Скачать 2.22 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» Ю. В. Неёлов, В. В. Попцов ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЯ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Учебное пособие для студентов специальности 190601 “Автомобили и автомобильное хозяйство” дневной, заочной и заочной сокращенной формы обучения Тюмень ТюмГНГУ 2010 УДК 629.3.017(075.8) ББК 39.33-01я73 Н 42 Рецензенты: доктор технических наук, профессор Н. В. Храмцов кандидат технических наук, доцент Д. А. Захаров Неёлов, Ю. В. Н 42Теория автомобиля. Лабораторный практикум : учебное пособие / Ю. В. Неелов, В. В. Попцов. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. – 132 с.ISBN 978-5-9961-0299-0 В учебном пособии рассмотрен порядок определения основных эксплуатационных свойств автомобиля. Приведены методики расчета элементов конструкции автомобиля. Представлена методика тягово-скоростного расчета автомобиля, используемая при оценке динамических свойств автомобиля. Учебное пособие может быть использовано для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Пособие предназначено для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» дневной, заочной и заочной сокращенной форм обучения. УДК 622.24=111(075.8) ББК 33.131я73 ISBN 978-5-9961-0299-0 © Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2010Оглавление Введение ................................................................................................... 4 Лабораторная работа № 1. Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля ……………………..……………… 5 Лабораторная работа № 2.Тормозные свойства автомобиля …...…. 17 Лабораторная работа № 3. Аналитическое определение центра тяжести автомобиля …………………………………...……..…….. 29 Лабораторная работа № 4. Контактирование шины с опорной поверхностью …………………………………….....…………..…….. 40 Лабораторная работа № 5. Определение радиальной жесткости автомобильной шины …………………………………...…........……. 47 Практическая работа № 1. Расчет карданной передачи ….......……. 55 Практическая работа № 2. Расчет элементов подвески автомобиля ………………………………………………………..…………. 66 Практическая работа № 3. Расчет элементов сцепления автомобиля …………………………………..........………….............……… 78 Методика расчета тягово-скоростных свойств автомобиля …....…. 89 Критерии оценки работы студентов ………………………..……… 114 Список литературы …………………………………….....………… 117 Приложение 1 ……………………………………………………….. 118 Приложение 2 ……………………………………………………….. 121 Приложение 3 ……………………………………………………….. 123 Приложение 4 ……………………………………………………….. 126 Введение Назначение автомобиля – транспортирование грузов, пассажиров или специального оборудования из пункта отправления в пункт назначения. При этом качество и эффективность применения автомобиля во многом зависит от его эксплуатационных свойств. Эксплуатационные свойства - это свойства автомобиля, посредством которых реализуются: средние скорости транспортирования; расход топлива, связанный с транспортированием; безопасность движения автомобиля, выполняющего свои производственные функции; возможность движения по дорогам различного качества, а иногда и без дорог. Важнейшими качественными показателями эксплуатации автомобиля являются его производительность и себестоимость перевозок, которые в большей степени зависят от таких эксплуатационных свойств как тягово-скоростные и топливная экономичность. Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение автомобиля, существенно зависят от конструкции и технического состояния автомобиля, его систем и механизмов. Чем совершеннее конструкция автомобиля и лучше его техническое состояние, тем выше эксплуатационные свойства автомобиля. Поэтому автомобиль, его системы и механизмы конструируют таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, требуемые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие его эффективное использование. Будущему инженеру следует хорошо знать особенности этих свойств, чтобы наилучшим образом выполнять те производственные функции, для которых и предназначен автомобиль. Специалисту, обеспечивающему эксплуатацию автотранспортных средств, знание свойств различных автомобилей помогает выбирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют характеристикам перевозимого груза и условиям перевозок, дает возможность разрабатывать оптимальную стратегию перевозок, оптимальные методы поддержания в эксплуатации свойств, заложенных при проектировании и производстве и восстановления их в процессе ремонта. Целью учебного пособия является формирование у студентов системы научных представлений, обеспечивающих глубокое понимание конструкции автомобилей, рабочих процессов и механизма формирования основных эксплуатационных свойств автомобиля. Данное учебное пособие рекомендовано для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» ТюмГНГУ по дисциплине «Теория автомобилей». Лабораторная работа № 1 «Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля» Цель работы: Определение геометрических параметров профильной проходимости автомобиля. Содержание работы: Изучить теоретические положения по определению геометрических параметров дорожных автомобилей. В результате выполнения лабораторной работы предусматривается определение следующих геометрических параметров:
Из них первые три параметра находятся практически и сравниваются с нормативно-справочными материалами, а остальные два рассчитываются теоретически по формулам. Оборудование:
Проходимостью называется эксплуатационное свойство, определяющее возможность движения автомобиля в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий. К ухудшенным дорожным условиям относятся мокрые, грязные, заснеженные, обледенелые, разбитые и размокшие дороги. При движении по бездорожью происходит взаимодействие автомобиля с различными грунтовыми поверхностями. К препятствиям относят:
Потеря проходимости может быть полной или частичной: Полной потерей проходимости является – прекращение движения. Возможность движения по проходимости выражается неравенством: (1.1.) Частичная потеря проходимости связана со снижением скорости движения (производительности), а также с ростом расхода топлива в рассматриваемых условиях движения. Поэтому это свойство может быть охарактеризовано соответствующими показателями. Проходимостью должны обладать автомобили всех типов, но в зависимости от назначения в разной степени. По уровню проходимости автомобили и автопоезда подразделяют на дорожные (обычной проходимости), повышенной проходимости, высокой проходимости. К дорожным относятся автомобили и автопоезда, предназначенные преимущественно для использования на дорогах с твердым покрытием. Конструктивными признаками таких автотранспортных средств являются: неполноприводность (колесная формула автомобилей-тягачей – 4х2, 6х2,6х4), шины с дорожным или универсальным рисунком протектора, использование в трансмиссии простых (неблокируемых) дифференциалов. Автомобили и автопоезда повышенной проходимости предназначены для использования как на дорогах с твердым покрытием, так и вне дорог и преодоления естественных препятствий. Их основным конструктивным признаком является полноприводность, поэтому эту группу объединяют под названием полноприводные автомобили. На них обычно применяют тороидные шины с грунтозацепами, широкопрофильные или арочные шины. В некоторых конструкциях используют систему регулирования давления воздуха в шинах. В трансмиссиях автомобилей повышенной проходимости в большинстве случаев устанавливают блокируемые дифференциалы. Максимальный динамический фактор этих автомобилей значительно больший, чем у дорожных автомобилей. Такие автомобили, как правило, обеспечены средствами самовытаскивания и могут иметь возможность преодолеть вброд водные преграды. Автотранспортные средства высокой проходимости предназначены для преимущественного использования в условиях бездорожья, преодоления естественных и искусственных препятствий, и водных преград. Автомобили высокой проходимости отличаются своеобразной компоновочной схемой, полноприводностью, наличием трансмиссии самоблокирующихся дифференциалов, использованием специальных шин (сверхнизкого давления, пневмокатков и т.д.), а также дополнительных устройств (выдвижные катки для преодоления канав). Очень часто автомобили высокой проходимости являются плавающими и имеют специальный водяной движитель. Проходимость делится на профильную и опорную. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в требуемую полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшенных дорожных условиях и по деформируемым грунтам. 3. Оценка профильной проходимости Большинство единичных показателей профильной проходимости представляет собой геометрические параметры автомобиля и прицепного состава. Профильную проходимость автомобилей в соответствии с ГОСТ 22653 – 77 оценивают по следующим единичным показателям:
Применительно к автопоездам оценочными показателями профильной проходимости, кроме перечисленных, являются: 7) вертикальный и горизонтальный углы гибкости, определяемые по ГОСТ 2349 – 75 и ГОСТ 12105 – 74. Часто к показателям профильной проходимости автомобилей дополнительно относят: 8) поперечный радиус проходимости; 9) угол перекоса мостов (угол поперечной гибкости); 10) коэффициент совпадения следов передних и задних колес. Для полноприводных автомобилей основными измерителя профильной проходимости являются ширина преодолеваемого в поперечном направлении рва и высота преодолеваемой вертикальной стенки (эскарпа). Дорожный просвет Н1 (рис. 1.1.). Расстояние от одной наиболее низко расположенных точек автомобиля (прицепа) до опорной поверхности определяет возможности движения по мягким грунтам и преодоления сосредоточенных препятствий (камней, пней, кочек и т.д.). Дорожные просветы грузовых автомобилей должны быть максимальными по условиям рациональной компоновки и устойчивости. В технико-эксплуатационных требованиях к грузовым автомобилям и автопоездам общего назначения предусмотрено минимальное значение просвета для автомобиля каждой категории. Кроме этого указывается, что дорожный просвет у прицепного состава должен быть не менее, чем у базового автомобиля-тягача. Дорожный просвет у автомобилей и автопоездов повышенной и высокой проходимости должен быть существенно большим, чем дорожный просвет дорожных автотранспортных средств. Ниже приведены минимальные просветы дорожных автомобилей (табл. 1.1.). Таблица 1.1 Минимальные просветы дорожных автомобилей Категория автомобиляIIIIIIIVVVI...VIIIIXXПолная масса, т1,752,53,55,28,312…18,516,527,0Дорожный просвет, Н1 мм160,00180,0200,0220,0245,0260,0270,0270,0Передний L6 (задний L9) свес (рис.1.1). Расстояние от крайней части контура передней (задней) выступающей части по длине автомобиля о плоскости, перпендикулярной опорной поверхности и проходящей через центры передних (задних) колес, влияет на проходимость при переезде через канавы, пороги, кюветы и т.п. Чем меньше свесы, тем менее вероятна потеря контакта колес с поверхностью при преодолении препятствий. Угол переднего 2 (заднего 3) свеса. Угол между опорной поверхностью и плоскостью, касательной к окружностям наружных диаметров передних (задних) колес и проходящей через точку контура передней (задней) части автомобиля таким образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого угла, характеризует возможность преодоления препятствий с короткими подъемами и спусками. Чем больше углы свеса, тем больше крутизна коротких неровностей, которые преодолевает автомобиль, не задевая выступающими частями за неровности при въезде и съезде с него. Только при преодолении рвов иногда целесообразно, чтобы корпус выступал перед колесами и имел соответственно малые углы свеса. Для дорожных автомобилей 2 ≥ 250, а 3 ≥ 200. У автомобилей повышенной проходимости 2 = 3 ≥ 300. Для автомобилей высокой проходимости 2 = 3 = 60…700. Продольный радиус проходимости R5. Радиус цилиндра, касательного к окружностям, описанным свободными радиусами соседних колес, наиболее разнесенных по базе, и проходящая через точку контура нижней части автомобиля таким образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого цилиндра, характеризует проходимость по местности с препятствиями гребнистого характера, складками местности, насыпями, буграми. Для уменьшения продольного радиуса проходимости необходимо сокращение расстояния между колесами и увеличение дорожного просвета. Наибольший угол преодолеваемого подъема. Угол подъема, имеющего протяженность не менее двукратной длины автомобиля или автопоезда, и ровную поверхность, преодолеваемый автомобилем без использования инерции, нарушений условий нормальной работы агрегатов и безопасности движения, регламентирован ГОСТ 21398 – 75. Установлено значение максимального подъема 25% для одиночного автомобиля дорожного типа и 18% для автопоезда. По агротехническим требованиям к семейству сельскохозяйственных полноприводных автомобилей максимальный угол подъема для одиночного автомобиля должен быть не менее 45%, а для автопоезда – 22%. |
Лабораторная работа 1 4 лабораторная работа 2 13 лабораторная работа... Интернете разнообразную информацию – описательную, графическую, картографическую и пр. При разработке сайтов необходимо уметь работать... |
Лабораторная работа №9 59 Лабораторная работа №10 72 Лабораторная... Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ по мдк. 03. 01. «Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов»... |
||
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ... Лабораторная работа 4, 5 Исследование регистров, счетчиков и дешифраторов Лабораторная работа 6, 7 Исследование генератора псевдослучайной... |
Лабораторная работа №10. Изучение принципа действия и функциональной... Лабораторная работа № Изучение принципов построения системы автоматической подстройки частоты (апч) радиолокационной станции |
||
Лабораторная работа №1 «Создание общих ресурсов и управление ими» Лабораторная работа №6-7 «Изучение типов серверов, их настройка и конфигурирование» |
Лабораторная работа № Лабораторная работа №1. Изучение основных возможностей программного продукта Яндекс. Сервер. Установка окружения, установка и настройка... |
||
Лабораторная работа №27 Лабораторная работа №28 Контрольные работы... Пм «Сборка монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем металлических судов» |
Памятка покупателю Вследствие этого влажность древесины изменяется при любых колебаниях влажности и температуры окружающего воздуха и, соответственно,... |
||
Проектирование независимой подвески задних колес Целью работы является проектирование независимой подвески ведущего заднего моста автомобиля ваз 2121 «Нива» для повышения проходимости... |
Лабораторная работа №9 Данная лабораторная работа оформляется в виде файла word с расширением файла docx или doc и прикрепляется в виде ссылки на файл к... |
||
Лабораторная работа 2 12 лабораторная работа 3 17 лабораторная работа... «Проектирование систем реального времени» для студентов специальности 09. 05. 01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем... |
Техническое задание на поставку автомобиля повышенной проходимости Порядок доставки товаров (самовывоз, доставка собственными силами, отправка груза) |
||
Документация об открытом аукционе в электронной форме Лот №1: Поставка автомобиля chevrolet niva 212300-55 (или эквивалент) в количестве одной единицы. Технические характеристики и параметры... |
Лабораторная работа «Построение контуров изображения с использованием... Ивших на уроках математики понятие о математических кривых и графиках функций. Данная лабораторная работа может быть использована... |
||
Практическая работа Содержание Лабораторная работа: Оценка программно-аппаратных средств при переходе на Windows Vista 3 |
Лабораторная работа №2. Расчет матрицы a инерционных коэффициентов... Лабораторная работа №3. Расчет матриц Якоби (С7, D7j) исполнительного механизма космического манипуляционного робота 9 |
Поиск |