Использование показателя EVA и внедрение в практику менеджмента российских предприятий
Вакушина Екатерина, Жигунова Мария
Московский государственный университет путей сообщения, Москва
Российский менеджмент современных компаний находится в сложном положении, когда к качеству управленческой работы требования стремительно растут, а условия для принятия решений все более усложняются. Так принятие управленческих решений осуществляется в условиях сложной среды функционирования бизнеса современных компаний[1]. Поэтому менеджерам компаний для осуществления эффективного текущего и стратегического управления необходимо выявлять и контролировать показатели, характеризующие стратегические долгосрочные источники экономической эффективности[5].
С помощью показателя EVA можно дать оценку принимаемых управленческих решений. Положительная динамика данного показателя показывает, что компания функционирует наиболее эффективно, нежели рынок в целом, в таком случае она наиболее интересна для инвесторов, таким образом, цена такой компании увеличивается. Напротив, снижение EVA свидетельствует о том, что на рынке возникают наиболее интересные для инвестирования проекты, по этой причине и наблюдается падение EVA, стоимость компании тоже снижается. Основной целью менеджмента считается повышение стоимости бизнеса, управление экономической добавленной стоимостью сводится к неизменному, неотрицательному значению EVA, то есть обеспечения соответствие уровню доходности текущих активов и инвестиций. Для планирования оптимально достижимого уровня[10] показателя EVA можно применить результаты исследований в области эталонного управления компанией[8]. Данная теория предлагает рассматривать рыночную стоимость компании как результат инвестиционных затрат компании на совершенствование управленческих процессов[3].
Управление EVA имеющихся активов основывается на выявлении условий, содействующих её повышению, в таком случае увеличиваются доходы, либо сокращение размера капитала и его стоимости.
Одной из основных проблем, какие появляются при решении вопросов управления с помощью EVA, считается установления соответствия между прибыльностью компании и требуемым ростом бизнеса. Дело в том, что высокое значение EVA и большие темпы роста — разнонаправленные величины. Чем стремительней увеличивается бизнес, тем больше прибыли реинвестируется, в таком случае ниже показатель экономической добавленной стоимости. Поэтому данный показатель следует рассматривать в системе взаимосвязанных показателей на контрольной панели управления компанией [4]. В этом случае, его значение будет сбалансировано через причинно-следственные связи всей системы показателей[7].
Для решения данной проблемы нужно грамотное стратегическое управление компанией. При разработке стратегии всегда определяются приоритеты компании на стадии ее формирования. С точки зрения концепции EVA данные приоритеты проявляются в определении возможных пределов этого показателя. Для планирования и контроля значения EVA можно применить принципы и приемы эталонной оценки[6], которые базируются на основе выявления релевантной эталонной группы среди конкурентов лидеров[2]. При принятии стратегии увеличения значимости EVA в протяжение конкретного периода может быть отрицательным, но при этом нельзя позволить потерю стабильности бизнеса. Экономическая прибыль, равная нулю, в данном значении является ставкой, уравновешивающей интересы акционеров и уровень инвестиций.
При принятии решения о стратегическом развитии компании необходимо предсказать период, важный для роста, и производить оценку EVA за данный период. В случае если значимость показателя не отрицательна, в таком случае возможно заключение о развитии в соответствии выбранного пути. При этом динамику EVA нужно контролировать, для того чтобы к окончанию проекта его значимость достигало нужных, положительных величин.
Для успешной деятельности согласно управлению EVA нужно, чтобы все без исключения менеджеры, которые могут влиять на значение добавленной стоимости, осознавали, что влияет на положительный результат, а что — на отрицательный. Заинтересовать работников к повышению добавленной стоимости возможно, применяя надлежащую систему мотивации.
Для повышения EVA необходимо привлечь в первую очередь генерального директора и топ-менеджеров, то есть сотрудников, которые могут максимально влиять на данный показатель. В их годовой бонусный пакет,возможно, заложить конкретный процент от значения итоговой добавленной стоимости всей компании либо же бизнес-направления, которому они соответствуют. Увязывать вознаграждение низших менеджеров и рядовых сотрудников со значением показателя EVA не имеет смысла, так как затраты на расчет степени их влияния на общий показатель добавленной стоимости будут выше, чем сама премия.
Одним из главных достижений в применении ЕVА считается объединение интересов акционеров и менеджмента согласно результативному применению капитала. В «РОСНО» менеджеры сосредотачивались на использовании плановых характеристиксогласно объему и прибыли, но совершенно не думали о балансе своего центра прибыли (капитале, вложенном в данный бизнес). ЕVА заставляет менеджеров осуществлять руководство над размерами и стоимостью капитала, чего хотят акционеры.
Использование EVA на российских предприятиях очень перспективно. Западные компании зачастую используют этот показатель, чтобы нацелить менеджеров на повышение стоимости акций компании.
В Российской Федерации из-за недостаточной развитости фондового рынка управление компанией с позиций стоимости было непопулярно. Однако в последнее время все меняется. Российские компании начинают воспринимать фондовый рынок не только как механизм для спекуляций, но и как ресурс долгосрочного капитала, а также индикатор стоимости компании.
Сейчас многие российские компании стараются увеличить свою доступность и привлекательность акций. С целью привлечения внимания миноритарных акционеров, нужно убедить их в том, что курс акций со временем увеличится. И привязка вознаграждения менеджеров к стоимости компании или значению показателя EVA станет достаточно значимым аргументом. Для повышения показателя EVA в управлении деятельностью предприятия следует осуществлять меры по улучшению показателей, характеризующих стратегический потенциал компании[9].
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, на то, что никаких особых сложностей при расчете и применения показателя EVA появиться не должно. ЕVА — это финансовый инструмент, который понятен, надежен и прост, а главное — побуждает менеджеров к действиям.
Методы управления компанией с помощью показателя EVA могут отличаться в зависимости от особенностей конкретного бизнеса.
Список литературы.
-
Чугумбаев P.P. Анализ среды функционирования как инструмент бенчмаркинга показателей экономической эффективности организации//Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 27. С. 40-47.
-
Чугумбаев Р. Релевантная эталонная группа в методике анализа целевых значений экономических показателей организации// Предпринимательство. 2009. № 8. С. 21-27.
-
Чугумбаев Р.Р. Анализ влияния изменения уровня развития бизнеса на структуру инвестированного капитала и стоимость компании [Текст]/ Чугумбаев Р.Р., Чугумбаева Н.Н. // Управленческий учет. 2015. № 8. С. 61-70.
-
Чугумбаев Р.Р. Панели управления и другие формы комплексного описания хозяйственной деятельности организаций//Управленческий учет. 2009. № 9. С. 50-60.
-
Чугумбаев Р.Р. Показатели долгосрочного развития организации как ключевой аспект комплексного управленческого анализа [Текст]/ Р.Р. Чугумбаев // Управленческий учет. - № 11.- 2009.- С. 42-50.
-
Чугумбаев Р.Р., Чугумбаева Н.Н. Проблемы оценки эталонного состояния бизнеса для решения задач экономического анализа//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 35. С. 27-34.
-
Чугумбаев Р.Р., Чугумбаева Н.Н. Особенности методологии управления по комплексной системе экономических показателей// Экономика и управление в XXI веке. 2014. № 6. С. 104-108.
-
Чугумбаев Р.Р., Чугумбаева Н.Н. Базисные положения эталонного анализа хозяйственной деятельности предприятий //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1. С. 80-85.
-
Чугумбаев Р.Р. Роль анализа стратегического потенциала организации в комплексном управленческом анализе хозяйственной деятельности. //Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2009. № 3 (17). С. 205-211.
-
Чугумбаев Р.Р. Об оценке целевых значений показателей экономической эффективности хозяйственной деятельности организации с использованием метода достижимых целей// Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 214-218.
|