Основная образовательная программа начального общего образования


Скачать 2.75 Mb.
Название Основная образовательная программа начального общего образования
страница 1/19
Тип Основная образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 села Доброе имени М.И.Третьяковой Добровского муниципального района Липецкой области

Принято на Утверждаю

заседании педагогического совета Директор школы

___________________

Протокол №2 от 31.08.2015 /А.Н.Шаталов/

приказ № от 01.09.2015

Основная образовательная программа

начального общего образования

МБОУ СОШ №2 с. Доброе им. М.И.Третьяковой

Добровского муниципального района Липецкой области
2015-2016 учебный год

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………….………3

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования……………………………………..…………………………….9

1.2.1.Формирование универсальных учебных действий…………………………………………12

1.2.2.Чтение. Работа с тектом………………………………………………………………………13

1.2.3.Формирование ИКТ-компетентности обучающихся……………………………………….14

1.2.4. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей………………….16

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования………………………….……….21
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий при получении начального общего образования……………………………26

2.2.Программы отдельных учебных предметов, курсов………………………………………….48

2.3.Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования…………………………………………………………………..54

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ……………………………………………………………………………………….69

2.5.Программа коррекционной работы…….…………………………………………………..…87
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Учебный план, календарный учебный график………………………………………..……..105

3.2. План внеурочной деятельности……………………………………...…………….…………113

3.3.Система условий реализации основной образовательной прграммы в соответствии с требованиями Стандарта……………………………………………………………….…….…....129


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1.Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373); на основе анализа деятельности школы с учетом возможностей учебно-методического комплекта «Школа России».
Образовательная программа школы представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности школы.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”:


  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;




  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;




  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;




  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;




  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира;




  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;




  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.


Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.

Задачи реализации образовательной программы:

1.Достижение личностных результатов обучающихся:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;

- осмысление и принятие основных базовых ценностей.
2.Достижение метапредметных результатов обучающихся:
- освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
3.Достижение предметных результатов:
-освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательных отношений

Программа учитывает требования к образованию, которые предъявляет ФГОС НОО. Принципиальным подходом к формированию Программы стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниями в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. Программа построена с учётом требований к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Структура Программы соответствует ФГОС НОО. Программа обеспечивает: гарантию прав учащихся на образование (доступное и качественное), оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации и самоопределения личности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, их родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Для обучения по основным общеобразовательным программам МБОУ СОШ №2 с. Доброе им. М.И.Третьяковой обеспечивает прием граждан, которые проживают на территории, закреплённой распорядительным актом учредителя, в соответствии с Порядком приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. N 32), а также приём детей, не проживающих на закреплённой территории, при наличии свободных мест.

Стратегическое направление работы с педагогическими кадрами в организации, осуществляющей образовательную деятельность – это непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области учебных предметов, методики и технологии их преподавания.

Реализацию ООП обеспечивает кадровыйсостав, имеющий достаточно высокий профессиональный уровень.

В образовательной организации работают 8 учителей начальных классов четыре педагога имеют высшую квалификационную категорию, четыре- первую квалификационную категорию.

В начальных классах обучаются дети 6,5-11 лет. Функционируют 8 классов, 7 групп продлённого дня.

Общая характеристика Программы
Основная образовательная программа формируется учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться
    и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данномуровне образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково­символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно­познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.

Программа состоит из трёх разделов: целевой, содержательный, организационный.

ООП НОО реализуются через учебно-методический комплект (УМК) «Школа России». Данный УМК соответствуют ФГОС НОО.



Общие подходы к организации внеурочной деятельности
В МБОУ СОШ №2 с. Доброе им. М.И.Третьяковой созданы условия для организации внеурочной деятельности: имеется компьютерный класс, для спортивно-оздоровительной работы во второй половине дня имеется возможность использования ресурса спортивных залов, хореографичекого зала, школьной библиотеки. Реализуется проектная деятельность младших школьников в соответствии с ООП НОО.

В целях организации внеурочной деятельности проведена подготовительная работа:

1. проанализирована социокультурная ситуация в нашем населенном пункте,

2. проанализирована ситуация по дошкольному воспитанию будущих первоклассников;

3. изучены запросов родителей и детей (родительские собрания в детских садах, во время подготовительных занятий к школе; беседы и анкетирования с родителями);

4. анализ кадрового, педагогического потенциала, собственных возможностей школы;

5. анализ накопленного опыта работы школы.

В сложившейся ситуации для организации внеурочной деятельности нами была определена оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов ОУ) в сочетании с моделью дополнительного образования. Также школа взаимодействует с учреждениями культуры нашего села: центральной районной библиотекой, краеведческим музеем, Домом культуры.

Таким образом, использованы ресурсы самой школы в сочетании ресурсами Центра дополнительного образования детей. Внеурочная деятельность осуществляется через дополнительные образовательные программы самого ОУ и дополнительные образовательные программы Центра дополнительного образования детей.

Часы внеурочной деятельности распределяются по следующим направлениям:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное


В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №2 с. Доброе им. М.И. Третьяковой используется План внеурочной деятельности, определяющий, состав и структуру направлений, формы организации, объём нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности.






  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования


В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования лежит системно - +деятельностный подход, который предполагает:


  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:


- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), - проблемно-диалогическую технологию,
-технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования.


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целейобразования,допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию,что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;




  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, втом числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными,

регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта, в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорныйхарактер,т.е.служащий основой для последующего обучения.


В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемыхрезультатов строится с учётом необходимости:

-определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

-определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

- выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности системы образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой программе учебного курса (предметного, междисциплинарного) выделяются следующие уровни описания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа разрабатывалась на основе примерной...
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на...
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №37 г....
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Тузуклейская оош»
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей начального общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новосельской...
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного
Образовательная программа начального общего образования маоу «сош №39» состоит из следующих обязательных частей
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №4»
Образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя...
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования моу «нош №13»
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися Основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования
Панируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования icon Приказ от № Основная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования icon Основная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования стр. 5

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск