Уроки №1 и №2 Тема


Скачать 1.34 Mb.
Название Уроки №1 и №2 Тема
страница 1/11
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Уроки № 1 и № 2

Тема: Наркотики. Употребление и злоупотребление
Цель уроков:

  • показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека.

Задача:

  • выявить прямую зависимость между наркотиками и поступками человека, ответственного за свое поведение и будущую жизнь


Ключевые слова: наркотики, пристрастие, зависимость.

Методический материал:

  • анкета «Наркотики и подросток»

  • рабочий лист «Скажи наркотикам — нет!»

  • сценарий ролевой игры

  • Ход работы:

  • 1. Классный руководитель представляет классу сотрудника милиции, который будет вести программу «Д.О.М.», расшифровывает ее. Сотрудник милиции (ведущий) записывает свое имя на доске и сообщает школьникам, что он будет руководителем данной программы. Дает краткий обзор: продолжительность, темы, цели и задачи, вопросы, которые будут разбираться на уроках.
    Сообщает, почему эта программа проводится, рассказывает о наркоситуации в городе, о правонарушениях подростков. Рассказывает о себе, где он работает, какое получил образование, о своей семье, детях, своих увлечениях. Приводит примеры из своей практики работы с подростками, злоупотребляющими наркотиками, и последствиях этого — нарушениях закона. Предупреждает, что сложившаяся в стране ситуация со злоупотреблением наркотическими веществами и незаконным оборотом наркотиков признана как угроза национальной безопасности России. Объясняет, что надвигающаяся опасность сделала необходимым проведение учебных занятий представителями правоохранительных органов. Предлагает школьникам — в случае, если у них есть вопросы на данную тему или будут возникать в процессе проведения программы — задавать их или записывать, а записки складывать в специально приготовленный ящик.

  • 2. Погружение в проблему. Раздать каждому школьнику заранее приготовленные анкеты (см. Приложение). Необходимо объяснить цель анкетирования, отметить конфиденциальность, важность получения искренних и честных ответов. Рассказать, как нужно заполнять анкету. Проведение анкетирования позволит оценить ситуацию в классе и информированность подростков по данной теме.

  • 3. Попросить учащихся, которые уже слушали беседы такого плана, поднять руку. Спросить, что им больше всего запомнилось. Выслушать 2-3 школьников, прокомментировать их точки зрения. Подвести итог дискуссии, акцентируя внимание на том, что они уже знают, как негативно табак, алкоголь и наркотики могут влиять на их физическое и психическое здоровье и в целом на их будущую жизнь. Дать понятие, что такое легальные и нелегальные (запрещенные) наркотики.

  • 4. Обратить внимание, что учащиеся стали старше, более зрелыми и поэтому должны нести полную ответственность за свои действия и безопасность. Попросить учащихся вспомнить то, что они не могли себе позволить, учась в начальной школе (вечеринки, дискотеки, возвращение домой в позднее время и др.). Выслушать их мнение. Обратить внимание школьников, что они стали более свободны в своих действиях и могут встретить неожиданные ситуации, связанные с употреблением алкоголя, табака и наркотиков, которые угрожают их здоровью, влияют на поведение, за которое порой придется отвечать перед законом.

  • 5. Попросить учащихся, ранее слушавших беседы по профилактике наркомании, вспомнить определение наркотиков, наркомании. Выслушать несколько ответов и дать самое правильное и точное определение этим понятиям. Выяснить, каковы последствия злоупотребления наркотиками, как влияют они на здоровье человека. Спросить, что означает выражение: «он употребляет наркотики». Выслушать ответы нескольких учащихся. Подводя итог, еще раз закрепить в сознании учащихся, что употребление как легальных, так и нелегальных наркотиков приносит человеку психический, физический и социальный вред. Заострять внимание учащихся на том, что у людей, принимающих наркотики и алкогольные напитки, могут возникнуть проблемы с законом. Привести примеры из своей практики. Вызвать к доске одного из учащихся, который будет записывать итоги дискуссии (один из вариантов см. в Приложении). Остальные школьники записывают в тетрадь. Закончить урок подведением итогов.
    Второй урок можно начать с анализа анкет. Нежелательно давать информацию о количестве школьников, попробовавших и эпизодически употребляющих наркотики. Далее спросите учащихся, знают ли они людей, которые периодически употребляют наркотики. Почему, по их мнению, они это делают.
    Напишите на доске слова «пристрастие» и «зависимость от наркотиков». Попросите учащихся ответить, как они это понимают. Затем дайте определение: «пристрастие» и «зависимость от наркотиков психическая и физическая». Как школьники понимают, что такое абстинентный синдром. Расскажите о мифах, которые существуют в среде подростков: «я на иглу не сяду», «когда захочу, тогда и прекращу прием наркотиков», «я только попробую наркоти к и ничего страшного от этого не будет», «я хочу быть как все» и другие.

  • 6. Раздать учащимся рабочие листы «Скажи наркотикам: «Нет!» (см. Приложение). Попросить классного учителя разбить класс на группы. Группа должна состоять из 4-5 человек, желательно, чтобы в нее входили и мальчики и девочки. Преподаватель вместе с ребятами разрабатывают правила работы в малых группах (см. Приложение). Правила записываются на доске. К следующему уроку оформляется таблица, которая будет вывешиваться на уроках. Каждая группа должна выбрать лидера. Он читает каждое утверждение и вместе с группой решает, согласны они с ним или нет. Свой выбор учащиеся должны обосновать. Далее выслушиваются мнения каждой группы и данные ответов анализируются учителем или руководителем программы.

  • На уроке школьники должны узнать, что существуют способы, как отказаться от предложений выпить пива, вина или водки, покурить сигарету с марихуаной или табаком. Учитель раздает учащимся текст ролевой игры (см. Приложение). Учащиеся работают в малых группах. Они составляют сценарий, как бы они поступили в предложенной ситуации и предлагают свои ответы, используя все средства общения. Класс заслушивает их. Сотрудник милиции подводит итоги, акцентируя внимание учащихся, что существуют способы отказа. Затем ведущий приглашает учащихся разыграть одну из сцен отказа. Остальные ребята смотрят и высказывают свое мнение об убедительности и правильности отказа.

  • 7. Подводится итог урока. Важной задачей взросления является собственное отношение к наркотикам, принятие самим человеком решения — употреблять или нет наркотики, никотин, алкоголь, уметь противостоять давлению окружения.

8. Учитель дает задание на дом: написать небольшое изложение на тему «Почему я не буду употреблять наркотики». Группе ребят дается задание: оформить таблицу «Правила работы в малых группах». Роль учителя:

  • Помочь руководителю программы разбить класс на группы для заполнения рабочего листа «Скажи наркотикам: «Нет!», помочь учащимся при выполнении ими заданий.

  • Дать домашнее задание: «Почему я не буду употреблять наркотики» и объяснить, как его следует выполнить.

Уроки № 3 и №4

Тема: Табакокурение

Цели уроков:

  • выработать у подростков негативное отношение к курению.

Задача:


  • информировать подростков о вредном влиянии табачного дыма на организм и развитии никотиновой зависимости

  • выработать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению

  • научить подростка критическому осмыслению рекламы табачных изделий

Ключевые слова: никотин, зависимость

Методический материал:

  • таблица с правилами работы в малых группах

  • анкета «Курение и здоровье»

  • таблица «Органы-мишени поражения табачным дымом»

  • таблица «Что происходит при курении сигареты»

  • ролевая игра

  • плакат рекламы продажи сигарет

  • анкета «Так почему же мы курим? »


Ход работы:

1. Напишите на доске слова: табакокурение, никотин и зависимость. Спросите у школьников, есть ли у них в семьях курящие (школьники поднимают руки), кто из учащихся пробовал курить и кто из них курит. Напомнить, что табак — это самый распространенный легальный наркотик нашего времени. Курение является одним из главнейших факторов риска в развитии рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ведущий должен рассказать о себе — курит или нет. Если он раньше курил и бросил, то рассказать, какие проблемы возникали и как трудно бросить курить. Спросите школьников, знают ли они, сколько раз пытались их курящие родственники или знакомые бросить курить. Почему, по их мнению, попытки бросить курить кончались неудачей.
Обсудите высказывание великого писателя Марка Твена: «Бросить курить? Что может быть проще? Я сам проделывал это десятки раз».
Переходя к раскрытию следующих вопросов урока, обратитесь к классу со словами русского фармаколога И. М. Догеля: «Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека».

2. Раздайте анкету «Курение и здоровье». Попросите ребят ее заполнить. Напомните, как это нужно сделать. Данная анкета заполняется по желанию ведущего в зависимости от того, какие цели он ставит, проводя анкетирование. Повторное анкетирование для сравнения можно будет провести после окончания программы.

3. Работа в малых группах. Вывешивается таблица «Правила работы в малых группах». Учащиеся разбирают тему: «Какие органы и системы поражаются при курении» и перечисляют заболевания, которые возникают у курильщика. Свои ответы школьники записывают на листе бумаги. Ведущий помогает школьникам. Затем вывешивается таблица «Органы-мишени» (ее желательно сделать заранее, если ее нет, то нарисовать ее на доске). Подводятся итоги работы групп:
один из школьников выходит к доске, чтобы заполнить таблицу «Органы-мишени». Учащиеся принимают самое активное участие, помогают. После заполнения таблицы обратить внимание школьников на тот факт, что нет ни одного органа или системы у курильщика, которые бы не поражались при курении. Перечисляются заболевания, которые возникают у курильщика. Обратите внимание ребят, что курящую девушку нетрудно отличить от ее некурящих сверстниц. Как правило, она выглядит старше своих лет, кожа становится землистого цвета, нередко с желтизной, рано появляются морщины, изменяется голос, он становится хриплым. На начальных этапах курильщику кажется, что работоспособность его повышается, а на самом деле — снижается концентрация внимания, ухудшается память и снижается успеваемость.
Довести до сведения учеников, что расплата за курение неминуема. Только по времени она наступает значительно позже, чем при употреблении нелегальных наркотиков.

4. Раздать анкету «Так почему же мы курим?». Школьники вновь работают в малых группах. Учитель помогает учащимся. После окончания работы над анкетой ведущий просит ответить ребят на поставленные в анкете вопросы.

  • При ответах учащихся на вопрос «Курить — это здорово: да или нет?» еще раз продемонстрировать таблицу «Органы-мишени»

  • Ответы школьников на вопрос «Почему большинство курильщиков не могут бросить курить?» прокомментировать ведущему: развитие зависимости от никотина и в связи с этим возникающие трудности, мешающие бросить курить. Задайте вопрос ребятам: «Несмотря на развивающуюся зависимость, есть ли шанс бросить курить и стоит ли это сделать? От кого это зависит? Кто может помочь? »

  • Данные ответа на третий вопрос «Почему подросток начинает курить?» записываются одним из школьников на доске из ответов учащихся (один из вариантов см. в Приложении). Ребята высказывают свою точку зрения на причины начала и продолжения курения. Ведущий подводит итоги по мотивам приобщения к курению, указывая, что самыми частыми причинами являются: просто так, любопытство, казаться взрослее и т. д. Факторы, способствующие началу и продолжению курения, многочисленны и разнообразны. Спросите у ребят, какие есть другие способы удовлетворения своих потребностей, кроме курения. Что лучше? Почему? Школьники отвечают на поставленные вопросы

  • Четвертый вопрос: «Какие проблемы возникают у подростка в связи с курением в настоящее время и какие возникнут во взрослой жизни?» К доске приглашаются 2 ученика:
    первый письменно отвечает на первую часть вопроса,
    второй на другую (один из вариантов см. в Приложении). Ведущий анализирует их ответы. Попросите учащихся подсчитать, какую сумму денег тратят курильщики на покупку сигарет в месяц и что они могли бы купить для себя на эти деньги


5. Раздается ролевая игра «Как отказаться от предложенной сигареты?» (к вопросу № 6 в анкете). Учащиеся опять работают в малых группах. Они составляют сценарий, как бы они поступили в данной ситуации (отказаться от предложенной сигареты), используя все средства общения. Каждая группа предлагает свои варианты ответа.
Затем ведущий приглашает учащихся разыграть сцену отказа от курения. Остальные ребята смотрят и высказывают свое мнение об убедительности и правильности отказа.

6. Подводятся итоги занятия. Задается домашнее задание. Одному из учеников подготовить небольшое сообщение на тему: «Из истории табакокурения», другому: «Состав табачного дыма и его действие на организм человека». Учитель дает школьникам литературу и указывает, на какие вопросы нужно обратить внимание.
Второй урок из этой пары по данной теме начать с сообщения «Из истории табако-курения», что и делает один из школьников. Подчеркнуть, что наше время — время табачной эпидемии, что борьба с курением не приносит должного эффекта. Курение становится узаконенной формой наркомании. Следовательно, необходимы другие методы первичной профилактики табакокурения. А главное — принятие собственного решения: курить или не курить. Привести примеры, как в экономически развитых странах происходит уменьшение количества курящих людей: меньше курят люди, имеющие высшее образование, т. е. люди образованные. Курить становится немодным и непрестижным. В то же время прогнозируется увеличение числа курящих в развивающихся странах, в том числе и в России. С чем это связано? Школьники отвечают на данный вопрос.

7. Провести диалог «Вопрос — ответ» между ведущим и школьниками на тему: «Знаете ли вы, что..?» (см. вопросы и ответы в Приложении). Сделайте вывод на основании сказанного: что лучше — курить или не курить? Обобщите данный диалог: от курения умирает гораздо больше людей, чем от алкоголя, ВИЧ/СПИДа, насильственной смерти вместе взятых. Расскажите о самых частых причинах смерти курильщика: рак легких, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

8. Далее следующий школьник делает сообщение на тему: «Состав табачного дыма и его действие на организм человека». Повесить таблицу «Что происходит при курении сигареты» (данную таблицу желательно сделать до урока, если ее нет, то нарисовать на доске. См. Приложение). Учащиеся видят, какое количество химических соединений при курении попадает в организм (20%), уходит в атмосферу (50%), остается в окурке (5%), сгорает и разрушается (25%). После выступления школьника ведущий делает выводы, обращая внимание учащихся на то, что табачный дым, с входящими в него компонентами, нередко сравнивают с химической фабрикой, что все компоненты действуют на организм одновременно, что нет в организме человека ни одного органа или ткани, которые бы не подвергались табачной агрессии.
Вместе со школьниками разбирается вопрос, что такое пассивное курение и как оно влияет на окружающих. Выясняется, какие проблемы у этих людей возникают, и что может быть у них со здоровьем. Приводится пример: дым от одной выкуренной сигареты занимает объем около 2-х литров и в каждом его кубическом сантиметре содержится до 600 000 частиц копоти. Сделайте выводы, что находиться рядом с курящим человеком опасно, не разрешайте дома курить в присутствии родных.

9. Задайте вопрос учащимся, влияет ли реклама табака на приобщение подростков к курению? Выслушайте их ответы. Повесьте на доску плакат — рекламу сигарет и вместе со школьниками разберите ее:

  • о чем говорит данная реклама

  • соответствует ли она тому, что в ней написано

  • кому выгодна реклама продажи сигарет

Ребята работают над этим заданием в малых группах. Спросите, что привлекает в рекламе продажи сигарет ребят, что скрывается за красотой реклам? Обратите внимание ребят на то, что в связи с уменьшением в ряде стран курящих производителям табака приходится искать новые рынки сбыта, новые виды рекламы, тратить на рекламу огромные деньги. Все эти расходы вкладываются в стоимость продажи табачной продукции. Одним из таких рынков сбыта является Россия. Учащиеся должны обратить внимание на мелкий шрифт надписи в рекламе «Минздрав предупреждает, что курение опасно для вашего здоровья».
Расскажите историю о ковбое Мальборо — «самом знаменитом курильщике в мире» — Уэйне Мак-Ларене, который рекламировал сигареты. Он умер в возрасте 52-х лет от рака легких. Причина — курение. 10. Спросите ребят, знают ли они, какие способы употребления табака существуют. Школьники перечисляют: папиросы, сигареты, курение трубки, нюхательный табак, жевание (так называемые бездымные табачные изделия). Обратите внимание учащихся на то, что в настоящее время в ряде стран Европы появилась реклама употребления бездымного табака. Она основана на том, что бездымный табак якобы не представляет угрозы для здоровья. Однако бездымный табак чаще, чем что-либо другое, вызывает рак полости рта. Остальные последствия аналогичны, как и при курении. Кому выгодна такая реклама? Школьники отвечают на данный вопрос. (Только изготовителям и продавцам табака.)

Сделайте выводы:

  • употребление табака, независимо от метода и способа применения, приводит к высокому риску возникновения раковых заболеваний

  • умейте критически относиться к рекламе


11. Проанализируйте меры, предлагаемые для предупреждения курения:

  • запретить продажу сигарет вообще или до 21 года

  • запретить рекламу сигарет

  • запрет со стороны родителей

  • введение штрафов за курение в общественных местах

  • получать достоверную информацию о вреде курения

  • принятие самостоятельного решения курить или не курить

Эти данные напишите на доске и дайте их проанализировать ребятам в малых группах. Выслушайте их ответы.

Сделайте выводы:

  • никакие запреты не помогают в должной мере предотвратить курение

  • человек сам делает свой выбор

  • если вы не курите — никогда не берите сигарету

  • если вы курите — немедленно откажитесь от курения, чем дольше вы будете откладывать на потом, тем труднее вам будет отказаться от курения


12. Что можно посоветовать тем, кто хочет бросить курить?
Ведущий выбирает наиболее интересные советы и зачитывает их для тех, кто решил или думает бросить курить (см. в Приложении). Говорит о том, куда и к кому можно обратиться за помощью (психолог, психотерапевт, врач-нарколог).

13. Предложите ребятам нарисовать антирекламу — рисунки или плакаты (в дальнейшем можно устроить в школе выставку рисунков). Кто не успеет сделать задание на уроке, может его доделать дома, принести на следующий урок и сдать учителю.

14. Подводятся итоги урока. Курение вредно для здоровья. При курении возникает зависимость, в результате чего трудно бросить курить. Самый лучший способ отказа от курения — не начинать это делать.

15. Задание на дом: выполнить и принести на следующее занятие домашнее задание на тему «Наркотики не для меня».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Уроки №1 и №2 Тема icon Пояснительная записка рабочая программа «Уроки нравственности. 1-4класс»
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Уроки №1 и №2 Тема icon "Уроки для будущего"
Тематические экологические занятия (уроки) для дошкольников и младших школьников направлены на то, чтобы помочь детям осознать
Уроки №1 и №2 Тема icon Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций
Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе,...
Уроки №1 и №2 Тема icon Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения
Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом,...
Уроки №1 и №2 Тема icon Уроки 1-6 Тема блока: "Why must we learn foreign languages?" Цели блока: Образовательная
Образовательная познакомить учащихся с новой лексикой. Совершенствовать знания учащихся по грамматической теме: "Употребление неопределенных...
Уроки №1 и №2 Тема icon Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения
Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни....
Уроки №1 и №2 Тема icon Тема Основные термины и понятия дисциплины 4 Тема Информация и бизнес 8
Тема Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры 30
Уроки №1 и №2 Тема icon Уроки доброты

Уроки №1 и №2 Тема icon Уроки культуры здоровья
Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ
Уроки №1 и №2 Тема icon Уроки культуры здоровья
Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ
Уроки №1 и №2 Тема icon Тема История экономических учений как наука. 2
Тема Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 23
Уроки №1 и №2 Тема icon 6 уроки, извлеченные из происшествия 32
Порядок оценки и передачи информации в дочерних обществах ОАО «нк «РОсфнеть» о происшествиях 1-го и 2-го уровней 17
Уроки №1 и №2 Тема icon «Уроки катастрофы на чаэс. Пересмотр безопасности эксплуатации реакторов...

Уроки №1 и №2 Тема icon Уроки, классные часы, игры
Работа по предупреждению ддтт в воспитательных планах классного руководителя (количество часов)
Уроки №1 и №2 Тема icon Учебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема...
Уроки №1 и №2 Тема icon «Имена существительные с шипящим звуком на конце»
Эти уроки красоты на всю жизнь. Сынок, проснись! Выпал первый снег!

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск