Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального


Скачать 0.52 Mb.
Название Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального
страница 1/3
Тип Методические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3


Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нытвенский промышленно-экономический техникум»

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы

для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования

(домашние задания)


по дисциплине

«Финансы, денежное обращение и кредит»

для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».

Нытва

2014

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для упорядочения работы студентов, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Структура методических указаний определена последовательностью изучения дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит"

Для каждой работы определены вопросы, которые необходимо осветить в самостоятельной работе, указана литература.






Утверждена

зам.директора по УМР

_____________Мялицина Т.Г.

«___»__________2014 г.


Рассмотрена и одобрена

на заседании П(Ц)К

Председатель_______________Кылосова М.Г.

«___»__________2014 г.






Составитель: преподаватель социально-экономических дисциплин

КГАОУ СПО «НПЭТ» Ишбаева Н.С.

Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ




стр.

Пояснительная записка

4

Тематическое планирование внеаудиторных самостоятельных практических работ

Содержание учебной дисциплины

Самостоятельная работа № 1. Деньги и денежное обращение

Самостоятельная работа № 2. Финансы и финансовая система

Самостоятельная работа № 3. Бюджет и бюджетная система

Самостоятельная работа № 4. Кредитная и банковская система

Самостоятельная работа № 5. Рынок ценных бумаг

Список рекомендуемой литературы

5
6

8

12

16

21

31

35











Пояснительная записка
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для упорядочения работы студентов очного отделения, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Структура методических указаний определена последовательностью изучения дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит".

Для каждой работы определены задания, которые необходимо осветить в самостоятельной работе, указана литература.

Цель методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов - оказание помощи обучающимся при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по изучению дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит".

Самостоятельная работа может проходить в форме решения задач, практических ситуаций и т.д.

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы по изучению дисциплины позволяют расширить кругозор студентов в области познания своей будущей профессии.

Количество часов, отведенных на внеаудиторную самостоятельную работу – 12 ч.

Планирование внеаудиторных самостоятельных практических работ


Самостоятельная работа № 1. Деньги и денежное обращение

2 ч

Самостоятельная работа № 2. Финансы и финансовая система

2 ч

Самостоятельная работа № 3. Бюджет и бюджетная система

2 ч

Самостоятельная работа № 4. Кредитная и банковская система

4 ч

Самостоятельная работа № 5. Рынок ценных бумаг

2 ч


Содержание учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит"
Дисциплина "Финансы, денежное обращение и кредит" относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" обучающийся должен:

должен уметь:

-Оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;

-Проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;

-Проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования бюджете;

-Составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

должен знать:

-Сущность финансов, их функции и роль в экономике;

-Принципы финансовой политики и финансового контроля;

-Законы денежного обращения;

-Сущность, виды и функции денег;

-Основные типы и элементы денежных систем;

-Структуру кредитной и банковской системы;

-Функции банков и классификация банковских операций;

-Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; структуру

финансовой системы;

-Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

-Виды и классификация ценных бумаг;

-Особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг;

-Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

-Характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;

-Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).




Самостоятельная работа №1

Тема. 1. Деньги и денежное обращение
Цель. На основе теоретических знаний по сущности, функции и виды денег овладение определенными способами действия.

Пояснения. Деньги – особый товар, представляющий всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщую эквивалентную форму стоимости всех других товаров. Специфическое свойство денежного товара – выражать стоимость любого другого товара, служить всеобщим орудием обмена.

Так как деньги находятся в постоянном движении, то важным является также рассмотрение в этом разделе понятия «денежное обращение», под которым понимается денежный поток, при котором деньги выполняют свои функции. Денежное обращение подчиняется закону:

из которого вытекает требование сбалансированности денежной и товарной массы в обращении. Это сбалансированность выражается уравнением обмена

Для анализа движения денег используют денежные агрегаты – это вид денег, отличающийся друг от друга степенью ликвидности (способности денег быстро обмениваться на товар). Существует 5 видов денежных агрегатов: М0, М1, М2, М3, М4.

С понятием денег и денежного обращения неразрывно связано понятие инфляции (вздутие) – это переполнение каналов денежного обращения и как следствие обесценивание денег. Инфляция может быть различных видов: инфляция спроса, инфляция издержек, ползучая, галопирующая, гиперинфляция, стагфляция.

Одной из форм стабилизации денежного обращения, зависящей от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы: нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация, деноминация, а также использование Центральным Банком различных инструментов денежного обращения: регулирование учетной ставки, регулирование норм обязательных резервов и операции на открытом рынке.

Задание. Решить практические ситуации.

Задача 1. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам (работам, услугам) =5000 млн. руб. Сумма цен товаров (работ, услуг), проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, = 42 млн. руб.

Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки которых наступили, = 172 млн.руб. Сумма взаимно погашающихся платежей = 400 млн руб. Среднее число оборотов денег за год = 10.

Задача 2. Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная маcca наличных и безналичных денег = 200 млрд. руб. ВНП =4080 млрд. руб.

Задача 3. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам – 4500 млрд. руб.; сумма цен товаров работ, услуг, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил – 42 млрд. руб.; сумма платежей по долгосрочным обязательствам, срок оплаты которых уже наступил – 172 млрд. руб.; сумма взаимопогашаемых платежей – 400 млрд. руб.

Среднее число оборотов денег за год – 10.

Задача 4. Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная масса наличных и безналичных денег – 400 млрд. руб. ВНП – 4080 млрд. руб.

Задача 5. Рассчитайте оборачиваемость денег, хранящихся на расчетном счете. Денежные агрегаты: М0 = 120 млрд. руб., М1 = 360 млрд. руб., М2 =3 80 млрд. руб.

Задача 6. Определить количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам – 5700 млрд. руб. Сумма цен товаров, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, – 50 млрд. руб. Сумма платежей, срок оплаты которых наступил, – 202 млрд. руб. Сумма взаимопогашаемых платежей – 498 млрд. руб. Среднее число оборотов денег в год – 19.

Задача 7. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам (работам, услугам) =6000 млн. руб. Сумма цен товаров (работ, услуг), проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, = 48 млн. руб.

Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки которых наступили, = 212 млн. руб. Сумма взаимно погашающихся платежей = 440 млн. руб. Среднее число оборотов денег за год = 11.

Задача 8. Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная маcca наличных и безналичных денег = 200 млрд. руб. ВНП =4080 млрд. руб.

Задача 9. Индекс цен в прошлом году был 110 %, а в текущем – 121 %. Определите уровень инфляции.

Задача 10. На основании данных, приведенных в таблице, определите:

А) величину М0

Б) величину М1

В) величину М2

Г) величину М3

Небольшие срочные вклады

Крупные срочные вклад

Вклады до востребования

Государственные облигации

Наличные деньги

300

645

448

300

170

Задача 11. Предположим, что каждый рубль обращается в среднем 4 раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВВП составляет 900 трлн. руб. Определите величину спроса на деньги.

Задача 12. Расположите следующие активы в порядке возрастания их ликвидности:

А) акции Мосэнерго

Б) наличные деньги

В) вклад до востребования в Сбербанке России

Г) дом

Задача 13. Известно, что налично-денежный оборот (агрегат МО) в январе 2005 г. составил 1093,1 млрд. ДМ, денежный агрегат МЗ — 2746,9 млрд. ДМ, ставка обязательных резервов ЦБ - 10%.

Определить: 1) удельный вес налично-денежного оборота в денежной массе (агрегат МЗ); 2) денежный мультипликатор.

Задача 14. На основании данных таблицы рассчитать:

1) темпы прироста или снижения денежной массы (агрегат М2) по отношению к предыдущему периоду;

2) удельный вес наличных денег (агрегат Мо) в общей денежной массе (агрегат М2) и выявить динамику в этом процессе.

Таблица




1.01.98

01.04.98

01.01.99

01.04.99

Всего

в том числе

374,1

360,4

448,3

473,8

наличные деньги

130,4

119,1

187,8

174.1

Депозиты до востребования Срочные и сберегательные депозиты

243.7

241,3

174,1

299,7

Инструкция выполнения работы.

1. Изучить тему "Деньги и денежное обращение".

2. Проанализировать условия задачи

3. Оформить решение.

4. Составить кроссворд по теме "Деньги и денежное обращение" из 30 слов.

Пример решения задач.

Задача 1. На основании данных таблицы рассчитать:

1) темпы годового прироста:

а) денежной базы;

б) наличных денег в обращении (агрегат МО);

в) денежной массы (агрегат М2);

г) широких денег (агрегат М2Х);

2) величину денежного мультипликатора;

3) удельный вес наличных денег в денежной массе (агрегат М2), в %.

Таблица




01.01.11

01.01.12

01.01.13

Резервные деньги (млрд руб.)

164,9

210,4

269,7

в том числе деньги вне банков

103,8

130,4

187,8

Депозиты до востребования

87,3

162,5

149,5

Срочные и сберегательные депозиты

97,2

81.2

111,0

Депозиты в иностранной валюте

69,4

80.5

190,9

Решение.

1а. Годовой прирост денежной базы составил за 2011 г. 27, 6% (210,4: 164,9); за 2008 г. - 28,2% (269,7: 210,4).

1б. Годовой прирост наличных денег в обращении (агрегат М0) составил за 2011 г. 25,6% (130,4: 103,8); за 2008 г. — 44,1% (187,8:130,4).

1в. Для расчета годового прироста денежной массы (агрегат М2) нужно определить величину денежной массы. На 01.01.11 г. агрегат М2 составил 288,3 млрд. руб. (103,8+87,3+97,2); на 01.01.12 г. - 374,1 млрд. руб. (130,4+162,5+81,2); на 01.01.13 - 448,3 млрд. руб. (187,8+149,5+111,0). Отсюда следует, что темп прироста агрегата М2 за 2011 г. составил 29,8% (374,1: 288,3); за 2012 г. - 19,8% (448,3: 374,1).

1г. Для расчета годового прироста широких денег (агрегат М2Х) нужно определить объем широких денег. На 01.01.11 г. агрегат М2Х составил 357,7 млрд. руб. (288,3+69,4); на 01.01.12 г. — 454,6 млрд. руб. (374,1+80,5); на 01.01.13 г. - 559,3 млрд. руб. (448,3+111,0). Отсюда следует, что темп прироста агрегата М2Х за 2011 г. составил 27,1% (454,6: 357,7); за 2012 г. - 23,0% (559,3: 454,6).

2. Денежный мультипликатор на 01.01.11 г. составил 1,75 (288,3: 164,9); на 01.01.12 г. - 1,77 (374,1: 210,4); на 01.01.13 г. - 1,66 (448,3: 269,7).

3. Удельный вес наличных денег в денежной массе (агрегат М2) составил на 01.01.11 г. - 36% (103,8: 288,3); на 01.01.12 г. - 34,9% (130,4: 374,1); на 01.01.13 г. - 41,9% (187,8: 448,3).

Задача 2. Известно, что в 2000 г. объем валового национального продукта составлял 3549,6 млрд. ДМ, денежная масса (агрегат Ml) — 916,9 млрд. ДМ. Требуется определить скорость обращения денег.

Решение. Исходя из приведенной формулы, скорость обращения денег составит: 5,87 = 3549,6:916,9.

Задача 3. Месячный уровень инфляции в течение года равен 3%. Требуется определить уровень инфляции за год.

1) определим индекс инфляции за год:

In = (1 + rN)N = (1 + 0,03) = 1,47;

2) уровень инфляции за год составит:

г = In - 1 = 1,47 - 1 = 0,47 = 47%.

Решение: уровень инфляции за год составит 47%.

Задача 4. Месячный уровень инфляции 10%. Следует определить индекс инфляции за год и годовой уровень инфляции.

1) индекс инфляции за год равен:

In = (1+ОД)12 = 3,45;

2) уровень инфляции за год равен:

г = 3 , 4 5 - 1 =2,45 = 245%.

Решение: индекс инфляции за год составит 3,45; уровень инфляции за год будет равен 245%.
Самостоятельная работа № 2

  1   2   3

Похожие:

Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания по планированию и организации внеаудиторной...
Специальности 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Структура методических указаний определена последовательностью...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания по выполнению заданий и оформлению отчета о...
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) дневного отделения предназначено для закрепления теоретического материала и приобретения...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной...
Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания по дисциплине «Основы предпринимательства»...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания по профессиональному модулю «Организация и...
...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной...
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 38. 02. 02 «Страховое дело (по отраслям)», 38. 02. 01 «Экономика...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального icon Методические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск