Скачать 0.55 Mb.
|
Объемные требования по дисциплине «История и методология науки о физической культуре и спорте» Исторический аспект
методологии. Опыт его применения в исследовании физической культуры.
Методологический аспект
из нее, поддающихся измерительной проверке (операционной конкретизации).
«черного ящика».
культуры, спорта.
(«выводном») этапе исследования.
Перечень вопросов для экзамена по дисциплине «История и методология науки о физической культуре и спорте» Исторический аспект
План ответа: Характеристика непреходящих идей античных мыслителей, отобразивших роль явлений ФКиС как факторов полноценного развития индивида, упрочения и сохранения здоровья, подготовки подрастающих и взрослых поколений к жизненной практике, предугадавших и отметивших незаурядную роль физической культуры и спорта в комплексе социальных отношений и обеспечении благосостояние общества. Концептуальные и методические достижения в античной Греции по формированию средств, методов и организационных форм физического воспитания и спорта.
План ответа: Противоречивое влияние различных сторон средневековой культуры (в частности, религиозных культов Запада и Востока) на отношение к физической культуре и на ее состояние. Продуктивные элементы в ней, выражающие творческие тенденции, (тщательная разработка приемов боевых единоборств и методики освоения их, отлаживание комплексов психосоматических упражнений типа индийской йоги и китайского ушу и др.).
План ответа: Развитие научно-предпосылочных, теоретико-прикладных и методических знаний, значимых в сфере физической культуры и спорта в новой истории (XVIII век - первая половина ХХ века). Факторы и условия, влиявшие на ускорение развития физической культуры, спорта и познавательно-рационализирующей деятельности в их сфере в XVIII - XIX веках и особенно в ХХ веке (становление и развитие социально-экономических формаций различного типа, назревание и развертывание научно-технической революции, радикальные изменения условий жизненной среды, расширение международных культурных связей и другие). Неуклонно усиливавшееся воздействие на это стремительного общего прогресса науки. Значимость в этом отношении научных результатов, полученных в рамках традиционных наук в основном в XIX -XX вв., такими исследователями как: Ж. Ламарк, А. Ухтомский, Ж. Бюффон, Г. Селье, И. Павлов и др.);
План ответа: Постепенное все более широкое распространение на протяжении новой истории сходных подходов к рационализации способов целенаправленного выполнения действий, входящих в содержание физкультурной и спортивной деятельности, концептуальному осмыслению тенденций развития физической культуры и спорта, разработке методики школьного физического воспитания, общей и прикладной физической подготовки, повседневно-бытовых и рекреативных компонентов физической культуры, специализированной спортивной тренировки. Появление в конце ХIХ - начале ХХ века первых обобщающих трудов научного характера по теории физического воспитания (П. Лесгафт, Ж. Демени и др.). Последующая интенсификация исследовательских разработок в этом направлении, особенно активная в 40-70 годы прошлого века, выразившаяся в созревании общей теории и методики физического воспитания в качестве наиболее интегративной для этого времени профилирующей научно-образовательной дисциплины в системе профессионального физкультурного образования (труды К. Грантыня, А. Новикова, В.Белиновича, Л. Матвеева и других отечественных и зарубежных авторов).
План ответа: Взгляды историков и теоретиков ФКиС на роль физических упражнений, физического воспитания и физической культуры в целом в деле подготовки контингентов населения и особенно молодежи к производительному труду, к защите государственных и личных интересов. Краткая характеристика работ Л.Куна, Н.И.Пономарева, В.В.Столбова. Историко-логический анализ примеров теоретического осмысления и практической реализации различных форм прикладности физической культуры и спорта, в особенности военной и трудовой профессиональной.
План ответа: Историко-логический анализ примеров теоретического осмысления и практической реализации различных форм оздоровительной прикладности физической культуры и спорта. Осознание оздоровительной значимости факторов физической культуры древними философами и её актуализация в средние века и в эпоху возрождения просветителями, врачами гигиенистами и педагогами (И. Меркуриалис и др.).
План ответа: Краткая характеристика особенностей национальных гимнастических систем в Европе в XVI-XIX вв. (немецкая, сокольская – славянская, французская, шведская) Основные идеологи и разработчики данных систем, их педагогическая позиция и основополагающие труды. Их влияние на развитие системы физической культуры и на становление теоретико-методических основ физической культуры и спорта в России.
План ответа: Проявление интегративной тенденции в становлении общей теории физической культуры и общей теории спорта, а также в наметившихся подходах к формированию дисциплин, обобщено отображающих родственные компоненты физкультурно-спортивной реальности (теории игр активнодвигательного характера, теории физкультурно-спортивных единоборств и т.п.) и межнаучных дисциплин комплексного характера на "стыках" ранее обособившихся отраслей традиционных наук, существенных для познания определенных сторон физической культуры и спорта (комплексной кинезиологии, включающей биомеханические, физиологические и некоторые иные аспекты, психопедагогики и других). Официальное введение в систему профессионального физкультурного образования у нас в стране в конце 70-х годов прошлого века теории и методики физической культуры в качестве общепрофилирующей дисциплины (первые программы и учебники, подготовленные Л. Матвеевым с сотрудниками и А. Гужаловский с соавторами).
План ответа: Перерастание теории спортивной тренировки в последней четверти ХХ века в теорию системы подготовки спортсменов в ее единстве с системой спортивных соревнований, становление общей теории спорта (в разработках Л.Матвеева, В.Платонова, Т.Улатовского с сотрудниками и др.). Расширение проблематики научного обеспечения подготовки к олимпийским играм и другим высокоответственным соревнованиям за рамки спортивной тренировки с охватом проблематики использования разнообразных экзофакторов (внетренеровочных и внесоревновательных факторов) увеличение уровня спортивных достижений, в частности, - воздействий непревычных экологических факторов (горно-климатических и других периодически вводимых внешнесредовых условий), искусственной гипоксии, пищевых добавок и фармакологических препаратов эргогенического и иного характера, других дополнительных средств воздействия на динамику спортивной работоспособности, восстановительные и метаболические процессы в организме спортсмена. Обострение в связи с этим проблемы борьбы с допингом в спорте, появление мрачных прогнозов на перспективы спорта высших достижений и призывов к его гуманизации. Методологический аспект
План ответа: Конкретизация представлений о соотношении уровней в современной методологии познания: философского, общенаучного и научно-отраслевого. Непреходящая роль материалистической диалектики как философской методологии познания. Усиливающаяся роль современных общенаучных познавательных подходов (системного, структурно-функционального, теоретического моделирования и других) в методологию науки в целом и в методологической ориентации науки о физической культуре и спорте. Неугасающие требования по соблюдению положении классической (формальной) логики. Необходимость органического согласования конкретных отраслевых методологических подходов с общенаучной и философской методологией.
План ответа: Конкретизация представлений о сущности системного подхода и его роли в познании системообразующих факторов, закономерностей построения и функционирования реальных систем, существующих в сфере физической культуры и спорта (систем физического воспитания, систем подготовки спортсменов и других системных объектов), разработке концепций целостных основ управляющей деятельности в этой сфере (планирования, практической реализации планов, контроля), выявлении целостного комплекса связей физической культуры и спорта с иными сторонами социальной действительности в их общей взаимообусловленности.
План ответа: Сущность историко-логического подхода. Философы - основные разработчики подхода в научной деятельности. Основные пользователи данного подхода в различных науках (Ч.Дарвин, К.Маркс, Ф. Энгельс, К. Тимирязев, Л.Выготский и мн. др.). Основные пользователи историко-логического подхода в исследованиях сферы физической культуры и спорта (А.Д.Бутовский, Н.И. Пономарев и др.)
План ответа: Конкретизация представлений о сущности теоретико-познавательного моделирования. Значения и примеры использования в исследовании и прогнозировании явлений, процессов, зависимостей, представленных в сфере физической культуры и спорта, логических, математических, компьютерных и других моделей, в том числе: моделей соотношений между динамикой направленных воздействий (в частности, тренеровочных нагрузок), осуществляемых в процессе базовой физкультурной или спортивной деятельности, и динамикой морфо-функциональных изменений, происходящих в организме под влиянием предъявленных воздействий, модельных прогнозов вероятных изменений комплексных показателей развития физической культуры в обществе или регионе (показатели изменения числа вовлекаемых в физкультурную и спортивную движение, материально-технического и финансового обеспечения этого движения и т.д.) и т.д.
План ответа: Проблемные ситуации, характерные для современного состояния науки о физической культуре и спорте, источники возникновения проблемных ситуаций различного рода, псевдопроблемные и действительно проблемные ситуации. Пути выявления проблемной ситуации. Профессиональная эрудиция исследователя, возможно широкое и доскональное освоение им мировой специальной литературы и других источников информации о состоянии избранного объекта исследования, практические контакты с ним как условия верного выявления реальной проблемной ситуации и постановки проблемы исследования. Требования к составлению профессионально квалифицированного аналитического обзора проблемной ситуации и состояния проблемы, поддающейся исследовательскому решению.
План ответа: Совершенствование методов наблюдения и экспериментальных методов. Ценность их для получения объективной информации о явлениях, процессах, зависимостях и отношениях, подлежащих научному исследованию в сфере физической культуры и спорта, вместе с тем ограниченные возможности экстраполяции данных, получаемых этими методами, за пределы исследованных случаев. Интенсивное усовершенствование методики наблюдений и экспериментов, проводимых в этой сфере, и оснащения их современной исследовательской аппаратурной и оборудованием (в том числе автоматизированными, компьютеризированными и кибернетизированными устройствами), позволяющими радикально улучшить надежность получаемых исследовательских данных, их углубленность и экстренность получения без помех для естественного течения исследуемых процессов. Расширенное использование исследовательских форм организации физкультурной и спортивной практики по типу естественного эксперимента - проверки опытом практики в исследовательски подконтрольных условиях.
План ответа: Совершенствование опросных методов получения информации. Оценка их эвристических возможностей и вероятности информационного "зашумления" при их использовании. Современные способы преодоления субъективных искажений информации, получаемой методами анкетирования, интервьюирования, экспертных опросов. Появление нового математического аппарата оперирования с неопределенными ("размытыми") множествами, пригодного для корректной обработки данных, полученных опросными методами. Значимость их при выявлении проблем науки о физической культуре и спорте, особенно в ситуациях, когда существует дефицит печатной и иной информации.
План ответа: Адекватный выбор средств и методов проверки гипотезы (через верификацию ее следствий с вероятной заменой их) применительно к поставленным задачам и реальным условиям выполнения исследования. Требования по предварительной проверке пригодности средств и методов исследования для решения намеченных в нем задач, достоверности данных, получаемых при использованием тех или иных средств и методов, и степени точности получаемых с их помощью данных. Различие фактических материалов, привлекаемых для проверки гипотезы в эмпирических и теоретических исследованиях. Перевод первичной информации, получаемой при сборе фактического материала, во вторичную информацию (фактологию). Критерии достаточности выборки материалов для подтверждения или опровержения гипотезы исследования. Тактика дальнейшего развертывания исследования в случае опровержения отдельных или всех выдвинутых следствий гипотезы
План ответа: Конкретизация положений логики и технологии построения исследования Выявление проблемной ситуации, постановка проблемы, формулирование рабоче6й гипотезы; сбор и обработка основного фактического материала, эмпирическая проверка гипотезы; результирующая разработка основных теоретических положений.
План ответа: Существенные черты технологии развертывания общего обсуждения добытых в исследовании и обзорно использованных в нем научных данных, их интерпретации, истолкования, объяснения, концептуальной разработки. Требования к научной корректности формулирования итоговых выводов, их соответствию пределам доказательности фактов, добытых в исследовании, и аргументации, выдвигаемой в нем. Условия допустимой экстраполяции выводов из исследования за пределы конктерного раздела действительности рассмотренной в нем. ЛИТЕРАТУРА Основная литература - официальные учебники и материалы
Литература к историко-логическому разделу программы
Литература к методологическому разделу программы
ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К разделУ «Наиболее интегративная проблематика»
10. Чем завершились попытки решения проблемы создания международного понятийно-терминологического аппарата науки о физической культуре и спорте и есть ли необходимость современного решения этой проблемы? ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К разделУ «Проблематика общей теории и методики физического воспитания»
9. Чем характеризуются современное состояние и проблемы дальнейшей разработки методики воспитания собственно силовых способностей и комплексных способностей с выраженной силовой компонентой?
ПРОГРАММА магистерской подготовки «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» |
Инструкция по сбору формы 1-фк «Сведения о физической культуре и спорте» Для сбора формы №1-фк «Сведения о физической культуре и спорте» используются шаблоны формата Excel |
Инструкция по сбору формы 3-афк «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» Для сбора формы №3-афк «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» используются шаблоны формата Excel |
||
Рабочая программа по физической культур по физической развитии рограмма... Комплексно-тематическое планирование непосредственно- образовательной деятельности по физической культуре |
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", статья 51.... ... |
||
Л. В. Куликов история и методология зоотехнической науки москва 2000... Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, изданный в последние годы (1996, 1997, 2000), предусматривает... |
Министр по физической культуре и спорту «гто» отдела физической культуры, студенческого спорта и взаимодействия со спортивными федерациями министерства по физической культуре... |
||
Инструкция №9 по охране труда для инструктора по физической культуре К самостоятельной работе инструктором по физической культуре допускаются лица в возрасте не |
Научно-исследовательская работа в семестре ( Р. 03) Пререквизиты История и методология науки и техники (применительно к радиотехнике) ( Б. 02) |
||
Решение 08. 09. 2010г. №81/10 г. Котельники Об утверждении положений... Российской Федерации", Законом Московской области от 27. 12. 2008 №226/2008-оз "О физической культуре и спорте в Московской области",... |
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:... Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл Специализированная детско-юношеская спортивная... |
||
Руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляется... Республики Башкортостан по физической культуре и спорту скалолазания Башкортостана |
Программа спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» Федерального закона №329-фз "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также с учѐтом методических рекомендаций по... |
||
Инструкция по охране труда при обучении детей основным видам движений в спортивном зале Спортивный зал располагается в здании мбдоу «црр – детский сад №93», предназначен для проведения образовательной деятельности и развлечений... |
Инструкция для сотрудников учреждений и организаций по вопросам обеспечения... Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-фз «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» |
||
Программа по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе гольфа Программа предназначена для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций в качестве вариативной части... |
Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического... Ж 51 Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. — М.:... |
Поиск |