Энциклопедия
экстремальных ситуаций
Содержание
Энциклопедия 1
экстремальных ситуаций 1
Содержание 2
Авиакатастрофа 3
Автомобильная авария 6
Взрыв на улице 8
Водитель в опасности 11
Газ 14
Гололёд 16
Драка 18
Если заблудились в лесу 22
Жажда 23
Железнодорожная авария 27
Задержание милицией 29
Захват самолёта 32
Землетрясение 34
Злая собака 38
Извержение вулкана 40
Карманная кража 42
Квартирная кража 43
Кораблекрушение 46
Лавина 49
Лесной пожар 51
Лифт 53
Молния 55
Мошенник 57
Наводнение 60
Общественный транспорт 63
Ограбление квартиры 65
Пожар в автомобиле 68
Пожар в доме 69
Полтергейст 73
Ребёнок на улице 74
Ртуть 77
Рэкет 79
Самозащита покупателя 81
Смерч 88
Тёмная улица 89
Техногенная катастрофа 92
Тонет человек 94
Тонкий лёд 96
Увольнение с работы 98
Угон автомобиля 100
Угрозы по телефону 103
Ураган 105
Цунами 107
Человек за бортом 109
Чрезвычайное положение 111
Шаровая молния 113
Ядовитая змея 113
Авиакатастрофа
В специальной литературе существует понятие „компетентный пассажир“. Это не тот человек, который знает марки машин или цены на билеты. Компетентный пассажир — человек, который максимально использует свои шансы на спасение в аварийной ситуации.
В 1974 году при аварии самолёта В-707 в Паго-Даго (Самоа) из ста одного пассажира остались в живых лишь пятеро, которые потом рассказали, что внимательно прочли памятку и прослушали инструкцию стюардессы. Поэтому для спасения они воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как другие пассажиры устроили давку, устремившись к традиционному входу-выходу. Комиссия с горечью констатировала, что большинство пассажиров спаслись бы, если бы они просто знали, где находятся аварийные люки и как ими пользоваться.
Существует несколько основных типов аварийных ситуаций. В воздухе, чтобы правильно действовать в них, надо не только знать, как себя вести, но и мысленно заранее проделать путь к спасению. Это даёт больше шансов, что в опасную минуту вам не откажет память.
ДЕКОМПРЕССИЯ. РАЗРЯЖЕННЫЙ ВОЗДУХ В САЛОНЕ. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рёва (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно вероятны звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы).
Не дожидаясь команды, а тем более помощи экипажа, немедленно надевайте кислородную маску. О том, где она находится и как ею пользоваться, вам расскажет стюардесса в начале полёта. Маску надо именно надеть, а не просто прижать к носу и рту — даже при поступившем кислороде вы ещё можете потерять сознание и выронить маску.
По той же причине не пытайтесь оказать кому-то помощь до того, как сами надели маску, даже если это ваш ребёнок: если вы не успеете помочь себе, без кислорода окажетесь вы оба.
Декомпрессия — аварийная ситуация, которую экипаж немедленно начинает исправлять, снижая высоту полёта. Ниже трёх тысяч метров содержание кислорода уже можно считать нормальным. Поэтому при признаках декомпрессии сразу же после надевания маски пристегните ремни и подготовьтесь к резкому снижению или „твёрдой“ посадке.
АВАРИИ ПРИ ВЗЛЁТЕ И ПОСАДКЕ. Об аварии такого рода вас вряд ли смогут предупредить заранее. Поэтому самая разумная тактика — предварительные меры личной безопасности перед каждым взлётом и посадкой.
Например, быть в верхней одежде: пальто или куртка (не синтетика!) могут защитить вас от ожогов, если придётся выбираться из пожара. Оставайтесь в обуви, даже если она на высоком каблуке — на случай, если вам придётся идти по осколкам, горящему пластику и т.д. Туфельки на „шпильках“ женщинам следует снять лишь перед надувным трапом, не загораживая при этом путь к эвакуации другим пассажирам, и не выпускать обувь из рук, чтобы на земле немедленно обуться.
Безусловно, надо снять галстук, шарф, очки, заколки и т.д.— в экстремальной ситуации опасна даже авторучка в боковом кармане пиджака.
Перед каждым взлётом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплён как можно ниже у ваших бёдер. Проверьте, нет ли у вас над головой тяжёлых чемоданов.
Непосредственно перед аварией обычно есть возможность принять безопасную фиксированную позу.
Обычно рекомендуется согнуться и плотно сцепить руки под коленями (или схватиться за лодыжки). Голову надо уложить на колени, а если это не получается, наклонить её как можно ниже. Ноги следует упереть в пол, выдвинув их как можно дальше (но не под переднее кресло, которое при аварии может заклинить).
Федеральное авиационное управление США рекомендует использовать кресло перед вами для принятия другой фиксированной позы. На спинку кресла надо положить руки в скрещённом положении и голову прижать к рукам. Также вытянуть ноги и упереться. И разумеется, обе позы можно принимать лишь при пристёгнутом ремне.
В момент удара следует максимально напрячься и подготовиться к значительной перегрузке. её направление при большинстве аварий — вперёд и, может быть, вниз.
О расположении всех выходов из салона рассказывает в краткой инструкции стюардесса. Оставив все предпосадочные волнения, выслушайте её внимательно. Обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. а если вы сидите рядом с аварийным люком, то на вас ложится дополнительная ответственность: от того, сумеете ли вы его открыть, зависит жизнь многих людей.
Однако не всегда можно открыть ближайший выход (пламя снаружи, деформация фюзеляжа в этом месте и т.д.), поэтому помнить надо обо всех путях спасения.
Для аварий на взлёте или посадке обычна внезапность, и предупреждения экипажа вы можете не дождаться, поэтому будьте в курсе событий за бортом (дым, резкое снижение, остановка двигателей и т.д.), чтобы принять фиксированную позу. Однако ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолёта, не поднимайте панику. Только профессионал может с уверенностью судить об опасности происходящего.
ПОЖАР НА САМОЛЁТЕ. Большинство пассажиров считают, что во время пожара за бортом у них будет около пяти минут после приземления, чтобы покинуть самолёт. Однако опыт показывает, что лучше рассчитывать на одну-две минуты. По данным Национального управления по безопасности перевозок США, пожарами сопровождаются приблизительно 20% аварий самолётов; свыше 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых.
Мы уже говорили, как важно запомнить расположение выходов. При пожаре это необходимо ещё и потому, что дым мешает не только дышать, но и видёть указатели. А самое главное при пожаре — немедленно после остановки самолёта направиться к ближайшему выходу.
При этом:
защитите свою кожу — на вас должны быть пальто, шапка, плед;
не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пригнитесь или даже пробирайтесь к выходу на четвереньках — внизу дыма должно быть меньше; помните — дым, а не огонь — первая опасность;
не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается, помните, что есть другие выходы; если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;
не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;
будьте решительны и дисциплинированны, боритесь с паникой на борту любыми средствами, окажите максимальную помощь стюардессе;
не становитесь сами причиной пожара: на борту самолёта надо обращаться с огнём так, будто вы едете в бензовозе.
Катастрофические ситуации на самолётах показывают два опасных типа поведения пассажиров — паника и апатия. Как ни странно, оцепенение встречается значительно чаще. Это надо помнить, чтобы предупредить у себя такую реакцию и ни при каких обстоятельствах не прекращать борьбу за своё спасение. Этика школы выживания говорит, что единственной причиной прекращения борьбы может считаться физическая смерть.
…После таких наставлений кое-кто из читателей, пожалуй, без содрогания не сможет даже подумать о полете. Но надо учесть, что самолёт — вовсе не железный ящик с людьми внутри. Защитные системы машины, аэродинамические качества, даже деформация материала, на которую уходит энергия удара при падении,— всё это служит спасению, как и ваше умелое поведение. Кроме того, бывают и чудеса. Югославская стюардесса Весна Вулович, например, после аварии упала с высоты 10 600 метров и осталась жива.
В 1994 году во всех самолётах планеты погибли 1385 человек. За последние десять лет авикатастрофы унесли 11 425 жизней. Это значит, что авиакатастрофа — одна из самых редких причин гибели человека.
Абсолютные показатели аварийности по Министерству гражданской авиации СССР
|
1981
|
1982
|
1983
|
1984
|
1985
|
1986
|
1987
|
1988
|
1989
|
1990
|
1991
|
Количество катастроф —
|
29
|
29
|
21
|
20
|
23
|
29
|
13
|
16
|
23
|
28
|
35
|
в том числе на всех типах воздушных судов на пасс. рейсах —
|
5
|
3
|
3
|
4
|
4
|
5
|
2
|
3
|
1
|
5
|
5
|
Количество жертв —
|
395
|
371
|
222
|
380
|
404
|
324
|
47
|
115
|
98
|
203
|
249
|
в том числе на всех типах воздушных судов на пасс. рейсах —
|
216
|
229
|
155
|
289
|
351
|
236
|
17
|
58
|
32
|
84
|
140
|
Абсолютные показателя аварийности по гражданской авиации СНГ
|
1992
|
1993
|
1994
|
Количество катастроф —
|
33
|
17
|
19
|
в том числе на всех типах возд. судов на пасс. рейсах
|
4
|
3
|
4
|
Количество жертв —
|
253
|
349
|
321
|
в том числе на всех типах возд. судов на пасс. рейсах
|
101
|
222
|
235
|
Крупнейшая авиакатастрофа в мире по гражданской авиации произошла 27 марта 1977 года с самолётом „Боинг-747“ компании КЛН-ПАН АМ (Тенериф). Погибло 583 человека.
|