Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело


Скачать 460.67 Kb.
Название Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело
страница 1/4
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Форма 1

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор В.Б. Мандриков

_________________________

«_____»_____________2008 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А



по КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ

для специальности 040100: Лечебное дело

факультет лечебный

кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии

курс V

семестр IX

лекции 2 (4 часа)

экзамен нет

практические занятия 11 (47 часов)

самостоятельная работа 26 часов

ВСЕГО ЧАСОВ 77
Рабочая программа составлена на основании Типовой программы по дисциплине «Клиническая фармакология» для специальностей: 040100 – Лечебное дело, 040200 – Педиатрия, 040300 – Медико-профилактическое дело, утверждённой в 2002г. Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России (г. Москва) и согласованной с руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н.Н. Володиным в 2002 г. (г.Москва).

Индекс ___________________________________
Рабочая программа, разработанная ассистентом кафедры, к.м.н. Магницкой О.В., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии; клинической аллергологии; восстановительной терапии и курортологии ФУВ ВолГМУ 14 января 2008 года (протокол № 10).

Заведующий кафедрой клинической

фармакологии академик РАМН,

доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ

Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией лечебного факультета (протокол № _______)

«______»_________________2008 года
Председатель ЦМК

лечебного факультета,

д.м.н., профессор С.И. КРАЮШКИН



  1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.

Цель курса:

  • обучить студента выбору эффективных, безопасных и доступных лекарственных средств (ЛС) для проведения современной индивидуализированной фармакотерапии с использованием основных данных по фармакокинетике (ФК), фармакодинамике (ФД), фармакогенетике (ФГ), взаимодействию, нежелательным лекарственным реакциям (НЛР) и положений доказательной медицины (ДМ).

Задачи лекционного курса:

  • изложить базисные вопросы общей клинической фармакологии.

Задачи практических занятий:

  • обучить студента фармакокинетике и фармакодинамике основных ЛС, используемых для фармакотерапии, а также их возможные изменения при нарушении функций различных органов и систем;

  • сформировать умения и навыки, необходимые в деятельности врача, для проведения индивидуализированной фармакотерапии больных путем выбора эффективных, безопасных и доступных ЛС;

  • научить адекватным методам контроля эффективности и безопасности назначенной терапии.

С целью оптимизации практической подготовки будущих специалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса клинической фармакологии.

Студент должен знать:

  1. Групповую принадлежность и ФД основных групп ЛС – вид фармакологического действия ЛС, действие ЛС через рецептор путем непрямого изменения эффекта эндогенного агониста, путем ингибирования транспортных процессов, ферментов и других смешанных эффектов.

  2. Понятие о стереоизомерии.

  3. Характеристику основных ФК параметров ЛС, их динамику, режим дозирования при различной сопутствующей патологии, а также особенности ФК у новорожден­ных, детей и пожилых лиц, женщин в период беременности и лактации, в зави­симости от характера заболевания и функционального состояния орга­низма больного, наличия вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), фено- и генотипа метаболических путей.

  4. Основные принципы проведения ФК исследований и мониторного наблюдения за концентрацией ЛС (особенно ЛС с узким терапевтическим индексом: дигоксин, антиаритмики Ia и Ib класса, аминогликозиды, фенобарбитал, дифенин, цитостатики и др.); изуче­ние фармацевтического взаимодействия ЛС.

  5. Особенности дозирования ЛС с учетом хронобиологии и хронофармакологии; включая особенности всасывания, метаболизма, выведения ЛС, проявлений фармакологических эффектов.

  6. Принципы математического моделирования для выбора режима дозирования ЛС.

  7. Методы оценки (объективизации эффекта) клинической эффективности и безопасности применения основных групп ЛС.

  8. Основные НЛР наиболее распространенных ЛС, их выявле­ние, классификацию и регистрацию. Способы профилактики и коррек­ции НЛР.

  9. Основы формулярной системы (формулярный список, форму­лярную статью) и стандарты диагностики и лечения наиболее распро­страненных заболеваний.

  10. Положения ДМ и ее уровни.

  11. Фазы клинического исследования новых ЛС.

  12. Взаимосвязь ФК, ФД, клинической эффективности и без­опасности ЛС у больных с различной стадией поражения основных функциональных систем.


Студент должен уметь:

  1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями врача и больного.

  2. Анализировать и использовать результаты исследования ФК и ФД ЛС.

  3. Проводить адекватный выбор и назначать наиболее эффек­тивные, безопасные и доступные ЛС.

  4. Выбирать необходимый комплекс рутинных (опрос, осмотр) и специальных лабораторных и функциональных методов исследования по системам для оценки ФД эффектов ЛС и интерпретировать полу­ченные данные; выбирать методы адекватного контроля эффектив­ности и безопасности лечения и предсказать риск развития НЛР.

  5. Определять оптимальный режим дозирования ЛС; выбирать лекарственную форму препарата, дозу, путь, кратность и длительность введения ЛС; знать особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации; проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к ЛС.

  6. Уметь выявлять НЛР при назначении наиболее распростра­ненных ЛС, классифицировать, регистрировать и предлагать способы их профилактики и коррекции.

  7. Уметь читать, понимать и оценивать протоколы клинических исследований новых ЛС.

  8. Выбирать ЛС для формирования лекарственного формуляра.

  9. Уметь использовать учебную, научную, нормативную и справочную литературу.

  10. Уметь решать ситуационные задачи, тесты и проводить экс­пертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения ЛС у конкретного больного.

  11. Иметь представление о влиянии ЛС на параметры качества жизни.

  12. Уметь собирать фармакологический и аллергологический анамнез.

Студент должен иметь навыки:

С учетом тяжести течения заболевания и ургентности состояния больных студент должен осуществлять:

  • выбор группы ЛС;

  • выбор конкретного ЛС с учетом индивидуальной ФД и ФК, механизма действия ЛС, известных НЛР и возможного взаимодей­ствия при сопутствующем назначении других ЛС, анализировать и использовать результаты исследования ФК и ФД ЛС;

  • выбор лекарственной формы, дозы и пути введения препара­тов, схемы дозирования (кратность, зависимость от приема пищи и других ЛС);

  • прогнозирование риска развития НЛР;

  • проведение комбинированного назначения ЛС;

  • соблюдать правила врачебной этики и деонтологии;

  • выбор методов адекватного контроля эффективности и без­опасности лечения;

  • режим дозирования, особенности выбора ЛС в зависимости от сроков беременности, при лактации;

  • проведение фармакологических проб для оценки индивидуальной чувствительности к ЛС.

Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса «Клинической фармакологии».

Изучение «Клинической фармакологии» должно базироваться на знании студентом следующих разделов:

  1. Нормальная физиология - функционирование органов и систем человека в их взаимной связи в норме;

  2. Патологическая физиология – функционирование органов и систем человека в условиях патологии, основные представления о реактивности организма, этиологии и патогенезе основных болезненных состояний;

  3. Правоведение – правовая основа деятельности медработника при оказании помощи пострадавшим, права пострадавших и их законных представителей, получение информированного согласия больного (пострадавшего);

  4. Философия – мировоззрение и медицина, основные законы диалектического материализма в медицине;

  5. Латинский язык и медицинская терминология – латинские названия лекарственных препаратов, основные правила выписывания рецептов;

  6. Медицинская биология, генетика;

  7. Микробиология – микроорганизмы, как причины инфекционных заболеваний, строение, размножение и обмен веществ патогенных микроорганизмов;

  8. Биохимия – основные метаболические процессы в организме в норме и при патологии;

  9. Фармакология – классификации, механизмы действия и основные эффекты лекарственных препаратов; пути разработки новых лекарственных препаратов.




  1. Содержание дисциплины «Клиническая фармакология»

Дисциплина «Клиническая фармакология» изучается студентами V курса лечебного факультета в IX семестре. Освоение дисциплины осуществляется через лекционный курс, практические занятия и использование различных форм самостоятель­ной работы студентов.

Программа состоит из двух разделов: общих и частных вопросов клини­ческой фармакологии.

Первый раздел - «Общие вопросы клинической фармакологии» - раскрывает системный подход к изучению дисциплины, дает представ­ление о предмете, целях его изучения, связях с другими науками и практической деятельностью врача.

Цель общего раздела: обеспечить базовыми понятиями и знаниями для восприятия и освоения студентами конкретного материала по общим вопросам кли­нической фармакологии.

Задачи общего раздела:

  1. Представить целостную систему теоретических основ клини­ческой фармакологии.

  2. Определить значение клинической фармакологии в индиви­дуализации фармакотерапии путем:

    1. изучения основных принципов проведения ФК исследований, мониторного наблюдения за концентрацией ЛС и оценки ФК пара­метров ЛС;

    2. изучения и оценки ФД;

    3. оценки возможных взаимодействий препаратов;

    4. прогнозирования и оценки НЛР, изучения порядка их реги­страции;

    5. изучения взаимосвязи ФК и ФД ЛС;

    6. изучения факторов, способствующих изменению действия и метаболизма ЛС, а также факторов, увеличивающих или снижающих риск НЛР;

    7. изучения особенностей ФД, ФК ЛС в зависимости от пола, возраста, сроков беременности, лактации, функционального состояния печени, почек и др., а также курения, алкоголизма, наркомании и т.д.;

    8. изучения фаз клинического исследования новых ЛС, поло­жений ДМ;

    9. учета формулярной системы, фармакоэпидемиологии и результатов фармакоэкономических исследований.

Общий раздел дисциплины «Клиническая фармакология» изучается на лекциях и практическом занятии №1.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ

для студентов V курса лечебного факультета (IX семестр)

п/п

Тема лекций

Кол-во

часов

1.

Предмет клинической фармакологии. Содержание терминов и понятий. Разделы клинической фармакологии. Лекарственные взаимодействия.

2

2.

Фармакоэпидемиология. Фармакоэкономика. Характеристика затрат. Основные методы фармакоэкономического анализа. Планирование фармакоэпидемиологических и фармакоэкономических исследований лекарственных средств.

2




Всего часов:

4


Второй раздел - «Частные вопросы клинической фармакологии» - освещает клиническую фармакологию ЛС, широко применяемых в практической медицине.

Цель раздела: обучить методологии выбора групп и конкретного ЛС с уче­том данных ФК, ФД, взаимодействия и НЛР, формулярной системы (формулярного списка, формулярной статьи и стандартов диагно­стики и лечения) в соответствии с нозологическими формами заболе­ваний, выраженности основных клинических синдромов и тяжести состояния больного (экстренная и долгосрочная терапия), рациональ­ной комбинации ЛС.

Задачи раздела:

  • проводить выбор наиболее эффективного, безопасного и доступного ЛС;

  • определять оптимальный режим дозирования, адекватный способ введения ЛС для оказания неотложной терапии или долгосрочного лечения;

  • назначать эффективную и безопасную комбинацию ЛС в кон­кретной клинической ситуации;

  • прогнозировать и составить программу по выявлению НЛР на ранних стадиях их проявления, учитывая факторы риска и клинические проявления основных НЛР в процессе монотерапии и при комбина­ции препаратов с различными параметрами ФК и ФД;

  • проводить коррекцию НЛР и разработать мероприятия по их профилактике;

  • определять адекватные клинические, лабораторные, функцио­нальные параметры и наиболее простые, доступные и информативные методы оценки эффекта и безопасности применяемых групп ЛС и час­тоту их назначения;

  • ознакомить с методами оценки качества жизни;

  • учитывать особенности ФК, ФД ЛС при функциональной недостаточности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желу­дочно-кишечного тракта, печени и почек.

Обучение частным вопросам клинической фармакологии проводится на практических (аудиторных) занятиях, которые направлены на:

  • активизацию самостоятельной учебно-познавательной и исследова­тельской деятельности студентов;

  • использование методов активного обучения посредством проведения дискуссий, конференций с исполь­зованием новых литературных данных, каналов интернета и т.д.,

  • использование конкретных клинических примеров в ходе про­ведения практических занятий;

  • изучение эффективности и безопасности ЛС у больных в специаль­но оборудованных тематических кабинетах функциональной диагно­стики (фармакологические тесты с однократной и многократной дози­ровкой ЛС);

  • ознакомление с оснащением и работой лаборатории фармакокинетики, демонстрация формул расчета параметров ФК.


  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060101....
Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности лечебное дело, Федерального...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Руководство предназначено для студентов, клинических ординаторов...
А. Р. Умерова – доцент, зав кафедрой клинической фармакологии, гбоу впо «Астраханский гму» Минздрава России
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Примерная программа по дисциплине «История медицины»: Для специальностей:...
Впо по направлениям подготовки: «Лечебное дело», «Стоматология», Сестринское дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Медицинская...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей цикл: профессиональной...
Ставропольская государственная медицинская академия министерство здравоохранения социального развития российской федерации
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04Фармакология по специальности...
Лечебное дело и программы «Фармакология», разработанной преподавателем высшей квалификационной категории Государственного автономного...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Учебно-методическое пособие по клинической фармакологии Оренбург, 2007
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности «Лечебное...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Программа итоговой государственной атттестации выпускников по специальности...
Основной целью Итоговой Государственной аттестации по специальности «Лечебное дело» является определение уровня теоретической и практической...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для специальности...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный...
Составлена в соответствии с Государственными требованиямик минимуму содержании и уровню подготовки выпускника по специальности Лечебное...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Комплект оценочных средств для проведения квалификационного экзамена...
ПМ. 05. «Медико-социальная деятельность» по специальности 31. 02. 01 «Лечебное дело»
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Рабочая программа производственной практики по профилю специальности...
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Профилактика наркомании...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Рабочая программа учебной дисциплины
Фгос впо по направлению подготовки (специальности) лечебное дело, утвержденный Министерством образования и науки РФ «8» ноября 2010г....
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков...
Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» ипрактикующих врачей
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ненецкого автономного округа
На должность медицинской сестры назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело»,...
Рабочая программа по клинической фармакологии для специальности 040100: Лечебное дело icon «Гепарины: лечебное и профилактическое использование»
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра госпитальной терапии им. Р. Г. Межебовского с курсом клинической...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск