Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Корнеевка им. Б. Рафикова
муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
«Рассмотрено
на заседании методического
объединения_____________»
МОБУ СОШ д.Корнеевка им.Б.Рафикова
Протокол №___
от «___» ____________20__ г Руководитель МО:
___________________Ф.И.О.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
МОБУ СОШ д.Корнеевка им.Б.Рафикова
«___» ___________20__ г
________________ Ф.И.О.
|
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ д.Корнеевка им.Б.Рафикова
Приказ №______
от «___» ____________20__ г
___________________Ф.И.О.
|
Рабочая программа составлена на основе авторской программы УМК для 5-9 классов Л.Г.Саяховой по предмету родной (русский язык) УМК Л.Г.Саяховой «Родной (русский язык) 5-9 классы»,
5-9 классы
на 2015 – 2020 учебные года
Составитель: Халитова Г.А.- учитель высшей категории
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
-Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ д.Корнеевка им.Б.Рафикова МР Мелеузовский район РБ ( приказ от ( приказ от 25.06. 2015 г № 203);
-О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014гг.;
-Локального акта «Положение о рабочей программе МОБУ СОШ д.Корнеевка им.Б.Рафикова»
-Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189;
-Учебного плана МОБУ СОШ д.Корнеевка им.Б.Рафикова МР Мелеузовский район РБ на 2015-2016 учебный год.
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку Л.Г.Саяховой «Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку в 5 – 9 классах» (2010 г.) ИРО РБ. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Уровень обучения: базовый. Сроки реализации программы 2015-2020 гг.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. . Программа рассчитана на 408 часов:
5 классы- (68 часа) из расчета 2 учебных часов в неделю,
6 классы- ( 102 часа) из расчета 3 учебный час в неделю,
7 классы-( 102 часа) из расчета 3 часа в неделю,
8 классы-( 68 часов) из расчета 2 час в неделю,
9 классы-(68 часов) из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебных пособий: Л.Г.Саяхова. Русский язык. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан. - Уфа, «Китап», 2013.
Родной язык – основа формирования ребенка как национальной языковой личности, основа его социализации, приобщения к культуре родного народа. Родной язык – это первая целостная система, которая становится объектом изучения в школе, теоретическим введением не только в мир языка, но и в мир культуры и в мир научного познания в целом.
Учебный предмет «Родной (русский) язык и литература» должен создать у учащихся новый образ русского языка и литературы: как сложной знаковой системы с явлениями переходности, как средства общения, мышления и познания мира, как феномена культуры и средства создания художественных текстов.
Лингвокультурологическая концепция обучения родному (русскому) языку и литературе изучает взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе его функционирования, национальные формы бытия общества, воспроизводимые в системе коммуникации и основанные на культурных ценностях конкретно-исторического сообщества.
Цели курса:
воспитание уважения к родному русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
освоение знаний о функционировании русского языка, его устройстве, об основных нормах русского литературного языка;
Задачи курса:
- формировать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
- приобщать учащихся к творческой деятельности, к богатствам родного языка;
- формировать языковую личность с широким диапазоном речевых возможностей;
способствовать овладению культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.
Программа разрабатывалась с учетом концептуальных основ, методических принципов, требований стандартов нового поколения, содержание и структуры курса русского языка в 5-9 классах общеобразовательных школ. В то же время программа имеет свои особенности.
1.Концептуальные основы программы
При составлении программы учитывались следующие социокультурные, лингвистические, лингводидактические и лингвокультурологические концептуальные положения.
Русский язык как родной и как государственный язык РФ занимает центральное место в общеобразовательном пространстве русскоязычной и национальной школ Республики Башкортостан, являясь не только предметом изучения, но и средством обучения в целом. Общее развитие ребенка, успехи в овладении другими школьными предметами зависит в значительной степени от того, как он владеет русским языком.», развитие логического мышления [Ушинский, 1954] .
Развитие языковой личности предполагает выработку лингвистической компетенции (теоретические знания о языке, лингвистическое мышление), языковой компетенции (практическое владение языковой системы), коммуникативной компетенции ( владение правилами речевого общения), лингвокультурологической компетенции (овладение языком как сокровищницей культуры, духовным богатством народа) [Федеральный компонент государственного стандарта общего образования] .
Будучи органической частью национальной культуры народа, духовным наследием предшествующих поколений, язык вместе с тем является важнейшим фактором развития культуры. Как вместилище знаний, язык закрепляет в своих единицах, и прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции.
Русский язык, как и вообще язык, не живет автономно, он развивается в тесном контакте с другими языками. Региональный компонент образования рассматривает изучение русского языка в аспекте его взаимодействия с башкирским языком и другими национальными языками в Республике Башкортостан. Идея «Русский язык в диалоге культур» предлагает изучения русского языка как компонента единого лингвистического пространства: Русский язык, башкирский язык как государственный и другие родные языки, иностранные языки. Элементы сравнения, сопоставительного-типологического изучение языков будут способствовать повышению уровня лингвистической образованности учащихся.
Развитие языковой способности (дара слова), обучение речевому общению базируется не только на изучении системы языка, но и на закономерностях речевого поведения, правилах речевого общения. Наряду с развитием речи учащихся параллельно с изучением системы языка необходима самостоятельная, теоретически обоснованная система развития языковой способности учащихся на основе теории коммуникации, речевой деятельности, синтаксиса текста, стилистики и культуры речи, риторики.
Комплексная работа над словом как единицей языка и первоэлементом литературы, основой художественных образов приводит к интеграции уроков языка, культуры И литературы, необходимости курса русской словесности, органически сочетающих в себе элементы лингвистических и литературоведческих знаний. Цель уроков словесности – творческое прочтение художественного произведения через глубокое осмысление его формы, языков, изобразительно-выразительных средств, т.е. постижение слова в его эстетической функции как основы литературного творчества.
Комплексная работа по развитию речи осуществляется на материале связанных текстов.
Методические принципы лингвокультурологической концепции обучения русскому языку формируются на основе содержания понятия «язык» и в соответствии с присущими ему функциями. Наиважнейшими среди них являются номинативная и понятийная (знаковая), коммуникативная, когнитивная и культурологическая функция и, следовательно, соответствующие принципы обучения языка. В коммуникативно ориентированном обучении языку важно не только языковое оформление высказывания, но и его содержательная сторона (тема, проблема, интенция, мысль), т.е. то, что является предметом общения и без чего общение, будучи беспредметным, не состоится.
Коммуникативная деятельность оказывается тем звеном, в котором пересекаются и взаимодействует язык как система элементов разных уровней и культура, в которой он существует и необходимым компонентом которой является.
Лингвокультурологический принцип - взаимосвязь языка и культуры, более широкий взгляд на язык как достояние духовного богатства народа, подход к языку как культурно-исторической среде, формирующей языковую личность.
Будучи органической частью национальной культуры народа, духовным наследием предшествующих поколений, язык вместе с тем является важнейшим фактором развития культуры. Как вместилище знаний, язык закрепляет в своих единицах, и прежде всего в словах и фразеологии, исторический опыт народа, отображает его внутренний мир и своеобразие менталитета, обеспечивает преемственность и единство культурной традиции., применяемая для человеческого общения, а речь – процесс использования языка для общения, т. е. реальное функционирование языка.
В понимании названной компетенции нужно различать социокультурную сущность (знание реалий культуры) и лингвокультурологическую (осознание того, каким образом культура связана с языком, как язык включает культуру и культура живет в языке). В первом случае речь идет о степени представленности в учебном процессе реалий культуры народа – носителя изучаемого языка, сопоставление с реалиями культуры других народов (обычаи, обряды, праздники, литература, искусство и т.д.).
Межпредметные связи
При обучении русскому языку широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употребление отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание, рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению, публичному выступлению и т.д.).
Неразрывная связь прослеживается и с изобразительным искусством . Учащиеся выполняют задания, связанные с описанием картин, предметов, внешности ,действий. На уроках ребята знакомятся с творчеством как русских , так и башкирских художников. В связи с этим они получают и углубляют свои знания по живописи
Связь языка и его исторического прошлого проявляется при изучении частей речи, когда речь идет о происхождении частей речи и их особенностях, при изучении категории рода и числа у имен существительных, при изучении фонетического состава русского и башкирского языков. В 8 классе учащиеся знакомятся с литературными (лингвистическими) нормами, которые складывались в течение многих столетий.
Этнокультурный компонент в данной рабочей программе представлен в качестве многочисленных текстов башкирских поэтов и писателей, художественных полотен знаменитых русских и башкирских живописцев, изучением речевых этикетных правил разных народов, словарными статьями из лингвокульторологических , тематических словарей.
|
Рабочая программа предусматривает следующие методы и формы поставленных задач:
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия).
Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, цитирование).
Наглядные (метод иллюстраций, демонстраций).
Практические (устные, письменные, графические упражнения).
Объяснительно – иллюстративный.
Репродуктивный.
Частично – поисковый.
Проблемный.
Формы обучения:
Индивидуальная.
Фронтальная.
Групповая.
Коллективная.
Парная.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
Контрольные работы
Классные сочинения
Изложения
Содержание курса
5 класс.68 часов
Язык и речь. 25 часов
. Язык и речь. Лингвистика – наука о языке. Язык в жизни человека и общества. Родной язык. Роль русского языка.
Роль родного языка в жизни человека. Г.Тукай «Родной язык». Язык и речь. Единицы языка. Основные требования к хорошей речи. С.Есенин «С добрым утром!». Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Оформление диалогической речи на письме. Монолог героя художественного произведения. Обращение.
А.С.Пушкин «Няне». Приветствие. Прощани. Благодарность. Поздравление. Пожелание. Извинение. Слово – ключевая единица языка и речи.
Фонетика и орфоэпия. 5 часов.
Слово звучащее. Фонетика и орфоэпия. Фонема и ее словоразличительная роль. Правила произношения гласных и согласных.Ф.Кривин «Глухие и звонкие». Возникновение письменности. Алфавит. Русская графика. Звуки и буквы.
Состав слова. Словообразование.5 часов.
Строение слова. Состав слова и словообразование. Морфемное строение слова. К.Паустовский «Точность русского языка». Морфемное строение слова. Способы словообразования. Н.Сладков «Грибы».
Орфография. 9 часов.
Правописание гласных в корне. Правописание гласных после шипящих. Правописание гласных в корне. Правописание непроизносимых согласных. Р. Гарипов «Голос земли». Правописание приставок. Разделительный Ъ и Ь знаки в слове. О.Высоцкая «Мягкий знак».
Лексика. 12 часов.
Слово и его значение. Лексика .Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Л.Григорян «Язык мой – друг мой». Лексические группы слов. Синонимы. В.Остен «Дорога». Антонимы. Паронимы. Омонимы. Учебные словари.
Синтаксис.12 часов
Слово в словосочетании, предложении и тексте. Синтаксические единицы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Слово в предложении. Члены предложения. Члены предложения. Слово в тексте. С. Есенин «Черемуха». Простые предложения. А.Бобров «Где мой дом родной?». Знаки препинания
в тексте. С.Маршак «Знаки препинания».
|