Скачать 0.95 Mb.
|
Специалисты, не имеющие специальной подготовки, 1. Что такое как правило, не распознают нарушение сенсорной инте- сенсорная интеграция ? грации, если только оно не принимает тяжелых форм. В знакомство с понятием медицинских учебных заведениях изучают мозг, поэтому можно предположить, что врачи знакомы с сенсорными нарушениями. Однако педиатры, семейные врачи и пси- хиатры обычно уделяют внимание другим аспектам здо- ровья, развития и заболеваний ребенка и не всегда могут Перелом, корь или, скажем, плохое зрение выявить лег- распознать нарушение сенсорной интеграции. Директора ко. А вот причины трудностей с учебой или плохого по- и учителя школ тоже могут не понимать природу пробле- ведения далеко не столь очевидны. Такие нарушения мы. У родителей, проводящих со своими детьми много нередко являются следствием неадекватной сенсорной времени, больше шансов ее заметить, но у них, как пра- интеграции в мозгу ребенка. Они встречаются у детей вило, нет специальных познаний о нервной системе, и по- по всему миру и приводят к тому, что способные ребята тому им трудно разобраться в том, что происходит в мозгу плохо учатся в школе или неадекватно себя ведут, несмо- ребенка. тря на достойное воспитание и прекрасную атмосферу Мы особенно и не задумываемся о том, что мозг управ- в семье. ляет всеми видами активности, телесной и умственной. В силу своей неочевидности и серьезности эти пробле- Эта книга поможет читателю по-новому взглянуть на обу- мы требуют объяснения. Немногие из нас задумываются чение и поведение, понять некоторые аспекты жизни че- о том, как работает мозг, поэтому слова сенсорная и инте- ловека, о которых большинство из нас не догадывается. грация мало кому знакомы. У большинства людей сенсор- Расскажет о двух видах ощущений - вестибулярных и ная интеграция происходит «автоматически», поэтому проприоцептивных, - существующих наряду со зрением, мы считаем ее чем-то само собой разумеющимся, подобно, слухом, вкусом, обонянием и осязанием, известными всем например, сердцебиению или перевариванию пищи. со школьной скамьи. _________________________________________________ Разобравшись, как у вашего ребенка происходит сен- Эта книга поможет вам по-новому взглянуть на обучение сорная интеграция, вы сможете заметить проблему, как и поведение. только она появится. Внимательнее относясь к функции- _________________________________________________ ям своего ребенка, связанным с сенсорной интеграцией, вы можете помочь ему преодолеть трудности и стать *См. Словарь терминов, с. 257. счастливее. Немного о словах ют столь же важную роль в помощи детям, как матери и специалисты-женщины. Слова нужны для коммуникации. Однако многие слова Детьми мы называем детей не старше 8-9 лет. имеют значения, понятные лишь определенному кругу Нервная система представляет собой сеть взаимосвя- людей, для остальных же они могут значить нечто совсем занных нервных клеток, расположенных по всему телу. иное или даже вовсе не иметь смысла. Употребляя слова, Плотное скопление нервных клеток внутри черепа обра- мы будем уточнять их значение, чтобы вы нас лучше по- зует головной мозг. Пучки нервных клеток, расположен- нимали. Если вы не знаете значений слов, которые мы ных вдоль позвоночника, называются спинным мозгом. употребляем, вы не сможете понять и наших идей. Итак, Взятые вместе, головной мозг и спинной мозг называют- давайте поговорим о словах. ся центральной нервной системой. Отростки нервных В этой книге, говоря «он», мы будем иметь в виду ре- клеток располагаются и за пределами центральной нерв- бенка, а «она» будет относиться к родителю, учителю или ной системы - в коже, мышцах, суставах, внутренних ор- терапевту. Мы делаем это только для того, чтобы облег- ганах и органах чувств (подробнее см. в главе 3). чить вам чтение текста. В этой книге в большинстве слу- В научной среде и специальной литературе, особенно чаев «он» может относиться как к мальчику, так и к де- переводной, когда речь идет о чем-либо, связанном с нерв- вочке. И безусловно, отцы и специалисты-мужчины игра- ной системой, вместо «невро-» нередко пишут и говорят «нейро-». Иногда «невро-» «резервируют» для практической Сенсорная интеграция медицины, а «нейро-» - для фундаментальной науки. придает приобретаемому Нервный процесс - это какой-либо строго упорядочен- опыту смысл, просеивая ный процесс, выполняемый нервной системой. Слово информацию, организуя «функция» происходит от латинского слова со значением ее и тем самым помогая «выполнять», то есть нервная функция - это то, как нерв- ребенку сконцентриро- ная система выполняет ту или иную работу. Невролог - ваться. специалист в области нервной системы и ее функций. Ощущения вызываются раздражителями, которые, посылая определенные сигналы, стимулируют или акти- визируют нервные клетки и запускают нервные процес- сы. Вы можете читать эту книгу потому, что зрительными сигналами стимулируются нервные клетки ваших глаз и запускаются сенсорные процессы в вашем мозгу. Звуко- Что такое сенсорная интеграция? вая вибрация, прикосновение к коже, запах, мышечная месте, острые предметы режут, а действия имеют конкрет- активность и сила тяжести - примеры раздражителей, ные последствия. Физические взаимодействия - это взаи- вызывающих ощущения. моотношения, подчиняющиеся незыблемым законам фи- Интеграция - это вид организации чего-либо. Инте- зики. Ребенок, читающий книгу, взаимодействует с ней как грировать - значит собрать или организовать разные ча- физически, так и ментально (умственно). Физическое взаи- сти в единое целое. Когда нечто интегрировано, его части модействие заключается в том, что он удерживает книгу, работают слаженно, как одна система. Центральная нерв- не давая ей упасть под действием силы тяжести, держит ная система, и особенно головной мозг, устроены так, что прямо голову, направляя взгляд на строки, и фиксирует в они могут организовывать бесчисленные кусочки сенсор- мозгу наличие темных знаков на белом фоне. Умственная ной информации в целостную систему. активность состоит в складывании из этих знаков слогов, Нервные клетки действительно общаются друг с дру- слов и фраз, а также в обдумывании смысла предложений. гом, поэтому во фразах типа «ощущения говорят телу, что оно делает» и «мозг говорит телу, что делать» мы употреб- ляем слово «говорить». Ученые заменяют его специальны- Сенсорная интеграция - это... ми терминами, но термины, как правило, запутывают чи- тателей, которые не сталкиваются с ними в повседневной Сенсорная интеграция представляет собой упорядочива- жизни. Поскольку наша книга предназначена для родите- ние ощущений, которые потом будут как-либо использо- лей, мы будем использовать простые, общеупотребитель- ваны. Ощущения дают нам информацию о физическом ные слова, а также сравнения и метафоры, конечно, в той состоянии нашего тела и окружающей среды. Они текут степени, в какой они не искажают сути происходящего. в мозг подобно ручейкам, впадающим в озеро. Каждую Слово физический относится ко всему, что можно из- миллисекунду в наш мозг поступают бесчисленные кусоч- мерить в области массы, энергии, пространства и времени. ки сенсорной информации - и не только от глаз или ушей, Сила тяжести, расстояние, форма, свет, вибрация, движе- но от всего тела. Мы обладаем также особым чувством, ние и прикосновение - физические явления; мысли и вос- которое фиксирует действие силы тяжести и перемеще- поминания к физическим явлениям не относятся, хотя они ния нашего тела по отношению к земле. вызываются физической активностью мозга. Физическая среда - это мир, в котором предметы падают вниз, двига- Регулирование дорожного движения ются, только если их толкнули или потянули на себя, в ко- Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или тором тяжелые предметы трудно сдвинуть с места, две ве- вести себя подобающим образом, мозг должен организовать щи не могут находиться одновременно в одном и том же все вышеупомянутые ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их лением. Однако, если сенсорные процессы не упорядоче- в определенном порядке, подобно регулировщику, направ- ны, переварить ощущения и напитать мозг невозможно. ляющему движение машин. Когда ощущения текут орга- __________________________________________________ низованно, или интегрированно, мозг может использовать Ощущения можно уподобить пище для мозга: их для формирования восприятия, поведения, а также для они доставляют ему знания, необходимые для управления процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен, телом и мышлением.___________________________________ жизнь становится похожей на час пик в дорожной пробке. Сенсорная интеграция Составление целого из частей
ного поведения. Ощущения представляют собой потоки электрических импульсов. Химические реакции, идущие в нашей нерв- Пища для мозга ной системе, тоже участвуют в образовании импульсов. Сенсорная интеграция является самой важной частью ра- Чтобы импульсы обрели значение и сыграли определен- боты сенсорной системы. Вы знаете, что пища питает на- ную роль в системе, они должны быть интегрированы. ше тело, но для этого она должна быть переварена. Ощу- Именно интеграция позволяет нам воспринимать ощуще- щения можно уподобить пище для мозга: они доставляют ния. Мы воспринимаем наше тело, других людей и пред- мозгу знания, необходимые для управления телом и мыш- меты благодаря тому, что мозг интегрирует сенсорные - Сенсорная интеграция «собирает мозг в кучу». При таких действиях как поедание апельсина потоки информации, поступающей от глаз, носа, рта, кожи, мышц и суставов, сливаются в единое целое, формируя целостное восприятие ситуации. импульсы в значимые (имеющие смысл) формы и взаимоотношения. Когда мы смотрим на апельсин, наш мозг интегрирует ощущения, полученные от глаз, и мы воспринимаем цвет и форму фрукта. Когда мы трогаем апельсин, ощущения, полученные от пальцев и кистей рук, интегрируются, и благодаря этому мы узнаём, что снаружи корка у апельсина грубая, а внутри он влажный. Интеграция ощущений, полученных от органов обоняния, позволяет нам почувствовать его цитрусовый запах. Сенсорная интеграция и жизнь Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. Младенец научится ползать и вставать, только если в его мозгу будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция, что и происходит в первый год жизни. _________________________________________________ Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела.______ Детство играет в сенсорной интеграции главную роль, ибо ребенок организует не только свои зрительные и слу- ховые ощущения, но и ощущение собственного тела и дей- ствия силы тяжести. Чтение требует весьма сложной ин- теграции ощущений, поступающих от глаз, ушей и мышц шеи, а также от особого чувствительного органа во вну- треннем ухе. У танцоров и гимнастов отлично развита интеграция телесных и вестибулярных ощущений, поэто- му их движения красивы и точны. Работа художников и ремесленников зависит от интеграции ощущений, полу- ченных от глаз и рук. У спокойных и жизнерадостных лю- дей интеграция нервной системы, как правило, хорошая. Большинству же из нас приходится довольствоваться «средненькой» интеграцией. В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции. Несмотря на то что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно придется разви- вать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению физиче- ских задач, с которыми человек сталкивается в детстве. Наилучшую возможность для развития сенсорной инте- грации дает адаптивный ответ. __________________________________________________ Ребенок должен развивать сенсорную интеграцию, по- разному взаимодействуя с окружающим миром._________ Адаптивные ответы Адаптивный ответ - это обоснованный и целенаправлен- ный отклик на ощущения. Младенец видит погремушку и тянется за ней. Попытка дотянуться до погремушки и Играя, ребенок приобретает элементарные навыки, кото- рые позднее по- могут ему раз- вить сложные навыки и успеш- но справляться с проблемами. есть адаптивный ответ. Простое бесцельное махание руками таковым не является. Когда ребенок осознает, что погремушка слишком далеко, и ползет к ней, мы уже имеем дело с более сложным адаптивным ответом. Посредством адаптивных ответов мы справляемся с задачами и узнаем что-то новое. Вместе с тем формирование такого ответа помогает мозгу развиваться и организовывать самого себя. Большинству взрослых это кажется всего лишь игрой. Однако игра состоит из ряда адаптивных ответов, которые «включают» сенсорную интеграцию. А с развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация и становятся доступными более сложные навыки. Ребенок, который научился упорядочивать свою игру и приобретать навыки с ее помощью, вероятнее всего, на- учится также планировать свою учебу и справляться с трудностями, встречающимися на пути каждого из нас. Устройство для обработки ощущений Примерно до 7 лет мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предме- ты и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями; они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют ско- рее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни называются периодом сенсомоторного развития. По мере взросления некоторые сенсомоторные процес- сы замещаются ментальными и социальными навыками. Однако именно сенсомоторные процессы лежат в основе ментальных и социальных функций мозга. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровожда- ющей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые семь лет жизни организация сенсомоторных про- цессов идет должным образом, ребенку потом будет легче осваивать ментальные и социальные навыки. _________________________________________________ Сенсорная интеграция, необходимая для движения, гово- рения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. А нам интересно! вится больше, а вот результаты усилий менее заметны и Если возможности мозга ребенка интегрировать сенсор- не столь вдохновляющи. Специалисты, изучающие нару- ную информацию соответствуют требованиям, которые шения сенсорной интеграции, подсчитали, что сегодня в предъявляет ему окружающая среда, ребенок будет реа- США от 5 до 15% детей плохо себя ведут и отстают в уче- гировать на нее эффективно, творчески и получать от бе из-за проблем с сенсорной интеграцией. Некоторые де- этого удовлетворение. Успешно выполняя посильные за- ти со слабой интеграцией во многих отношениях не отли- дачи, ребенок испытывает удовольствие. В каком-то чаются от сверстников, а их интеллектуальный уровень смысле слово «интересно» и есть «детское» определение средний или выше среднего. У других же наблюдаются сенсорной интеграции. Организация ощущений прино- иные проблемы со здоровьем или учебой, никак не свя- сит удовлетворение, и еще большее удовлетворение мы занные с сенсорной интеграцией. испытываем, когда наш адаптивный ответ на эти ощуще- ния оказывается более зрелым и сложным, чем раньше. Оценка Пока мы не знаем способов измерить возникающие в «Интересно» - это «детское» определение сенсорной мозгу нарушения. Нарушение сенсорной интеграции не интеграции.____________________________________ похоже на другие проблемы со здоровьем. Химический дисбаланс, вирусные инфекции, изменение показателей крови и патологии тканей можно измерить в лаборато- рии. Сбой в сенсорной интеграции вычленить куда слож- Нарушение сенсорной интеграции - это... нее. Мы наблюдаем, как ребенок играет и действует, как выполняет стандартные тесты, и на основе этого пытаем- «Либо она есть, либо ее нет» - про сенсорную интеграцию ся оценить работу его мозга. Лишь хорошо подготовлен- так сказать нельзя. Идеальной интеграции либо ее пол- ный специалист в состоянии увидеть едва уловимые раз- ного отсутствия не бывает ни у кого. У жизнерадостных, личия в поведении при хорошей и при слабой интеграции. продуктивно работающих людей с хорошей координацией Как правило, врачи, которые тестируют детей, прово- интеграция проходит успешнее, чем у остальных. У одних дя рутинные медицинские процедуры и измерения, не она на редкость хорошая, у других - средняя, у третьих - находят никаких нарушений и, следовательно, принима- слабая. ются ободрять родителей, уверяя, что ребенок «перерас- Когда мозг слабо интегрирует ощущения, это влияет тет» проблему и «наверстает упущенное». Если наруше- на многие сферы жизни человека. Ему требуется больше ние выражено не сильно, родители часто даже не замеча- усилий, чтобы преодолеть трудности, которых тоже стано- ют его до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу и не столкнется с трудностями в усвоении навыков чтения или письма. Родители, у которых несколько детей, или же родители с хорошо развитой интуицией могут заметить, что с ребенком что-то не в порядке, однако сформулировать проблему им трудно. Они задаются вопросом «Откуда проблема, если вроде все в порядке?», или «Почему он так плаксив?», или «Почему он такой упрямый?». Помочь ответить на подобные вопросы может терапевт, прошедший теоретическую и практическую подготовку в области сенсорной интеграции. Некоторые ранние симптомы Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают ползать, переворачиваться, сидеть или стоять позднее своих сверстников. Возможно, потом им труднее будет учиться завязывать шнурки на ботинках или кататься на двухколесном велосипеде. Бывает и так, что младенцы со слабой сенсорной интеграцией развиваются соответственно возрасту, а с проблемами сталкиваются лишь спустя какое-то время. Они могут неловко двигаться, запинаться во время бега, быть неуклюжими и часто падать или спотыкаться. Но неуклюжесть не всегда вызвана слабой сенсорной интеграцией: причина может крыться и в плохой работе двигательных нервов или мышц. У ребенка с сенсорными нарушениями нервы и мышцы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину. В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, Нарушение сенсорной интеграции может превратить даже очень простые действия в сложные. идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует. Он пропускает детали или не понимает действий других детей. Не соблазняется играми, популярными у сверстников. Игрушки, требующие навыков манипуляции, могут представлять для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения. Одна из распространенных проблем - задержка речевого развития - может уже в раннем возрасте сигнализировать о нарушении работы мозга. Некоторые дети не сенсорная интеграция? Не получая понятных сообщений от рук и глаз, ребенок выполняет различные действия хуже, чем можно было бы ожидать: например, плохо режет бумагу ножницами. слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке: они слушают речь, но слова как будто теряются где-то, проходя сквозь мозг. Другие дети знают, что хотят сказать, однако не справляются с артикуляцией. Осмысливая сенсорную интеграцию Подумайте о том, как сенсорная информация помогает вам разобраться в окружающем мире. Представьте, что вы оказались на незнакомом складе и среди тысяч предметов и материалов должны отыскать какую-то коробку. И тут гаснет свет. Теперь представьте, что сработала сигнализация и из подвешенных к потолку разбрызгивателей забили струи воды. Вы думаете, без помощи зрения и слуха вы могли бы использовать осязание и ощущение положения своего тела в пространстве, чтобы сориентироваться и решить, что делать? Повлиял бы громкий сигнал тревоги и неожиданный душ на вашу способность упорядочить остальные ощущения, которые вы испытали бы в тот момент? Поскольку мы зависим от того, насколько слаженно работают все наши органы чувств, мы можем оказаться в крайне неприятной ситуации, если вдруг лишимся предсказуемой, привычной сенсорной информации. Если какие-либо из органов чувств не доставят нам необходимых данных, мы, возможно, начнем полагаться на иные ощущения, - те, что в обычной обстановке не задействуются. Представив себя на незнакомом складе, можете ли вы предположить, каково будет ваше состояние, лишись вы сенсорной информации, которая в повседневной жизни помогала вам оставаться хладнокровным, организованным и уверенным в своих действиях? Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги. Таким детям задачи всегда кажутся труднее и непонятнее, чем прочим. Взрослым может показаться, что ребенку просто неинтересно, но неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения. ____________________________________________________ У некоторых детей отсутствует организация тактиль- Освоение чтения, письма или математики - ных ощущений. Они могут сердиться или тревожиться, исключительно сложные процессы, возможные когда до них дотрагиваются, или даже вообще избегать лишь при наличии стабильной сенсорной интеграции._ всяких контактов, держась в стороне от людей. Слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной В школе ребенку приходится выполнять множество гиперактивности. Иногда ребенка могут раздражать свет разных мелких заданий. Без хорошей сенсорной интегра- или шум: внимательный наблюдатель заметит на лице ции трудно научиться завязывать шнурки, держать в руке ребенка выражение возмущения. ножницы, не ломать грифель карандаша, переключаться с одного задания на другое, распознавать красный сигнал Проблемы в школе светофора по дороге в школу и т. д. Ребенку, возможно, Бывает, что в домашней обстановке ребенок все делает придется участвовать в спортивных состязаниях наравне хорошо или, по крайней мере, хорошо настолько, что про- со сверстниками, обладающими более развитыми сенсо- блема остается незамеченной, а вот учиться в школе ему моторными навыками. Или оставаться собранным, нахо- трудно. Составители образовательных программ часто дясь в группе детей, хотя он едва может сосредоточиться называют чтение, письмо и математику «базовыми пред- даже будучи наедине с учителем. От него могут ждать метами», хотя освоение каждого из них - исключительно быстрых действий, в то время как он способен лишь на сложный процесс, возможный лишь при наличии ста- медленные. Вероятно, он столкнется и с необходимостью бильной сенсорной интеграции. «Небольшое» нарушение запоминать сложносоставные инструкции, когда требует- интеграции в раннем детстве к первому классу может пе- ся сделать две вещи одновременно («отложи книги и возь- рерасти в серьезную проблему. ми карандаш»), хотя он с трудом запоминает даже одну. Родители и учителя ожидают от школьника большего, В классе его постоянно отвлекают внешние звуки, свет, чем от маленького ребенка. Ученик должен не только он теряется при виде множества людей, выполняющих раз- усвоить много нового, но и научиться налаживать отно- ные действия. Его мозг перевозбужден и отвечает слиш- шения с одноклассниками и преподавателями. Если мозг ком активно. Гиперактивный ребенок «прыгает по всему плохо упорядочивает ощущения, ребенку будет нелегко классу» не потому, что этого хочет, а потому, что его мозг подружиться с кем-либо и поддерживать дружеские отно- выходит из-под контроля. Чрезмерная активность являет- шения. В школе такой ребенок часто испытывает стресс, ся вынужденной реакцией на ощущения, ни организовать, ибо для выполнения заданий ему приходится работать ни выключить которые невозможно. Дезорганизация ра- больше, чем одноклассникам. боты мозга не дает ему сконцентрироваться и удерживать внимание, следовательно, он не способен понять, чему его Что такое сенсорная интеграция? учат. Если ребенок стоит в шеренге, а кто-нибудь случайно бенно если сверстники так ему и говорят. Слова и мысли толкает его, он может разозлиться или ударить. Злость и бессильны организовать работу мозга. Однако ощущения удар никак не связаны с личными отношениями: это спон- и адаптивные ответы могут это сделать и тем самым по- тайные реакции на ощущения, невыносимые для ребенка. высить самооценку. Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не мо- Нарушение сенсорной интеграции - тяжелое бремя. жет ни объяснить свои проблемы, ни понять происходя- Следует иметь в виду, что нарушение сенсорной интегра- щее, потому что мозговые процессы бессознательны и ции у каждого ребенка выражается по-своему. Даже у ти- контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хоро- пично развивающихся детей время от времени проявля- шо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения ются некоторые из его симптомов. Родителям следует бес- (скажем, конфеты или золотые звезды*), ни наказания не покоиться лишь в том случае, если подобных симптомов помогают мозгу организовать ощущения. Взрослые часто много и проявляются они почти постоянно. Если вы счита- лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его вы- ете, что у вашего ребенка нарушение сенсорной интегра- полнять непосильные задания. ции, отведите его к терапевту - специалисту, имеющему _______________________________________________ теоретическую и практическую подготовку в данной обла- Нарушение сенсорной интеграции сти (см. главу 11). Получая помощь терапевта и поддержку у каждого ребенка выражается по-своему.___________ понимающих родителей, ваш ребенок, скорее всего, будет успешно развиваться, получать удовлетворение от обще- Сталкиваясь с такими ситуациями несколько лет под- ния с окружающими и вносить посильный вклад в обще- ряд, ребенок начинает замечать, что отличается от ство, несмотря на возможные трудности, связанные с раз- остальных. Он может осознавать, что в каком-то смысле витием определенных навыков и функций. Переберите в он навсегда останется «другим». Отсутствие деликатной уме всех взрослых знакомых, и вы увидите, что каждому родительской поддержки чревато формированием у ре- из них довелось испытать затруднения в процессе усвоения бенка низкой самооценки («я плохой», «я глупый»), осо- знаний или адаптации. Однако большинство из нас спо- собно обходиться и без идеальной сенсорной интеграции. *Золотая звезда - распространенная в некоторых странах фор- ма поощрения ребенка за выполнение ожидаемых от него дей- ствий в школе или в семье. Прикрепляется на стенде или стене Зачем была написана эта книга и т. д. напротив имени ребенка (в школе) или выполненного им задания (в семье). Часть специалистов и родителей подвергают Мы надеемся, что эта книга поможет родителям осознать такую систему поощрений жесткой критике. - Прим. перев. проблемы своего ребенка, связанные с сенсорной интегра- 2. Развитие сенсорной интеграции: от рождения до школы В первые семь лет жизни ребенок учится ощущать свое тело и окружающий мир, «обретать почву под ногами» и эффективно перемещаться в этом мире. Он узнаёт, что означают разные звуки, учится разговаривать сам. Приобретает навыки взаимодействия с физическими силами нашей планеты, а также с многочисленными предметами (мебелью, одеждой, обувью, столовыми приборами, игрушками, карандашами, книгами) и, конечно же, с другими людьми. Каждый из перечисленных объектов дает ребенку некую сенсорную информацию, и, чтобы ее использовать и эффективно взаимодействовать с миром, ребенок должен развивать сенсорную интеграцию. Функции, связанные с сенсорной интеграцией, развиваются в естественном порядке, и у всех детей их развитие идет в определенной последовательности. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако все идут в основном по одному и тому же пути. Значительное отклонение от обычной последовательности в развитии сенсорной интеграции позднее приводит к появлению проблем в других сферах жизни. В этой главе мы описываем самые важные этапы развития сенсорной интеграции, какой ее можно наблюдать у обычно развивающихся детей. Не нужно быть специа- и целенаправленными. Улучшается также и артикуляция. листом, чтобы увидеть, как у ребенка упорядочиваются Упорядочивая ощущения, ребенок обретает контроль над сенсомоторные процессы. Все, что требуется сделать, - это эмоциями. Привыкает оставаться собранным на протяже- наблюдать за ним и другими детьми в течение дня. Вы не нии более продолжительного времени. Некоторые ситуа- можете видеть, как работает мозг, зато можете наблюдать ции, неприятные для младенца, ребенку постарше при- поведение, которое отражает мозговую активность. носят удовлетворение и чему-то его учат. _________________________________________________ Функции, связанные с сенсорной интеграцией, Организация посредством адаптивных ответов развиваются в естественном порядке... Наилучшую возможность для сенсомоторной организа- Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее.____ ции дают адаптивные ответы на ощущения. Адаптивный ответ - это ситуация, когда человек реагирует на то, что происходит с его телом или в окружающем мире, творче- Основы развития ребенка ски или с пользой для себя. Слыша звук, мы поворачиваем голову - посмотреть, что происходит. Кто-то толкает нас, и В основе развития всех детей лежат одни и те же законы. мы, учитывая свой вес, балансируем, чтоб не упасть. Поло- Самый общий из них связан с организацией. Большин- жите младенца на живот, и он приподнимет и повернет го- ство действий ребенка в первые семь лет жизни является лову, чтобы было легче дышать. Одевание, игра и катание |
Инструкция по охране труда для грузчика на грузовых автомашинах Для выполнения обязанностей грузчика на грузовых автомашинах могут быть приняты мужчины не моложе 18 лет, не имеющие медицинских... |
Методика проведения занятий по специальной подготовке 32. 1 Общие положения При отработке тем специальной подготовки командиры отделений проводят занятия самостоятельно или могут назначаться руководителями... |
||
Дополнительная образовательная программа специальной подготовки водителей... Составлена в соответствии с программой специальной подготовки водителей электромехаников аэродромных подвижных электроагрегатов (военно-учетная... |
Содержание: Общие вопросы Специализированные вопросы Специалисты 1 категорий, ведущие и главные специалисты, помощники в органах Администрации муниципального образования «Город Архангельск»... |
||
Уважаемые педагоги и специалисты! Категория участников: руководящие и педагогические работники дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также представители... |
Положение об обеспечении работников мгту га специальной одеждой, специальной обувью и другими Настоящее Положение устанавливает порядок обеспечения работников мгту га специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами... |
||
Инструкция по охране труда при работе сепаратора. Общие положения К работе на сепараторе допускаются лица, не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и обучение по специальной программе и имеющие... |
Инструкция по охране труда для работников Архангельского музыкального... Работника допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие необходимый уровень образования и подготовки, не имеющие медицинских противопоказаний,... |
||
Инструкция по охране труда для работников Архангельского музыкального... Работника допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие необходимый уровень образования и подготовки, не имеющие медицинских противопоказаний,... |
Методика Наличие специальной подготовки (обучения) у педагога-организатора, наставника дюп |
||
«капитальный ремонт дорожно-строительной, грузовой и специальной... Начальник отдела подготовки и проведения конкурентных закупок председатель Комиссии по подведению итогов запроса предложений |
В республике коми ... |
||
2 Электрическое подсоединение». Предохранительный клапан, входящий... Многолетний опыт производства по европейским стандартам, использование современных материалов, новых конструктивных решений и технологий... |
Документация о закупке Выбор поставщика на поставку специальной одежды и специальной обуви и средств индивидуальной защиты для нужд ОАО «нзт» |
||
Республики Крым «Керченский морской технический колледж» Порядок обеспечения работников гбпоу рк «кмтк» специальной одеждой, специальной обувью и другими |
Учебное пособие рассмотрено на заседании цикла специальных дисциплин,... «Криминалистика. Судебная медицина. Судебная психиатрия». Пособие так же может использоваться преподавателями Центра профессиональной... |
Поиск |