Скачать 8.53 Mb.
|
http://koob.ru S I X T H E D I T I O NA History Of Modern Psychology Duane P. SCHULTZ Sydney Ellen SCHULTZ HARCOURT SRACE COLLEGE PUBLISHER История современной психологии Дуан П. Шульц Синдия Э. Шульц 2е издание на русском языке, переработанное и исправленное С-Петербург 2002 Перевод с английского Говорунов А.В., Кузин В.И., Царук Л.Л. Научный редактор канд. психол. наук доцент А.Д.Наследов Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.,ил. ISBN 5-8071-0007-7 Книга посвящена истории современной психологии – с конца XIX столетия и до наших дней. История психологии изложена здесь в виде очерков по сформировавшимся направлениям и научным школам мышления. Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное, а каждое направление рассматривается с точки зрения его связи с предшествующими и последующими научными идеями и открытиями. Еще одной особенностью этого издания является включение дополнительного материала, касающегося личной жизни видных психологов, - он иллюстрирует воздействие их жизненного опыта на последующее развитие ими идей. Издание снабжено необходимым методическим материалом научно-справочным аппаратом, что позволяет использовать его как учебное пособие, и будет интересно широкому кругу читателей. В США Даная книга выдержала шесть изданий и является одним из попцлярнейших учебников для колледжей и университетов. © Harcourt Brace & Publisher,1969, 1975. 1981,1987,1992,1996 © Издательство «Евразия», 1998 © Издательство «Речь», оформление, 2002 Предисловие Эта книга посвящена истории современной психологии - с конца XIX столетия, когда психология стала самостоятельной, независимой дисциплиной, и до наших дней. Не игнорируя ранние философские школы мышления, мы сосредоточились на том, что непосредственно связано со становлением психологии как новой, отличной от других, области исследования. Мы представляем именно историю современной психологии, а не психологию и философию, которые ей предшествовали. История психологии изложена здесь как история великих идей и научных школ мышления. С 1879 года, формально положившего начало данной научной области, психологии давали самые разные определения - в зависимости от того, какие веяния господствовали в то время в научной сфере. Более всего нас интересуют та последовательность идей, которая и определила предмет изучения психологии, ее методы и цели. Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное. Этот контекст включает нс только интеллектуальный <�дух времени> (Zeitgeist), но и социальные, политические и экономические факторы. Хотя книга составлена с учетом позиций научных школ, оказавших заметное влияние на развитие психологии, мы понимаем, что любые определения, идеи и подходы есть результат деятельности конкретных людей - ученых и исследователей. Люди, а не какие-то абстрактные силы, пишут статьи, проводят исследования, готовят научные доклады и передают свои знания новому поколению психологов. Развитие и распространение того или иного направления в психологии становится возможным благодаря самоотверженному труду этих людей. Мы повествуем о жизни выдающихся деятелей психологии, которые стояли у истоков науки, не забывая при этом, что на их работу влияла не только эпоха, но и особенности личного жизненного опыта. Каждое направление в психологии рассматривается с точки зрения его связи с предшествующими и последующими научными идеями и открытиями. Мы поговорим о том, как развивались психологические школы - благодаря или вопреки сложившемуся порядку, и как формировались точки зрения, которые в конечном итоге привели к коренным изменениям в научных взглядах. Оглянувшись в прошлое, мы можем обнаружить некую модель, преемственность развития. В ходе подготовки шестого издания этого учебника - почти через 30 лет после выпуска первого - мы многое добавили, многое вычеркнули и переработали, что само по себе является ярким доказательством динамического характера истории психологии. Она не находится в завершенном состоянии, а постоянно развивается. Идет напряженная академическая работа, появляются новые переводы, переоценивается роль значительных для истории психологии фигур, анализируются возникающие проблемы, методы и теории. Существенным дополнением к книге стала глава о проблемах пола и расы в истории психологии. Мы рассмотрим силы, которые ограничивали возможности женщин и представителей этнических меньшинств получить высшее образование в области психологии и работу по специальности. Также мы расскажем о так называемой <�политике идентичности> - то есть об усилиях, направленных на искоренение дискриминации в области психологии. На протяжении всей книги упоминаются имена женщин-психологов и темнокожих ученых, внесших неоспоримый вклад в науку. Еще одной особенностью этого издания является включение новых тем и дополнительного материала, касающегося личной жизни видных психологов, - он иллюстрирует воздействие их жизненного опыта на последующее развитие ими идей. Концепция машины как метафоры человеческих функций расширена: в нее вошли не только часы и автоматы, но и примеры из медицины и техники. Вычислительная машина Бэббиджа рассматривается как предтеча современного компьютера и первая попытка скопировать познавательные процессы человека: проводится параллель между концепцией эволюции и развитием машин. Главу, посвященную когнитивной психологии, мы дополнили обсуждением метода интроспекции, а также рассказом о том, как психологи вернулись к изучению когнитивного подсознания и сознания животных. Материалы первоисточников, касающиеся структурализма, функционализма и бихевиоризма, существенно отредактированы с целью сделать их более доступными современному читателю. Статья о гештальт-психологии заменена отрывком из книги Келера <�Интеллект человекообразных обезьян> (fnielligenzprufungenan an Menschenaffen), где описаны эксперименты, в которых животные решают проблемы, используя специальные приспособления. Статья о психоанализе взята из первой лекции Фрейда, прочитанной им в 1909 году перед американской аудиторией в университете Кларка (в новом переводе Саула Розенцвейга). Во всех этих материалах представлен оригинальный текст изложения уникальных научных методов - таким образом, мы получаем возможность узнать, что же изучали поколения студентов-психологов в прошлом. Новое издание дополнено фотографиями, таблицами и рисунками. Каждая глава содержит план, резюме, вопросы для обсуждения и снабженный аннотациями список рекомендуемой литературы. Определение выделенных в тексте важных терминов дается на полях. Обстоятельные примечания и указатели подготовлены Элиссой М. Льюис. Хочется поблагодарить многих преподавателей и студентов за их ценные предложения. Книгу несомненно обогатили строгие и проницательные замечания выдающегося историка психологии Льюди Т. Бенджамина, Мл. из А & М университета, штат Техас. Мы выражаем признательность и другим рецензентам нового издания: Джеральду С. Клэку, Южный университет, Новый Орлеан; Стивену P. Коулману, Кливлендский университет; Кэтрин В. Хикман, Стивенсу Колледжу, Колумбия, Миссури; Элиссе М. Льюис, Юго-Западный университет, Миссури; В. Скотту Тэрри. университет Северной Каролины в г. Шарлотте. Редактор издательства «Harcourt Brace» Кэри Гэллоуэй всегда поддерживала нас и вселяла энтузиазм, ее профессионализм стал серьезным подспорьем в совершенствовании наших идей. Старший редактор проекта Анжела Вильяме обеспечила связи с производственными подразделениями и оказывала всяческую поддержку в течение всего времени работы над книгой, каждая страница которой - свидетельство ее компетентности и научного педантизма. Авторы Посвящается Руссу Наззаро, Который однажды давным–давно Спросил у нового ассистента профессора: «А как бы вам хотелось преподавать историю психологии?» Краткое содержание Глава 1. Изучение истории психологии Глава 2. Влияние философии на психологию Глава 3. Влияние физиологии на психологию Глава 4. Новая психология Глава 5. Структурализм Глава 6. Функционализм: предшествующее влияние Глава 7. Функционализм: возникновение и развитие Глава 8. Наследие функционализма: прикладная психология Глава 9. Бихевиоризм: предшествующее влияние Глава 10. Бихевиоризм: истоки Глава 11. Бихевиоризм: после основания Глава 12. Гештальт-психология Глава 13. Психоанализ: истоки Глава 14. Психоанализ: «отступники» и «наследники» Глава 15. Гуманистическая и когнитивная психология Глава 16. Проблемы пола и расы в истории психологии СОДЕРЖАНИЕ Глава I
|
Общая психология Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные... |
Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии... Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии |
||
Книга канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии... Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии |
Факультет психологии утверждаю Целью учебной дисциплины является овладение фундаментальными знаниями, касающимися психологии познавательных процессов человека:... |
||
Опросник “нарциссическиЕ чертЫ личности” Кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой общей психологии и истории психологии нгпу, Новосибирск |
Соотношение уровневых характеристик процесса мышления субъекта и... Работа выполнена на кафедре общей психологии Смоленского гуманитарного университета и в лаборатории системных исследований Института... |
||
Москва • Санкт Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на Дону... Книга предназначена для широкого круга читателей, которых волнуют проблемы и достижения современной психологии. Материалы этой работы... |
Учебное пособие содержит материалы экспериментально-теоретического... Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов,... |
||
Учебное пособие содержит материалы экспериментально-теоретического... Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов,... |
«Восприятие комического детьми дошкольного возраста» Попова Ольга Михайловна – профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и... |
||
Содержание Хрестоматия^ позволяет составить представление как об истории, так и о современном со-; стоянии проблем и исследований в области... |
1. психология управления как самостоятельная научная История возникновения психологии управления. Дайте определения основным понятиям психологии управления |
||
Учебное пособие А. Г. Роках введение 3 история психологии 5 предыстория... Кратко охарактеризованы основные методы технического творчества. Определяемый из соционического тестирования психологический тип... |
Теоретические основы психологии управления глава Вв едение в психологию управления Объект и предмет психологии управления. Связь психологии управления с другими науками |
||
Варианты жизни очерки экзистенциальной психологии Книга, которую вы держите в своих руках, написана летом 2000 года, без каких-либо обязательств с моей стороны перед будущим читателем,... |
Резюме 349 Материал для самопроверки 360 Ответы на вопросы 367 Книга канадского автора. Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. В первом томе рассмотрены подходы... |
Поиск |