Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006


Скачать 410.63 Kb.
Название Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006
страница 1/4
Тип План-конспект
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > План-конспект
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Барнаульский государственный педагогический университет

МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
(М е т о д и ч е с к а я р а з р а б о т к а)

Б А Р Н А У Л 2006




Методика проведения подвижных игр / Сост.: Н.В. Анушкевич, И.С. Николаев – Барнаул: 2006. – 29 с.


Составители:

Анушкевич Н.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр БГПУ

Николаев И.С. ассистент кафедры спортивных игр БГПУ




В учебно-методическом пособии рассматриваются основы подвижных игр, игровой деятельности, методика проведения игр, применение игрового соревновательного метода, другие важные для понимания сущности изучаемого педагогического и воспитательного направлений вопросы.

Пособие предназначено для специалистов физической культуры и спорта, учителям для работы с учащимися 1-11 классов, воспитателям детских садов и педагогам дополнительных образовательных учреждений, организаторам летнего отдыха учащихся, студентам педагогических вузов.


© Издательство БГПУ, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие об игровой деятельности………………………………………………….4

Требования к организации и проведению подвижных игр……………………….5

  • Подготовка к проведению игры……………………………………….5

  • Предварительный анализ игры………………………………………..6

  • Руководство игрой……………………………………………………..6

  • Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры……………………………………………………………………...7

  • Объяснение игры…………………………………………………….....7

  • Выделение водящих………………………………………………..….8

  • Распределение на команды………………………………………..…..8

  • Руководство процессом игры………………………………………....9

  • Судейство……………………………………………………………....9

  • Дозировка………………………………………………………………9

  • Окончание игры…………………………………………………..….10

  • Подведение итогов игры…………………………………………….10

План-конспект урока………………………………….………………………..….10

  • Части урока…………………………………………………………...12

Примерные подвижные игры для учащихся младших классов……….……..…13

Средний и старший школьный возраст…………………………………………..21

Литература………………………………………………………………………….29


ПОНЯТИЕ ОБ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых, которая удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, развитии духовных и физических сил.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для нее характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом и ограничивающиеся правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В них можно намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила и по желанию изменять их, избирать пути для осуществления задуманных действий.

Игры, подводящие к спортивной деятельности - это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Постоянная изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим, проявление точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладание определенной физической подготовкой способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики, армрестлинга и т.д. Эффективными для решения данной задачи оказываются и двигательные операции с доступными играющим отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствующие развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений, играх с элементами гимнастики и т.д.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Руководящая роль при проведении игр должна принадлежать педагогам, воспитателям, учителям физкультуры, родителям.

В процессе проведения игры руководитель должен:

  • укреплять здоровье занимающихся;

  • воспитывать мотивацию к ЗОЖ;

  • содействовать формированию жизненно важных навыков и умений;

  • воспитывать у детей морально-волевые и физические качества;

  • прививать учащимся организаторские навыки.


Процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Руководитель должен знать коллектив играющих, правила игры, владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечеткое соблюдение правил.
Подготовка к проведению игры
Выбор подвижной игры зависит:

  • от педагогических задач, которые ставятся перед занятиями;

  • подбора игрового материала, который определяют многие факторы – это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры;

  • при выборе игры надо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник). На уроке время ограничено: задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке. На праздниках проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовленности.

  • от места ее проведения (зал, открытая площадка, бассейн, снежные площадки и т.д.). При проведении игр на свежем воздухе необходимо учитывать состояние погоды. При низкой температуре выбирается игра с активными действиями участников. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание по очереди, хороши в жаркую погоду.

  • от наличия оборудования и инвентаря. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или неудачной его замены игра может расстроиться. Для того чтобы игра прошла без задержки, необходимо заранее подготовить нужный инвентарь. Это флажки, цветные повязки или жилетки, мячи различных размеров, палки, булавы или кегли, обручи, скакалки и т.п. Он должен быть ярким, заметным в игре, что особенно важно для младших школьников, а его размер и масса – посильными для играющих. Количество инвентаря предусматривается заранее и раздается после объяснений правил игры.


Предварительный анализ игры
Перед тем как проводить игру, руководитель должен продумать процесс игры и предусмотреть все возможные ситуации, возникающие по ходу игры, особенно предусмотреть и предотвратить возможные нежелательные явления.

Руководитель, хорошо знающий данный коллектив играющих, предварительно намечает роли игроков, продумывает как вовлечь в игру слабых и пассивных игроков.

Для проведения игр он заранее выбирает себе помощников, определяет их функции и первыми знакомит с правилами игры и местом ее проведения.
Руководство игрой
При проведении игры руководителю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты:

  • познакомиться с требованиями и правилами игры и подготовить необходимое оборудование;

  • учесть уровень развития детей, их таланты, умения и неумения;

  • предлагать игры доступные данной возрастной группе, соответствующие росту детей, силе, жизненному опыту; умело выводить участников из игры, которая для них сложна;

  • избегать сверхэнтузиазма (перевозбуждения) у играющих;

  • быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняться всем правилам, включая и те, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого;

  • помогать детям, которые не совсем компетентны и плохо координированы, поручая им посильные роли в игре, например: привлекать в качестве судей. Не обращать внимания на ошибки некоторых детей или осторожно поправлять их, не прерывая игры. Не отчитывать детей перед другими, если они нарушили правила или ошиблись в игре;

  • объяснять правила каждой игры вовремя и разрешать детям потренироваться, перед тем, как начнется активная игра. Иметь в запасе ряд альтернативных игр и необходимое оборудование, приготовленное заранее, если первая игра не пойдет по намеченному плану;

  • давать детям отдых между играми в соответствии с их возрастом и возможностями;

  • выбирать игры с учетом возможности их усложнения: начинать с простейших, постепенно усложняя их по мере улучшения ловкости детей.


Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры
Прежде чем объяснять игру, необходимо разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.

Если игра начинается с движения в рассыпную (типа «салок»), то можно построить играющих в шеренгу. Размещать играющих надо быстро, без излишнего использования строевых порядков. Если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении. Руководитель занимает место не в центре, а в ряду играющих. Ему не желательно становится в центр круга, чтобы играющие не оказались за его спиной. Если учащиеся разделены на команды и построены одна напротив другой на большом расстоянии, то для объяснения надо сблизить команды, а затем расставить их по своим местам. В этом случае руководитель, объясняя игру становится между играющими в центре площадки. Изложение игры надо сопровождать показом. Наглядность помогает лучше понять игру, и после объяснения у участников не возникает вопросов. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть руководителя) или к окнам (они могут смотреть в окно и отвлекаться). Руководитель должен видеть всех учащихся и контролировать их поведение.

При организации в младших классах игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее и произносятся громко, выразительно, но не крикливо.
Объяснение игры
Объяснение игры должно быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Исключение составляют игры в младших классах, которые можно изложить в сказочной, увлекательной форме. Рассказ должен быть логичным, последовательным.

Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

  • название игры (можно сказать, с какой целью игра проводиться);

  • роли играющих и их расположение на площадке;

  • содержание и ход игры;

  • цель игры (определение победителей);

  • правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы, на которые надо отвечать громко, обращаясь при этом ко всем. В конце рассказа необходимо еще раз заострить внимание на правилах игры, чтобы дети лучше их запомнили. Не следует употреблять сложных терминов, а новые понятия необходимо объяснить. Если учащиеся отвлекаются, надо сократить объяснение или оживить его. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в нее впервые. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы.
Выделение водящих
Выполнение обязанностей водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению руководителя (этот способ используется, когда руководитель еще не знает группы);

  • способ выбора по жребию: путем расчета - «считалки» (дети часто используют ее в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров) и др.;

  • по угадыванию: в какой руке предмет; из соломинок или ленточек, какая короче или длинее; по монетке – «орел» или «решка», по секундной стрелке часов – до 30 или после и т.д.

  • по выбору играющих (он позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих);

  • по результатам предыдущих игр.

Перечисленные способы выбора водящих надо чередовать в зависимости от поставленных задач, условий занятий, характера игры, количества играющих и их настроения.
Распределение на команды

  • по усмотрению руководителя;

  • путем расчета (на 1-2);

  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны;

  • по назначению капитанов;

  • разделение по сговору (играющие сами делятся на пары, равные по силам, договариваются кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям).

В организации командных игр важная роль отводится капитанам, которые отвечают за поведение всей команды. Они непосредственные помощники руководителя, организуют и размещают участников, распределяют их по силам и отвечают за дисциплину игроков в процессе игры.

Помощники, выбранные руководителем, наблюдают за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.

Руководство процессом игры
Игру необходимо начинать своевременно и организованно, по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши). Руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия. В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих, заинтересовать их игрой.

После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания, как правильно выполнять приемы игры, обращает внимание на тактику. но наряду с этим он предоставляет детям максимум инициативы и остается беспристрастным и объективным судьей.

По ходу игры руководитель может упростить или усложнить отдельные правила (в зависимости от подготовленности играющих). Нельзя допускать пререканий, грубой игры. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели – важная часть работы руководителя игры.
Судейство
Большое значение для успешного проведения игры имеют правила, если их не соблюдать, то игра теряет свою педагогическую ценность. Судья обязан строго следить за точностью выполнения условий и правил игры. Следует помнить, что необъективный судья теряет доверие, его авторитет падает и играющие перестают с ним считаться. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам.
  1   2   3   4

Похожие:

Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Методика руководства игрой. Общая характеристика подвижных игр для...
Сюжет делится на образный («Медведь и пчёлы», «Зайцы и волк») и условный («Ловишки», «Пятнашки»)
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Программа практикума: Планирование и организация подвижных игр с...
Сообщение методиста Зыковой Н. В. на тему: Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Кгбоу спо «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Сборник подвижных игр и игр в кругу способствующих формированию коллектива старших дошкольников
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Выпускная работа тема: Методика подготовки и проведения деловых игр...
«республиканский институт последипломного образованияинженерно-педагогических работников»
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Образовательная программа объединения дополнительного образования...
Кружок рассчитан на 33 занятия при продолжительности занятий 35 мин с включением обязательных подвижных игр
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Методика проведения послеубойного осмотра туш и органов Практическая часть
Прием на экспертизу и методика проведения ее при исследовании туш на трихинеллез и цистицеркоз
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Шипилова Людмила Ивановна Детский сад №112 Город Липецк
«Сказки Фиолетового Леса» — это оригинальная авторская проблемно-игровая методика познавательно-творческого развития детей дошкольного...
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп
Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений...
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon 2006 барнаул
Западно-Сибирское отделение Международной академии наук педагогического образования
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Методика проведения интеллектуальных игр Автор составитель: методист...
Интеллектуальная игра вид игры, основывающийся на применении играющими своего интеллекта и/или эрудиции; индивидуальное или коллективное...
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon О проведении школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийских...
Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. №948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников»...
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Барнаул демидовский (1730-1747)
...
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Реферат Тема: «Влияние подвижных игр на укрепление здоровья, и как...
Роль игры в процессе укрепления здоровья и реализации творческой активности ребёнка младшего школьного возраста. – стр. 6
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Методика проведения инвентаризации оборудования детских игровых площадок (комплексов)
Настоящая Методика устанавливает порядок проведения инвентаризации оборудования детских игровых площадок (комплексов), в том числе...
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Методическое пособие Барнаул 2015 Главное управление образования...
Сборник методических разработок по формированию жизнестойкости обучающихся: метод пос. / Сост.: Вдовина Е. Г., Моисеева Т. А.  Барнаул,...
Методика проведения подвижных игр (Методическаяразработк а) барнаул 2006 icon Подборка русских народных подвижных игр, проводимых в процессе воспитания...
На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск