Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением


Скачать 68.44 Kb.
Название Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Особенности психофизического развития учащихся

с интеллектуальным нарушением.
Учитель-дефектолог: Наталья Викторовна Шумкова

Умственная отсталость – стойкое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных повреждений центральной нервной системы. Это такая особенность развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

На сегодняшний день специалисты придерживаются Международной классификации болезней 10-го пересмотра. В ней выделяют 6 степеней умственной отсталости: легкая умственная отсталость F-70; умеренная F-71; тяжелая F-72; глубокая умственная отсталость F-73; другие формы умственной отсталости F-78, используется тогда, когда, оценка степени умственной отсталости затруднена сопутствующими нарушениями, например слепотой, глухонемотой, тяжелыми нарушениями поведения; умственная отсталость неуточнённая F 79, используется в том случае, если имеющейся информации недостаточно для отнесения пациента к какой-то определенной группе. К указанным обозначениям могут добавляться цифры. Например, F 70.0 – слабовыраженные нарушения поведения; 01 – инфекция, интоксикация, 02 – травма и др.

Причины умственной отсталости

Все причинные факторы, которые влияют на умственное развитие условно можно разделить на 2 группы: эндоген­ные (внутренние), чаще всего наследственные, и экзогенные (внешние) — врожденные и рано приобретенные (до возраста 3-х лет). Умственную отсталость могут вызывать:

- хромосомные болезни;

- генетические поражения (болезни обмена веществ, болезни нервной системы);

- внутриутробные нарушения (тяжелы токсикоз, интоксикация разного характера, краснуха и другие заболевания матери в тяжелой форме);

- родовые травмы (асфиксия, внутричерепная травма);

- заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте (менингиты, энцефалиты, корь, грипп, травмы и интоксикации);

- посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и др. деменция

Не проходят бесследно для ребенка и резко неблагоприятные социальные условия его жизни. Они обусловливают раннюю детскую депривацию, затормаживающую и физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.
Характеристика учащихся с интеллектуальным нарушением F70
Умственно отсталые школьники представляют собой особую категорию детей. Однако состав учеников школы VIII вида весьма разнообразен.

В психической деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживаются общие особенности развития. Рассмотрим категорию детей с клиническим диагнозом F70 – легкая умственная отсталость, так как именно дети с таким диагнозом обучаются в общеобразовательных школах.

У учеников данной категории общее физическое развитие, масса тела, рост могут иметь незначительные отклонения от возрастной нормы. Прослеживается неловкость движений, недостаточная координированность при выполнении действий. Плохо сформированы тонкие движения пальцев рук. Отмечаются недостатки произвольных движений.

Дети с интеллектуальной недостаточностью владеют элементарными навыками самообслуживания и выполняют несложные бытовые действия. Способны контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену. В случаях затруднения используют помощь.

Социальный опыт этой категории детей слаб, они испытывают трудности при самостоятельной ориентировке в окружающем: не знают дороги в школу, местонахождение класса, столовой, различение средств передвижения, соблюдение правил перехода улицы и т.д.

Испытывают трудности в установлении временных отношений: не определяют времена года, дни недели, части суток, времени по часам, последовательности жизненных событий. У них ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении.

Одни дети способны самостоятельно устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми на вербальном уровне. Могут длительное время поддерживать контакт со взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию.
У других детей возникают трудности при налаживании контакта, проявляются в ходе общения недостаточно адекватное реагирование, несоблюдение дистанции, некритичность. Им необходимо одобрение со стороны окружающих.

Дети проявляют интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Легче понимают инструкцию невербального характера. Способны действовать по образцу, по пошаговой инструкции. Возможны простейшие самостоятельные действия. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль при выполнении задания отсутствует. Волевые усилия недостаточно сформированы. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью способны к восприятию знакомых предметов, объектов. Самостоятельно узнают их изображения. Возникают трудности при дифференцировке сходных зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей.

Затрудняются при словесном обозначении основных признаков предметов.

На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Самостоятельно использовать приемы запоминания не могут, необходима помощь взрослого.

Операции обобщения возможны только на самом элементарном уровне.
Испытывают трудности при решении проблемных ситуаций, требующих установления причинно-следственных связей. Задания словесно-логического характера так же требуют помощи взрослого. Трудности возникают и при переносе усвоенного способа действия на новое задание и в новую ситуацию.

Словарный запас беден, при этом пассивный словарь преобладает над активным. Испытывают трудности в построении фразы. Речь может служить средством коммуникации, побуждения к действию.
Классификация М.С. Певзнер

Для дифференциации детей с интеллектуальным нарушением, в педагогической практике используется классификация предложенная Марией Семёновной Певзнер. Эта классификация позволяет понять причины, обуславливающие особенности различных сторон психической деятельности и поведения детей с интеллектуальной недостаточностью, и облегчает поиск путей коррекционно-воспитательной работы.

Мария Семёновна выделила пять основных форм олигофрении:

  • Неосложненная форма характеризуется уравновешенностью нервных процессов. Эмоционально-волевая сфера при этой форме относительно сохранна. Отклонения в плане познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями отдельных анализаторов. Ребёнок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда предложенное задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение адекватно, он послушен и доброжелателен по отношению к окружающим. Родители часто не замечают отставания ребенка в плане движений, речи, памяти, мышления и считают его благополучным. Такие дети обычно оказываются не подготовленными к общеобразовательной школе, становятся неуспевающими учениками. Они успешно овладевают адаптивной (коррекционной) программой. Прогноз его развития и социальной адаптации благополучен.

  • При характеризующейся неустойчивости эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребёнку отклонения отчетливо проявляются в изменениях поведения и деятельности. Возбудимые дети часто неспокойны, чрезвычайно отвлекаемы, непослушны, конфликтны. Они не обращают внимания на замечания взрослых. В классе эти дети работают неровно, чрезмерно торопливо, выполняют работу с видимым удовольствием, но делают работу непродуманно, небрежно. У них часто бывают срывы в поведении, приводящие к неприятным последствиям. Этим ученикам особо необходима спокойная обстановка и смена видов деятельности. В процессе коррекционно-направленного обучения и воспитания, осуществляемого с учетом индивидуальных особенностей учащихся, эти дети становятся более уравновешенными и трудоспособными. Они социально адаптируются, однако временами конфликтуют с членами коллектива по мелким, незначительным поводам и могут проявлять недисциплинированность. Заторможенные учащиеся отличаются вялостью, замедленностью, инертностью, которые обнаруживаются в их моторике, поведении, сниженной работоспособности. Им нужно много времени, чтобы организовать свою деятельность, они не успевают за одноклассниками. Торопить их бесполезно, так как у них свой темп работы. Прогноз на будущее у таких учеников неплохой. Они вполне приемлемы для окружающих, неконфликтны, старательны. Однако от них нельзя требовать большой продуктивности.

  • У детей с нарушениями функций анализаторов или специфическими речевыми нарушениями диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными повреждениями мозговой системы. Такие дети помимо основного дефекта – умственной отсталости – имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Их жизненные перспективы ограничены, поскольку наличие двойного, а тем более тройного дефекта резко затрудняет их продвижение и снижает возможности социально-трудовой адаптации.

  • У детей с психопатоподобным поведением резко нарушена эмоционально-волевая сфера, проявляются характерное недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам. Среди таких детей встречаются «бегунки», т.е. ученики, которые без видимых причин убегают из школы, дома.

  • При недостаточности лобных отделов коры головного мозга отклонения в познавательной деятельности ребенка сочетаются с изменениями личности по лобному типу и сопровождаются резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности. Они слабо учитывают ситуацию. Их развитие осуществляется замедленно.




Похожие:

Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Пояснительная записка Возрастные особенности психофизического развития...
Возрастные особенности психофизического развития детей стр
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Пояснительная записка Возрастные особенности психофизического развития...
Возрастные особенности психофизического развития детей стр
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Пояснительная записка Возрастные особенности психофизического развития...
Возрастные особенности психофизического развития детей стр
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Особенности
Департамент образования организует проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности...
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Принято
...
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными...
Егэ сдают вступительные испытания, определенные Академией в соответствии с Перечнем вступительных испытаний, с учетом особенностей...
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в медицинский колледж сдают вступительные испытания с учетом...
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Целевой раздел программы Пояснительная записка. Цели и задачи реализации...
Индивидуально типологические особенности воспитанников доу с умственной отсталостью и нарушением зрения
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации Адаптированной Образовательной...
Другие значимые для разработки и реализации Адаптированной Образовательной Программы характеристики
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Рабочая программа организации деятельности учителя-дефектолога с...
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей с нарушением...
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Рабочая программа дисциплины Оценка и управление интеллектуальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 38. 04. 08...
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Программа разработана для воспитания и обучения детей 4-7 лет с ограниченными...
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа развитие просодической стороны речи 77
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Программа развития внимания, памяти, мышления учащихся на уроках информатики Часть 1
В 1 части содержатся приемы, способы развития, упражнения для учащихся, изучающих информатику с применением программно-методического...
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon «Исследование как условие развития универсальных учебных действий учащихся»
Цель: представление опыта работы использования полнофункционального мобильного комплекса(далее пмлк) для развития универсальных учебных...
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные...
Приоритетные направления деятельности группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Особенности психофизического развития учащихся с интеллектуальным нарушением icon Программа формирования у учащихся универсальных учебных действий
Программа духовно-нравственного воспитания, развития учащихся при получении начального общего образования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск