Содержание:
Стр.
-
Пояснительная записка………………………………………………………………..…3
Характеристика борьбы самбо, как средство физического воспитания ………..…4
Специфика организации тренировочного процесса …………………………….…..4
-
Нормативная часть ……………………………………………………………………….4
Организационная структура спортивной подготовки основывается на реализации этапов подготовки…………………………………………………………….………...5
Требования к количественному и качественному составу группы…………………5
Режим тренировочной работы ………………………………………………………...6
Соотношения средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения…………………………………………………………………………….......8
Медицинские, возрастные, психофизические требования к лицам проходящим спортивную подготовку ……………………………………………………………….9
Планируемые показатели соревновательной деятельности по самбо………….....10
Структура годичного цикла подготовки по самбо ………………….……………...10
-
Методическая часть ………………………………………………………………….…12
Организационно-методические указания к учебному плану ………………….…..12
Распределение времени по частям занятия в зависимости от его типа ………….13
Требования к технике безопасности при проведении тренировочных занятий и соревнований ………………………………………………………………………….13
Теоретическая подготовка …………………………………………………………...14
-
Программный материал для практических занятий …………………………….….15
Этап начальной подготовки………………………………………………..16
Примерный тематический план-график распределения учебных часов для НП-1 …………………………………………………………………….17
Примерный тематический план-график распределения учебных часов НП-2, НП-3 …………………………………………………………………..18
Этап тренировочной подготовки ………………………………………......19
Примерный тематический план-график распределения учебных часов для ТГ-1, ТГ-2 ……………….……………………………………………...21
Примерный тематический план-график распределения учебных часов
ТГ-3, ТГ-4, ТГ-5 …………………………..…………………………............22
Воспитательная работа и психологическая подготовка……………………………...25
Врачебный контроль ……………………………………………………………………26
Восстановительные мероприятия…………...……………………………………….....27
Инструкторская и судейская практика ………………………………………………...27
-
Система контроля и зачетные требования ……………………………………..……...28
Требования к результатам реализации программы на каждом этапе спортивной подготовки …………………………………………………………………………….28
Методические указания по организации промежуточной (после каждого этапа обучения) аттестации обучающихся……………………………………………...….30
Комплексы контрольно-переводных нормативов по ОФП, СФП, методические указания, сроки проведения…………………………………………………………..30
Итоговая аттестация ……………………………………………………………….....34
Требования к кадрам, осуществляющим спортивную подготовку ………………….34
Список литературных источников …………………………………………………….35
Перечень Интернет-ресурсов …………………………...…………………………...…35
Литература для обучающихся ……………………………………………………….....35
Приложение «Примерный перечень тем и краткое содержание материала по теории
для самбистов по этапам подготовки» №1-7 ………………………………….….…..36
Приложение №8 «Календарный план спортивно-массовых мероприятий……….....42
Приложение №9 «Оборудование и спортивный инвентарь» ……………………..…43
Приложение №10-13 «Примерный план-график распределения учебных часов...…45
Программа для ДЮСШ имеет физкультурно-спортивную направленность и составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Приказом Министерства спорта РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам освоения обучения по этим программам» от 12.09.2013г. №730; Приказом Минобрнауки России "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 26 июня 2012 г. N 504 г.; Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 14.12.2007 г. № 329-ФЗ; методическими рекомендациями «Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности спортивных школ в Российской Федерации» , 2008г.; Приказом Министерства спорта РФ от 27.12.2013г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 05.03.2014 года).
При разработке программы использованы нормативные требования по общей физической подготовке, специальной физической и технико-тактической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций по подготовке спортсменов в группах начальной подготовки и тренировочных групп.
Разработка программы осуществлена в соответствии с решением коллегии Госкомспорта России «О состоянии и мерах по развитию самбо в Российской Федерации №3/3 от 23 апреля 2003 г., на которой, учитывая значимость в формировании личности гражданина и патриота, самбо было признано национальным и приоритетным видом спорта в России.
При разработке программы спортивной подготовки по самбо для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва использована «Примерная программа подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва» С.Е.Табаков, С.В.Елисеев, А.В.Конаков - Москва, 2008 г.
Нормативный срок освоения программы – 8 лет.
Программа предпрофессионального дополнительного образования рассчитана для обучения юных самбистов в группах:
- начальной подготовки – на 3 года,
- тренировочных группах - на 5 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самбо уникальное отечественное единоборство, популярное во всем мире.
Самбо это интернациональный вид спорта, достойный стать олимпийским.
Самбо единственный в мире вид спорта, где русский язык признан официальным языком международного общения. Борьба самбо - популярнейшие вид спорта, имеющие огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное значение. Занятия борьбой в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, привитие здорового образа жизни, обеспечение необходимых условий для личностного развития детей, нравственного воспитания, морально-волевых качеств, формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков, создание условий для раскрытия физических и психологических способностей детей, привитие навыков личной и общественной гигиены, подготовку инструкторов-общественников и судей.
1.1Характеристика борьбы самбо, как средство физического воспитания.
Самбо — не только вид спортивного единоборства, это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности.
Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.
Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей.
Традиции самбо уходят корнями в культуру народов России, в народные виды борьбы.
Самбо включает лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя, русской, грузинской, татарской борьбы; финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей и других видов единоборств.
Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо — философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. И сегодня дети, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма и гражданственности.
История самбо тесно связана с историей страны, историей побед. Это живой символ преемственности поколений
Самбо является неотъемлемым элементом физической и специальной подготовки личного состава силовых структур России. Так, самбо используется для подготовки сотрудников МВД, ФСБ, спецназа ГРУ.
1.2. Специфика организации тренировочного процесса.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации тренировочного процесса на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.
Основополагающие принципы программы:
- комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
- вариативность – предусматривает включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастными принципами комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
1.НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа предпрофессионального дополнительного образования по самбо является по направленности – физкультурно-оздоровительной, по уровню освоения – углубленной. Программа охватывает комплекс параметров подготовки спортсменов на весь многолетний период обучения и тренировки. Предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса становления мастерства спортсменов, тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности. Преемственность в решении задач, направленных на укрепление здоровья юных спортсменов, воспитания стойкого их интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Самбо приобщает к здоровому образу жизни, физически совершенствует, воспитывает волевые качества, мотивирует на достижение успеха. Этим обусловлена актуальность данной программы.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучение двигательным умениям и навыкам;
- обучение техническим приемам самбо;
- обучение разнообразным комбинациям
- обучение правилам поведения на тренировочных занятиях;
- обучение правилам судейства соревнований.
Развивающие:
- формирование познавательной активности;
- овладение двигательными умениями и навыками (техников и тактикой);
- овладение правилами судейства соревнований, приобретение соревновательного опыта;
- формирование социальной активности, капитан команды, старший по группе, судья по самбо.
Воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям самбо;
- воспитание самостоятельности, настойчивости, выдержки, самообладания;
- воспитание уважительного отношения к сопернику;
- воспитание коммуникативных навыков.
2.1. Организационная структура спортивной подготовки основывается на реализации этапов подготовки в соответствии с таблицей №1.
Этапы подготовки
|
Основная задача
|
Период подготовки
|
Начальной подготовки
|
Базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации
|
До 3 лет
|
Тренировочный этап
|
Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта
|
До 5 лет
|
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки применяется система спортивного отбора, включающая в себя:
- анализ физического развития и освоение спортивных навыков обучающимися;
-сдачу контрольно-переводных нормативов с целью комплектования тренировочных групп;
-просмотр и отбор перспективных юных самбистов на соревнованиях.
В спортивной подготовке используются следующие критерии:
На этапе начальной подготовки:
- стабильность состава обучающихся и их уровень потенциальных возможностей в самбо;
-динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
-уровень освоения основ техники в самбо.
На тренировочном этапе:
- состояние здоровья, уровень физической подготовленности;
- динамика роста уровня специальной физической и технической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по самбо;
- выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.
2.2. Требования к количественному и качественному составу группы.
На этап начальной подготовки зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. При зачислении детей в группы начальной подготовки рекомендуется осуществлять отбор по результатам сдачи контрольных нормативов. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы.
На всех этапах подготовки перевод спортсменов в группу следующего года производится решением тренерского совета на основании выполнения контрольно-переводных нормативов по общей, специальной физической подготовки и игровой практики. Обучающиеся распределяются на тренировочные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливаются наполняемость и режим тренировочной и соревновательной работы.
2.3. Режим тренировочной работы рассчитан на 52 недели, из них 42 недели в условиях спортивной школы и 10 недель в летний период. Непрерывность освоения обучающимися программы в каникулярное время обеспечивается проведением самостоятельной работы по индивидуальным планам на период активного отдыха обучающихся.
Для тренеров-преподавателей, работающих по совместительству, режим тренировочной работы рассчитан на 52 недели, из них 39 недель в условиях спортивной школы и 13 недель в летний период – самостоятельная работа по индивидуальным планам на период активного отдыха обучающихся.
Учебный год начинается с 1 сентября. Тренировочные занятия проводятся в арендуемых помещениях согласно договору.
Продолжительность одного занятия на этапах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов. Во время проведения практических занятий по баскетболу устраивать перерывы между академическими часами нецелесообразно, это связано с определенными характеристиками вида спорта. Начало тренировочных занятий должно быть не ранее 8.00 часов, а их окончание – не позднее 20 часов. Тренировочные занятия могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы. Расписание тренировочных занятий составляется с учетом обучения в общеобразовательных организациях, возрастных особенностей детей для установления более благоприятного режима тренировок и отдыха обучающихся.
|