответствии с его назначением и в порядке, указанном в настоящем руководстве.
В случае внесения самовольных изменений и переделок фирма Хофманн не несет ответственности за ущерб, который может быть их результатом.
Особенно запрещается удалять или приводить в нерабочее состояние устройства, обеспечивающие безопасность эксплуатации.
Электромонтажные работы должны проводиться только квалифицированным электротехническим персоналом в соответствии с предписаниями VDE и организаций, ответственных за энергоснабжение.
При испытаниях по определению сопротивления изоляции (500 В = тока) и испытаниях на пробой изоляции (1000 В ~ тока) в соответствии с нормами EN 60204-1 следует удалить переключающий мостик Х46 (см. электросхему).
Необходимо иметь в виду, что при работе с техническими средствами всегда существует возможность непредусмотренной опасности (остаточный риск).
Пользователь должен предупреждать такую возможность правильными и осмотрительными действиями.
Особенно следует обращать внимание на следующее:
Использовать средства труда только по их прямому назначению.
Всегда использовать только соответствующие и исправные рабочие и вспомогательные средства.
Учитывать технические данные и строго следовать указаниям завода-изготовителя оборудования, а также изготовителя обрабатываемых колес.
Носить соответствующую рабочую одежду и защитные средства (например, защитные очки, безопасную обувь, защитный шлем).
Дополнительные правила техники безопасности содержатся в соответствующих разделах.
5
Указания по технике безопасности и функции станка
1.4 Функции станка
Клавиатура и индикаторы удобно расположены на единой панели.
Измерительный рычаг для измерения расстояния и диаметра
Ввод диаметра обода и расстояния между левой балансировочной плоскостью и станком осуществляется с помощью встроенного измерительного устройства или клавиатурой. Ввод с помощью клавиатуры осуществляется вращением колеса при нажатой соответствующей клавише меню; желаемые данные высвечивается на индикаторе и передаются для обработки в электронный блок.
При установке клеевых грузиков с помощью зажимного устройства станок помогает оператору найти ранее выбранное место уравновешивания.
Ширина обода вводится вращением колеса при нажатой клавише.
Место установки балансировочных грузиков
В зависимости от типа колеса, подлежащего балансировке (колесо легкового, легкого грузового автомобиля или мотоцикла, колесо РАХ, колесо со стальным ободом, с ободом из лёгкого сплава) может быть выбрана индикация дисбаланса для различных вариантов размещения грузиков на ободе.
Измерительный цикл и результаты измерений
В процессе автоматически выполняемого измерительного цикла измеряются и сохраняются все измеренные величины. По завершении измерительного цикла станок автоматически выключается, а колесо тормозится до полной остановки.
Измеренные величины и места расположения грузиков индицируются отдельно для каждой плоскости балансировки.
Стопорный тормоз
Станок оснащен стопорным тормозом, управляемым педалью, с помощью которого можно удерживать колесо в положении уравновешивания при установке балансировочных грузиков. Этот стопорный тормоз является вспомогательным фиксирующим устройством и не должен использоваться для торможения вращающегося колеса.
Сохранение «профилей колеса»
Сохранение «профилей колеса» обеспечивает запоминание данных колес, например, тех типов, которые приходится балансировать чаще других для того, чтобы сократить время на ввод данных. Программа позволяет сохранить до 4 «профилей колеса».
Сообщения
Индикация возможных ошибок оператора или неисправностей в электронных или механических узлах осуществляется посредством соответствующих кодированных сообщений (см. раздел 11 «Сообщения»).
Текущая юстировка, выполняемая пользователем
Если при балансировке колеса приходится выполнить несколько измерительных циклов, так как величина и положение балансировочных грузиков требуют повторной коррекции, наиболее вероятной причиной этого является недостаточная точность измерений.
В этих случаях пользователь имеет возможность самостоятельно провести текущую юстировку станка (см. раздел 13 «Текущая юстировка, выполняемая пользователем»).
Защитный кожух колеса
В странах ЕС наличие защитного кожуха колеса с электрической блокировкой предписано законодательно. Этот кожух является частью серийного комплекта поставки. Измерительный цикл может быть запущен только при закрытом кожухе колеса.
С помощью кода С13 электронный блок может быть запрограммирован так, чтобы измерительный цикл запускался при закрывании кожуха.
7
Установка станка
2. Установка станка
При выборе места для установки станка необходимо следовать предписаниям и указаниям органов технадзора, а также требованиям к организации рабочих мест.
Балансировочный станок может быть установлен на любом ровном и прочном основании. Масса и габариты станка указаны в разделе 15 «Технические характеристики». При установке на междуэтажных перекрытиях следует учитывать их допустимую нагрузку.
Крепление станка к основанию рекомендуется, но не является обязательным. Станок может быть укреплен на основании с помощью трех винтов М10 для бетона или соответствующих дюбелей за три опорные точки, в которых предусмотрены крепежные отверстия (рис. 2). Расстояния между центрами крепежных отверстий показаны на рис. 2. После установки станок должен безукоризненно опираться на три опорные точки; в противном случае, необходимо добиться этого с помощью соответствующих подкладок.
По соображениям удобства транспортировки станок демонтирован на нижеуказанные части, которые поставляются на поддоне и упакованы в специальную коробку:
станок
защитный кожух колеса.
2.1 Распаковка станка
Целесообразно, чтобы распаковку станка выполняли два человека.
Указание
При распаковке необходимо следить за тем, чтобы не повредить установленную в основании станка педаль и ее механический привод.
Разрезать упаковочные ленты (рис. 3, поз. 1), упаковочный картонный ящик поднять вверх и снять, малый картонный ящик с узлами и деталями (рис. 3, поз. 2) поставить в сторону.
Снять защитный кожух колеса с его оси.
Вывинтить три шестигранных болта (размеры „под ключ“ 13 и 17 мм), которыми станок закреплен на поддоне (рис. 4, стрелки).
Осторожно поднять станок за трубу вибратора и за ось кожуха и развернуть на поддоне на 180 (рис. 4).
Теперь наклонить станок в сторону и опереть на пол (рис. 5).
Вытянуть поддон из-под станка, и мягко опустить станок на пол (рис. 6).
2.2 Перемена места установки станка
Если станок необходимо перемещать по полу на новое место установки, следует осторожно наклонить станок за крышку с грузиками и кронштейн защитного кожуха и установить его на подходящее грузоподъемное или транспортное устройство (например, вилочный штабелер, передвижной подъемник).
Указание
При подъеме станка учитывать положение центра тяжести, исключить раскачивание станка.
9
Установка станка
2.2 Монтаж защитного кожуха колеса (рис. 7)
Насадить защитный кожух (рис. 7, поз. 1) на ось (рис. 7, поз. 2) защитного кожуха, и повернуть его до совпадения крепежных отверстий в оси и защитном кожухе.
Крепежный болт М10 (рис. 7, поз. 3) и подкладную шайбу (рис. 7, поз. 4) вставить снизу, навернуть шестигранную гайку (рис. 7, поз. 5) и плотно затянуть.
Защитный кожух колеса обеспечивает следующие режимы работы:
При опускании защитного кожуха колеса запускается измерительный цикл (код С13).
При подъеме защитного кожуха во время измерительного цикла колесо затормаживается (код С5).
С помощью кодов эти функции могут быть внесены в долговременную память или оставаться активными только до выключения станка (см. раздел 10 «Выбор режимов работы»).
3. Подключение к электросети
Электромонтажные работы должны проводиться только квалифицированным электро-техническим персоналом в соответствии с предписаниями VDE и под наблюдением организации, ответственной за энергоснабжение.
Обычное исполнение электрической схемы и приводного электродвигателя балансировочного станка рассчитано на присоединение к одно- или двухфазной электросети переменного тока на 200 – 240 В, 50/60 Гц.
Соединительный кабель станка снабжён вилкой по европейскому стандарту (Europa Norm, CEE 7 / VII).
Пользователь должен установить перед штепсельной розеткой плавкие инерционные предохранители на 6–16А gL по VDE 0636 или защитные инерционные автоматы (с gL-характеристикой).
Электрическая схема приведена в разделе 16 «Электрическая схема».
Кроме того, экземпляр электросхемы находится также под крышкой корпуса станка.
11
Органы управления и индикации
4. Органы управления и индикации
Рис. 8 Общий вид
1 Клавиша START
- запуск процесса измерения
2 Клавиша STOP
- прерывание процесса измерения
- удаление сообщения об ошибках и неисправностях
- если при выборе режима работы ввод был прерван клавишей STOP, новое введенное состояние автоматически отменяется и сохраняется прежний режим работы.
3 Клавишное поле с функциональными клавишами (см. также рис. 9).
4 Индикаторное поле (см. также рис. 10).
Рис. 9 Клавишное поле с функциональными клавишами
Клавиша ОР
запуск программы оптимизации плавности хода
ввод положения вентиля в программе оптимизации плавности хода.
Клавиша точной индикации
Переключение дискретности индикации величины дисбаланса с 1 на 5 г или с 0,05 на 0,25 унций (только до тех пор, пока клавиша нажата).
Индикация остаточной величины дисбаланса без округления в диапазоне пороговых значений:
Пока эта клавиша нажата, функция округления величины дисбаланса отключена и индицируется фактическая величина остаточного дисбаланса.
Индикация величины дисбаланса для стандартного (обычного) места установки грузиков:
если в Аlu-программах от Аlu 1 до Аlu 5 (Аlu - обозначение программ балансировки колес из легких сплавов) сначала нажать клавишу точной индикации, а затем Аlu-клавишу, то индицируются величины дисбаланса для обычного варианта расположения грузиков и соответствующее символическое обозначение обода.
В программах ОР и Un клавиша точной индикации выполняет функции переключающей клавиши.
3 Клавиша C
а) Кратковременное нажатие:
Переключение единиц измерения величины дисбаланса (с грамм на унции). После включения станка главным выключателем устанавливается единица измерения, введенная с помощью кода С3.
б) Продолжительное нажатие:
Переключение в режим выбора функций (режимов работы).
Функциональная клавиша для типа колеса
При нажатой клавише и одновременном вращении колеса происходит выбор желаемого типа колеса. При отпускании клавиши ввод сохраняется.
Функциональная клавиша выбора варианта установки грузиков (Алю-клавиша)
При нажатой клавише и одновременном вращении колеса происходит выбор желаемого варианта (места) установки грузиков. При отпускании клавиши ввод сохраняется.
Функциональная клавиша переключения показаний динамического дисбаланса на показания статического дисбаланса.
7 Функциональные клавиши ввода ширины, диаметра обода и расстояния между станком и ободом.
13
Органы управления и индикации
Рис. 10 Индикаторное поле - указатели и символы, управляющие оператором при выполнении различных рабочих операций
1 Указатель направления для левой плоскости балансировки
2 Указатели ОК (О-кей, все в порядке) для левой и правой плоскостей балансировки
3 Символ ОР - предложение выполнить оптимизацию плавности хода
4 Символ обода и возможных вариантов установки балансировочных грузиков
5 Указатель направления для правой плоскости балансировки
6 Символ диаметра обода
7 Символ расстояния между станком и ободом
8 Цифровые трехразрядные индикаторы для правой плоскости балансировки
Здесь указываются:
- диаметр обода
- расстояние между станком и ободом (всегда в мм)
- величина дисбаланса для правой плоскости балансировки
- функциональные состояния или введенные предельные значения параметров
9 Символ клавиши START - высвечивается в том случае, когда запуск
измерительного цикла должен быть произведен клавишей START
10 Символ выполнения процесса компенсации
11 Символ ширина обода
12 Цифровые трехразрядные индикаторы для левой плоскости балансировки
Здесь указываются:
- ширина обода
- величина дисбаланса для левой плоскости балансировки
- величина дисбаланса при статической балансировке
- сообщения
- С-функции
- буквенное обозначение варианта размещения грузиков (при нажатой Alu-клавише)
Рис. 11 Педаль стопорного тормоза
При нажатой педали главный вал стопорится. Это облегчает затягивание или отпускание зажимной гайки и обеспечивает фиксацию колеса в положении, необходимом для крепления балансировочных грузиков.
Стопорный тормоз предназначен только в качестве вспомогательного позиционирующего устройства и не должен использоваться для торможения главного вала.
15
Включение станка
5. Включение станка
После включения станка главным выключателем (рис. 12, поз. 1) электронный блок производит самотестирование станка. После успешного завершения самотестирования раздаётся мелодичный трехтоновый сигнал, на указателях появляется „ОК“ и кратковременно индицируется номер установленной в станок программной версии. Затем на обоих полях индикации появляются данные колеса, которые были введены ранее и еще сохранены в памяти станка.
Во время самотестирования ввод данных или проведение других операций не допускается. В это время станок не должен подвергаться даже малейшим сотрясениям.
Состояние при включение станка
Электронный блок в состоянии поставки запрограммирован так, что после включения станка устанавливаются следующие режимы работы:
– тип колеса 1 (колесо легкового автомобиля с номинальными размерами в дюймах, шириной 6,5" и диаметром 15");
– ввод размеров обода в дюймах;
индикация величин дисбаланса с дискретностью 5 г;
округление (граничное значение 3,5 г) включено;
принудительное торможение колеса при открывании защитного кожуха колеса во время измерительного цикла;
– компенсация дисбаланса зажимного устройства выключена;
запуск процесса измерения клавишей START.
Сообщения при включении станка
В случае появления сообщения об ошибке необходимо подтвердить сообщение нажатием клавиши STOP. Трехтоновый звуковой сигнал при этом не звучит.
При включении станка могут встретиться следующие сообщения об ошибках:
Е 900 – рис. 13
Сохраненная модель станка неизвестна.
Е 901 – рис. 14
Станок не юстирован.
Е 89 – рис. 15
При включении станка одна из клавиш заклинена.
Найти и освободить заклиненную клавишу. В случае необходимости обратиться к сервисной службе.
17
Включение станка
Н 82 – рис. 16
Помехи в процессе самотестирования (например, поворот колеса).
Сообщение сохраняется в течение 3 секунд, после чего измерение повторяется (макс. 10 раз) или прерывается нажатием клавиши STOP.
Е 3 – рис. 17
Измерительный рычаг не находился в исходном положении.
Установить измерительный рычаг в исходное положение, и продолжить процесс нажатием клавиши STOP.
Е 92 – рис. 18
Измерительный рычаг при 2-ой попытке также не находился в исходном положении.
Подождать 5 секунд или продолжить процесс нажатием клавиши STOP.
Е 145 – рис. 19
Содержание обоих запоминающих устройств различно (но оба содержат действительные данные).
Сообщения о фатальных ошибках
Программа самотестирования нашла ошибку и индицирует ее шестизначным кодом из цифр и (или) букв.
С10800 - рис. 20
Сетевое напряжение ниже 170 В. Балансировка возможна, если электродвигатель в состоянии разогнать главный вал до измерительных оборотов. Данные колеса могут быть потеряны.
Установить питающее напряжение с помощью предварительного трансформатора (ном. № 6705 902) в диапазоне 200 – 230 – 240 В.
С10801 - рис. 21
Сетевое напряжение выше 265 В. Электроника станка в опасности!
Выключить главный выключатель!
Установить питающее напряжение с помощью предварительного трансформатора (ном. № 6705 902) в диапазоне 200 – 230 – 240 В.
Повреждения (ущерб), которые могут быть следствием повторения этой ошибки, не относятся к гарантийным.
С10804 - рис. 22
Сетевое напряжение выше 275 В. Электроника станка в опасности!
Выключить главный выключатель!
Установить питающее напряжение с помощью предварительного трансформатора (ном. № 6705 902) в диапазоне 200 – 230 – 240 В.
Повреждения (ущерб), которые могут быть следствием повторения этой ошибки, не относятся к гарантийным.
19
Крепление колёс
6. Крепление колёс
В технической документации на многие типы автомобилей указан способ крепления колёс (за центральное отверстие или на болтах). В соответствии с этим можно выбрать подходящие центрирующе-зажимные устройства из нашей программы.
Примечание
Допускается использование только тех центрирующе-зажимных устройств, которые специально спроектированы для использования совместно со станком. Вследствие постоянного совершенствования конструкции станка, а также центрирующе-зажимных устройств может оказаться, что новые центрирующе-зажимные устройства не подходят к станкам более ранних выпусков или старые устройства не подходят к станкам более поздних выпусков.
Соответствующие типы центрирующе-зажимных устройств, области их применения и порядок пользования указаны в отдельных руководствах (обзор центрирующе-зажимных устройств, руководства по эксплуатации различных центрирующе-зажимных устройств).
Монтаж центрирующе-зажимных устройств
По техническим условиям транспортировки зажимные устройства не устанавливаются на станок при его поставке. Они лежат сзади в корпусе станка и должны быть установлены пользователем.
Чтобы закрепить колесо на станке, на его главном валу должно быть смонтировано соответствующее зажимное устройство. Только точно смонтированное, механически безупречное и чистое зажимное устройство гарантирует наивысшую точность балансировки.
Рис. 23 Монтаж колесных зажимных устройств
23.1
|
Центрально-центрирующее устройство MZV-4 для ободьев с центральным центрированием или с достаточно точно обработанным центральным отверстием. Для этого зажимного устройства поставляются различные адаптеры.
|
23.2
|
Универсальные зажимные устройства USV и SCA для закрытых ободьев или ободьев, центрируемых на болтах. Для этих зажимных устройств поставляются различные адаптеры.
|
Конус главного вала
Корпус зажимного устройства
Стяжной винт (с внутренним шестигранником на 14 мм)
Перед установкой протереть посадочный конус (рис. 23, поз. 1) главного вала и внутренний конус зажимного устройства.
Зажимное устройство надеть на посадочный конус главного вала таким образом, чтобы круглая головка винта, ввинченного в конце конуса главного вала, попала в паз корпуса (рис. 23, поз. 2) зажимного устройства.
Затянуть зажимное устройство стяжным винтом (рис. 39, поз. 3).
21
Крепление колёс
Проведение цикла компенсации
Все зажимные и центрирующие устройства отбалансированы в пределах допуска.
Для компенсации возможного остаточного дисбаланса зажимных устройств рекомендуется провести компенсацию (см. также раздел 10 „Выбор режима работы“). Этот режим не подлежит занесению в долгосрочную память.
Компенсация сохраняется до её отмены с помощью кода С4, проведения текущей юстировки, оптимизации плавности хода или выключения станка.
Нажать и удерживать клавишу С (рис. 9, поз. 3); вращая главный вал, установить на индикаторе код С4.
По окончании процесса компенсации на левом индикаторе появится С4, а на правом – состояние 1. В центре появится символ компенсации (рис. 10, поз. 10).
При смене зажимного устройства:
Повторить цикл компенсации
или
Отменить компенсацию, для чего нажать и удерживать клавишу точной индикации (рис. 9, поз. 2) и вращать главный вал.
На правом индикаторе появится состояние 0.
6.3 Крепление колёс легковых и легких грузовых автомобилей
Перед креплением колёс проследить, чтобы посадочные поверхности зажимного устройства и обода не имели жировых и иных загрязнений.
Закрепить колесо в соответствии с применяемым зажимным устройством, обеспечив точную центровку и достаточную затяжку.
Рис. 24 Центрально-центрирующее устройство для крепления колёс,
центрируемых по центральному отверстию
1 Посадочный конус
2 Обод
3 Нажимная тарелка с предохраняющей зажимной гайкой
23
Крепление колёс
Рис. 25 Универсальное зажимное устройство для крепления колёс с закрытым
ободом или колес, центрируемых на болтах. Это устройство позволяет, используя соответствующие центрирующие кольца (принадлежности), крепить также колёса с центральным отверстием.
1 Обод с центральным отверстием (центрально центрируемый)
2 Быстрозажимная гайка
3 Центрирующее кольцо для центрально центрируемых ободьев
4 Центрирующее кольцо для закрытых ободьев с центрирующей выточкой
5 Закрытый обод
|