МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФСДХРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОВРАЗОВАТ1ЛЫКМ УЧРКЖД1ИИ1 ВЫСШЕГО 08РАЭ0ВАНИЯ
■Ж>СКОвСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-П1ДА ГОТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИ ЧЕС КОГО СПЕКТРА
с)
аутизм
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ч СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
л I ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
?
14-16 ДЕКАБРЯ 2016, МОСКВА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ОРГАНИЗАЦИИ
КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
I ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ
14-16 ДЕКАБРЯ 2016 ГОДА
МОСКВА
УДК 376 ББК 74.3 К63
Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутисти- ческого спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно- практической конференции, 14-16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 449 с.
Сборник включает статьи и тезисы выступлений участников I Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистиче- ского спектра» (Москва, 14-16 декабря 2016 г.). В пяти тематических разделах сборника представлены материалы, посвященные коррекционным и образовательным подходам и технологиям, применяемым в России в работе с детьми, имеющими РАС, вопросам комплексного сопровождения детей с РАС и их семей в различных образовательных организациях, а также проблемам инклюзивной практики образования детей с расстройствами аутистического спектра в России, научным исследованиям и обзорам литературы по проблеме РАС. Значительное место уделяется описанию практического педагогического опыта работы с детьми с РАС специалистов из многих российских регионов.
Сборник адресован широкому кругу специалистов, решающих проблемы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с РАС, представителям общественных организаций и родителям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра.
ISBN 978-5-94051-154-2
© ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
© Коллектив авторов, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1
КОРРЕКЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Артемова Е.Э., Исаева Е.В.
Различные технологии и методы работы с детьми,
имеющими расстройства аутистического спектра 13
Артемова Е. Э., Камышева С.Н. К вопросу изучения проблем общения
у детей с расстройствами аутистического спектра 16
Асяева Е.В.
Особенности установления контакта и
взаимодействия с ребенком с РАС через игровую деятельность 23
Барбитова А.Д.
Исследование ведущей репрезентативной системы у детей с расстройствами аутистического спектра 28
Бирюкова А.Л.
Информационные технологии в процессе коррекционно-педагогического обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья 33
Быстрова Т.Ю., Липунцова Ю.Ю. Дизайн букваря с учетом особенностей
восприятия и базовых моделей поведения детей с РАС 38
Вертышева И.А., Петряева Н.В.
Эффективные приемы коррекционной работы в условиях
детского дома с детьми дошкольного возраста, имеющими РАС 41
Вознюк Е.В.
«Говорун»: от слова к общению.
Авторская методика «Говорун» для развития речи и
формирования коммуникативных навыков у детей
с РАС и тяжелыми речевыми нарушениями 44
Володина И. С., Дорохина А.В. Приемы адаптации и модификации
учебного материала при обучении детей с РАС 48
Володина И. С., Липко А. О.
Специфика произвольной регуляции двигательной
активности младших школьников с разной структурой дефекта 51
3
Гончаренко М.С., Малетина Н.Л. Социально-бытовая адаптация детей
с расстройствами аутистического спектра 54
Гох А.Ф.
Проект организации обучения младших школьников с РАС на основе личностно-ориентированных технологий и элементов технологии развивающего обучения 59
Дергачева Е. С.
Некоторые аспекты технологии
духовно-нравственного воспитания детей с РАС 66
Дубинкина Е.А., Пестунова Е.И. Использование кукол перчаточного театра в процессе логопедической работы по освоению рода существительных детьми
с расстройствами аутистического спектра 70
Иванова О.А., Дутова М.Н.
Особенности формирования готовности к обучению
дошкольников с расстройствами аутистического спектра 72
Кириллова М.Г.
Возможности психоаналитического подхода
при организации комплексной психолого-педагогической
помощи детям с РАС и их родителям 75
Кишиневская М.А., Кузнецова Е.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с РАС на интегрированных музыкально-логопедических занятиях 82
Кривошеева И.О.
Применение учителем-дефектологом современных
методик и оборудования в реабилитации детей с РАС 85
Литвинова Г.В.
Поиск новых методов и технологий в условиях образовательного учреждения
при работе с детьми, имеющими РАС 90
Островская Н.Б.
Формирование слоговой структуры речи у детей с ОВЗ с использованием
информационно-коммуникативных технологий 97
Романов А.А.
Проблемы и особенности инициативного игрового взаимодействия взрослого с детьми
с РАС в игровых ситуациях и задачах c правилами 101
4
Романова О.В.
Основные педагогические подходы в работе
с детьми с расстройствами аутистического спектра 105
Стоянова А.И., Артемова Е. Э.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с РАС .... 110
Тиунова А.Е.
Особенности моторной базы речи
у детей с расстройствами аутистического спектра 115
ХэйхауР., СпиридоноваМ.С.
Опыт использования метода невербальной
коммуникации, разработанного в Open Theatre Company,
для инициирования контакта у детей c РАС 117
РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС И СЕМЕЙ ИХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ
Аксенова Е.М.
Создание организационно-педагогических условий обучения и воспитания детей
с расстройствами аутистического спектра 120
Артемьева О.В.
Психологическое сопровождение семьи с ребенком с РАС с учетом стадий переживания горя 125
Барбарян Э.Г.
Модель комплексного сопровождения ребенка с расстройством аутистического
спектра в образовательном комплексе 128
Бебчук М.А.
Семейно-центрированная модель помощи
детям с расстройствами аутистического спектра 132
Бешкарева Е.М., Пуртова О.Н., Ефремова Т.М. Комплексный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ППМС-центра.... 134
Елтышева Н.В.
Медицинский психолог в осуществлении
стандарта первичной специализированной помощи
детям с РАС в амбулаторных условиях детской поликлиники 140
5
Ефимов И.О., Фирсенков О.И. Улучшение академической успеваемости и социальной адаптации с использованием немедикаментозного подхода к коррекции
поведенческих нарушений у детей с РАС 145
Зобкова С.В., Лаконцева Н.А.
Комплексный подход в развитии коммуникации и
общения у детей с РАС в условиях ППМС-центра 150
Карпова С.А., Бугайчук В.В., Казачкова Е.В. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в реабилитационном центре «Надежда»
города Волжский Волгоградской области 153
Карсакова Н.Д.
Междисциплинарный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ при разработке и реализации адаптированной образовательной программы 159
Карякин Н.Н., Муратова Н.Г., Альбицкая Ж.В. Междисциплинарный подход как основа в организации
реабилитационного центра для детей с аутизмом 165
Киреева И.П., Шулекина Ю.А. Обучение детей с аутизмом:
межпрофессиональное взаимодействие 171
Козловская Г.Ю.
Региональный опыт психолого-педагогической
помощи лицам с РАС в Ставропольском крае 177
Косолапова В.И.
Особые дети пришли в детский сад.
Социализация детей с расстройствами аутистического
спектра в условиях специализированного ДОУ 182
Костин И.А.
Психологическое сопровождение взрослеющих людей с РАС 187
Кудленок В.Е., Кравцова Р.А., Ковбот А.Г. Многогранность подходов к работе с семьей ребенка с расстройствами аутистического спектра 192
Кузьмина Е.Н., Акатова М.В. «Труден только первый шаг».
Подготовка школьной среды к обучению детей с ОВЗ 196
Лукьянова А.В.
Специфика взаимоотношений сиблингов детей с РАС 201
6
Оконешникова Н.М. Сопровождение замещающих семей, принявших на воспитание детей
с расстройствами аутистического спектра 204
Панкратова Е.М. Работа с родителями детей с расстройствами аутистического спектра в условиях диагностико-консультативного
пункта МБУ Центра «Леда» 207
Савватеева М.М., Кривоносова Е. С. Опыт психолого-педагогической работы
с родителями детей с РАС дошкольного возраста 211
Салахова Л. Ф.
Оказание ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра
в дошкольном образовательном учреждении 216
Сергеева О. С.
Социально-психологическая адаптация детей
с РАС в общеразвивающей группе детского сада 220
Сязина Н.Ю.
Участие «Мобильной службы инновационных услуг» в комплексном подходе к сопровождению семей,
воспитывающих детей с РАС 225
Федорова Н.П.
Социальная реабилитация детей с РАС в профильной смене социального проекта
«Я и мой друг» загородного оздоровительного лагеря 231
Чевычелова Н.В.
Роль семьи в воспитании ребенка с аутизмом 236
РАЗДЕЛ 3
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАС
Агапова А.А.
Особенности профессиональных компетенций педагогов инклюзивного дошкольного образования, работающих
в разных образовательных системах 239
7
Александрова Е. Б. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с дошкольниками,
имеющими расстройства аутистического спектра 243
Арпентьева М.Р.
Инклюзия и культура взаимопомощи 246
Дробышева Е.А.
Организация учебно-воспитательного
процесса для детей с расстройствами аутистического
спектра в условиях инклюзивного образования 251
Зотова И.Н.
Интеграция как она есть 259
Калач М. А .
Создание специальных условий для детей с РАС по модели автономного класса
на базе общеобразовательного учреждения 261
Мостовская Я.Ю.
Опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с РАС различных возрастных групп
в образовательных организациях Костромской области 266
Петрова В. В.
Проблемы, возникающие в ДОУ при обучении детей с РАС 271
Руссакова Л. Г.
Коррекционно-педагогическая помощь детям
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ....276
Скупова Т. В.
К проблеме адаптации образовательной среды
для детей с расстройствами аутистического спектра 280
Трифонова Э.П.
Специальные условия осуществления коррекционно-развивающей помощи
детям с расстройствами аутистического спектра 284
Трифонова Н.Н., Луконина Ф.Д.
Подготовка ребенка с РАС к инклюзивному образованию.
Из опыта работы Реабилитационного центра «Апрель»
города Казань 288
Туревская Р. А., Косарева Е. Н. Интегративная модель психологической
помощи детям с расстройствами аутистического спектра 294
8
Философ М.Г., Юкина Т. Л. Комплексный подход к созданию образовательной среды для детей с РАС
в лицее «Лидер» города Красноярска 299
|