Скачать 0.73 Mb.
|
На основании приказа министерства образования и министерства здравоохранения нижегородской области № 2588/2851 от 20.11.2013 г. «Об организации добровольного анонимного социально-психологического и иммунохроматографического тестирования обучающихся образовательных организаций Нижегородской области на предмет немедицинского потребления наркотиков и других токсических веществ». В целях раннего выявления детей и молодежи, склонных к немедицинскому употреблению наркотических средств и психоактивных веществ, в рамках реализации Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Вам необходимо организовать работу по проведению добровольного анонимного социально- педагогического тестирования обучающихся с использованием методических рекомендаций. Результаты необходимо направить по электронной почте MOLGorodez@adm.grd.nnov.ru до 27 января 2014 года в обобщенном виде: Образовательное учреждение ________________________Дата тестирования _____________ Таблица 1 «Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)
Таблица 2 Анонимная анкета (мониторинг)
Директор ________________________ К статистическим данным необходимо приложить анализ Анонимной анкеты, указать планируемые мероприятия с детьми, попавшими в "группу риска", и их родителями. Начальник В.И. Полозова Н.В. Богданова 9 39 32 Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" Государственное бюджетное образовательное учреждение "Детский оздоровительно-образовательный центр Нижегородской области"Дети против наркотиков" Министерство здравоохранения Нижегородской области Государственные бюджетные учреждения здравоохранения «Областной наркологический диспансер» и «Областная наркологическая больница» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДОБРОВОЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ и ИММУНОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ «ГРУППЫ РИСКА», СКЛОННЫХ К НЕМЕДИЦИНСКОМУ ПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ И ДРУГИХ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Нижний Новгород 2013 год Авторы составители: Еделева Елена Гурьевна – зав. кафедры психологии ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»; при участии Нелидова Алексея Львовича – заместителя главного врача ГБУЗ НО «Нижегородский областной наркологический диспансер», кандидата медицинских наук, доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО НижГМА, М. В. Смирновой – заместителя директора ГБОУ ДООЦ НО «Дети против наркотиков». Текущая ситуация с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) подростками и молодежью характеризуется сочетанием нескольких тенденций, требующих от образования и здравоохранения интеграции систем профилактики. С конца 80-х и в течение 90-х годов отмечался катастрофический, в десятки раз, рост заболеваемости наркоманией и токсикоманией среди несовершеннолетних. В следующее десятилетие (в течение 2000-х годов), наоборот, число зарегистрированных наркоманов и токсикоманов среди несовершеннолетних непрерывно уменьшалось. К настоящему времени основная наркологическая заболеваемость сместилась на взрослый возраст (20-30 лет). В противоположность этой позитивной тенденции, в поколении детей, родившихся в 80-х годах и позже, нарастает число различных психосоциальных и психофизиологических факторов риска; в результате число детей и подростков «группы риска» в настоящее время достигает 55%-60% от общего числа учащихся. Пребывание в образовательной организации личности, употребляющей психоактивные вещества, приводит к вовлечению ближайшего окружения в процесс их употребления. Раннее выявление лиц, употребляющих наркотики, позволяет вовремя принять необходимые меры. Раннее выявление злоупотребления ребенком психоактивных веществ или наркотических средств целесообразно производить при взаимодействии учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования и других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Всемирной Организацией Здравоохранения принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную её формы. Первичная профилактика – это работа с популяцией условно здоровых людей; в которой, существует определённое количество лиц из группы риска. Это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением дезадаптивных, уже сформированных, нарушенных форм поведения. Вторичная профилактика направлена на популяцию людей, у которых поведение риска уже сформировано. К этой группе относятся лица, употребляющие наркотики, но без сформированной физической зависимости. Это система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов и личностных стратегий. Третичная профилактика - это профилактика рецидивов. Она направлена на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков или других психоактивных веществ и желающих прекратить их употребление. Третичная профилактика – это система действий, направленная на уменьшение риска возобновление употребления наркотиков и активизацию личностных . Психологическая профилактика — это
Основной задачей психопрофилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности в сложных жизненных ситуациях, психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии, адекватное принятие решений и ответственность за него. Функции процесса профилактики Профилактическая и социально- психотерапевтическая. Учет и приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний, организация оказания социально-терапевтической помощи нуждающимся, обеспечение защиты их прав. Образовательно-воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие педагогической деятельности всех социальных институтов района – семьи, школы, микросоциума; использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды и возможностей сомой личности. Диагностическая. Проведение мониторинга образовательных учреждений по выявлению детей группы риска. Постановка «социального диагноза», изучение медико-психологических и возрастных особенностей, способностей ребенка, изучение мира его интересов, круга общения, условий жизни, выявление позитивных и негативных влияний, проблем. Организаторская. Организация социально-педагогической деятельности детей и взрослых, их инициативы, творчества; влияние на содержание досуга, содействие в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, деятельности подростковых и молодежных объединений; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе. Прогностическая. Участие в прогнозировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся социальной работой. Организационно-коммуникативная. Сосредоточение информации и организация взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями. Эксперты Всемирной организации здравоохранения разработали обобщенную классификацию факторов риска наркотизации и алкоголизации в зависимости от уровня их проявления. Выделяют четыре уровня проявления факторов риска:
Медицинский – задержки психического развития (ЗПР) и умственная отсталость, органические поражения нервной системы (энцефалопатии, синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ), неврозы, расстройства развития характера (акцентуации и психопатии), психосоматические заболевания и заболевания/травмы, ограничивающие возможности развития, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР), детско-подростковые расстройства (реакции) поведения разных видов, отклонения психосексуального развития. Основными медицинскими факторами риска являются последствия энцефалопатии и невротические/характерологические расстройства. Те и другие предопределяют закономерную последовательность кризисов развития: в 6-7 лет – неготовность к школе, в 1-2-м классе – школьную дезадаптацию; в 4-м классе – латентная педагогическая запущенность с неготовностью к переходу в 5-й класс; в 5-6-м классе – стойкое падение мотивации учебной деятельности (прогрессирующая педагогическая запущенность); в 7-8- классе – девиантное поведение, в том числе и употребление ПАВ (переход педагогической запущенности в социальную запущенность – неразвитая способность к самостоятельной деятельности и сниженный самоконтроль, стремление к примитивным удовольствиям). 2. Индивидуально-психологический. Дезадаптированность к учебному процессу; личностные характеристики, акцентуации характера высокая тревожность и депрессивность, агрессивность, сниженная самооценка («комплекс неполноценности»), инфантилизм, неразвитость психологических защит и совладающего/защитного поведения в стрессах и кризисных ситуациях. Указанные факторы риска предопределяют возникновение школьных неврозов и нарушений характера (акцентуаций/психопатий), которые, в свою очередь, вызывают в 13-17 лет стремление детей к их компенсации: в неблагоприятных условиях дисфункциональной семьи и сверстников (потребителей ПАВ, с асоциальным поведением) компенсацией становится собственное девиантное поведение и употребление ПАВ. 3. Микросоциальный. Семейный. Наличие в семье личностей, ведущих антисоциальный образ жизни; уклонение родителей от воспитания детей; эмоциональная отверженность ребенка; конфликтные отношения в семье; жестокое обращение с ребенком; неполная семья; дисфункциональные семьи с нарушениями базовых функций (любви и сексуально-эротической, детородной, психологических, ролевых, взаимной поддержки и сплочения), низкий социально-культурный уровень семьи; беспризорность сильная и постоянная занятость родителей (работа, общественная или личная жизнь). Школьный. Низкое качество учебно-воспитательного процесса школы, не формирующее мотивацию учебной деятельности, ценностные ориентации, дисциплину и сплочение школьных коллективов, формальное/эмоционально отвергающее отношение педагогов к учащимся, унижение их достоинства, отсутствие развития у учащихся внеучебных деятельностей (кружков, секций) в школе и в учреждениях дополнительного образования. |
Образования и молодежной политики Чувашской Республики Директор автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Канашский транспортно – энергетический... |
Департамент образования и молодёжной политики администрации города нефтеюганска приказ В соответствии с приказом Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска от 03. 10. 2013 №881-п... |
||
Положение об Управлении культуры, молодежной политики и спорта администрации... А администрации Еманжелинского муниципального района (в дальнейшем именуемое Управление) является структурным подразделением администрации... |
О проведении межрайонного конкурса ... |
||
Чувашской Республики Утверждено Начальник отдела образования и молодежной... Торги проводит: Отдел образования и молодежной политики администрации Порецкого района Чувашской Республики |
Департамент образования и молодёжной Об итогах изучении деятельности организаций, подведомственных Департаменту образования и молодёжной политики, по вопросам исполнения... |
||
Министерство культуры РФ управление культуры, спорта и молодежной... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования |
Программа школьного летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания... Управление образования и молодежной политики администрация Лысковского муниципального района |
||
Отчет о работе учреждений сферы молодежной политики города Губкинского за I полугодие 2015 года Реализацию молодежной политики в городе Губкинском осуществляет муниципальное учреждение «Управление по делам молодежи и туризму... |
Должностная инструкция главного специалиста комитета образования,... Должность главного специалиста комитета образования, молодежной политики и спорта Администрации муниципального района (далее главный... |
||
«Управление персоналом в Министерстве имущественных отношений Ставропольского края» Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение |
План работы отдела образования и молодежной политики администрации... Анализ работы отдела образования и молодежной политики администрации Курортного района за 2015/2016 учебный год. Основные задачи... |
||
Молодежной политики Чувашской Республики направляет Положение Межрегионального... «Центр дополнительного образования для детей «юнитэкс» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики направляет... |
Руководство и организация Организатором Конкурса является мку «Управление... |
||
Министр образования и молодежной политики Ставропольского края |
Директор муниципального казенного «Центр внешкольной работы и молодежной политики» Степновского муниципального района Ставропольского края (далее электрик) назначается... |
Поиск |