Скачать 0.74 Mb.
|
(КГПУ им. В.П. Астафьева) Кафедра педагогики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Направление подготовки: 030200.62 «Политология» Профиль: Теория политики; политический анализ и прогнозирование квалификация (степень): бакалавр Красноярск 2011 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен С.Н. Ценюгой Учебная программа обсуждена на заседании кафедры педагогики "__" май 2011 г. заведующий кафедрой ______________________________В.А. Адольф Одобрено учебно-методическим советом "____" ___________2011 г. Председатель _____________________________ С.И. Кангун Кафедра педагогики УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Направление подготовки: 030200.62 «Политология» Профиль: Теория политики; политический анализ и прогнозирование квалификация (степень): бакалавр Лист согласования учебной программы с другими дисциплинами направления и профиля на 2012 / 2013 учебный год
заведующая кафедрой В.А. Адольф Председатель НМС С.И. Кангун "____" май 2012 г. 3.1. Пояснительная записка УМКД содержит следующие разделы: - Введение, в котором обозначены цели, задачи дисциплины, компетенции, формируемые дисциплиной, спроецированные на знания, умения, навыки студента. - Содержание теоретического курса, который состоит из 2 модулей и 8 тем. - Технологическую карту обучения дисциплине, раскрывающую внеаудиторную работу студентов по каждой теме дисциплины. - Методические рекомендации по освоению дисциплины. - Карту литературного обеспечения дисциплины, удовлетворяющую требованиям стандарта подготовки по направлению «Политология». - Технологическую карту рейтинга дисциплины. - Лист внесения изменений. - Фонд оценочных материалов по дисциплине. - Перечень учебных материалов на электронных носителях, состоящий из ссылок на электронно-библиотечные системы и электронные образовательные ресурсы. - Перечень учебных материалов на бумажных носителях. 3.2.1. Учебная программа дисциплины 3.2.1.1. Введение Цель курса «Психология и педагогика» – усвоение студентами содержания базовых категорий и понятий современной педагогики и психологии. Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи: - Формирование у студентов понятия о психологии как науке и области практической деятельности, её месте в системе современного научного знания, - Рассмотрение основных понятий, методологических и методических принципов психологии как инструментов организации профессионального психологического мышления при решении проблем в сфере организационно-управленческой практики, - Раскрытие психологического аспекта профессиональной подготовки путем расширения представлений о фундаментальности психологии, ее прикладном характере, об исторически сложившихся и современных подходах к решению психологических проблем жизни и деятельности человека, его развития, образования и воспитания, - Составление целостного представления об основах педагогики как науки, - Овладение основными педагогическими знаниями, необходимыми для самопознания и саморазвития, организации воспитывающего взаимодействия и воздействия в музейной среде, - Овладение основными педагогическими понятиями, - Изучение теоретических оснований организации педагогического процесса в современном образовательном пространстве музея, - Овладение основными умениями для организации воспитывающего взаимодействия и воздействия в музейной среде. Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента в том дает понимание психологии и педагогики и их роли в личной жизни и профессиональной деятельности. «Психология и педагогика» удовлетворяет требования заказчиков к выпускникам профиля в современных условиях, так как формирует компетенции выпускника, связанные с готовностью применять психологические и педагогические знания в своей работе. Дисциплина формирует следующие компетенции, которые проецируются на овладение знаниями, умениями и навыками: ОК-1 - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, ОК-2 - умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, ОК-3 - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, ОК-9 - готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантности к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений, ОК-13 - способностью к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к социальной мобильности, обладанию чувством социальной ответственности, ОК-23 - владением педагогическими навыками для работы с учащимися, умением использовать возможности педагогики и психологии для эффективного осуществления учебного процесса, применением современных методов преподавания. В результате изучения курса студент должен Знать: - основы психологической науки, основные школы психологической науки, основные закономерности и методы психологии, - основы педагогической науки и педагогического процесса, в том числе в музейной среде, - сущность гуманистических педагогических взглядов как концептуальных для деятельности музейного работника; Уметь: - использовать основные методы психологии, разбираться в подходах психологической науки, - использовать навыки психолого-педагогической диагностики процесса воспитания и просвещения в музее; Владеть: - навыками работы с психологическими источниками; - способами организации личностно-ориентированного и гуманистического влияния в образовательном пространстве музея. Место дисциплины в структуре ООП - дисциплина «Основы педагогики и психологии» входит в базовую часть Гуманитарного, социального и экономического цикла, объем 3 з.е. (108 часов), изучается в 1,2-м семестрах. 3.2.1.1. Содержание теоретического курса. Модуль 1 «Психология» Тема 1. Предмет, объект и методы психологии Общее понятие о психологии как науке. Предмет психологии. Понятие о научной и житейской психологии. Соотношение понятий «душа» и «психика». Задачи психологии. Понятие о методологии, методологических принципах и методе научного исследования. Основные принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма. Методология психологии. Четыре группы методов по Б.Г. Ананьеву. Сравнительная характеристика группы эмпирических методов: эксперимент, наблюдение, тест, беседа, опросник, изучение продуктов деятельности и др. Эксперимент как основной метод психологии. Связь психологии с другими науками. Структура и отрасли современной психологии. Тема 2. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Античная психология. Значение античной психологии для дальнейшего развития психологической мысли. Религиозные и естественно-научные воззрения древних ученых на природу психического. Возникновение психологии в недрах древней философии и медицины. Основные этапы развития психологии: Психология как наука о душе – работы Платона, Аристотеля, Демокрита, Гиппократа; психология как наука о сознании. Сознание как предмет психологии. Опыт – основа познания. Появление эмпирической психологии. Оппоненты Декарта – Б. Спиноза, Т. Гоббс, В. Лейбниц, Д. Локк. Идея единства телесного и духовного, психофизический параллелизм, перцепция и апперцепция, введение понятия о бессознательном. Психология как наука о поведении. Возникновение ассоциативной психологии – единственного собственно психологического направления до начала XX века. Появление физиологической психологии. Появление основ экспериментальной психологии. Психология, как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы развития психики. Причины кризиса в психологии. Возникновение психологических направлений. Психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер и др.). Структура психики. Сознательное, предсознательное и бессознательное. Движущие силы в развитии личности. Психосексуальные этапы развития ребенка. Механизмы психологической защиты: вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Юнга. Основа теории Юнга – наличие коллективного бессознательного. Возникновение направления, утвердившего в качестве предмета психологии поведение (англ. behaviour) – бихевиоризм (Уотсон, Скиннер). Условный рефлекс как главная единица анализа поведения. Формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул – реакция» (S – R). Эдвард Торндайк – «Проблемные ящики». Законы научения: упражнение, закон эффекта, закон ассоциативного сдвига. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин). Понятие о гештальте (динамической форме, структуре). Приоритет целостной структуры сознания, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. «Инсайт». Сознание как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам. Теория «поля» К. Левина. Тема 3. Личность. Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Разнообразие подходов в определении личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Структура личности. Основные психологические теории личности: психоаналитическая (З. Фрейд, Э. Эриксон); биологическая (К. Лоуренц); бихевиористская (Дж. Уотсон, Б. Скиннер); когнитивная (Ж. Пиаже); гуманистическая (А. Маслоу); культурно – историческая (Л.С. Выготский) и др. Особенности творческой личности. Психологические характеристики личности актера, музыканта – исполнителя и др. Тема 4. Психика. Сознание. Общее понятие о психике. Возникновение психики в процессе биологической эволюции материи. Теории происхождения психики. Психика и эволюция нервной системы. Психические функции и окружающая среда (условия существования). Развитие психики в филогенезе. Отражательность. Раздражимость. Тропизмы как особая форма раздражимости. Чувствительность. Гипотеза А.Н. Леонтьева о роли чувствительности. Этапы развития психики – стадия элементарной сенсорной психики. Стадия перцептивной психики. Стадия элементарного интеллекта. Эволюция ЦНС. Сущность различий психики животных и человека. Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное как особая форма отражения внешнего мира. Тема 5. Деятельность и поведение. Понятие и строение человеческой деятельности. Теория деятельности А.Н.Леонтьева. Вклад С.Л.Рубинштейна в теорию деятельности. Основные понятия психологической теории деятельности. Понятия интериоризации и экстериоризации. Умения, навыки и привычки как структурные элементы деятельности. Формирование навыка у специалиста творческой специальности (музыканта, актера и др.). Поведение. Саморегуляция поведения. Тема 6. Ощущение. Восприятие. Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы. Общее понятие об ощущениях и их функциях. Происхождение ощущений. Физиологические механизмы ощущения. Понятие об анализаторах и рецепторах. Рефлекторный характер анализатора. Значение ощущений в жизни человека. Классификация и виды ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Константа Вебера. Закон Вебера – Фехнера. Свойства ощущений. Отличие восприятия от ощущений. Восприятие как психологический процесс. Свойства восприятия. Виды восприятия. Бессознательные аспекты музыкального восприятия. Восприятие музыкального ритма. Восприятие музыки и проекция личности. Развитие музыкального восприятия. Тема 7. Воображение. Воображение как процесс преобразования представлений. Физиологические основы процесса воображения. Функции воображения. Свойства воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное. Активное и пассивное воображение. Репродуктивное и продуктивное воображение. Галлюцинации, грёзы, мечты и фантазии как виды воображения. Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Индивидуальные особенности воображения и его развитие. Развитие музыкального воображения. Связь музыкального воображения с жизненным опытом слушателя. Воображение и творчество. Тема 8. Мышление и интеллект. Речь. Понятие о мышлении. Основные характеристики мышления. Физиологические основы мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное (чувственное, конкретное), словестно – логическое, понятийное (абстрактное); практическое и теоретическое; репродуктивное и продуктивное (творческое). Мыслительные операции: анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, сравнение, классификация, систематизация. Основные процессы мышления: образование понятий, суждение и умозаключение, индукция и дедукция. Особенности различных видов музыкального (творческого) мышления. Логика развития музыкальной (творческой) мысли. Развитие музыкального (творческого) мышления. Понятие об интеллекте. Взаимосвязь мышления и речи. Физиологические механизмы речи. Основные виды речи: внешняя речь; внутренняя речь; устная и письменная речь. Диалог. Монолог. Пассивная и активная речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Значение овладением правильной речью для специалистов творческих профессий. Тема 9. Внимание. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Основные характеристики и признаки внимания. Специфика внимания: внимание как регулирование и контроль психических процессов. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Свойства (качества) внимания и их обусловленность. Внимание и контроль. Внимание в деятельности музыканта – исполнителя (актера, звукорежиссера и др.). Развитие внимания специалистов творческих специальностей. Тема 10. Память. Общее понятие о памяти. Специфика и психологические механизмы памяти. Связь памяти с другими психическими процессами. Значение памяти в жизнедеятельности человека. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Основные виды памяти и их особенности. Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно – логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная, мгновенная и оперативная память. Основные виды музыкальной памяти. Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Причины возникновения различных эмоций. Психологические теории эмоций. Формы протекания эмоций и чувств: Настроения. Аффекты. Страсти. Стресс. Эмоциональный тон. Фрустрация. Чувства (стенические, астенические). Классификация эмоций и чувств. Эмоции в музыке. Моделирование эмоций. Саморегуляция эмоциональных состояний людей творческих профессий. Понятие воли. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Признаки волевого поведения. Функции воли (побудительная, тормозная, регулирующая). Физиологические механизмы воли. Структура волевого действия. Волевые свойства личности. Оптимальное концертное состояние. Методы овладения оптимальным концертным состоянием. Тема 12. Индивидуально-психологические особенности человека. Темперамент и его физиологические основы. Основные концепции темперамента: гуморальная (Гиппократ), конституциональная (Э.Кречмер, У.Шелдон), неврологическая (И.П.Павлов), психоневрологическая (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, В.М.Русалов). Характеристики классических типов темперамента. Низкореактивные и высокореактивные типы. Проявление темперамента в личностных особенностях. Характер и его физиологические основы. Темперамент и характер: представление И.П.Павлова о генотипе и фенотипе. Понятие характера в работах С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева. Структура характера. Типология характера (Э.Кречмер, К.Леонгард, Э.Фромм). Акцентуация характера по К. Леонгарду. Характер и характерность. Понятие о способностях. Природа человеческих способностей. Задатки как врожденные предпосылки способностей. Виды способностей: потенциальные и актуальные способности, общие и специальные способности. Творческие (личностные) и учебные (интеллектуальные) способности. Развитие творческих способностей. Талант. Гениальность. Одаренность. Структура одаренности (интеллект, мотивация, креативность). Проблема наследственности способностей. Измерение способностей и одаренности. Развитие способностей и одаренности. Тема 13. Общение. Понятие общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Конгруэнтность. Вербальная и невербальная коммуникация. Стили общения. Межличностный конфликт. Психологические механизмы (идентификация, рефлексия, стериотипизация) и эффекты восприятия человека человеком («эффект ореола», «эффект новизны»). Тема 14. Психология малых групп. Понятие малой группы. Признаки и параметры малой группы. Классификация групп. Структура малой группы. Групповые нормы и ценности. Понятие групповых санкций, группового сознания и групповых ожиданий. Динамические процессы малой группы: стадии развития группы, феномены групповой совместимости и сплоченности. Феномен группового давления – конформизма. Виды группового давления. Проблема лидерства. Авторитет. Процесс принятия группового решения. Тема 15. Межличностные отношения и взаимодействия. Понятие межличностных отношений. Классификация межличностных отношений. Позиция, статус, роль личности в группе. Социометрическая структура группы. Психологический климат. Межличностное взаимодействие. Трансанктный анализ Э. Берна. Модуль 2: Педагогика. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» |
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины основы психодиагностики направление... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Учебно-методический комплекс дисциплины: «политология» Направление... Филиал ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области |
||
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 030200 «Политология» Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
Психология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей) Ильяева И. А. Хованова Е. В. «Психология и педагогика высшей школы» Учебно- методический комплекс для аспирантов и соискателей. Под... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов бакалавриата направления... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |
Учебно-методический комплекс дисциплины «технология строительных... Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03.... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины по дисциплине «Политология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология специальность 020101. 65 «Химия» Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление — 210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная |
Учебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика Специальность... Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от... |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы маркетинговых исследований» ... |
Учебно-методический комплекс дисциплины материаловедение направление... Учебная программа обсуждена на заседании кафедры технологии и предпринимательства |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины информатика и ЭВМ в психологии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Поиск |