Скачать 1.07 Mb.
|
ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАТЕНТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (Комментарий) Москва, 1998 1. ВВЕДЕНИЕ Расширение международных экономических связей во всемирном масштабе повысило значение интеграционных процессов в экономике, являющихся ведущими в системе межгосударственных отношений. Одно из важных направлений в интернационализации хозяйственной жизни - сотрудничество государств в области правовой охраны промышленной собственности, основным объектом которой являются изобретения. Оно проявляется в новых формах международного сотрудничества в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. (с последующими изменениями). Во второй половине текущего столетия были созданы как универсальные международные патентные учреждения (Международный союз патентной кооперации, образованный Договором о патентной кооперации (РСТ) 1970 г.), так и международные региональные организации в области охраны промышленной собственности. Указанные процессы происходили на фоне интеграции национальных патентных систем путем унификации патентного права, т.е. введения единообразных, а в ряде случаев и единых норм регулирования патентных отношений. Следует отметить, что пионером в области региональной патентной интеграции явились государства Африканского континента. Так, в 1962 г. в Либревиле франкоязычными государствами Африки было заключено Соглашение о создании Африканского и Мальгашского ведомства по охране промышленной собственности. На смену этому Соглашению пришло Бангийское соглашение 1977 г. о создании Африканской организации интеллектуальной собственности. Быстрые процессы патентной интеграции в странах этого региона объясняются тем обстоятельством, что до провозглашения независимости в этих государствах на основе концепции прямого управления метрополии действовало французское патентное законодательство. Общность исторического и экономического развития англоязычных государств Африки обусловила создание ими в 1976 г. Организации промышленной собственности англоязычных стран Африки (в настоящее время - Африканская региональная организация промышленной собственности). Наиболее удачным примером региональной патентной интеграции, с точки зрения ее эффективности, выступила Западная Европа. В значительной степени это было предопределено высоким уровнем экономического развития западноевропейских государств, их общей культуры и профессиональной подготовки сторонников осуществления патентной интеграции. Здание европейской патентной системы построено в основном на двух патентных конвенциях - Конвенции о выдаче европейских патентов (Европейской патентной конвенции), принятой в 1973 г. в Мюнхене, и Конвенции о европейском патенте для Общего рынка (Конвенции о патенте Сообщества), подписанной в 1975 г. в Люксембурге и получившей впоследствии (1985 г.) название Соглашения о патенте Сообщества. Вместе с тем окончательные цели западноевропейской патентной интеграции пока что не достигнуты, поскольку Люксембургское соглашение о патенте Сообщества, предусматривающее выдачу единого европейского патента с действием на территории всех государств-членов ЕС, еще не вступило в силу. Как известно, на основании Мюнхенской конвенции выдаются европейские патенты. Осуществление прав, вытекающих из европейского патента, регулируется нормами национальных законодательств государств-участников этой конвенции. В совершенно иных условиях развивались процессы патентной интеграции в государствах - бывших субъектах СССР. Как известно, Содружество Независимых Государств сложилось в условиях быстрого распада СССР и только с образованием Межгосударственного экономического комитета Экономического союза приобрело определенные черты экономической интеграции. Формирование жизнеспособного интеграционного сообщества связано также с расширением Таможенного союза и образованием Платежного союза. Убедившись на собственном опыте в том, насколько трудно поодиночке включаться в мировое хозяйство, завоевывать свое место в конкурентной борьбе, государства-участники СНГ пришли к пониманию необходимости налаживания интеграционных процессов внутри Содружества. Особенно рельефно это проявилось в процессе патентной интеграции государств-участников СНГ. По существу, речь идет о реинтеграции в данной области на новой основе - взаимовыгодное сотрудничество национальных патентных систем и Евразийской патентной системы. Впервые заявители всего мирового сообщества получили право выбора - в зависимости от своих экономических интересов получать либо национальные патенты, либо евразийский патент, действующий на территории всех государств-участников Евразийской патентной конвенции. Кроме того, патентную интеграцию можно рассматривать как предпосылку для продвижения интеграции в таможенной и валютной сферах. Усилиями большинства государств-участников СНГ образован наднациональный орган - Евразийская патентная организация, в чем проявилась готовность государств идти в определенной мере на добровольное ограничение суверенитета, что в конечном итоге соответствует их собственным интересам. Следует особо отметить, что вступление в силу Евразийской патентной конвенции знаменовало собой формальный выход за рамки СНГ, поскольку членство в этой конвенции открыто для любого государства - члена ООН, связанного также Парижской конвенцией и РСТ. Создание Евразийской патентной системы - значительное событие для изобретателей и предпринимателей как государств - бывших субъектов СССР, так и всего мирового сообщества. С вступлением в силу Евразийской патентной конвенции на территории государств-участников сформировано единое патентное пространство, что с учетом международной практики патентной кооперации и интеграции обеспечивает: - упрощение и удешевление процедуры получения охранного документа, действующего во всех государствах-участниках Конвенции (одна евразийская заявка на одном языке (русском) - одна экспертиза - единый евразийский патент); - получение надежных евразийских патентов как следствие обязательной проверочной экспертизы евразийских заявок; - гармонизацию охраны прав патентовладельцев в пределах единого патентного пространства на основе Конвенции и принятых для ее применения других нормативных актов.
Евразийской патентной системы Статьей 1 Конвенции предусматривается создание Евразийской патентной системы, которая представляет собой межгосударственную систему охраны изобретений на основе выдачи единого патента, действующего на территории всех государств-участников Конвенции. Следовательно, Евразийская патентная система носит наднациональный характер. Каково же ее соотношение с национальными патентными системами? В п.(1) Статьи 1 Конвенции предписывается, что государства-участники сохраняют за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений. Национальные патентные системы полностью автономны по отношению к Евразийской патентной системе, кроме тех полномочий в отношении евразийских патентов, которые переданы государствами-участниками в силу положений Конвенции в компетенцию Евразийской патентной организации. 2.1. Евразийская патентная организация - общие положения Природу, цели и задачи, тенденции развития Евразийской патентной системы невозможно понять без рассмотрения ее организационной структуры. Декларируя стремление государств-участников Конвенции создать межгосударственную систему в области охраны изобретений на основе единого патента, преамбула указывает, что заключаемая Конвенция представляет собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. и договор о региональном патенте в соответствии со статьей 45(1) Договора о патентной кооперации от 19 июня 1970 г. Следовательно, Евразийская патентная организация - региональная международная организация, основной деятельностью которой является выполнение административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей единых евразийских патентов. Этот вывод подтверждается также п.(5) статьи 2 Конвенции, согласно которой Организация является межправительственной организацией. Данные обстоятельства означают, что Организация по своей природе является субъектом международного права со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Основное из них - это ее международная правосубъектность, то есть возможность участия в международных отношениях, урегулированных нормами международного права. При этом Организация, как и другие международные организации, является коллективным субъектом международного права, поскольку ее права и обязанности - это права и обязанности государств-участников, взятых вместе в совокупности. Как известно, международную организацию как субъекта международного права характеризуют три основных признака: договорная основа организации, то есть наличие международного договора государств о создании организации; наличие постоянных органов; соответствие условий создания и деятельности организации нормам общего международного права. Все вышеуказанные признаки учтены при создании Евразийской патентной организации и подтверждаются ее нормативными актами. Очевидно, что свое предназначение быть коллективным органом государств-участников Организация может успешно выполнять лишь при условии, что она будет наделена соответствующими правами и обязанностями в сфере международных отношений. Согласно п.(5) статьи 2 Конвенции Организация имеет статус юридического лица. В каждом Договаривающемся государстве Организация обладает правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством данного государства, может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. При этом следует отметить, что Организация не является юридическим лицом государства, в котором расположена ее штаб-квартира, или какого-либо иного государства-члена. Это особое юридическое лицо, имеющее международно-правовой характер, возникшее в результате согласования волеизъявлений государств-членов Организации. Поэтому ЕАПО, как и любая другая международная организация, не подпадает под юрисдикцию того государства, на территории которого расположена ее штаб-квартира, и не работает под контролем соответствующих властей государства. Это связано с тем, чтобы международная организация ни в коем случае не попала в зависимость от одного или группы государств-членов. В этих целях между государством, где располагаются органы международной организации, и международной организацией заключается договор, по которому принимающее государство предоставляет ей помещения, соответствующие привилегии и иммунитеты, необходимые для беспрепятственного осуществления своих задач и целей. Так, в п.(7) статьи 2 Конвенции указано, что Организация, полномочные представители государств-членов и их заместители и другие лица, привлекаемые для решения задач Организации, обладают на территории каждого из этих государств соответствующими правами, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются таким государством любой другой международной организации и ее служащим. Кроме того, на территории Российской Федерации вышеуказанные права, привилегии и иммунитеты регулируются специальным соглашением о штаб-квартире Организации, заключаемым Организацией с Правительством Российской Федерации. Сказанное означает, что представляемый для Организации в этом нормативном акте уровень прав, привилегий и иммунитетов должен быть не ниже аналогичного уровня, предоставляемого Российской Федерацией любой другой международной организации, расположенной на ее территории, например, Межгосударственному экономическому комитету Экономического Союза. Как известно, правосубъектность международных организаций проявляется не только в их привилегиях и иммунитетах, но и в их праве заключать международные договоры (соглашения) как с государствами-членами Организации (например, соглашение о штаб-квартире) или иными государствами, так и с другими международными организациями. Так, в соответствии с п.(4) статьи 3 Конвенции право на участие Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в заседаниях Административного совета Организации вытекает из соглашения, заключаемого между Организаций и ВОИС. Согласно статье 21 Конвенции могут заключаться соглашения о проведении патентных поисков по евразийским заявкам с компетентными национальными или региональными ведомствами. Подобные соглашения могут касаться и иных областей, например, соглашения о публикации евразийских заявок или евразийских патентов. При этом такие соглашения могут носить не только характер международных межведомственных соглашений, но и гражданско-правовых сделок с конкретными юридическими лицами национального права. Договорная правоспособность Организации проявляется путем ее участия в международном правотворчестве, то есть в создании норм международного права. Следует особо отметить, что международное правотворчество Организации подразделяется на внешнее (заключение международных договоров и соглашений) и внутреннее (принятие нормативных актов, регулирующих деятельность Организации). Еще один вопрос общего характера, которой также целесообразно обсудить - это вопрос о возможном и допустимом круге государств-участников Конвенции. Иными словами, носит ли она открытый характер или она ограничена участием государств-участников СНГ. На это статья 26 Конвенции дает однозначный ответ: членство в настоящей Конвенции открыто для любого государства-члена Организации Объединенных Наций, связанного также Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации. Вместе с тем, учитывая запись в преамбуле Конвенции о том, что Организация является региональной международной организацией, следует признать, что членство в Конвенции ограничено государствами, расположенными в Европе и Азии. Данный вывод подтверждается также материалами второго (первого очередного) заседания Административного совета (30 ноября-1 декабря 1995 г.), где указано, что Евразийская патентная организация является открытой международной (межправительственной) организацией и по своему статусу не входит в систему организаций СНГ. Особо следует остановиться на положениях, касающихся финансирования расходов Организации. Согласно статье 5 Конвенции Организация является самофинансируемой в том смысле, что ее расходы покрываются за счет пошлин и других получаемых ею доходов. При этом никакое государство-член не может быть обязано уплачивать взносы в Организацию. Единственно возможной помощью в случае недостатка финансовых средств Организации для ее деятельности, являются авансы, предоставляемые в каждом отдельном случае на основе специальных соглашений между Организацией и Правительством Российской Федерации. Расходы Организации покрываются путем поступлений от пошлин и платежей за услуги Евразийского ведомства, а также поступлений от ее издательской деятельности, даров, завещанных средств и субсидий, передаваемых Организации, а также ренты, процентов и различных других ее доходов. Несмотря на довольно приличный перечень источников доходов Организации, реальными из них являются поступления от пошлин и платежей за услуги, ею предоставляемые. Важно уяснить вопрос о том, что вся деятельность, связанная с вышеуказанными источниками доходов Организации, не является предпринимательской, поскольку цели и задачи Организации далеки от извлечения прибыли. Данный вывод подтверждается, кроме того, положением п.(3) статьи 5 Конвенции, согласно которому превышение доходной части бюджета (весьма гипотетическое) над расходной используется для развития Евразийского ведомства. Более детальные положения о бюджете организации (структура, представление и принятие бюджета, его исполнение) закреплены в Финансовой инструкции к Евразийской патентной конвенции. В этой Инструкции предусмотрены также нормы относительно бухгалтерского учета и отчетности. Местонахождение Организации определено в городе Москве (Российская Федерация). Официальным языком Организации является русский язык. |
Евразийская патентная система. Евразийское патентное ведомство. Основные... Настоящий успех, проверенный временем, был достигнут сотрудничеством государств в области интеллектуальной собственности. Девять... |
Испанское законодательство о спорте Соловьев А. А., Понкин И. В. Испанское законодательство о спорте / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. – М.,... |
||
Статья Уголовное законодательство Российской Федерации Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность,... |
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998... Статья Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах,... |
||
Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях... Если Патентное ведомство "забраковало" ваш товарный знак, то есть два пути: отстоять его в вышестоящей инстанции или разработать... |
О работе органов исполнительной власти Ярославской области по инкорпорации... Ссср и рсфср или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими... |
||
16. Законодательство |
Законодательство о труде |
||
Законодательство о труде |
Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство... Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие.... |
||
Законодательство о нотариальной деятельности |
Самоубийство в россии: законодательство |
||
Информация о результатах работы органов исполнительной власти Ярославской... Ссср и рсфср, принятых в период с 1981 года по 1990 год включительно, на предмет необходимости их инкорпорации в законодательство... |
Информация по предложениям к плану мероприятий по инкорпорации правовых... Российской Федерации, а также о результатах работы по инкорпорации правовых актов СССР и рсфср или их отдельных положений в законодательство... |
||
Законодательство стран членов ес, регулирующее деятельность аптек |
Литература победитель обмана Российская академия наук научный совет по истории мировой культуры Комиссия по истории культуры Древней и Средневековой Руси Евразийское... |
Поиск |