Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе РФ
и транспорте
Отдел осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, по охране территории РФ от заноса болезней из иностранных государств, а также лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения на территории Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. В целях соблюдения обязательных ветеринарных требований необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами.
Статья 15 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1
«О ветеринарии» в соответствии с которой продукты животноводства
по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства – производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона
от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее – органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
– не соответствуют представленной информации и в отношении, которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
– не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
– не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза
от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
В соответствии с приказом Минсельхоза Российской Федерации
от 27 декабря 2016 г. № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее – ВСД), порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»:
- пункт 2: ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2016 г., регистрационный № 41118), из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
- пункт 3: Оформление ВСД осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами); перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами); переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
- пункт 4: оформление ВСД на подконтрольные товары при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
Как показывает практика, наиболее актуальными вопросами об оформлении ветеринарных сопроводительных документов являются следующие:
- на какой груз оформляются документы;
- какие должны быть сопроводительные документы на ту или иную продукцию;
- на кого должны выписывать продуктовые базы ветеринарные сертификаты;
- какие документы нужны для продажи продукции животного происхождения;
- какой документ, мне должен выдать ветеринарный врач при продаже продукции на рынках;
- возможно ли в одной ветеринарной справке, указывать и замороженные и охлажденные мясные полуфабрикаты;
- требуется ли ветеринарное свидетельство на масло сливочное непакетированное и сухое молоко, поставляемое в бумажных мешках;
- какие документы на мясо требовать от поставщиков;
- сколько по времени действительные ветеринарные свидетельства/справки/заключения;
- какой пакет документов для домашнего животного необходим для въезда/выезда.
Данные положения регулируются приказом Минсельхоза Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».
Новая редакция Правил оформления ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД), утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 589 заметно упрощает эту процедуру, в частности, введены исключения для определённых видов продукции животноводства и птицеводства, когда оформления ветеринарно-сопроводительных документов не требуется.
Так, если раньше необходимо было оформлять ВСД на подконтрольную продукцию в любом случае – при производстве каждой партии продукции, при её перевозке и реализации, – то теперь эта необходимость отпадает для:
- предприятий общественного питания, производящих продукцию для питания людей на данном предприятии;
- перерабатывающих цехов предприятий розничной торговли при производстве кулинарных изделий или готовых блюд, предназначенных для продажи конечному потребителю.
- производителя подконтрольного товара, произведённого не для реализации, а, например, для личного потребления, для использования в качестве приманки для охоты или рыбной ловли, для кормления принадлежащих производителю животных или для удобрения собственных земельных участков. На такие товары производитель не будет оформлять ВСД и при их перемещении по территории Российской Федерации.
Владельцам домашних животных также не потребуется оформление ВСД при перевозке домашних, служебных и декоративных животных, по территории России, если это не связано с предпринимательской деятельностью. Однако, если животное везут на выставку, ВСД должны быть оформлены, как и прежде. Также отпала необходимость в документах для сельскохозяйственных животных, если владелец перевозит их по территории страны для выпаса, поения, купания и выгула.
Для перевозки домашних животных (некоммерческие партии не более 2 х голов) через границу Российской Федерации им необходимо сделать все необходимые прививки (бешенство и др. согласно требованиям страны ввоза животных, которые необходимо уточнить в консульстве принимающей стороны) и собрать соответствующие документы – ветеринарное свидетельство формы 1, разрешение на вывоз животного (-ых) выдаются ветеринарной службой субъекта Российской Федерации по месту жительства владельца), международный ветеринарный паспорт, который также приравнивается к ветеринарному свидетельству и содержит данные о животном и о владельце, о проведении необходимых обработок, вакцинаций и о сделанных прививках, при этом прививка от бешенства должна быть сделана не позднее чем за 20 дней и не более 12 месяцев до отъезда (глава 15 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317; письмо Россельхознадзора от 1 ноября 2016 г. № ФС-НВ-7/20751).
Для перемещения животного за пределы Российской Федерации в ветеринарном паспорте должна стоять отметка о чипировании (клеймении) и отметка о дегельминтизации, чипирование животного должно производится владельцами животных до момента проведения профилактических вакцинаций и обработок (пункт 4 Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 501). Документ можно получить в клубе, где животное приобреталось, или в любой ветеринарной клинике при первой вакцинации животного; ветеринарное свидетельство, должно быть оформлено владельцем не более чем за пять дней до отъезда в Государственной ветеринарной станции на основании ветеринарного паспорта (пункт 13 ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 589).
При вывозе животного за границу ветеринарное свидетельство заменяется на ветеринарный сертификат международного образца формы 5 а, который оформляется при прохождении пограничного ветеринарного контроля или по месту отправки (на железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации или на пограничном контрольном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации в аэропорту вылета, или же на автомобильном переходе государственной границы Российской Федерации) (пункт 3 Порядка, утвержденного приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 589).
Если владельцы животных направляются в страну Европейского союза, Израиля, Турции, то вмести с ветеринарным сертификатом международного образца потребуется ветеринарный сертификат Европейского союза, Израиля, Турции установленного образца. Документ выдается при прохождении пограничного ветеринарного контроля.
У граждан, имеющих на своих питомцев паспорта на животных стран Европейского союза, ветеринарный сертификат не требуется, но при условии, что сведения, касающиеся вакцинации против бешенства, могут быть внесены в ветеринарный паспорт Европейского союза только компетентным ветеринарным врачом Европейского союза, в противном случае паспорт считается не действительным.
Возможные ошибки владельцев животных при пересечении границы Российской Федерации.
В различных странах существуют специальные правила ввоза животных. Так, например, ввоз домашних животных в страны Евросоюза возможен не ранее трех месяцев с момента их рождения. Также законодательство некоторых европейских стран предусматривает помещение животных в карантин на срок от одного до шести месяцев. Ввоз в Израиль собак и кошек возможен только при наличии анализа крови на антитела к бешенству. Анализ должен быть выполнен в одной из лабораторий, аккредитованных Международной Организацией Здоровья Животных (OIE). Везти животное в лабораторию не обязательно; кровь можно сдать в любой ветеринарной клинике, а затем переправить в лабораторию. Данные лабораторных исследований вносятся в ветеринарный сертификат, утвержденный государством Израиль. С приложением справки из учреждения, где были проведены исследования. Срок давности лабораторных исследований на момент въезда не может превышать двух месяцев! Свидетельство должно быть получено не более чем за три дня до отъезда!
В некоторых странах действуют ограничения на ввоз животных определенных видов (например, запрещается ввоз собак бойцовских пород). Поэтому необходимо заранее выяснить условия ввоза животного у перевозчика или в посольстве (консульстве) страны, границу которой вы собираетесь пересекать.
Требования ВВОЗА животных в страны посещения – необходимо уточнять в диппредставительствах данных стран.
Значительное изменение произошло и в правилах обращения с подконтрольным товаром, не имеющим ВСД, либо с недействительными документами. Ранее такой товар подлежал возврату поставщику, что создавало проблемы для покупателя продукции. С начала 2017 года появилась возможность помещать такой товар на изолированное хранение до предъявления действительных документов. Если в пятидневный срок ВСД не будут предоставлены, принимается решение об использовании данного товара в соответствии с требованием законодательства о ветеринарии.
Уже второй год в стране осуществляется перевод оформления ветеринарно-сопроводительных документов из бумажного в электронный вид. В 2016 году бумажные и электронные ВСД существовали как бы «сами по себе», независимо друг от друга, то есть собственник подконтрольной продукции мог выбирать между бумажным и электронным документом, который регистрировался в федеральной государственной информационной системе «Меркурий» (ФГИС). с 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) на товары, подлежащие ветеринарному контролю, будет производиться только в электронной форме. Для реализации этих целей Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзором) разработана федеральная государственная информационная система «Меркурий», которая предназначена для электронной сертификации поднадзорных госветнадзору товаров, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности.
С 2017 года вводится обязательный учёт бумажного ветдокумента посредством ФГИС, при этом данные о бумажном документе должны быть ведены в течение месяца с момента его оформления. В связи с этим в новом порядке оформления ВСД появился запрет для должностных лиц, производящих ветеринарный контроль, требовать предъявления ветеринарно-сопроводительных документов в бумажном виде, если они оформлены в системе «Меркурий». Вместо этого владелец или перевозчик подконтрольного товара обязан предоставить номер электронного ВСД, или предъявить двумерный матричный штриховой код, сформированный во ФГИС, или предоставить распечатку формы электронного документа.
Оформление ВСД в Российской Федерации производится уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, а в дальнейшем будет производиться ещё и аттестованными специалистами, и специальными уполномоченными, не входящими в систему госветслужбы.
Внедрение электронной ветеринарной сертификации и федеральной системы отслеживания подконтрольных товаров делает деятельность хозяйствующих субъектов более прозрачной, позволит реализовать принцип прослеживаемости продукции «от поля до прилавка».
Для осуществления перехода на новые условия оформления ВСД необходимо иметь доступ (логин и пароль) в личный кабинет в ФГИС «Меркурий». Регистрацию и доступ можно получить, заполнив заявление на фирменном бланке хозяйствующего субъекта (образцы заполнения можно найти на сайте Управления, в разделе «Об электронной ветеринарной сертификации»), и отправив его в одно из ведомств: Россельхознадзор (г. Москва) по адресу электронной почты – admin@fsvps.ru; Управление Россельхознадзора по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО по адресу электронной почты – ursn72@ro.ru. По вопросам, касающимся получения доступа к системе ЭВС (ФГИС «Меркурий»), просим обращаться в Управление Россельхознадзора по телефонам: +7 922 041 7850 (работает круглосуточно), 8 (3452) 43-97-82, по электронной почте: ursn72@ro.ru, или лично по адресу г. Тюмень, ул. Л. Толстого, д. 35 (405 каб.).
Если после регистрации в ФГИС «Меркурий» у Вас возникнут вопросы, касающиеся работы в системе, вы можете обратиться в региональные ветеринарные службы:
- Тюменская область – Управление ветеринарии по Тюменской области, тел.: (3452) 62-57-24, 62-57-25;
- Ханты-Мансийский автономный округ – Ветеринарная служба ХМАО-Югры, e-mail: GribanovVB@admhmao.ru, тел.: (3467) 335-704, (контактное лицо: Грибанов Вячеслав Борисович);
- Ямало-Ненецкий автономный округ – Служба ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа, e-mail: VVVoronin@sv.yanao.ru, тел.: (34922) 3-03-19 (контактное лицо: Воронин Владимир Валентинович).
Часть 1 статьи 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил влечет наложение административного штрафа: на граждан – от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 3000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 3000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. ч.2.
Часть 1 статьи 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей. Часть 2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц – от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц – от 300000 до 500000 рублей. ч.3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц – от 20000 до 40000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 40000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 500000 до 700000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В целях предотвращения нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере обращения лекарственных средств для осуществлении деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходимо соблюдать требования, установленные Федеральным законом от 12 апреля 2010г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением, Правительства РФ от 22 декабря 2011г. N1081, «Правилами хранения лекарственных средств для ветеринарного применения» № 145 от 15.04.2015г. Предусматриваются следующие меры административной ответственности:
ч. 2. ст. 14.1 – Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) ответственность, предусмотренная данной статьей – на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
ч. 3 ст. 14.1 – Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет ответственность на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
ч. 4 ст. 14.1 – Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
|