Скачать 0.93 Mb.
|
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №80 компенсирующего вида Калининского района. Принята: Утверждена: педагогическим советом ГБДОУ заведующим ГБДОУ детского сада №80 детского сада № 80 ________Миракова О.Н. Протокол № 1 от 30.08.2016. Приказ № 97 от 31.08.2016. Рабочая программа старшей группы №6 для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) Разработчик: учитель – дефектолог высшей категории Громаковская Алла Владимировна Санкт-Петербург 2016 – 2017 учебный год Содержание программы: Аннотация.
обучающихся………………………………………………………………………….
с детьми………………………………………………………………………………... 3.4.Оснащение кабинета учителя-дефектолога…………………………………………. 4. Дополнительный раздел. 4.1.Система логопедической работы с воспитанниками. 4.2.Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы…… 5. Приложение……………………………………………………………………………… Рабочая Программа разработана учителем-дефектологом старшей группы №6 для детей с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Содержание Рабочей программы обеспечивает комплексный подход в организации и реализации образовательного процесса дошкольников с учетом имеющихся условий в групповом помещении. Рабочая образовательная Программа разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада №80 компенсирующего вида. Рабочая Программа содержит разделы: «Целевой», «Содержательный» и «Организационный». «Целевой раздел» включает «Пояснительную записку», в которой дается краткая характеристика группы, описываются возрастные особенности и индивидуальные особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальной недостаточностью (легкой) и программно-методическое обеспечение образовательного процесса в данной группе. А так же имеется раздел «Педагогической диагностики». В «Содержательном разделе» размещаются задачи образовательной деятельности в данной возрастной группе, комплексно-тематическое и перспективное планирование проведения непосредственно-образовательной и совместной деятельности с детьми по образовательным областям: - «Социально-коммуникативное развитие» - «Познавательное развитие» - «Речевое развитие» - «Художественно-эстетическое развитие» - «Физическое развитие». В «Организационном разделе» изложены рекомендации по организации жизнедеятельности детей, режим дня данной возрастной группы, описано проектирование воспитательно-образовательного процесса и совместно-образовательной деятельности детей и взрослых («Режим двигательной активности», «Расписание непрерывной образовательной и совместной деятельности с детьми, «Учебный план учителя-дефектолога»). Рабочая Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрастных формах работы с детьми; - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, спецификой и возможностями образовательных областей. Структура и содержание Рабочей Программы определена сроком на 1 год (с 01.09.2016 по 30.06.2017) и корректируется учителем-дефектологом в соответствии с реальными условиями. 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Общие положения: Рабочая программа разработана в соответствии с - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «О федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций – СанПин 2.4.1.3043-13 - Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детского сада №80 компенсирующего вида Калининского района, разработанной на основе комплексных программ дошкольного образования. Рабочая образовательная Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для обучающихся дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в пяти образовательных областях – основная часть программы не менее 60% общего объема. Часть АООПДО, формируемая участниками образовательных отношений, представлена образовательной программой «Нравственно-патриотическое воспитание», «Программа коррекционно-развивающихся занятий» учителя-дефектолога с воспитанниками в индивидуальной работе - не более 40% от ее общего объема. Срок реализации данной программы: 1 год (с 01.09.2016. по 30.06.2017.) Рабочая образовательная программа может корректироваться в связи с изменениями: - нормативно-правовой базы дошкольного образования, - образовательного запроса родителей, - видовой структуры групп и др 1.2 Цели и задачи реализации программы: - коррекция и развитие воспитанников с интеллектуальной недостаточностью (легкой). Задачи: - формирование физического и психического здоровья (развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, формирование представлений о здоровом образе жизни); -социальная адаптация (воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению); -формирование основных видов деятельности по пяти областям: -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие; -обеспечение познавательного развития воспитанников, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности; -гендерное воспитание (формирование представления воспитанника о его месте в обществе, в семье, в детском коллективе); - нравственно-патриотическое воспитание (формирование представлений о родной стране). Принципы и подходы к формированию Программы. 1) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. 2) Принцип научной обоснованности и практической применимости. 3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. 4) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в группе. . 1.3. Возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальной недостаточностью (легкой) старшего возраста. Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе. В возрасте от пяти до семи лет у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются основные нарушения общей моторики – низкое качество выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, метание), недостаточность мышечной силы, плохая координация движений частей тела. Потребность в двигательной активности проявляют все дети. У основной массы детей преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы общения. Появляется способность управлять собственными эмоциями. У детей появляется стремление заниматься более продолжительное время чем-то определенным (играть с любимой игрушкой, раскрашивать, конструировать и т.п.). При обучении и воспитании в группе у детей появляются способности к волевому усилию: умение проявить терпение и приложить усилие для преодоления трудностей и доведения дела до конца при поддержке педагога. Все виды восприятия (зрительные, слуховые, тактильно-кинетическое) продолжают оставаться неполными, неточными, слабо дифференцированными и осознанными. Кроме того, имеет место нарушение их взаимодействия, составляющее основу сенсорно-перцептивной способности. Несмотря на нарушения мелкой моторики, дети владеют элементарными навыками рисования. Они относительно самостоятельны в самообслуживании и в быту, владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками. Представления детей с нарушением интеллекта отличаются фрагментарностью, неточностью, имеют выраженную склонность к уподоблению и быстрому сглаживанию, забыванию. До конца дошкольного возраста у детей остается полностью несформированной регулирующая функция речи. Речь почти не включается в процесс деятельности. Поэтому дети очень часто не могут самостоятельно играть, конструировать и т.п. Но с помощью взрослого овладевают элементарным конструированием по подражанию и образцу. Необходимо отметить, что у детей на протяжении всего дошкольного возраста ярко проявляется недостаточность зрительно-двигательной координации и сенсомоторной интеграции – невысокое качество выполняемых действий и их результатов, что вызывает необходимость постоянной стимулирующей помощи взрослых. Индивидуальные особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальной недостаточностью старшего возраста.
Количество детей в группе – 13 человек. Группы здоровья: III - 1 воспитанник; IV – 3 воспитанника; V - 9 воспитанников. 1.4. Планируемые результаты усвоения Программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений воспитанника. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений воспитанника: воспитанник овладевает основными культурными способами деятельности, учится проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; воспитанник имеет представления об окружающем мире, о разных видах труда, профессиях, о себе, умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; воспитанник имеет представления о разных формах и видах игры, о наличии условной и реальной ситуации, о подчинении разным правилам и социальным нормам; воспитанник понимает обращенную речь, может выражать свои мысли и желания на вербальном и невербольном уровне; у воспитанника развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; воспитанник способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. 1.5. Педагогическая диагностика Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Цель диагностики: оптимизировать образовательный процесс, оперативно отследить формирование знаний, умений и навыков детей по образовательным областям, выявить динамику и спланировать работу в соответствии с реальными возможностями каждого ребенка. Задачи диагностики: - Выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут. - Определить степень освоение ребенком образовательной программы. - Оценить влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка. Для проведения педагогической диагностики используются различные методы: - беседы; - наблюдения; - анализ продуктов детской деятельности; - диагностические ситуации. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: - коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.); - игровой деятельности; - познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); - проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); - художественной деятельности; - физического развития. Карты наблюдения детского развития имеют вид таблицы. Заполняются таблицы два раза в год – в сентябре месяце и в мае месяце. Технология работы с таблицами включает два этапа. Этап 1: Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляют баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить – по столбцу – и разделить на количество параметров, округлить до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы либо индивидуального образовательного маршрута детей. Этап 2: Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить – по столбцу – и разделить на количество параметров, округлить до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Интервалы средних значений: Низкий уровень – среднее значение показателей менее 2.2. Средний уровень – среднее значение показателей от 2.3 до 3. Высокий уровень – среднее значение показателей больше 3.8. Оценка уровня овладения ребенком необходимыми знаниями, умениями и навыками по образовательным областям: 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает. 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания. 3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого. 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью все предложенные задания. 5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно Педагогическая диагностика разработана на основе: Программы «От рождения до школы» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2011; (для детей с задержкой психического развития); методического пособия «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко содержит методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего воспитания и подготовки детей с задержкой психического развития, авторские программы подготовки к школе детей ЗПР (5-6 и 6-7 лет); диагностического пособия «Результаты итогового мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»»,2011 г.; диагностического пособия «Результаты промежуточного мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»»,2011 г.; диагностического пособия «Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011 г.; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» |
Рабочая программа содержит разделы: «Целевой» Содержание Рабочей программы обеспечивает комплексный подход в организации и реализации образовательного процесса обучающихся с умственной... |
Рабочая программа профессионального модуля Программа предназначена для организации обучения студентов по специальности 11. 02. 08 Средства связи с подвижными объектами. Курс... |
||
Рабочая программа содержит следующие разделы Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы |
Основная образовательная программа основного общего образования Уставом Абаканского спец. Пу. Образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта содержит... |
||
Структура программы на Прологе В программе не обязательно должны быть все разделы. Однако, как правило, программа содержит, по меньшей мере, разделы predicates... |
Аналитика Деятельности). Книга содержит и разделы, непосредственно посвященные методам и приемам эффективной организации мыслительной деятельности... |
||
Рабочая программа по дисциплине включает в себя следующие разделы: Цель освоения дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Справочник работ и профессий рабочих Выпуск 7 Разделы: "Общие профессии черной металлургии" Еткс содержит тарифно-квалификационные характеристики, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ независимо от того,... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) по дисциплине Дисциплина «Основы проектирования на fpga» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к вариативной части цикла М. 1 |
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №29 г. Химки Содержание основной образовательной программы отражает требования фгос ноо и содержит три основных раздела: целевой, содержательный... |
||
С разделением на разделы и возможностью планирования Приводятся две формы программирования. Одна из них содержит все поля программирования, а другая содержит поля специфичных разделов.... |
Рабочая программа по аглийскому языку 5-9 классы Данная рабочая программа разработана для обучения английскому языку на базовом уровне в 5-9 классах мбоу «Прохоровская гимназия».... |
||
Сборник лучшей практики деятельности со нко и тос Издание содержит разделы, содержащие информацию по интересному опыту работы, методические рекомендации, материалы |
Языку для поступающих в вузы Москва «оникс 21 век» Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1 орфография, 2 пунктуация, 3 лексика и стилистика, 4 грамматический разбор |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. На основе данной программы допускается... |
Образовательная программа основного общего образования Санкт-Петербург... Основная образовательная программа основного общего образования чоу «школа «унисон» в соответствии с требованиями Стандарта содержит... |
Поиск |