Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места


Скачать 0.64 Mb.
Название Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места
страница 1/5
Тип Конспект
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Конспект
  1   2   3   4   5




учебно-методический

комплекс



Содержание
Первый год обучения

  1. Вводное занятие

  • Мягкая игрушка как один из видов ДПИ. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места.

  1. Блок I. «Плоскостная игрушка»

  • Виды плоскостных игрушек. Приемы оформления. Технология изготовления плоскостной игрушки;

  • Аппликация «Коврик». Виды аппликаций из ткани. Технология лоскутной аппликации;

  • Игрушки – валентинки. День Святого Валентина. Технология изготовления игрушек – валентинок;

  • Сувенир.Технология изготовления кухонных подставок и варежек – «прихваток». Виды декоративных швов.

  1. Блок II. «Народная мягкая игрушка»

  • Тряпичная кукла. Виды народных тряпичных игрушек. Последовательность выполнения шитой тряпичной куклы;

  • Кукла-закрутка: традиции русской народной культуры. Технология изготовления куклы-закрутки. Конспект занятия по теме «Кукла-закрутка»;

  • Игрушки – пальчики. Технология изготовления пальчиковых игрушек;

  • Пасхальное яйцо. «Красная Пасха». Семантика и символика в оформлении пасхальных яиц.

  1. Блок III. «Мягкая объемная игрушка»

  • Игрушки из шариков. Технология изготовления игрушек из шариков. Приемы декорирования. Конспект занятия по теме «Мягкая объемная игрушка. Игрушки из шариков»;

  • Объемная игрушка. Виды набивных игрушек. Материалы, используемые для наполнения мягкой игрушки. Использование меха в изготовлении объемных игрушек. Технология пошива изделий из меха, приемы обработки. Использование нетрадиционных материалов в изготовлении мягких игрушек. Виды каркасов. Композиционное решение коллективной работы.

  • Цветы из ткани. Технология изготовления искусственных цветов из ткани и кожи. Технология обработки кожи. Приемы работы с инструментами.



Второй год обучения
1. Блок «Сувениры из ткани»

  • Матрешка. История народной игрушки и народного костюма. Анализ образцов народной игрушки – связь материалов, формы и росписи;

  • Лошадка. Городецкая роспись. Анализ декоративного решения игрушки-сувенира. Последовательность выполнения игрушки «Лошадка»;

  • Козлик. История сувенира и его назначение. Последовательность выполнения сувенира «Козлик»;

  • Спортсмен, гимнаст, хоккеист. История олимпийских игр Анализ модели;

  • Веселые клоуны. О декоративных лоскутных изделиях в народном быту. Приемы разработки мозаики костюма клоуна. Традиции лоскутного крестьянского искусства.


2. Блок «Плоские комбинированные игрушки»

  • Кукла-сувенир «Чукчонок». О декоративно-прикладном искусстве народов Крайнего Севера и Сибири. Конспект занятия;

  • Зайчик, собачка, медвежонок. Анализ моделей и выбор игрушки. Цветовое решение. Последовательность выполнения игрушки.


3. Блок «Объёмные игрушки из меха»

  • Зайчик;

  • Олененок;

  • Щенок.


Вводное занятие


Мягкая игрушка как один из видов ДПИ

Игрушка всегда сопутствовала человеку. Это один из самых давних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего быт, радующего наш глаз. Игрушку любят все дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с удовольствием смотрят на красивые забавные игрушки, которые доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

Мягкие игрушки бывают:

  • Плоскостные;

  • Полуобъёмные;

  • Объёмные.

Основные материалы

Мягкие игрушки выполняются из самых разнообразных тканей: ситца, штапеля, байки, фланели, бархата, плюша, шерстяной ткани, сукна, фетра и других. Для изготовления мягкой игрушки используются как новые материалы, так и старые лоскуты, предварительно выстирав их и разгладив.

Для выполнения игрушек-зверей лучше использовать ворсистые материалы, искусственный или натуральный мех, плюш, ворсолан. Для кукольных головок пригодится трикотаж. Для создания объёма сшитые формы игрушек набивают ватой, обрезками поролона или синтепона, отходами трикотажного производства, ниткой-путанкой и др.

Дополнительные материалы

Для каркасных игрушек применяют проволоку сечением 1-2 мм. Алюминиевую проволоку не рекомендуется употреблять, так как она легко ломается.

Для оформления игрушек могут пригодиться пуговицы, бусинки разных размеров, прозрачные упаковки от таблеток, кожа или ее заменитель, клеёнка разных цветов.

Для оформления игрушек хорошо использовать шерстяные нитки разного цвет, лён, вискозу, синтетическую мочалку, обрезки длинноворсового меха.

В оформлении одежды кукол и животных можно использовать разноцветную тесьму, сутаж, отделочный шнур, ленты, кружева, разноцветные нитки мулине, бисер, блёстки.

Инструменты

  • Иголки различной величины;

  • Напёрстки;

  • Круглогубцы;

  • Кусачки;

  • Ножницы;

  • Ножницы «зигзаг»;

  • Карандаши простые и цветные;

  • Проволочные щётки для расчёсывания искусственного меха;

  • Электрический утюг для разглаживания ткани.

Оборудование рабочего места

  • Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость.

  • По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку.


Блок I. «Плоскостная игрушка»
Виды плоскостных игрушек

Виды плоскостных игрушек. Приемы оформления.

Технология изготовления плоскостной игрушки

Основой плоскостных игрушек служит картон, на задней стороне которого пришивают петлю, чтобы можно было повесить игрушку на стену. Эти игрушки могут служить хорошим сувениром.

Для их изготовления используют различную ткань, кусочки искусственного меха. При оформлении мордочки, глаз, носа, усов можно пользоваться способом аппликации из плотной бумаги, фетра, кожи, пришить пуговицы.

Соединительные швы

Шов «вперёд иголку» - самый простой, но самый необходимый в рукоделии. Его применяют для соединения деталей.

Швом «вперёд иголку» можно собрать ткань и получить красивую отделочную деталь – оборку. Для этого в конце шва потяните нитку, распределяя ткань равномерно на нужную длину. Получится сборка.

Шов «назад иголку» применяется для прочного соединения деталей. Сложите детали, которые вы собираетесь сшить, лицевыми сторонами – этот шов всегда идёт по изнаночной стороне. Выполняют его обычно справа налево. Последовательность действий показана на рисунках.

Ещё один соединительный шов – это шов «через край». Этим швом особенно удобно сшивать трикотажные ткани. Шов выполняют слева направо. Чтобы шов был прочнее, можно сделать его двойным. Сначала проложить стежки в одну сторону, а потом в обратном направлении, проколы иголки при шитье туда и обратно совпадают.

Петельный шов является одновременно соединительным и закрепляющим. Его можно выполнять и слева направо, и справа налево. Очень важно, чтобы проколы иглы были на равном расстоянии друг от друга и от края деталей – тогда он будет не только особенно прочным, но и красивым.



Процесс выполнения мягкой игрушки состоит из следующих этапов:

  • Подбор материала и подготовка его к работе;

  • Раскрой деталей (основные и отделочные детали);

  • Сшивание деталей;

  • Придание формы отдельным деталям;

  • Сборка изделия;

  • Оформление изделия.

Материал для изделия подбирают в зависимости от величины, внешнего вида и назначения игрушки. Чем она меньше, тем эластичнее должна быть ткань. Для объёмной игрушки материал подбирать сложнее, чем для плоскостной.

Выбранный материал необходимо раскроить. Для этого выкройку накладывают на изнаночную сторону ткани, прижимают и обводят остро отточенным карандашом. Если материал тёмных тонов, то для обводки используют светлый карандаш. Нельзя обводить выкройку толстым куском мела, так как при этом искажаются размеры отдельных деталей.

Сшивание деталей мягкой игрушки в значительной мере зависит от качества выбранного материала и его раскроя.

Из несыпучих тканей (сукно, драп, фетр) размеченные по лекалам детали вырезают точно по линии и сшивают по лицевой стороне материала «петельным» швом ниткой в цвет ткани.

При изготовлении игрушек из сыпучих тканей (ситец, фланель, байка, штапель, шерсть, шёлк, плюш) обведённые выкройки вырезают, отступив от линии карандаша на 0,5 см. Готовые детали смётывают швом «вперёд иголку», после чего сшивают швом «назад иголку» по нанесённой линии.


Аппликация «Коврик»

Виды аппликаций из ткани. Технология лоскутной аппликации

Аппликация из ткани – разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определённом фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются такие аппликации пришиванием или приклеиванием. Аппликация из ткани может быть: предметной, декоративной, сюжетной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Материалами для аппликации служат ткани натуральные и синтетические разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр.

Фоном для аппликации может быть шёлк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Чтобы при вырезании изображения и обшивке края ткани не осыпалась, её крахмалят: ситец, сатин, бумазею, полотно – жидким клейстером из картофельной муки (отжимают насухо и гладят с изнанки горячим утюгом). Шелк, батист, кружева, синтетические ткани – желатином (сухие лоскутки растягивают на доске и обрызгивают раствором желатина, затем просушивают, гладить нельзя).

Для выполнения аппликации используют писчую бумагу для эскизов и копировальную бумагу для переведения эскиза на фон. Копировальная бумага должна быть чёрной для светлых фонов, белой, жёлтой или цветной для тёмных фонов.

Для выполнения аппликации используют ножницы большие и маленькие с прямыми и загнутыми концами, иголки, булавки, напёрсток, пяльцы.

Последовательность выполнения аппликации

Аппликация из ткани выполняется в следующей последовательности:

  • Установление размера аппликации, изображение эскиза общего вида вещи в двух экземплярах. Элементы аппликаций – цветы, деревья, птицы, звери – должны быть стилизованными, без лишних деталей, с чётким правильным контуром;

  • Один экземпляр эскиза разрезается и служит выкройками, другой – сохраняется и служит для контроля (правильного расположения элементов аппликации). Заготовленные из бумаги элементы аппликации вырезаются из соответствующих кусочков ткани. К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь заходит на другую. Если в узоре одинаковые фигуры встречаются несколько раз, то материю можно сложить в несколько раз и по бумажной выкройке раскроить сразу несколько экземпляров. Кроить фигуры, особенно крупные, обязательно по долевой нити, иначе они деформируются (растянутся);

  • Вырезанные фигуры раскладывают на фоне в нужных местах эскиза, уточняют форму, совместимость фона и цвета фигур;

  • Закрепляется аппликация из ткани двумя способами: пришиванием и приклеиванием. Пришивать можно по-разному: все вырезанные формы примётывают на фоне. Если аппликация сложная, с большим количеством деталей, то примётывание делают по частям, по мере выполнения аппликации. Примётанные фигуры обшивают по краям просто катушечной ниткой, мелкими частыми стежками (чем сильнее сыпется материал, тем чаще). Стежки класть косые, тогда легче прихватываются выбившиеся из материала концы нити. Края аппликации обшиваются разными способами: шнуром подходящей толщины и цвета, цветной пряжей, швами «петельным», «тамбуром» и др. Приклеивание – более быстрый способ, чем пришивание. Применяется в основном при изготовлении картин, ковриков, панно или вещей, не подлежащих стирке. Клеящие составы, применяемые в аппликациях на ткани: клейстер из картофельной муки, синтетический клей БФ-2, ПВА. На фоне очень аккуратно проклеивается то место, куда будет накладываться заготовленная форма (сама форма не проклеивается). Готовая форма придавливается тряпочкой от середины к краям.

Аппликация может быть плоскостной и рельефной. Для получения рельефного изображения, под вырезанные фигуры подкладывают вату, тряпочки, поролон. Рельефная аппликация красива, но её труднее чистить, стирать, т.к. она при этом деформируется.

Аппликация применяется в оформлении мягкой игрушки, праздничных костюмов, сувениров, панно.





Игрушки – валентинки

День Святого Валентина. Технология изготовления игрушек – валентинок
День Святoгo Валентина как пpаздник влюбленныx oтмечаетcя 14 февpаля в Евpoпе c XIII в. В CША - c 1777 г. В cтpанаx CНГ (oткpытo) - c начала 1990-x гoдoв.

O жизни pеальнoгo xpиcтианина Валентина (poдилcя в III в. н. э. в г. Теpни - Pимcкая импеpия) пoчти ничегo не извеcтнo. Cкудные факты тpагичеcкoй биoгpафии выкpаиваютcя из пpoтивopечащиx дpуг дpугу легенд. Pаccказывают, чтo епиcкoп Теpни, будучи мoлoдым челoвекoм, oказывал юным влюбленным ocoбoе pаcпoлoжение - пoмoгал пиcать пиcьма c пpизнаниями в любви, миpил пoccopившиxcя, даpил цветы мoлoдым cупpугам. Аpеcт егo был вызван якoбы тем, чтo pимcкий импеpатop Юлий Клавдий II не пoзвoлял coлдатам импеpcкиx легиoнoв влюблятьcя и женитьcя, а Валентин тайнo венчал легиoнеpoв.

Кoгда Валентин cидел в тюpьме, oн якoбы влюбилcя в cлепую дoчь cвoегo палача - и иcцелил ее. Гoвopят, пpавда, чтo делo былo наoбopoт: надзиpатель пoпpocил Валентина излечить дoчь, а та влюбилаcь в oпальнoгo cвященника. Пеpед казнью oн ocтавил ей пpoщальную запиcку и пoдпиcалcя: "Твoй Валентин". Oтcюда - и oткpытки "валентинки" (в xoду c 1800-x гг.), и cам пpаздник. Дата казни cв. Валентина coвпала c pимcкими тopжеcтвами в чеcть Юнoны, бoгини любви. Этoт день в Pиме cчитали началoм веcны.

Клаccичеcкoй эмблемoй Валентинoва дня cчитаютcя кpаcные poзы, кoтopые, coглаcнo античнoй легенде, пoявилиcь благoдаpя гpечеcкoй бoгине любви и кpаcoты: Афpoдита, тopoпяcь к cвoему любимoму Адoниcу, наcтупила на куcт белыx poз, и ее бoжеcтвенная кpoвь oбагpила иx в кpаcный цвет.

Каждый народ отмечает день святого Валентина по-разному. Британцы, например, в День святого Валентина посылают любовные послания не только друзьям и знакомым, но и своим домашним животным (не правда ли, очень мило с их стороны).

Япoнцы же oказалиcь бoлее opигинальны - oни пеpеделали 14 февpаля в cвoеoбpазнoе "8 Маpта для мужчин", кoгда пoдаpки пoлучает в ocнoвнoм cильный пoл.

В наше время валентинкой называют открытку возлюбленному в день Святого Валентина. Первые валентинки появились еще в средние века, когда возлюбленные говорили или пели друг другу слова любви. Письменные валентинки появились в 15 веке. Самая старинная их них, датированная предположительно 15 веком, выставлена в Британском музее. Бумажными валентинками раньше обменивались вместо подарков. Они приобрели особую популярность в Англии. Их делали из цветной бумаги и подписывали цветными чернилами. Изобретательность влюбленных в создании валентинок не знала предела.

Самые талантливые писали валентинки в виде акростиха – это стихотворный размер, когда первые буквы каждой строфы составляют вместе осмысленное слово, в данном случае – имя возлюбленного. Валентинки вырезали маленькими ножничками или прокалывали маленькими булавками в виде кружева, окрашивали через трафарет, создавали валентинку-паззл или ребус или имитировали средневековую рукопись с цветными рисунками. В начале XIX века началось серийное производство валентинок. Сначала это были черно-белые рисунки, нарисованные вручную на фабрике. Современные влюбленные все чаще поздравляют друг друга виртуальными валентинками.

Сувенир

Технология изготовления кухонных подставок и

варежек – «прихваток». Виды декоративных швов

Для выполнения варежек – «прихваток» из плотной прочной ткани выкраивают две части: лицевую и оборотную, которая прилегает к ладони. Края варежки смётывают, затем сшивают строчным швом и вывёртывают.

Можно сшить варежки петельным швом, который скрепляет части варежки и украшает изделие. В этом случае варежку выворачивать не нужно.

Лицевую часть варежки можно вышить тамбурным швом. Вышивка выполняется до сшивания деталей.



Виды декоративных швов

Отделка – украшение изделия. Украшением могут быть и пуговицы, и тесьма, и кружево, а также различные отделочные швы.

Уже известный шов «вперёд иголку» может быть выполнен разными по цвету нитками, крупными или мелкими стежками. Если строго соблюдать размер стежка и расстояние между ними (это проще всего сделать по счёту нитей в переплетении ткани), то получится очень простая, красивая вышивка, напоминающая пёструю тесьму. Такая вышивка распространена в народном искусстве и называется счётной гладью. Стежки могут быть расположены по-разному, и в результате получаются очень красивые узоры.

Шов «вперёд иголку» с перевивом выполняется в 2-3 приёма. Сначала проложить шов «вперёд иголку». Затем взять нить другого цвета, закрепить её у начала строчки и протянуть между стежками шва. Перевив лучше делать ушком иглы, ни в коем случае не задевая ткань.

Перевив можно делать и на одном и на двух швах – вариантов здесь множество.

Петельный шов тоже может быть отделочным, если выполнять его цветными нитками мулине и менять длину стежков и расстояние между ними.

Тамбурный шов применяется в вышивке и при отделке изделий. Внешне выглядит в виде цепочки. Для его выполнения прокалывают ткань с изнаночной стороны. Провести нить на лицевую сторону, сделать из неё петельку, которую придержать большим пальцем левой руки. Затем ввести иглу в место первого прокола и вывести примерно в середину петли. Вывести нить и затянуть, образуя петельку с ниткой посередине. Продолжая работу в том же порядке по рисунку, можно получить красивую отделку.

Бархатный шов (козлик) можно использовать как отделочный и соединительный.

Внешне представляет перекрещивающиеся наклонные стежки. Шов выполняют между двумя параллельными линиями шириной 5-10 мм, слева направо. Бархатный шов можно сделать сплошным, выполнив нитками одного цвета. Сплошной шов создаёт ажурную клетчатую полосу.

Блок II. «Народная мягкая игрушка»
Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка.

Издавна в русских крестьянских семьях дети играли тряпичными куклами, которых делали из любого кусочка ткани с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По народным повериям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребёнку. Безликая кукла являлась партнёром детям в игре, заставляла понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.

Именно такая кукла явилась прототипом современной игрушки. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить как сувенир и подарок к празднику.

Тряпичная кукла

Виды народных тряпичных игрушек. Последовательность выполнения шитой тряпичной куклы

Матерчатых кукол люди делали ещё с незапамятных времён. Вот только ткань – материал не такой прочный, как дерево или глина, поэтому те древние куклы до нас не дошли. Самые старинные, что дошли до нас, сделаны во второй половине XIX века.

В кукол из ткани играли дети во всех странах мира и во все времена. Это потому, что такую куклу просто сделать, она доступна и интересна всем – и бедным, и богатым. Вся разница в отделке – у одной она вышита золотом по шёлку и украшена драгоценными камнями, а у другой сделана из белёной холстины.

В русской деревне матерчатая кукла была самой распространённой игрушкой с глубокой древности почти до середины XX века! Причём эта игрушка очень мало изменилась за прошедшие века. В чём магическая сила куколки из сказки? В материнской любви. Эта куколка – та самая берегиня, какие матери клали в колыбель ребёнку.

Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сёстры. Одновременно они учили малышей самим шить таких кукол и передавали им свой опыт. Так что с пяти лет любая девочка могла сделать себе куколку сама. Для крестьянских девочек изготовление кукол и игра в них были не просто развлечением, но и своеобразной школой. Чтению и письму они не обучались до конца XIX века. Зато им очень рано предстояло научиться всему, что должна была знать и уметь женщина – хозяйка и мать. А, играя в куклы, учились шить, вышивать, прясть.

Изготовление и особенно одевание матерчатой куклы даёт большой простор для фантазии. Все куклы-самоделки разные и по характеру, и по отделке, так что одинаковых на свете просто быть не может.

Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свёрнутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная или кудельная, то есть сделанная из льна или пеньки, наряд из пёстрых лоскутков – вот такая была кукла.

В тряпичной кукле причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжёлой крестьянской жизни здоровье и красота – почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчёркнуто подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле.

У традиционной матерчатой куклы была вполне «взрослая» фигура. Это отголоски почитания Матери-Земли, богини плодородия. Подтверждается это ещё и тем, что в русской народной игрушке не было принято делать кукол-мужчин и кукол-мальчиков. Первые куклы мужского пола появились только в конце XIX века.

И лицо белое тоже не случайно. Саму куклу делали из самотканого полотна, достаточно грубого и неотбелённого, а вот лицо обтягивали кусочком отбеленного холста или белой льняной ткани. Причём до XVIII века, а в отдалённых губерниях и дольше, у тряпичной куклы вообще не было лица. Кукла должна была защищать ребёнка от злых сил, заменять его собой. Если кукла с лицом, она слишком похожа на человека и в неё может вселиться злой дух, а без лица она просто вещь и, значит, неопасна для ребёнка. Так что в белом лице без изображения отразилась древняя обережная роль матерчатой куклы.

Со временем белизна лица утратила свой древний смысл и стала признаком кукольной красоты. А ещё позднее мастерицы начали прорисовывать своим куклам черты лица или вышивать их цветными нитками.

Волосы для матерчатой куклы были настоящим украшением, они делали куклу «как в жизни». Если кукла изображала незамужнюю женщину, то волосы заплетали в косу и украшали лентой, кокошником, венком, а если «бабу» - скрывали волосы головным убором.

Самодельная кукла, особенно без лица, выглядела не очень-то ярко и нарядно. Поэтому особое значение имела одежда из ярких лоскутков, украшение бусами, лентами. В крестьянском быту они выглядели ярким, праздничным пятном, таким своеобразным «островском красоты». Городские же, фабричные ткани оставались для деревни дорогими до начала XX века. Матерчатая кукла в простом наряде – белой рубашке, синем сарафанчике из ситца, с алой лентой в волосах – так ценились. Её дарили детям на именины и праздники и даже «приглашали» на свадьбу. Нарядную торжественно куклу передвигали по свадебному столу, приговаривая: «Раздайся, народ, девья красота идёт!»

Как играли в матерчатые куклы

Дети играли раньше в когда «мужчины» уходили в поле или на охоту, а «женщины» оставались дома прясть, ткать, присматривать за детьми. Дети «примеряли» на себя взрослую жизнь. А помогали им в этом куклы. Условная тряпичная кукла может стать в игре кем угодно: матерью-хозяйкой и маленькой дочкой, девушкой-невестой и старушкой, барыней и крестьянкой. Такая игра в чём-то схожа с театром.

Ещё одним любимым занятием детей была игра в свадьбу. Деревенская свадьба была красочным представлением с многочисленными обрядами и правилами, с песнями и причитаниями, причём всё происходило в строгой последовательности. Так что, играя в куклы, дети приобщались и к народным традициям. Именно детям полагалось снимать с невесты покрывало, расплетать косу, шествовать перед «свадебным поездом. Однако только в игре дети могли исполнять взрослые роли, особенно главные – жениха и невесты. Играющие по своему усмотрению сокращали или, наоборот, расширяли игру-обряд, особо выделяя самые яркие моменты: часто здоровались и кланялись, традиционным грустным песням предпочитали весёлые, долго и шумно катали по избе кукольный «свадебный поезд».

Девочки постарше, уже подростки, собираясь «на посиделки», брали с собой корзинку с куклами. В такой корзинке могло быть одновременно 20 и более кукол! По кукольным нарядам судили о мастерстве и вкусе девочки.

Даже выходя замуж, девушка собирала всех своих кукол и приносила в дом жениха. И могла играть до тех пор, пока у неё самой не появятся дети, причём никто не смеялся над ней и не считал игру в куклы несерьёзным занятием или бесполезной тратой времени. А уже потом куклы переходили к её детям. Кукол бережно хранили в специально отведённом месте и никогда не выбрасывали. Их любили и берегли. Потому что кукла выполняла очень важную роль: с помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт. Она была и детской забавой, и средством воспитания, магическим предметом и праздничным подарком, свадебным атрибутом и украшением суровой трудовой жизни. Вот какая важная и полезная вещь обыкновенная матерчатая кукла!


Кукла-закрутка

Кукла-закрутка: традиции русской народной культуры.

Технология изготовления куклы-закрутки
Конспект занятия по теме «Кукла-закрутка»

Цель: Знакомство с историей появления тряпичной куклы и технологией ее изготовления.

Задачи:

1. Познакомить детей: с историей тряпичной куклы; с куклой-закруткой и технологией ее изготовления.

2. Формировать навыки работы с тканью на примере куклы-закрутки.

3. Воспитать познавательный интерес к народному искусству, эмоциональную отзывчивость и коллективизм.

Оборудование:

Для педагога: марионетка – Василиса, тряпичная кукла-закрутка, кукла из соломы, кукла из пряжи, кукла из мочала, ткань, нитки, пряжа, ножницы, магнитофон.

Для детей: ткань для туловища и деталей одежды, пряжа для волос, нитки, клей «Момент».

Оформление: рисунки «Этапы изготовления куклы-закрутки».

Музыкальное оформление: народный ансамбль «Золотое кольцо».

Возраст детей: 8 – 10 лет.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки! Сегодня на занятии мы с вами поговорим об истории появления куклы, а особенное внимание уделим удивительной кукле – кукле-закрутке. У каждого из вас есть дома кукла и не одна, особенно их много у девочек. Вы с ними играете, шьете для них одежду. А знаете ли вы, что детские игрушки появились очень давно, как вы думаете когда?

Дети: триста лет назад.

Педагог: На самом деле тряпичная кукла у славян появилась примерно тысячу лет назад. Сегодня вы покупаете кукол в магазине, а раньше, каждую куколку делали своими руками.

Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан - чем не девушка с беленьким личиком.

Эту первую славянскую куклу – игрушку делали совсем не для детских забав веселой ребятни, а предназначалась она для древних богов, в которых верили наши предки – назвали первую куклу - Коллодией (уж не оттуда ли пошла поговорка-ворчалка «Ну, что лежишь, как колода!»). С тех пор обряд стал похож на забаву: женщины наряжали полено, поклонялись ему, а потом сжигали и веселились.

Появились и другие куклы-чучела (педагог показывает различные виды кукол), которые использовались в обрядах. У каждой было свое имя: Морена, Купала, Кострома, Русалка, Ярило, Горгон, Костру-бонько... Эти обряды с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол, обычно сплетенных из соломы, с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, после «отдавали» богам - сжигали, бросали в реку или разрывали и разбрасывали по полям. И взамен просили хороших урожаев, теплого лета, счастливой любви...

Некоторые из этих древних славянских праздников сохранились и до сих пор. Не приходилось ли вам с песнями и играми сжигать чучело зимы - Дуню-Масленицу, а после лакомиться блинами, точь-в-точь как наши предки?

То же самое происходило и у других древних народов. Так мистический обряд стал веселой игрой, а кукла-полено и соломенное или тряпичное чучело позже стали детскими игрушками.

(Педагог показывает ребятам тряпичную куклу закрутку)

Педагог: Русские крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Вместе с пеленкой с уголком от дурного глаза и одеяльцем будущему малышу сооружали куклу. Делали ее без иголки и без нитки, игрушку сворачивали из цветных тряпок и наряжали, но лицо не рисовали, такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Безликая кукла-закрутка являлась партнером детям в игре и служила оберегом от напастей.

Педагог: Ребята, мы сегодня с вами создадим куклу-закрутку, не используя в работе иголки и ножницы, так как раньше считалась, что металл не должен касаться куклы, чтобы она несла в себе только добро.

На первом этапе мы скручиваем хлопчатобумажную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, нужно закрепить ее ниткой. Туловище нашей куклы-закрутки готово.

Делаем лицо и руки. Кладем трубочку из ткани на середину квадрата из светлой ткани. Перегибаем по диагонали и закрепляем голову, перевязываем ниткой. Ручки и талию также перевязываем. Получилась светлая кофта.

Наряжаем куклу, из ниток делаем и укрепляем волосы.

Затем из яркой ткани делаем юбку.

На голову можно повязать из пестрой ткани платок, надеть красивый передник – кукла готова!

Педагог: Пока мы с вами работаем, я хотела бы узнать, знаете ли вы пословицы и поговорки связанные с трудом. Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте:

Терпенье и труд – (все перетрут);

Без труда не вынуть – (рыбку из пруда);

Делу время – (потехе час);

Дело мастера (боится);

Сделал дело – (гуляй смело);

Семь раз отмерь – (один раз отрежь);

Под лежачий камень – (вода не течет);

Не красна изба углами, а красна (пирогами).

Педагог: Ну, что же, кукла у нас получилась просто замечательная! Ребята прошло очень много времени, прежде чем кукла стала игровой, то есть превратилась в простую игрушку. Мы с вами узнали, когда появилась кукла на Руси, и какое значение имела в жизни наших предков. Спросите у своих мам и бабушек о куклах, с которыми они играли в детстве. Они расскажут вам много интересного, а может быть, даже покажут свою любимую куклу, которую бережно хранят в укромном уголке своего дома.

Примерные вопросы:

Какое значение имели куклы для наших предков?

Из каких материалов делали кукол?

Как звали первую куклу, которую использовали для обрядов славяне?

Какую куклу называют безликой?

(Стук в дверь) Педагог открывает дверь и выносит куклу марионетку в народном костюме.

Кукла: Ой, а что вы тут делаете?

Дети: Куклу-закрутку!

Кукла: Как интересно, у меня теперь будет целый хоровод подружек. Хочу вам представиться – Василиса, красавица и умница, плясунья, хохотунья. А давайте я ваших кукол подружек плясать научу! Эх! Становитесь в хоровод, да пляши честной народ. (Дети с куклами становятся в хоровод и танцуют вместе с куклой Василисой)

Кукла: Как же весело мне с вами, но идти пора домой, шлю поклон я вам земной!

Педагог: Спасибо вам ребятки за ваше старание и внимательность, я думаю сегодняшняя встреча вам запомнится и не оставит вас равнодушными к народному творчеству.

Литература

1. Горичева В.С. Куклы.- Ярославль: Академия развития, 1999. – стр. 84-100.

2. Даль В.И. О поверьях, суевериях и преданиях русского народа. – СПб., 1997.

3. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – стр. 129-172.

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия – Игрушки; Авт. сост. Н.Г. Юргина.- М.: ООО «Фирма «Издательство Аст»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1998. – стр. 18-23.














Игрушки – пальчики
  1   2   3   4   5

Похожие:

Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Образовательная программа «мягкая игрушка» Педагог дополнительного...
Образовательная программа «Мягкая игрушка» является программой дополнительного образования детей художественной направленности
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Тематическое планирование по технологии 4 класс
Материалы, необходимые для урока технологии. Изучение свойств материалов. Инструменты для урока технологии. Правила безопасной работы...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Конспект урока в 6 классе. Тема: «Инструменты и материалы. Основные виды петель»
...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Тема урока: Научный стиль как один из книжных стилей русского литературного...
Оборудование: компьютер, мультимедиа, список электронных ресурсов, печатные материалы (модули)
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Формы участия в конкурсе индивидуальное выполнение задания
Каждому участнику предоставляются одинаковые готовые лекала с припусками на швы, ткань одного метража и вида, фурнитура и оборудование....
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Дополнительные материалы, которые можно использовать при обучении географии
...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Рабочая программа «Ярмарка чудес»
Идея создания программы родилась из опыта работы нескольких объединений декоративно прикладного творчества в Доме детского творчества,...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Начало работы на компьютере
В интернете есть огромное количество дополнительной информации по темам данного курса, и ни один конспект не в состоянии вместить...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon 1 Пояснительная записка
Горнолыжный спорт – один из видов лыжного спорта. Представляет собой спуск с гор на специальных приспособлениях (лыжах) по заранее...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Дополнительные материалы к учебнику

Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Учебные пособия. Н. В. Никулин, электроматериаловедение основное пособие
Материалы, из которых изготавливают механическое оборудование, электрические машины, преобразователи, электрические аппараты и электрические...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Программа дистанционного гигиенического обучения работников
Вводное занятие. Санитарное законодательство и государственный санитарный надзор. Законы РФ «0 санэпидблагополучии населения», «0...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Программа дистанционного гигиенического обучения работников предприятий общественного питания
Вводное занятие. Санитарное законодательство и государственный санитарный надзор. Законы РФ «0 санэпидблагополучии населения», «0...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Закупки, извещение об осуществлении которых планируется разместить в 2017, 2018, 2019 годах; 2
Перейдите на рабочее место «Закупки по 44-фз» (см. Рисунок 1). Путем выбора рабочего места слева, или выбора рабочего места из выпадающего...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Программа дистанционного гигиенического обучения работников предприятии...
Вводное занятие. Санитарное законодательство и государственный санитарный надзор. Законы РФ «0 санэпидблагополучии населения», «0...
Комплекс Содержание Первый год обучения Вводное занятие Мягкая игрушка как один из видов дпи. Основные материалы. Дополнительные материалы. Инструменты. Оборудование рабочего места icon Справочные материалы для студентов по специальности Фармация Иваново,...
ПМ. 02 «изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск