Скачать 2.7 Mb.
|
ФГБОУ Ставропольский государственный аграрный университетУЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине АГРОХИМИЯ лабораторный практикум для бакалавров обучающихся по направлению 35.03.10 – «Ландшафтная архитектура» Ставрополь 2017 г. Учебное пособие содержит сведения, необходимые для формирования профессиональных компетенций при подготовке бакалавров по направлению 35.03.10- Ландшафтная архитектура, профиль «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и рекомендуется Научно-методическим советом по сельскому хозяйству для использования в учебном процессе. Учебное пособие по дисциплине «Агрохимия»: / Ю.И. Гречишкина, А.Н. Есаулко, Сигида, С.А. , О.Ю. Лобанкова, А.А. Беловолова, М.С., Коростылев, Е.В. Голосной. - Ставрополь.: Изд-во Агрус , 2017. Издание содержит методические указания для выполнения лабораторных работ и курсовой работы при изучении дисциплины «Агрохимия» студентами, обучающимися по специальности «Ландшафтная архитектура» - 35.03.10. Введение Главной задачей ландшафтного архитектора является создание устойчивых и выразительных насаждений, основным слагаемым которого служит растительность. Как мы знаем, на растения влияют множество факторов, но всего нагляднее выступает зависимость растения от почвы, и этот фактор более остальных находится во власти человека. Поэтому трудно переоценить значение агрохимии в ландшафтной архитектуре. Агрохимия - наука о химических и биохимических процессах в растениях и среде их обитания, а также о способах химического воздействия на эти процессы с целью повышения плодородия почвы и урожая культур. Агрохимия – научная основа химизации сельского хозяйства во всех её проявлениях: от приемов воздействия на химические и биологические процессы протекающие в почве и растений, до применения удобрений и средств химической мелиорации почв с целью улучшения плодородия почв и повышению продуктивности растений. Знание основ агрохимии позволяет более эффективно использовать химико-биологический базис при профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Ландшафтная архитектура» в области биохимии, физиологии, земледелия и микробиологии. Теоретические и практические знания в области агрохимии необходимы для научного обоснования питания растений, взаимодействия удобрений с почвой, эффективности отдельных видов и форм удобрений; способов их внесения, химической мелиорации почв и применения химических средств борьбы с сорняками. Удобрение является сильным средством изменения в растении характера обмена веществ и всех жизненных процессов, но в то же время физические и химические свойства удобрения изменяются под воздействием растения. Точно так же при взаимодействии почвы и удобрения, с одной стороны, изменяются свойства почвы, ее кислотность или щелочность, содержание питательных веществ, деятельность микроорганизмов и т. п., а с другой стороны, под влиянием почвы в удобрении изменяется растворимость и доступность растению элементов питания, их концентрация под влиянием вымывания или превращения в труднорастворимые соединения и т. д. Задача агрохимии состоит в том, чтобы по возможности управлять этими условиями и давать соответственные рекомендации практике с учетом вида и даже сорта культуры, ее физиологических особенностей, свойств данной почвы, определяющих ее плодородие, природы действия конкретных удобрений на эту почву, и взятое для возделывания на ней растение. При этом наука вскрывает те принципиальные закономерности процессов, знание которых позволяет предвидеть их течение в обстановке, создающейся в результате различных комбинаций условий действия удобрений. Перед началом проектирования ландшафтному архитектору необходимо начать с агрохимического анализа почвы. Он позволяет более рационально и экономно использовать дорогостоящие удобрения, повышая при этом уровень плодородия почвы и эффективность выращивания декоративных и садовых растений. Кроме того, агрохимическое обследование почв позволяет минимизировать негативное влияние удобрений на окружающую среду за счет их более рационального использования. Без знаний о состоянии почвы невозможно создать ландшафтную композицию, которая бы сохранилась и продолжала бы существовать длительное время. Именно поэтому агрохимия очень важна при создании ландшафтного дизайна, а также важное значение имеет роль удобрений и мелиорантов в сохранении и повышении плодородия почвы, увеличения продуктивности и декоративности садовых и парковых культур. Ролью агрохимии в ландшафтном дизайне является комплексное формирование устойчивых жизнестойких зеленых сооружений, создание объектов ландшафтной архитектуры в урбо - и экосистемах при различной техногенной нагрузке, реконструкция и содержание объектов ландшафтной архитектуры при помощи различных агротехнических приемов, а именно обследование почв, анализ их состояния, рекомендаций по внесению удобрений и др. Изучение питания растений и его взаимодействия между почвой и удобрением составляет теоретическую основу агрохимии, что позволяет творчески решать многие практические вопросы применения удобрений в области ландшафтной архитектуры. Это вопросы о наиболее эффективных формах, дозах и соотношениях удобрений, рациональных сроках и способах их внесения под различные культуры на разных почвах, о правильном сочетании внесения удобрений с системой обработки почвы, севооборотом, орошением и другими агротехническими приемами. ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. Сотрудники лаборатории кафедры агрохимии и студенты университета, выполняющие на кафедре лабораторно-практические занятия по агрохимии, имеют дело с электронагревательными приборами, химической посудой, реактивами, огнеопасными и сильнодействующими веществами. Многие из названных предметов при неумелом, неосторожном или небрежном обращении могут вызывать пожар, отравление, порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами и др. с возможными тяжелыми последствиями, как для работающего, так и для окружающих. Знать опасности, встречать их и не быть захваченным врасплох, является важнейшей задачей каждого работающего в лаборатории. В этих целях устанавливаются следующие обязательные правила. Противопожарные мерыПричинами возникновения пожара могут быть неисправности: электропроводки, нагревательных приборов, газовых шлангов, кранов подвода газа, несоблюдение мер предосторожности, неумелое обращение с огнеопасными веществами. При выполнении работ по нагреванию и работ с огнеопасными веществами запрещается: Использовать неисправные электроприборы и приборы, несоответствующие напряжению сети. Использование нагревательных приборов на рабочих местах без подкладки толстого листа асбеста или другого теплоизоляционного материала. Оставлять включенными без присмотра электрические и газовые приборы. При работе с огнеопасными веществами (серный эфир, спирт, бензин и др.) запрещается пользоваться горящими горелками всех видов. Все операции, связанные с нагреванием, следует производить на водяной или другой бане с потушенной горелкой. В случае если будет нечаянно разбита бутыль или дугой сосуд с огнеопасными веществами, прежде чем собирать осколки или разлитую жидкость, её нужно, прежде всего, засыпать песком. Осколки стекла и песок, пропитанный жидкостью, собирают при помощи фанеры (или деревянной лопаты). Запрещается применять железную лопату, веник или щетку. При возникновении пожара следует очень быстро удалить из помещения все горючие жидкости, кроме того, надо предусмотреть, чтобы находящиеся вблизи стальные баллоны не взорвались от разогрева. Для огнетушения надо использовать все имеющиеся под рукой средства (СО2 из остальных баллонов, огнетушители, листовой асбест, влажные тряпки) и одновременно вызвать пожарную команду (телефон 01). Меры предосторожности при работе с вредными и ядовитыми веществами, кислотами, щелочами и обращение со стеклом В лаборатории приходится иметь дело с кислотами, щелочами, с солями, содержащими ртуть, свинец и другими веществами, вредно действующими на организм человека при их вдыхании, а также при попадании на кожу или внутрь. В целях предупреждения несчастных случаев необходимо знать:
Общие требования при пользовании газовыми горелками До работы в помещении, где установлены газовые приборы, необходимо открыть форточки и проветрить помещение, проверить наличие накидных ключей у кранов. При неисправности газового оборудования или запахе газа звонить в аварийно-диспетчерскую газовую службу по телефону 004. При наличии запаха газа в помещении категорически запрещается: а) включать и выключать электроосвещение, вентиляторы и прочие электроприборы; б) пользоваться открытым огнем; в) разжигать горелки; г) необходимо постоянно проветривать помещение. Для зажигания горелок необходимо: Открыть кран на вводе газопровода на ответвлении к вытяжному шкафу (к лабораторному столу). Зажечь спичку, поднести ее к горелке, медленно открывая газовый кран горелки, поджечь газ. Отрегулировать горение газа, пока пламя не станет синевато-фиолетовым. Необходимо постоянно поддерживать устойчивое горение газа, не допуская копоти, отрыва или проскока пламени. При проскоке пламени внутрь горелки следует закрыть газовый кран горелки, когда остынет - снова зажечь ее как указано выше. Если пламя шумит и слегка отрывается от устья горелки, нужно убавить подачу первичного воздуха. Для остановки работы горелок необходимо: Закрыть газовый кран у горелки. Закрыть регулятор воздуха. При остановке работы всех газовых приборов закрываются краны на ответвлениях газопроводов к вытяжным шкафам (лабораторным столам). При аварии от газа (взрыве, пожаре, отравлении, сильной утечке газа и др.) необходимо срочно закрыть кран на вводе газопровода, поставить в известность дирекцию учреждения и немедленно вызвать аварийную службу по телефону 04. Помещение проветрить. При появлении признаков отравления (головокружение, головная боль, тошнота) пострадавших выводят на воздух, дают нюхать нашатырный спирт, при ухудшении состояния здоровья - вызывают скорую помощь по телефону 03. Первая помощь при несчастных случаях
В лаборатории на видном месте должна находиться аптечка для оказания первой помощи пострадавшим. Занятие 1 МЕТОДЫ ОТБОРА РАСТИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ Цель занятия: а) ознакомление с техникой безопасности при работе в химической лаборатории; б) ознакомление с правилами работы на технических и аналитических весах; в) отбор средней пробы и взятие навесок растений для определения гигроскопической влаги и сухого вещества, отбор навески для определения сырой золы. 1. Подготовка растительных образцов к лабораторным исследованиям. При агрохимических исследованиях химическому анализу подвергают почву, удобрения, растения, корма, поливные и грунтовые воды. Естественно, при этом не анализируют всю массу материала, а берут лишь небольшое количество его, которое называется образцом, или пробой. Количество материала, взятое одновременно из одного места, называется разовой пробой. Количество материала, составленное из нескольких разовых проб, взятых из разных точек всего материала, называется общей пробой. Обычно она очень большая, поэтому после тщательного перемешивания из нее отбирают среднюю пробу. Для этого на листе фанеры или линолеума образцу придают форму квадрата и выравнивают материал по толщине слоя. Затем ложкой или лопаточкой берут материал по диагоналям квадрата. Если его отобрано недостаточно, остаток общей пробы снова перемешивают, разравнивают и повторно проводят отбор материала по диагоналям квадрата. Если общая проба невелика, среднюю пробу не отбирают - в этом случае общая проба одновременно будет и средней пробой. Как средние, так и разовые пробы (образцы), взятые непосредственно из массы исследуемого материала, называются первоначальными, или исходными, образцами (пробами). Из первоначальной пробы отбирают лабораторную пробу, предназначенную для лабораторных исследований. Если материал первоначальной пробы сравнительно однороден, то перед отбором лабораторной пробы ограничиваются его перемешиванием. При меньшей однородности материала его сначала измельчают, а затем перемешивают. Если первоначальная проба очень громоздка, неоднородна и состоит из сравнительно малого количества крупных отдельностей (например, средняя первоначальная проба плодов бахчевых культур), из нее берут среднюю лабораторную пробу по специальной методике. Для проведения отдельных анализов из лабораторной пробы отбирают небольшие части, которые называются аналитическими пробами. Порядок отбора проб из разных материалов неодинаков. Лабораторную пробу семян зерновых бобовых, зерновых и масличных культур отбирают из средней пробы массой 150-250 г. Чем крупнее семена, тем больше должна быть масса пробы. Отобранный образец подсушивают при 70-80° С в термостате в течение 15-18 ч (оставляют на ночь). Затем пробу измельчают, не давая ей охладиться. Семена зерновых и зерновых бобовых размалывают в лабораторной или кофейной мельнице сначала до состояния грубого помола, а потом, отрегулировав мельницу на тонкий помол, повторяют измельчение. После грубого помола пробу можно уменьшить тем же способом, что и при отборе лабораторной пробы. После размола одного образца мельницу очищают щеткой и пропускают некоторую часть материала следующего образца, которую отбрасывают. Если образец мал (например, при вегетационных опытах), во избежание потерь его весь растирают в фарфоровой ступке. Крупные семена (подсолнечника, клещевины) очищают от оболочки и анализируют только ядро. По результатам взвешивания семян, ядер и лyзги определяют процент оболочек. Если семян достаточно, то после подсушивания их можно пропустить через дисковую мельницу, отрегулированную так, чтобы оболочка обдиралась, а ядро оставалось целым. Лузгу отвеивают вентилятором. При малом количестве семян оболочку снимают вручную: сначала раздавливают ее пинцетом, а затем извлекают неповрежденное ядро. При измельчении семян и ядер масличных культур следует избегать выжимания из них масла. В мельнице ядра можно измельчать до состояния крупного помола. Лучше использовать для этого фарфоровую ступку, разбивая ядра короткими ударами пестика. Вегетативные органы (листья, стебли) при подготовке к анализу отделяют друг от друга и помещают в марлевые мешки. Для ускорения подсушивания стебли разрезают на несколько частей. Мешки развешивают на проволоке в тени под навесом, в сарае на сквозняке. Если листья, стебли и другие органы не предполагают анализировать отдельно, растения высушивают до воздушно-сухого состояния целиком и только тогда помещают в марлевые мешки. После этого образцы грубо измельчают (на отрезки до 1 см) ножницами, сушат при температуре 70-80° С в течение 15-18 ч и перемалывают на мельнице. По мере измельчения образец уменьшают до размера лабораторной пробы. При анализе растительного материала возможны ошибки в результате окисления органических веществ, которое интенсивно протекает во время высушивания при температуре более 80° С, особенно в измельченных образцах. Во избежание этого образцы, высушенные при 70-80° С (они содержат 1-1,5 % влаги) в течение 15-18 ч и затем измельченные, помещают в банках в эксикатор. Перед анализом пробы высушивают в термостате при 100-105° С в течение 1 ч, охлаждают и берут навески, помещая их в стеклянные бюксы. Анализируемый материал можно считать абсолютно сухим. Часто анализируют свежеубранные растения. В этом случае необходимо сразу же прекратить деятельность ферментов: образцы кладут рыхлым тонким слоем на марлю, натянутую на кастрюлю с кипящей водой, закрывают несколькими слоями марли и держат 10 мин (до потери тургора). Сочный материал укладывают не на марлю, а в фарфоровую чашку. Ее ставят в кастрюлю, на дне которой находится немного воды, закрывают крышкой и выдерживают 10 мин. Затем образцы помещают в эмалированные или алюминиевые кюветы (лучше с мелкодырчатым дном) и сушат в термостате. В дальнейшем пробу обрабатывают так же, как и семена. Очень важно сушку проводить в вентилируемом термостате. Первоначальные средние пробы плодов и овощей обрабатывают по-разному. У клубнекорнеплодов, томатов, огурцов, перца, яблок, груш, винограда, косточковых кожуру не отделяют. У баклажанов ее (окрашенный слой) удаляют. С плодов бахчевых снимают корковый слой (определяют его относительную массу) и исследуют только съедобную часть. Томаты, баклажаны и огурцы анализируют с семенами (за исключением специальных анализов). Из бахчевых удаляют семена, из вишен и слив - косточки, из яблок и груш - не только семена, но и стенки семенных камер. Если исходные средние пробы слишком велики, из них составляют меньшие лабораторные пробы. При этом от каждого плода берут такую долю, чтобы в ней сохранилось соотношение между отдельными участками плода. Клубне- и корнеплоды, капусту, луковичные, томаты, бахчевые, перец, яблоки, груши сначала моют, просушивают, отбрасывают несъедобные части, а затем делят каждый плод на 4-8 долек и для анализа берут одну или две противоположные пары. Если плоды мелкие (ягоды), то ограничиваются удалением несъедобных частей, мытьем и просушкой их. Отобранные образцы грубо измельчают (кроме ягод), перемешивают и уменьшают пробу до нужной для анализа массы. |
Учебное пособие предназначено для бакалавров юридических вузов. Предисловие... Его содержание соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по данной дисциплине... |
Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 " Экономика" Бианкина О. А., Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Страхование по направлению подготовки 38. 03. 01. 62 Экономика... |
||
Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03.... Бианкина А. О., Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Экономика энергетики 38. 03. 04. 62 Государственное и... |
Учебное пособие для бакалавров Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,... |
||
В. Л. Шахаев с. В. Петунов практикум по дисциплине технологии сельскохозяйственного производства Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 110800 «Агроинженерия» |
Учебное пособие Казань 2005 удк 65. 01 (075. 8) Ббк 65. 29 Б 69 Бурганова... В текст пособия введены программа дисциплины «Теория управления», материалы по организации самостоятельной работы студентов, включая... |
||
Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля Неёлов, Ю. В. Н 42Теория автомобиля. Лабораторный практикум : учебное пособие / Ю. В. Неелов, В. В. Попцов. – Тюмень : Тюмгнгу, 2010.... |
Лифиц И. М., к т. н., профессор Лабораторный практикум по дисциплине... Методическое пособие предназначено для овладения студентами практических умений и навыков в области оценки конкурентоспособности... |
||
Среднетехнический факультет Лабораторный практикум составлен для проведения лабораторных работ по дисциплине «Технохимический контроль производства» |
Учебное пособие ппи, 2008 104 с.: ил. Учебное пособие по дисциплине... Учебное пособие по дисциплине «Конструкторско-технологическое обеспечение производства эвм» предназначено для студентов Псковского... |
||
Инструментарий веб-разработчика: Apache, php, Mysql, phpMyAdmin Лабораторный... Инструментарий веб-разработчика: Apache, php, Mysql, phpMyAdmin: Лабораторный практикум по дисциплине «Сети ЭВМ и телекоммуникации»... |
Учебное пособие по дисциплине «Математики» Учебное пособие по дисциплине «Математики» разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного... |
||
Учебное пособие соответствует примерной учебной программе по дисциплине... Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» |
C. Г. Карамышева английский язык для студентов-экономистов учебное пособие Краснодар Учебное пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров экономического факультета. Рассчитано... |
||
Эксплуатационные материалы лабораторный практикум Эксплуатационные материалы: лабораторный практикум / А. Д. Синегибская. – Братск: БрГУ, 2011. – 65 с |
Учебное пособие санкт-петербург 2016 ббк 65. 23 О 36 О36 Управление... Управление затратами труда на предприятии. Для бакалавров по направлению «Управление государственными и частными предприятиями» всех... |
Поиск |