Скачать 3.43 Mb.
|
Уважаемые читатели! Коллектив Исследовательского Центра Виктора Воксанаева поздравляет всех читателей бюллетеня с наступающим Новым годом! Желаем всем в новом, 2010 году, достигнуть всех своих поставленных целей и всего самого хорошего! В честь новогодних праздников объем бюллетеня значительно увеличен. СОДЕРЖАНИЕ 1. Мировые тенденции спроса на нефть. 2. Доклада о мировом развитии – 2010 (основные идеи). 3. Актуальные проблемы формирования системы национальной и региональной безопасности. 4. Лучшие инструменты конкурентной разведки. 5. 10 фактов о здоровой окружающей среде для детей.6. На страже биологической безопасности. 7. Анализ состояния энергетической безопасности Украины (2009 г.) 8. Аналитическая справка об угрозе национальным интересам в газовой сфере (Украина, 2009 г.). 1. Мировые тенденции спроса на нефть. Г.И. Мачавариани, зав. сектором прогнозирования мировой экономики ИМЭМО РАН (источник – сайт ИМЭМО РАН, 2009 г.) Вернемся к мировой экономике в целом. Очень хорошо, что поутихли разговоры о физической нехватке запасов углеводородного сырья. Давно известно, что запасы – это функция цены. Какова цена – таковы и запасы. До сих пор научно-технический прогресс обеспечивал все реально существовавшие потребности мировой экономики. Вся загвоздка в цене. Сейчас очевидно, что нехватки углеводородов не будет еще много десятилетий вперед. Ключевой вопрос – спрос. В последнее время ситуация была такова, что с 2003 по 2008 гг. эластичность спроса составляла всего около 0.32. При очень высоких темпах роста мировой экономики, доходивших до 5.2% в год, потребление нефти, а соответственно и спрос на нее сокращались (см. Рис. 1). Это не новый феномен, в 1980-е годы наблюдалась аналогичная картина. Тогда мировая экономика росла в среднем на 3.5 в год, а потребление нефти сократилось. В 1990 г. абсолютный объем потребления нефти был ниже, чем в 1980-м. Это стало результатом широкомасштабных мер по экономии энергии, которые были предприняты в развитых странах. Соответственно, эти 20 рынок нефти был нормальным, а цены на нее более-менее стабильными, хотя в любом случае цены на сырье всегда более волатильны, чем на готовые изделия, особенно продукцию высокой степени переработки. В свете уже имеющегося опыта вряд ли правомерно говорить, что выдвигаемые сейчас планы экономии ресурсов фантастичны. Можно ожидать, что и сейчас, когда мировая экономика вернетсятна траекторию роста, потребление нефти не будет увеличиваться так же быстро, как прежде. На Рис. 2 представлены долгосрочные прогнозы мирового спроса на нефть, которые делались в ИМЭМО РАН в 2000 г. и в 2008 г., на фоне аналогичных прогнозов, представленных Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Министерством энергетики США и Международным энергетическим агентством. В отличие от них всех наш прогноз разрабатывался с учетом отмеченного выше исторического опыта предшествующих десятилетий, а последние оценки – также с учетом ожидаемых нами последствий глобального кризиса 2007–2009 гг. Именно поэтому прогноз ИМЭМО даже в 2000-м году был весьма консервативным. Мы исходили из того, что потребление будет расти темпом 1.5% в год. Первые 7 лет текущего десятилетия так и было: спрос мировой экономики на нефть увеличивался на 1.5% в год. Дальше, конечно, такого не будет, поскольку существенно изменится эластичность спроса по ВВП. В лучшем случае мы ожидает примерно 1% прироста, причем в эту оценку заложены прогнозы спроса как в развитых странах, так и в развивающихся, в том числе в Китае. Следует напомнить, что с 2006 г. началось абсолютное сокращение потребления нефти не только в США, но и в других развитых странах. Правда, в 2006 и 2007 гг. это сокращение в развитых странах компенсировалось ростом потребления в развивающихся. Однако в 2008 г. Третий мир также снизил спрос на углеводороды, а потому их потребление упало в мире в целом. Такая ситуация продолжает иметь место в 2009 г. и, скорее всего, в 2010-м тоже сохранится. Лишь потом можно будет более обоснованно судить о перспективах роста спроса до 2020 и 2030 гг. Но до 2020-го г. скорее всего потребление будет находиться на уровне даже не 94 млн. барр./сут., а где-то 90 млн. барр./сут., а к 2030 г. вырастет, в лучшем случае, до 97–98 млн. барр./сут. Для покрытия такого объема спроса будет достаточно ныне существующих месторождений, а также тех, по которым уже сделаны капиталовложения. К 2012 г. они выйдут на проектные мощности, там либо будет добываться нефть, либо они будут законсервированы. Иначе говоря, существующих запасов нефти хватит, чтобы обеспечить ею мировую экономику не то что до 2020-го, а до 2030 г. Главный вопрос – цена. При предполагаемом нами соотношении спроса и предложения будет наблюдаться, безусловно, очень сильное давление на нее вниз. На каком уровне она установится, сейчас сказать сложно, но вполне вероятно, что обсуждаемый сейчас уровень 60 долл./барр. окажется чрезмерно оптимистическим. Цена может оказаться существенно ниже. Конечно, в текущем и будущем годах будет действовать масса конъюнктурных моментов, в частности ожидаемый подъем экономики США. Однако дальше все больше и больше будут сказываться меры по экономии энергии. Соответственно, они определят в качестве основного тренда снижение цен на нефть и выход на более или менее стабильную ситуацию где-то через 15–20 лет. Рис.1 Рис.2 2. Доклада о мировом развитии – 2010 (основные идеи) (источник – сайт Всемирного банка) Сокращение масштабов бедности и устойчивое развитие остаются основными приоритетами мирового сообщества. Четвертая часть населения развивающихся стран по-прежнему живет менее чем на 1,25 доллара США в день. Миллиард человек не имеют доступа к чистой питьевой воде, 1,6 миллиарда живут без электричества, 3 миллиарда лишены надлежащих средств санитарии. Четверть всех детей в развивающихся странах страдают от истощения. Удовлетворение этих потребностей должно оставаться основной задачей развивающихся стран и помощи на цели развития, учитывая то, что изменение климата будет не облегчать, а лишь усложнять процесс развития. И все же проблемы, связанные с изменением климата, необходимо срочно решать. Изменение климата представляет собой опасность для всех стран, но наиболее уязвимыми в данном случае являются развивающиеся страны. По имеющимся оценкам, на их долю придется примерно 75–80 процентов стоимости ущерба, причиняемого изменяющимся климатом. Потепление всего лишь на 2°C по сравнению с уровнем температур доиндустриальной эпохи, – а это, по-видимому, минимальное повышение температуры, которое произойдет в мире, – может привести к ежегодному снижению ВВП стран Африки и Южной Азии на 4–5 процентов. Большинство развивающихся стран не располагает достаточными финансовыми и техническими возможностями для управления все возрастающими рисками изменения климата. К тому же, их доходы и благосостояние в большей степени непосредственно зависят от природных ресурсов, на которые сильно влияют климатические условия. Причем большинство из них расположено в тропических и субтропических регионах, уже испытывающих воздействие крайне изменчивого климата. Экономический рост сам по себе едва ли будет достаточно быстрым и равномерным, чтобы противостоять угрозам, возникающим в результате изменения климата, особенно если он останется углеродоемким процессом, ускоряющим глобальное потепление. Поэтому в основу политики в отношении климата не следует закладывать выбор между экономическим ростом и изменением климата. В действительности, разумными мерами политики при решении связанных с климатом проблем являются те, что способствуют развитию, снижают степень уязвимости и обеспечивают финансирование перехода на путь низкоуглеродного экономического роста. Мы можем создать климатически разумный мир, если начнем действовать немедленно, действовать сообща и действовать иначе, чем мы действовали прежде: • Действовать немедленно совершенно необходимо, иначе исчезнет сама возможность выбора, и издержки будут возрастать по мере того, как мир будет продолжать движение по высокоуглеродному пути развития с траекторией потепления, по большей части – необратимого. Изменение климата уже ставит под угрозу усилия, направленные на повышение уровня жизни и достижение Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Для того чтобы повышение средних температур не превы- сило 2°C по сравнению с доиндустриальным уровнем, – а это, по-видимому, максимум того, что может быть сделано, – потребуется настоящая революция в энергетике, предусматривающая немедленное внедрение имеющихся энергосберегающих низкоуглеродных технологий, а также широкомасштабные инвестиции в технологии следующего поколения, без которых невозможно обеспечить низкоуглеродный экономический рост. Сегодня также необходимо принимать срочные меры, чтобы справиться с последствиями изменения климата и свести к минимуму связанные с этим издержки для населения, инфраструктуры и экосистем, а также подготовиться к еще большим изменениям в будущем. • Действовать сообща необходимо для снижения издержек и эффективного осуществления мер, направленных как на адаптацию к изменению климата, так и на смягчение его последствий. В первую очередь страны с высоким уровнем дохода должны предпринять активные действия по снижению уровня выбросов на своей территории. Это высвободило бы развивающимся странам некоторое ≪пространство для загрязнения, но что еще важнее – это стимулировало бы инновации и спрос на новые технологии, которые скорее получили бы широкое распространение. Это также способствовало бы формированию достаточно крупного и стабильного рынка квот на выбросы углерода. Оба эти фактора играют решающую роль в предоставлении развивающимся странам возможности двигаться по пути снижения потребления углерода и в то же время быстрее получить доступ к энергоснабжению, необходимому для развития. Дополнительным фактором при этом должно стать оказание финансовой помощи. Совместные действия также чрезвычайно важны для содействия развитию в более суровых природных условиях – растущие климатические риски превзойдут адаптационные возможности местных сообществ. Для защиты наиболее уязвимых необходимо оказание поддержки на национальном и международном уровнях путем реализации программ социальной помощи, разработки международных соглашений о распределении рисков и содействия обмену знаниями, технологиями и информацией. • Действовать иначе необходимо для обеспечения устойчивого будущего в меняющемся мире. В следующие несколько десятилетий мировые энергетические системы должны быть преобразованы таким образом, чтобы уровень выбросов в мире снизился на 50–80 процентов. Должна быть создана такая инфраструктура, которая могла бы функционировать в новых экстремальных условиях. Для того чтобы прокормить еще 3 миллиарда человек, не создавая дополнительной нагрузки для и так уже перегруженных экосистем, необходимо повышать продуктивность сельского хозяйства и эффективность водопользования. Только долгосрочное, широкомасштабное и комплексное управление, а также гибкое планирование могут удовлетворить растущую потребность в природных ресурсах для производства продовольствия, биологических видов энергии, гидроэлектроэнергии и экосистемных услуг и при этом сохранить биологи-ческое разнообразие и поддерживать уровень накопления углерода в почве и в лесах. Жизнеспособными будут те экономические и социальные стратегии, которые учитывают растущий уровень неопределенности и повышают способность адаптироваться к разным климатическим сценариям будущего, а не только позволяют оптимальным образом справляться с уже возникшими климатическими проблемами. Эффективная экономическая политика будет предусматривать совместную оценку деятельности в области развития, адаптации к изменению климата и смягчения его последствий, каждое направление которой использует одни и те же ограниченные ресурсы (людские, финансовые и природные). Необходимо заключить справедливое и эффективное глобальное соглашение в области климата. Такое соглашение должно учесть различные потребности и ограниченные возможности развивающихся стран, оказать им финансовое и технологическое содействие, чтобы они могли справиться с нарастающими угрозами для развития, помочь им увеличить свою традиционно малую долю в общем достоянии человечества, и создать механизмы, разрывающие связь между тем, в какой точке мира реализуются меры по смягчению последствий изменения климата, и тем, кто за это платит. Наибольшее увеличение выбросов будет происходить в развивающихся странах, чей углеродный след сегодня несоразмерно мал и чья экономика должна быстро расти, чтобы обеспечить сокращение масштабов бедности. Страны с высоким уровнем дохода должны оказывать финансовую и техническую помощь развивающимся странам как в области адаптации к изменению климата, так и в обеспечении низкоуглеродного экономического роста. Финансовые средства, выделяемые сегодня на адаптацию к изменению климата и смягчение его последствий, составляют менее 5 процентов ежегодных потребностей до 2030 года. Инновационные финансовые механизмы могут обеспечить недостающие суммы. Успех зависит от изменения моделей поведения и сдвига в общественном мнении. Будущее нашей планеты будут определять люди, являющиеся и гражданами, и потребителями. Несмотря на то, что все большее число людей узнает об изменении климата и считает необходимым принятие мер в этой области, совсем немногие из них рассматривают эту проблему как приоритетную, и большинство вообще не предпринимает каких-либо действий, даже когда имеет такую возможность. Поэтому самой большой задачей является изменение моделей поведения и перестройка институтов, особенно в странах с высоким уровнем дохода. Для того чтобы облегчить и сделать более привлекательной деятельность отдельных лиц и гражданского общества, необходимо изменить государственную политику на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Глава 1: Изменение климата ставит под угрозу достижение целей в области развития, причем с самыми тяжелыми последствиями для бедных стран и бедных людей, а изменение климата невозможно предотвратить, если экономический рост как в богатых, так и в бедных странах не будет сопровождаться снижением выбросов парниковых газов. Мы должны действовать немедленно, поскольку принимаемые странами решения в области развития закрепляют определенные уровни углеродоемкости в мире и обусловливают степень будущего потепления. Ведение хозяйственной деятельности обычными методами может привести к повышению температуры в этом столетии на 5°C или более. И.мы должны действовать сообща: откладывание мер по смягчению последствий изменения климата в развивающихся странах на более поздние сроки может удвоить связанные с этим издержки, и это вполне реальная перспектива, если не будут мобилизованы значительные финансовые средства. Но если мы станем действовать немедленно и действовать сообща, дополнительные издержки на удержание уровня потепления в пределах 2°C будут небольшими и оправданными в сравнении с возможными опасностями, которые несет в себе более существенное изменение климата. |
Информационный бюллетень osint №35 январь февраль 2014 г ... |
«национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Заказчика: Федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства... |
||
О ткрытое акционерное общество Научно-исследовательский центр электронной Заказчик открытое акционерное общество «Научно-исследовательский центр электронной вычислительной техники» (оао «ницэвт») |
Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №12 (1013) от 17 апреля 2017 г Выставка-фотопроект Виктора Холоднякова «Библиотека в лицах» (Библиотечный, информационный и культурный центр по искусству и музыке... |
||
Государственный научный центр Российской Федерации «Исследовательский центр имени М. В. Келдыша» (гнц фгуп «Центр Келдыша»), именуемый в дальнейшем "Покупатель", в лице главного инженера... |
О проведении запроса котировок на право заключения договора Государственный научный центр Российской Федерации федеральное государственное унитарное предприятие «Исследовательский центр имени... |
||
О проведении запроса котировок на право заключения договора поставки Государственный научный центр Российской Федерации федеральное государственное унитарное предприятие «Исследовательский центр имени... |
О проведении запроса котировок на право заключения договора поставки Государственный научный центр Российской Федерации федеральное государственное унитарное предприятие «Исследовательский центр имени... |
||
«национальный медицинский исследовательский центр «межотраслевой... Национальный медицинский исследовательский центр межотраслевой научно-технический комплекс |
«национальный медицинский исследовательский центр «межотраслевой... Национальный медицинский исследовательский центр межотраслевой научно-технический комплекс |
||
«национальный медицинский исследовательский центр «межотраслевой... Национальный медицинский исследовательский центр межотраслевой научно-технический комплекс |
«национальный медицинский исследовательский центр «межотраслевой... Национальный медицинский исследовательский центр межотраслевой научно-технический комплекс |
||
«национальный медицинский исследовательский центр «межотраслевой... Национальный медицинский исследовательский центр межотраслевой научно-технический комплекс |
Методические рекомендации москва 2012 Министерство здравоохранения... Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздравсоцразвития... |
||
Методические рекомендации москва 2012 Министерство здравоохранения... Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздравсоцразвития... |
О проведении запроса котировок на право заключения договора поставки мебели Государственный научный центр Российской Федерации федеральное государственное унитарное предприятие «Исследовательский центр имени... |
Поиск |