Скачать 125.66 Kb.
|
тренинг «Стратегия регулирования конфликта» Методика К. У.Томаса и Р. Х.Килменна (стратегия поведения в конфликтной ситуации). Выявляет основные стратегии поведения сторон в конфликтных ситуациях по степени настойчивости сторон в удовлетворении собственных интересов и степени их готовности к удовлетворению интересов другой стороны. 1. Конфронтация (соперничество, противоборство, конкуренция, принуждение, настойчивость). Данный стиль предполагает стремление к одностороннему выигрышу, удовлетворению собственных интересов, к победе. Отсюда – желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы других. Наиболее типичен, более 70% всех конфликтов. Редко приносит долгосрочные результаты, т.к. проигравшая сторона может саботировать решение, возникает повторный конфликт, снижение активности. 2. Приспособление (уступка) предполагает отказ человека от собственных интересов ради интересов другого. 3. Избегание (уклонение, уход) выражается в стремлении уйти от конфликта. 4. Компромисс – стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки, принятие точки зрения других. Недостаток в том, что половинчатое решение, поверхностный уровень, может не удовлетворить обе стороны. 5. Сотрудничество – наиболее приемлемое решение для обеих сторон. Участники признают право друг друга на собственное мнение, происходит анализ разногласий. Наиболее трудный, но самый эффективный способ, т.к. ведет к успеху. 1 – заполните таблицу
Заполненная таблица даст Вам наглядное представление о том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для Вас. Это может быть один и тот же стиль (Ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает Вам информацию для размышлений, если Вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили. 2 - с помощью методики Томаса-Киллмена определите характерные лично для вас особенности поведения в конфликтной ситуации. Внимательно прочитайте каждое из двойных высказываний – А-Б - и выберите то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но все равно необходимо. Долго думать не следует.
Обработка результатов. Начисляйте по одному баллу за каждое совпадение: — стиль «соперничество»:: З.А; 6.Б; 8.А; 9.Б; 10.А; 13.Б; 14.Б; 16.Б; 17.А; 22.Б; 25.А; 28.А; — стиль «сотрудничество»: 2.Б; 5.А, 8.Б; 11.А; 14.А; 19.А; 20.А; 21.Б; 23.А; 26.Б; 28.Б; ЗО.Б; — стиль «компромисс»: 2.А; 4.А; 7.Б; 10.Б; 12.Б; 13.А; 18.Б; 20.Б; 22.А; 24.Б; 26.А; 29.А; — стиль «уклонение»: 1.А; 5.Б; 6.А; 7.А; 9.А; 12.А; 15.Б; 17.Б; 19.Б; 23.Б; 27.А; 29.Б; — стиль «приспособление»: 1.Б; З.Б; 4.Б; 11.Б; 15.А; 16.А; 18.А; 21.А; 24.А; 25.Б; 27.Б; 30.А. Таким образом, значение каждого из пяти стилей (тактик) может колебаться от 0 до 12 баллов. Оптимальной тактикой поведения в конфликте считается такая, когда применяются все пять стилей поведения, и каждый из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Ваш результат отличен от оптимального, если одни тактики имеют значение ниже 5 баллов, другие — выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике с завышенным значением и чаще использовать тактику, имеющую заниженное значение по результатам тестирования. Специалисты в области конфликтологии утверждают, что необходимо умелое применение всех пяти тактик (стилей) в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации. 3. Информация о конфликте. Конфликты - естественная и неизбежная часть жизни каждого из нас. Большинство людей рассматривают конфликты как непримиримые, разрушительные столкновения, в которых одна сторона выигрывает за счет другой. Однако исследования в области регулирования конфликтов позволили разработать модели и стратегии эффективного и конструктивного разрешения конфликтов. В этих моделях процесс разрешения конфликтов представлен не как схватка двух враждующих сторон, но скорее как возможность узнать что-то новое, построить определенные отношения и совместно работать над разрешением конфликта. На этом занятии мы разберем простую пятиступенчатую стратегию эффективного разрешения конфликтов «Вверх по лестнице Стратегия «Вверх по лестнице». Конфликт - это не всегда плохо! В действительности конфликт может послужить поводом для того, чтобы мы могли расти как личности, учиться и лучше понимать друг друга. Скажите участникам, что им предстоит научиться, как «взбираться по лестнице» и более эффективно справляться с конфликтами. Поднимаясь по ступеням, люди, вовлеченные в конфликт, смогут четко общаться и успешно добиваться того, чего хотят и они сами, и другие участники конфликта. Ступень 1-я. Конфликты нередко характеризуют как явления, связанные с напряжением, стрессом, болезненным состоянием. Во время конфликта мы проявляем такие же физические реакции, как и при напряжении, стрессе: мы повышаем голос, наше сердце бьется учащенно, мы дрожим от гнева, бледнеем и т.п. В ходе конфликта наши реакции оказывают влияние на других участников конфликта. Например, если я повышаю голос, вы тоже повышаете голос. Когда вы повышаете голос, я еще больше повышаю голос! Наши физические реакции вес сильнее и сильнее обостряют конфликтные ситуации. Вопрос группе: какие физические реакции мы обычно проявляем в конфликтных ситуациях? *начинаем говорить громче * потеем *дрожим *убегаем * говорим быстрее *дышим быстрее * сжимаем пальцы в кулаки *заливаемся краской или бледнеем *постукиваем пальцами или притоптываем *наше сердце бьемся чаще *плачем *разговариваем очень спокойно *молчим *морщимся. Вопросы для обсуждения: *Как вы думаете, реакции мужчин и женщин в конфликтных ситуациях одинаковы или неодинаковы? Почему? *Что приносит большую пользу во время конфликта - гнев или спокойствие? Почему? (Участники должны понять, что гнев - нормальное и вполне допустимое явление. Роль гнева в конфликте определяется тем, как мы его используем). Ступень 2-я. В конфликтной ситуации мы часто испытываем очень сильные эмоции, такие, как гнев, страх, облегчение, удовлетворение и разочарование. Однако мы даже не пытаемся определить или выразить эти эмоции. Вместо этого мы запираем их внутри себя. Не менее трудно определить, что чувствуют другие участники конфликта. На деле мы иногда забываем, что у других тоже бывают эмоциональные реакции. Вследствие этого нередко оба участника конфликта чувствуют, что их не понимают, а сами они не представляют, что чувствует другой. Это упражнение поможет вам определить эмоции, которые могут возникнуть в конфликтной ситуации. Упражнение «Передача эмоций по кругу». Сначала по кругу передаются негативные (отрицательные) эмоции. Затем предаются позитивные (положительные) эмоции. Ступень 3-я. Наше поведение в значительной степени зависит оттого, что мы думаем и чувствуем. Поэтому ели мы вовлечены в какой-то конфликт и хотим его урегулировать, мы должны хорошо понимать свои мысли и чувства. Выражаясь образно, мы должны постараться разграничить то, о чем мы думам, и то, что мы чувствуем. Если мы лучше разберемся в своих чувствах и мыслях, мы сможем понять мысли и чувства других. Такое взаимопонимание часто способствует тому, что мы «принимаем» другого человека. Как только мы научимся понимать, что чувствуют и думают разные люди во время конфликта, нам будет легче понять их поведение. Люди ведут себя по- разному в зависимости от того, что они думают и чувствуют. Предложите каждому участнику вспомнить какой-нибудь конфликт, в котором он участвовал. Затем попросите кратко описать ситуацию, о чем думали и что чувствовали в это время. Пусть они попробуют описать мысли и чувства других участников конфликта. Ступень 4-я. Мозговой штурм - простой и эффективный метод выработки идей. Во многих конфликтных ситуациях может показаться, что проблема не имеет приемлемого решения. Мы начинаем чувствовать себя в замкнутом круге. Но, определяя с помощью мозгового штурма список решений, мы можем вырваться из круга обычных способов мышления и найти творческое, взаимоприемлемое решение. Задание. Объясните ученикам, что такое мозговой штурм, и рассмотрите четыре рекомендации, приведенные в рабочем листе. Четыре правила мозгового штурма: *3аписывайтс каждую идею, которая придет вам в голову. Некоторые идеи могут казаться глупыми или неосуществимыми, но это не страшно. Иногда самые невероятные идеи заставляют нас прийти к другим, нужным идеям. *Придумывайте как можно больше идей. Чем больше идей вы придумаете, тем больше шансов найти хорошую идею. *Не оценивайте ни одну идею как плохую или хорошую. *Не говорите и не думайте об идеях. Просто записывайте их. Расскажите группе следующую историю. Молодая семейная пара живет в однокомнатной квартире. Он хочет посмотреть футбол, а ей нужно закончить дипломную работу. Что делать? Оценить решения с позиции стратегий Томаса (соперничество, уступка, уклонение, компромисс, сотрудничество). Попросите участников, следуя рекомендациям но проведению мозгового штурма, предложить идеи о том, что можно сделать в данной ситуации. Один участник должен записывать все идеи. Затем обсуждение. Ступень 5-я В ходе конфликта мы нередко сталкиваемся с необходимостью выбора одного из нескольких решений. Нам приходится определять, что нам действительно необходимо и чего мы просто хотим. Задание «Космический корабль». Прочитайте рассказ и попросите участников ответить на вопрос и записать ответ. Год 2100. Занятия в униврситете закончились. У вас большое домашнее задание, Вы устали. Вы приходное домой, идете в свою комнату и ложитесь Вы включаете радио и слушаете музыку. Под мягкие переборы гитары и медленный темп наши ресницы потихоньку смыкаются. Вы почти спите. Вдруг музыка стихает. Вы слышите по радио громкий взволнованный голос. Вы садитесь и прислушиваетесь. Голос по радио говорит: «Через 15 минут начинается ужасный смерч. Этот смерч будет настолько сильным, что уничтожит все на земле. Все должны покинуть дом и лететь на луну. Поторопитесь!» В комнату вбегает ваш отец Он очень нервничает, потому что хочет спасти вас и всю семью. Он говорит, что вся семья полетит на луну в космическом корабле. Отец говорит, что вы можете взять с собой только пять вещей (не считая того, что берут другие члены семьи). Неважно, будут эти вещи большими или маленькими, но все остальное будет уничтожено. Какие пять вещей вы возьмете с собой на корабль? Попросите их просмотреть свой список и решить, какая из пяти вещей для них наиболее важна Соответствующее слово нужно обвести кружком. Предложите каждому участнику сказать группе, что он берет с собой в космический корабль. Задание: Попросите участников рассказать о каком-то конфликте (или расскажите сами), а затем ответить на вопросы: 1 Чему посвящен конфликт? 2 Кто участвует в конфликте? 3. Что чувствует каждый из участников конфликта? 4. Что каждый участник хочет получить от конфликта? 5. С помощью мозгового штурма найдите возможные решения конфликта и запишите все ваши идеи. 6. Какое решение (или какие решения) удовлетворит обоих участников конфликта? Вариант: «Картография конфликта»
|
Руководство процесса учителем Интерактивное обучение специфическая форма организации познавательной деятельности, которая имеет цель создать комфортные условия... |
Руководство по исправлению неполадок 8 Наиболее частые проблемы,... Во время установки и использовании данного электрического оборудования, всегда соблюдайте необходимые меры предосторожности |
||
I. 1Теряем килограммы, приобретаем годы «правильные» жиры и углеводы. Именно такой подход позволит чувствовать себя вполне комфортно, оставаться абсолютно здоровыми и снизить... |
Типовая инструкция по технике безопасности при использовании при... Сжиженные газы находятся в баллоне при повышенном давлении и комнатной температуре в жидком состоянии и в равновесии со своим паром... |
||
Рациональная одежда и обувь дошкольников Вопрос «как правильно одеть ребенка» волнует не только молодых неопытных родителей. Это серьезная проблема. Правильно одеть – это... |
Папка педагогических достижений воспитателя мбдоу д/с №41 "Росинка"... Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических... |
||
Пояснительная записка «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе.... |
Изучить технику безопасности и правила поведения при использовании... Правила техники безопасности и первая неотложная помощь при использовании пиротехники |
||
Педагог-психолог Черепанова О. А. Мбскоу №60 Комплекс упражнений... «иностранных гостей». Вторые номера – «дипломатические работники». Задается такой сценарий: «Вы встречаете в аэропорту иностранного... |
Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании... Постановление Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового... |
||
Детская переноска Baby K'tan® сделана из мягкого натурального хлопка.... Детская переноска Baby K'tan® не имеет других аналогов во всем мире. Это не классический наматывающийся слинг или слинг на кольцах.... |
Sirolaser Advance При использовании в ежедневной практике диодного лазера Вы удовлетворите потребности пациента в использовании альтернативных методов... |
||
Руководство пользователя Электрический моноцикл King Song К сожалению, мы не можем гарантировать, что данное руководство охватывает все виды чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть... |
Руководство пользователя Электрический моноцикл King Song К сожалению, мы не можем гарантировать, что данное руководство охватывает все виды чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть... |
||
Внимание! Перед тем как приступить к использованию пояса AbTronic... Ением одного из наиболее усовершенствованного, удобного в использовании и эффективного прибора электрической стимуляции мышц на рынке.... |
Кухонное окно: каким оно должно быть? При оформлении интерьера кухни надо постараться сделать так, чтобы в комнате этой было комфортно, удобно и светло, а правильно подобранные... |
Поиск |