Скачать 0.52 Mb.
|
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нытвенский промышленно-экономический техникум» Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очного отделения образовательных учреждений среднего профессионального образования (домашние задания) по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет». Нытва 2014 Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для упорядочения работы студентов, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Структура методических указаний определена последовательностью изучения дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" Для каждой работы определены вопросы, которые необходимо осветить в самостоятельной работе, указана литература.
Составитель: преподаватель социально-экономических дисциплин КГАОУ СПО «НПЭТ» Ишбаева Н.С. Рецензенты: СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для упорядочения работы студентов очного отделения, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Структура методических указаний определена последовательностью изучения дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит". Для каждой работы определены задания, которые необходимо осветить в самостоятельной работе, указана литература. Цель методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов - оказание помощи обучающимся при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по изучению дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит". Самостоятельная работа может проходить в форме решения задач, практических ситуаций и т.д. Методические указания по планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы по изучению дисциплины позволяют расширить кругозор студентов в области познания своей будущей профессии. Количество часов, отведенных на внеаудиторную самостоятельную работу – 12 ч. Планирование внеаудиторных самостоятельных практических работ
Содержание учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" Дисциплина "Финансы, денежное обращение и кредит" относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" обучающийся должен: должен уметь: -Оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; -Проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением; -Проводить анализ структуры государственного бюджета, источники финансирования бюджете; -Составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска. должен знать: -Сущность финансов, их функции и роль в экономике; -Принципы финансовой политики и финансового контроля; -Законы денежного обращения; -Сущность, виды и функции денег; -Основные типы и элементы денежных систем; -Структуру кредитной и банковской системы; -Функции банков и классификация банковских операций; -Цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; структуру финансовой системы; -Принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства; -Виды и классификация ценных бумаг; -Особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг; -Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг; -Характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики; -Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Самостоятельная работа №1 Тема. 1. Деньги и денежное обращение Цель. На основе теоретических знаний по сущности, функции и виды денег овладение определенными способами действия. Пояснения. Деньги – особый товар, представляющий всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщую эквивалентную форму стоимости всех других товаров. Специфическое свойство денежного товара – выражать стоимость любого другого товара, служить всеобщим орудием обмена. Так как деньги находятся в постоянном движении, то важным является также рассмотрение в этом разделе понятия «денежное обращение», под которым понимается денежный поток, при котором деньги выполняют свои функции. Денежное обращение подчиняется закону: из которого вытекает требование сбалансированности денежной и товарной массы в обращении. Это сбалансированность выражается уравнением обмена Для анализа движения денег используют денежные агрегаты – это вид денег, отличающийся друг от друга степенью ликвидности (способности денег быстро обмениваться на товар). Существует 5 видов денежных агрегатов: М0, М1, М2, М3, М4. С понятием денег и денежного обращения неразрывно связано понятие инфляции (вздутие) – это переполнение каналов денежного обращения и как следствие обесценивание денег. Инфляция может быть различных видов: инфляция спроса, инфляция издержек, ползучая, галопирующая, гиперинфляция, стагфляция. Одной из форм стабилизации денежного обращения, зависящей от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы: нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация, деноминация, а также использование Центральным Банком различных инструментов денежного обращения: регулирование учетной ставки, регулирование норм обязательных резервов и операции на открытом рынке. Задание. Решить практические ситуации. Задача 1. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам (работам, услугам) =5000 млн. руб. Сумма цен товаров (работ, услуг), проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, = 42 млн. руб. Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки которых наступили, = 172 млн.руб. Сумма взаимно погашающихся платежей = 400 млн руб. Среднее число оборотов денег за год = 10. Задача 2. Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная маcca наличных и безналичных денег = 200 млрд. руб. ВНП =4080 млрд. руб. Задача 3. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам – 4500 млрд. руб.; сумма цен товаров работ, услуг, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил – 42 млрд. руб.; сумма платежей по долгосрочным обязательствам, срок оплаты которых уже наступил – 172 млрд. руб.; сумма взаимопогашаемых платежей – 400 млрд. руб. Среднее число оборотов денег за год – 10. Задача 4. Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная масса наличных и безналичных денег – 400 млрд. руб. ВНП – 4080 млрд. руб. Задача 5. Рассчитайте оборачиваемость денег, хранящихся на расчетном счете. Денежные агрегаты: М0 = 120 млрд. руб., М1 = 360 млрд. руб., М2 =3 80 млрд. руб. Задача 6. Определить количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам – 5700 млрд. руб. Сумма цен товаров, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, – 50 млрд. руб. Сумма платежей, срок оплаты которых наступил, – 202 млрд. руб. Сумма взаимопогашаемых платежей – 498 млрд. руб. Среднее число оборотов денег в год – 19. Задача 7. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам (работам, услугам) =6000 млн. руб. Сумма цен товаров (работ, услуг), проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил, = 48 млн. руб. Сумма платежей по долгосрочным обязательствам, сроки которых наступили, = 212 млн. руб. Сумма взаимно погашающихся платежей = 440 млн. руб. Среднее число оборотов денег за год = 11. Задача 8. Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная маcca наличных и безналичных денег = 200 млрд. руб. ВНП =4080 млрд. руб. Задача 9. Индекс цен в прошлом году был 110 %, а в текущем – 121 %. Определите уровень инфляции. Задача 10. На основании данных, приведенных в таблице, определите: А) величину М0 Б) величину М1 В) величину М2 Г) величину М3
Задача 11. Предположим, что каждый рубль обращается в среднем 4 раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВВП составляет 900 трлн. руб. Определите величину спроса на деньги. Задача 12. Расположите следующие активы в порядке возрастания их ликвидности: А) акции Мосэнерго Б) наличные деньги В) вклад до востребования в Сбербанке России Г) дом Задача 13. Известно, что налично-денежный оборот (агрегат МО) в январе 2005 г. составил 1093,1 млрд. ДМ, денежный агрегат МЗ — 2746,9 млрд. ДМ, ставка обязательных резервов ЦБ - 10%. Определить: 1) удельный вес налично-денежного оборота в денежной массе (агрегат МЗ); 2) денежный мультипликатор. Задача 14. На основании данных таблицы рассчитать: 1) темпы прироста или снижения денежной массы (агрегат М2) по отношению к предыдущему периоду; 2) удельный вес наличных денег (агрегат Мо) в общей денежной массе (агрегат М2) и выявить динамику в этом процессе. Таблица
Инструкция выполнения работы. 1. Изучить тему "Деньги и денежное обращение". 2. Проанализировать условия задачи 3. Оформить решение. 4. Составить кроссворд по теме "Деньги и денежное обращение" из 30 слов. Пример решения задач. Задача 1. На основании данных таблицы рассчитать: 1) темпы годового прироста: а) денежной базы; б) наличных денег в обращении (агрегат МО); в) денежной массы (агрегат М2); г) широких денег (агрегат М2Х); 2) величину денежного мультипликатора; 3) удельный вес наличных денег в денежной массе (агрегат М2), в %. Таблица
Решение. 1а. Годовой прирост денежной базы составил за 2011 г. 27, 6% (210,4: 164,9); за 2008 г. - 28,2% (269,7: 210,4). 1б. Годовой прирост наличных денег в обращении (агрегат М0) составил за 2011 г. 25,6% (130,4: 103,8); за 2008 г. — 44,1% (187,8:130,4). 1в. Для расчета годового прироста денежной массы (агрегат М2) нужно определить величину денежной массы. На 01.01.11 г. агрегат М2 составил 288,3 млрд. руб. (103,8+87,3+97,2); на 01.01.12 г. - 374,1 млрд. руб. (130,4+162,5+81,2); на 01.01.13 - 448,3 млрд. руб. (187,8+149,5+111,0). Отсюда следует, что темп прироста агрегата М2 за 2011 г. составил 29,8% (374,1: 288,3); за 2012 г. - 19,8% (448,3: 374,1). 1г. Для расчета годового прироста широких денег (агрегат М2Х) нужно определить объем широких денег. На 01.01.11 г. агрегат М2Х составил 357,7 млрд. руб. (288,3+69,4); на 01.01.12 г. — 454,6 млрд. руб. (374,1+80,5); на 01.01.13 г. - 559,3 млрд. руб. (448,3+111,0). Отсюда следует, что темп прироста агрегата М2Х за 2011 г. составил 27,1% (454,6: 357,7); за 2012 г. - 23,0% (559,3: 454,6). 2. Денежный мультипликатор на 01.01.11 г. составил 1,75 (288,3: 164,9); на 01.01.12 г. - 1,77 (374,1: 210,4); на 01.01.13 г. - 1,66 (448,3: 269,7). 3. Удельный вес наличных денег в денежной массе (агрегат М2) составил на 01.01.11 г. - 36% (103,8: 288,3); на 01.01.12 г. - 34,9% (130,4: 374,1); на 01.01.13 г. - 41,9% (187,8: 448,3). Задача 2. Известно, что в 2000 г. объем валового национального продукта составлял 3549,6 млрд. ДМ, денежная масса (агрегат Ml) — 916,9 млрд. ДМ. Требуется определить скорость обращения денег. Решение. Исходя из приведенной формулы, скорость обращения денег составит: 5,87 = 3549,6:916,9. Задача 3. Месячный уровень инфляции в течение года равен 3%. Требуется определить уровень инфляции за год. 1) определим индекс инфляции за год: In = (1 + rN)N = (1 + 0,03) = 1,47; 2) уровень инфляции за год составит: г = In - 1 = 1,47 - 1 = 0,47 = 47%. Решение: уровень инфляции за год составит 47%. Задача 4. Месячный уровень инфляции 10%. Следует определить индекс инфляции за год и годовой уровень инфляции. 1) индекс инфляции за год равен: In = (1+ОД)12 = 3,45; 2) уровень инфляции за год равен: г = 3 , 4 5 - 1 =2,45 = 245%. Решение: индекс инфляции за год составит 3,45; уровень инфляции за год будет равен 245%. Самостоятельная работа № 2 |
Методические указания по планированию и организации внеаудиторной... Специальности 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Структура методических указаний определена последовательностью... |
Методические указания по выполнению заданий и оформлению отчета о... Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) дневного отделения предназначено для закрепления теоретического материала и приобретения... |
||
Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов... Методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения... |
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной... Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения... |
||
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной... Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе |
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной... Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для... |
||
Методические указания по дисциплине «Основы предпринимательства»... Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения... |
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации... |
||
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной... Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения... |
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной... Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности |
||
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Методические указания по профессиональному модулю «Организация и... ... |
||
Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
Методические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной... Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 38. 02. 02 «Страховое дело (по отраслям)», 38. 02. 01 «Экономика... |
||
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной... Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения... |
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования... |
Поиск |