Скачать 1.34 Mb.
|
Уроки № 1 и № 2 Тема: Наркотики. Употребление и злоупотребление Цель уроков:
Задача:
Ключевые слова: наркотики, пристрастие, зависимость. Методический материал:
8. Учитель дает задание на дом: написать небольшое изложение на тему «Почему я не буду употреблять наркотики». Группе ребят дается задание: оформить таблицу «Правила работы в малых группах». Роль учителя:
Уроки № 3 и №4 Тема: Табакокурение Цели уроков:
Задача:
Ключевые слова: никотин, зависимость Методический материал:
Ход работы: 1. Напишите на доске слова: табакокурение, никотин и зависимость. Спросите у школьников, есть ли у них в семьях курящие (школьники поднимают руки), кто из учащихся пробовал курить и кто из них курит. Напомнить, что табак — это самый распространенный легальный наркотик нашего времени. Курение является одним из главнейших факторов риска в развитии рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ведущий должен рассказать о себе — курит или нет. Если он раньше курил и бросил, то рассказать, какие проблемы возникали и как трудно бросить курить. Спросите школьников, знают ли они, сколько раз пытались их курящие родственники или знакомые бросить курить. Почему, по их мнению, попытки бросить курить кончались неудачей. Обсудите высказывание великого писателя Марка Твена: «Бросить курить? Что может быть проще? Я сам проделывал это десятки раз». Переходя к раскрытию следующих вопросов урока, обратитесь к классу со словами русского фармаколога И. М. Догеля: «Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека». 2. Раздайте анкету «Курение и здоровье». Попросите ребят ее заполнить. Напомните, как это нужно сделать. Данная анкета заполняется по желанию ведущего в зависимости от того, какие цели он ставит, проводя анкетирование. Повторное анкетирование для сравнения можно будет провести после окончания программы. 3. Работа в малых группах. Вывешивается таблица «Правила работы в малых группах». Учащиеся разбирают тему: «Какие органы и системы поражаются при курении» и перечисляют заболевания, которые возникают у курильщика. Свои ответы школьники записывают на листе бумаги. Ведущий помогает школьникам. Затем вывешивается таблица «Органы-мишени» (ее желательно сделать заранее, если ее нет, то нарисовать ее на доске). Подводятся итоги работы групп: один из школьников выходит к доске, чтобы заполнить таблицу «Органы-мишени». Учащиеся принимают самое активное участие, помогают. После заполнения таблицы обратить внимание школьников на тот факт, что нет ни одного органа или системы у курильщика, которые бы не поражались при курении. Перечисляются заболевания, которые возникают у курильщика. Обратите внимание ребят, что курящую девушку нетрудно отличить от ее некурящих сверстниц. Как правило, она выглядит старше своих лет, кожа становится землистого цвета, нередко с желтизной, рано появляются морщины, изменяется голос, он становится хриплым. На начальных этапах курильщику кажется, что работоспособность его повышается, а на самом деле — снижается концентрация внимания, ухудшается память и снижается успеваемость. Довести до сведения учеников, что расплата за курение неминуема. Только по времени она наступает значительно позже, чем при употреблении нелегальных наркотиков. 4. Раздать анкету «Так почему же мы курим?». Школьники вновь работают в малых группах. Учитель помогает учащимся. После окончания работы над анкетой ведущий просит ответить ребят на поставленные в анкете вопросы.
5. Раздается ролевая игра «Как отказаться от предложенной сигареты?» (к вопросу № 6 в анкете). Учащиеся опять работают в малых группах. Они составляют сценарий, как бы они поступили в данной ситуации (отказаться от предложенной сигареты), используя все средства общения. Каждая группа предлагает свои варианты ответа. Затем ведущий приглашает учащихся разыграть сцену отказа от курения. Остальные ребята смотрят и высказывают свое мнение об убедительности и правильности отказа. 6. Подводятся итоги занятия. Задается домашнее задание. Одному из учеников подготовить небольшое сообщение на тему: «Из истории табакокурения», другому: «Состав табачного дыма и его действие на организм человека». Учитель дает школьникам литературу и указывает, на какие вопросы нужно обратить внимание. Второй урок из этой пары по данной теме начать с сообщения «Из истории табако-курения», что и делает один из школьников. Подчеркнуть, что наше время — время табачной эпидемии, что борьба с курением не приносит должного эффекта. Курение становится узаконенной формой наркомании. Следовательно, необходимы другие методы первичной профилактики табакокурения. А главное — принятие собственного решения: курить или не курить. Привести примеры, как в экономически развитых странах происходит уменьшение количества курящих людей: меньше курят люди, имеющие высшее образование, т. е. люди образованные. Курить становится немодным и непрестижным. В то же время прогнозируется увеличение числа курящих в развивающихся странах, в том числе и в России. С чем это связано? Школьники отвечают на данный вопрос. 7. Провести диалог «Вопрос — ответ» между ведущим и школьниками на тему: «Знаете ли вы, что..?» (см. вопросы и ответы в Приложении). Сделайте вывод на основании сказанного: что лучше — курить или не курить? Обобщите данный диалог: от курения умирает гораздо больше людей, чем от алкоголя, ВИЧ/СПИДа, насильственной смерти вместе взятых. Расскажите о самых частых причинах смерти курильщика: рак легких, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем. 8. Далее следующий школьник делает сообщение на тему: «Состав табачного дыма и его действие на организм человека». Повесить таблицу «Что происходит при курении сигареты» (данную таблицу желательно сделать до урока, если ее нет, то нарисовать на доске. См. Приложение). Учащиеся видят, какое количество химических соединений при курении попадает в организм (20%), уходит в атмосферу (50%), остается в окурке (5%), сгорает и разрушается (25%). После выступления школьника ведущий делает выводы, обращая внимание учащихся на то, что табачный дым, с входящими в него компонентами, нередко сравнивают с химической фабрикой, что все компоненты действуют на организм одновременно, что нет в организме человека ни одного органа или ткани, которые бы не подвергались табачной агрессии. Вместе со школьниками разбирается вопрос, что такое пассивное курение и как оно влияет на окружающих. Выясняется, какие проблемы у этих людей возникают, и что может быть у них со здоровьем. Приводится пример: дым от одной выкуренной сигареты занимает объем около 2-х литров и в каждом его кубическом сантиметре содержится до 600 000 частиц копоти. Сделайте выводы, что находиться рядом с курящим человеком опасно, не разрешайте дома курить в присутствии родных. 9. Задайте вопрос учащимся, влияет ли реклама табака на приобщение подростков к курению? Выслушайте их ответы. Повесьте на доску плакат — рекламу сигарет и вместе со школьниками разберите ее:
Ребята работают над этим заданием в малых группах. Спросите, что привлекает в рекламе продажи сигарет ребят, что скрывается за красотой реклам? Обратите внимание ребят на то, что в связи с уменьшением в ряде стран курящих производителям табака приходится искать новые рынки сбыта, новые виды рекламы, тратить на рекламу огромные деньги. Все эти расходы вкладываются в стоимость продажи табачной продукции. Одним из таких рынков сбыта является Россия. Учащиеся должны обратить внимание на мелкий шрифт надписи в рекламе «Минздрав предупреждает, что курение опасно для вашего здоровья». Расскажите историю о ковбое Мальборо — «самом знаменитом курильщике в мире» — Уэйне Мак-Ларене, который рекламировал сигареты. Он умер в возрасте 52-х лет от рака легких. Причина — курение. 10. Спросите ребят, знают ли они, какие способы употребления табака существуют. Школьники перечисляют: папиросы, сигареты, курение трубки, нюхательный табак, жевание (так называемые бездымные табачные изделия). Обратите внимание учащихся на то, что в настоящее время в ряде стран Европы появилась реклама употребления бездымного табака. Она основана на том, что бездымный табак якобы не представляет угрозы для здоровья. Однако бездымный табак чаще, чем что-либо другое, вызывает рак полости рта. Остальные последствия аналогичны, как и при курении. Кому выгодна такая реклама? Школьники отвечают на данный вопрос. (Только изготовителям и продавцам табака.) Сделайте выводы:
11. Проанализируйте меры, предлагаемые для предупреждения курения:
Эти данные напишите на доске и дайте их проанализировать ребятам в малых группах. Выслушайте их ответы. Сделайте выводы:
12. Что можно посоветовать тем, кто хочет бросить курить? Ведущий выбирает наиболее интересные советы и зачитывает их для тех, кто решил или думает бросить курить (см. в Приложении). Говорит о том, куда и к кому можно обратиться за помощью (психолог, психотерапевт, врач-нарколог). 13. Предложите ребятам нарисовать антирекламу — рисунки или плакаты (в дальнейшем можно устроить в школе выставку рисунков). Кто не успеет сделать задание на уроке, может его доделать дома, принести на следующий урок и сдать учителю. 14. Подводятся итоги урока. Курение вредно для здоровья. При курении возникает зависимость, в результате чего трудно бросить курить. Самый лучший способ отказа от курения — не начинать это делать. 15. Задание на дом: выполнить и принести на следующее занятие домашнее задание на тему «Наркотики не для меня». |
Пояснительная записка рабочая программа «Уроки нравственности. 1-4класс» Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» |
"Уроки для будущего" Тематические экологические занятия (уроки) для дошкольников и младших школьников направлены на то, чтобы помочь детям осознать |
||
Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе,... |
Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом,... |
||
Уроки 1-6 Тема блока: "Why must we learn foreign languages?" Цели блока: Образовательная Образовательная познакомить учащихся с новой лексикой. Совершенствовать знания учащихся по грамматической теме: "Употребление неопределенных... |
Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни.... |
||
Тема Основные термины и понятия дисциплины 4 Тема Информация и бизнес 8 Тема Технология и практика взаимодействия пользователей с мировыми ресурсами через сетевые структуры 30 |
Уроки доброты |
||
Уроки культуры здоровья Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ |
Уроки культуры здоровья Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ |
||
Тема История экономических учений как наука. 2 Тема Завершение классической политэкономии и становление социалистической экономической доктрины 23 |
6 уроки, извлеченные из происшествия 32 Порядок оценки и передачи информации в дочерних обществах ОАО «нк «РОсфнеть» о происшествиях 1-го и 2-го уровней 17 |
||
«Уроки катастрофы на чаэс. Пересмотр безопасности эксплуатации реакторов... |
Уроки, классные часы, игры Работа по предупреждению ддтт в воспитательных планах классного руководителя (количество часов) |
||
Учебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73 Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема... |
«Имена существительные с шипящим звуком на конце» Эти уроки красоты на всю жизнь. Сынок, проснись! Выпал первый снег! |
Поиск |