Информация дипломатия психология

Информация дипломатия психология


НазваниеИнформация дипломатия психология
страница1/21
ТипДиплом
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ РОССИИ

ИНФОРМАЦИЯ ДИПЛОМАТИЯ ПСИХОЛОГИЯ

МОСКВА • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИЗВЕСТИЯ» • 2002

ББК 76.0-66.49 И 74

ВВЕДЕНИЕ

Ответственный редактор и составитель доктор исторических наук, профессор Кашлев Ю.Б.

Редакционная коллегия: Кашлев Ю.Б., Лепский В.Е., Галумов Э.А.

И 74 Кашлев Ю.Б. и др. Информация. Дипломатия. Психология - М: Известия 2002 -

010 С.

ISBN 5-206-W606-8

Сборник материалов «круглого стола» и лекций преподавательской кафед­ры массовой коммуникации и связей с общественностью Дипломатической акаде­мии Министерства иностранных дел России.

ББК 76.0-66.49

ISBN 5-206-00606-8

© Дипломатическая академия МИДа России, 2002

© Издательство «Известия» Управления делами Президента РФ, 2002

Ю. Б. Кашлев

В самое последнее время как-то резко и заметно возрос интерес к проблематике информации и информатики, при­чем как внутри нашей страны - на национальном уровне, так и на международном - в научных кругах, на встречах руково­дителей разных стран, во всемирных организациях, начиная с ООН и ЮНЕСКО, и т.д. Появились многие книги и статьи о коммуникационном взрыве, прорыве высоких информацион­ных технологий, об информационных войнах, внешнеполити­ческой пропаганде. У нас в стране принята, наконец, Доктри­на информационной безопасности РФ. Поговаривают о воз­можности частичного восстановления прежнего механизма внешнеполитической пропаганды. Да и в системе МИДа эта тематика муссируется, обсуждается на Коллегии.

В Дипакадемии в сотрудничестве с ЮНЕСКО впервые создана кафедра массовой коммуникации и связей с общест­венностью. Чем объяснить повсеместную вспышку интереса к этой сфере?

Полагаю, что ответ нужно искать в сочетании несколь­ких факторов, нескольких процессов, сопровождающих раз­витие современного общества, научно-технической револю­ции, международных отношений. Более конкретно имеется в виду следующее.

Во-первых, все это представляет собой неотрывную часть происходящей ныне глобализации жизни человечества, т.е. все большего переплетения интересов и действий многих стран, особенно самых развитых, в сфере экономики, финан­сов, торговли, информации, науки и т.д. (Понятно, что дви­жущей силой здесь являются транснациональные корпора­ции Запада - но что с этим поделаешь?) Глобализация на уча­стке информации означает, не в последнюю очередь, попыт-

-3 -

ку создания единого всемирного информационного про­странства, без которого вряд ли возможен единый мировой рынок, что, собственно, и является главной целью сторонни­ков глобализации. Таким образом, впервые в истории возни­кла потребность и создались экономические предпосылки для возникновения глобального информационного сообще­ства.

Второе. Это было бы невозможно без, так сказать, мате­риального обеспечения, без соответствующего научно-тех­нического прогресса. По Марксу, человечество выдвигает перед собой только те задачи, которые способно решить. Бурный рост традиционных СМИ (предлагался такой термин для печати, радио, телевидения, кино и др.) в течение всего XX века привел к беспрецедентному насыщению человече­ства информацией. Итогом этого информационного взрыва стал недавний факт: 3,6 млрд. людей во всех странах мира од­новременно наблюдали по телевидению красочную церемо­нию открытия Олимпийских игр в далеком Сиднее. Это был как бы праздничный фейерверк в предсказанной М. Маклю-эном информационной «глобальной деревне».

Параллельной бурным развитием традиционных СМИ в недрах науки и технологии созревал новый качественный прорыв, который и начался с появлением, в первую очередь, Интернета. Беру на себя смелость утверждать, вопреки мне­нию возможных оппонентов, что Интернет - это именно средство массовой информации, причем самое быстрорасту­щее за всю историю человечества. В 1993 г. в мире было 70 тыс. пользователей сети, к концу 2001 г. их было около 500 млн. В этом отношении вслед за Интернетом идет другое модное средство массовой коммуникации (так точнее, чем информации) - это мобильные телефоны: сегодня их услуга­ми в мире пользуются примерно 800 млн. людей, к 2004 г. бу­дет 1 миллиард. Начался новый процесс - соединение мо­бильных телефонов с Интернетом.

Введение в моментальный оборот новых массивов ин­формации объемом в миллиарды страниц, причем как внутри государств, так и между ними, качественно изменило инфор­мационную ситуацию, позволило говорить о созревании гло­бального информационного общества.

-4-

Третье. Именно этот термин вошел в самые последние годы в повестку дня встреч руководителей государств мира. На встрече «восьмерки» на Окинаве в 2000 г. была впервые принята Хартия глобального информационного общества. Эта тема затрагивалась и на саммите Тысячелетия в ООН в сентябре 2000 г. По линии ЭКОСОС ООН и ЮНЕСКО осу­ществляются несколько международных программ в этой об­ласти. На всех этих форумах затрагиваются две основные проблемы: в чем состоят для человечества блага новейших информационных технологий и как приобщить к этим благам миллиарды людей из беднейших секторов человечества, как предотвратить еще больший разрыв между богатыми и бед­ными? Надо прямо сказать, что ответ на второй вопрос пока явно не просматривается.

Четвертое. У нас в стране после утраты иллюзий нача­ла 90-х гг. о «равноправной дружбе» с Западом и «ненужно­сти» у нас, соответственно, аппарата внешнеполитической информации (он и был собственноручно разрушен руковод­ством страны тех лет) в самые последние годы появилось, кажется, некоторое прозрение. Мы убедились в том, что За­пад (да и не только он - не отстают в этом и Восточная Ев­ропа, и Азия) не упускает ни малейшего повода, чтобы по­лить грязью Россию, приписать ей любые грехи - будь то коррупция, мафия, Чечня, трагедия АПЛ «Курск» или даже сооружение русскими в Андских горах в Колумбии подвод­ной лодки для наркоторговли.

В утвержденной Президентом В.В. Путиным в январе 2000 г. Концепции национальной безопасности РФ наряду с другими важными сферами интересов страны говорится и об информационной области. «Усиливаются угрозы националь­ной безопасности Российской Федерации в информационной сфере, - отмечается в Концепции. - Серьезную опасность представляют собой стремления ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению Рос­сии с внешнего и внутреннего информационного рынка; разра­ботка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телеком-

-5-

муникационных систем, а также сохранность информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним».

Эти серьезные мысли получили развитие в утвержденной Президентом В.В. Путиным в сентябре 2000 г. Доктрине ин­формационной безопасности, в которой тоже говорится, в частности, и о необходимости информационного обеспече­ния деятельности государства, и о потребности в развитии отечественной индустрии средств массовой информации, коммуникаций и связи, и об обеспечении выхода российской продукции на мировой рынок.

Таким образом, сочетание целого ряда объективных фа­кторов всемирного и, если говорить о России, национального уровня ставит в повестку дня проблемы глобализации инфор­мационного общества, использования новейших информаци­онных технологий и внешнеинформационной деятельности государств. Явление это, повторяю, объективное и его значе­ние будет возрастать.

И в Министерстве иностранных дел России эта тема не вы­ходит из поля внимания руководителей. Я лично за последние три-четыре года не менее трех раз участвовал в заседаниях Коллегии Министерства, посвященных данным проблемати-кам, причем в обоих смыслах: роль МИДа во внешнеинфор­мационной деятельности страны; развитие компьютерно-информационной инфраструктуры МИДа и его загранучре-ждений на современном уровне.

Интерес нашего МИДа к информатике, компьютериза­ции вполне вписывается в процесс, наблюдаемый и в других странах. Недавно, в октябре 2000 г., мне довелось участвовать в международной конференции (в восхитительном городе Дуб­ровник на Адриатическом побережье Хорватии) на тему «Ди­пломатия в эпоху глобализации». Одной из основных тем кон­ференции стала проблема интеграции министерств иностран­ных дел в процесс всеобщей компьютеризации, в том числе государственной службы, использования дипломатами благ коммуникационной революции. Во многом рекомендации встречи в Дубровнике перекликались с выводами состояв­шейся в Дипломатической академии МИДа России в сентябре 1999 г. широкой международной конференции на тему «Дип­ломатия и дипломат на пороге XXI века: новые вызовы».

-6-

Ясно, что тематика глобального информационного об­щества не может быть вне поля зрения такого крупного и уникального учебного и научного центра, как наша Диплома­тическая академия, где проходят переподготовку или повы­шение квалификации на краткосрочных или двухгодичных курсах в год примерно 600 сотрудников МИДа среднего и старшего звена и столько же специалистов-международни­ков из других госучреждений, регионов России, стран СНГ, а также из частного бизнеса. Для того, чтобы расширить учеб­ную и научную работу в этом направлении, в самом начале 2000 г., по рекомендации Коллегии МИДа создана новая ка­федра массовых коммуникаций и связей с общественностью.

На кафедре сложилась небольшая, но весьма квалифи­цированная группа специалистов, в том числе профессор К.А. Хачатуров, бывший зампред Агентства печати «Ново­сти»; доктор политических наук, член-корреспондент Акаде­мии военных наук И.Н. Панарин, один из ведущих специали­стов по проблеме информационных войн; доктор историче­ских наук, автор многих книг Г.Н. Вачнадзе; кандидат наук В.Г. Сеидов; доцент В.П. Трофименко да и другие авторитет­ные специалисты. Хорошо вписались в коллектив кафедры доцент Э.А. Галумов, читающий лекции по PR и имиджу, и профессор из МГУ Л.В. Матвеева (ее тематика - психологи­ческие аспекты медиакоммуникации). Их перу принадлежат много книг в соответствующих областях. Мы тесно сотрудни­чаем с Департаментом информации и печати МИДа, у нас вы­ступает с лекциями его директор А.В. Яковенко, а также с Департаментом информационного обеспечения, его УКЦ во главе с А.И. Смирновым.

Преподаватели кафедры разрабатывают такие темы, как общие проблемы становления глобального информационно­го общества, роль информации в формировании имиджа го­сударства, современная публичная дипломатия, рассмотре­ние проблем информации в международных организациях. Еще одно направление касается непосредственно внешнеин­формационной деятельности нашей страны - ее Доктрина информационной безопасности, проблема информационных войн против России, постановка информационной работы в системе МИДа РФ, «компьютеровооруженность» нашего

-7-

Министерства, ситуация с российскими СМИ в странах СНГ. На проводимых кафедрой семинарах слушателям даются практические рекомендации - как писать для зарубежной ау­дитории, следить за культурой речи. Сюда же следует отне­сти материал по технологии Паблик Рилейшнз, без чего ны­не трудно обойтись международнику. Особенно приятно от­метить, что лекции и семинары новой кафедры пользуются популярностью у слушателей, многие посещают спецкурсы наших преподавателей, уже есть желающие писать диссерта­ции. Значит, делается полезное, современное дело.

Новый импульс работе кафедры (да и вообще научной и преподавательской работе на этом направлении) дало одно хорошее мероприятие, состоявшееся 30 ноября 2001 г. Это был «круглый стол», организованный нами совместно с Ин­ститутом психологии РАН, под названием «Информация. Ди­пломатия. Психология». В нем приняли участие как назван­ные выше сотрудники нашей кафедры (некоторые лично, некоторые представили письменные выступления), так и большая группа специалистов из соседних сфер - по инфор­мационной безопасности, психологическим аспектам между­народной и дипломатической работы, современному инфор­мационному терроризму и др. Такие известные специалисты в этих вопросах, как доктора наук В.Е. Лепский (Институт психологии РАН) и В.Г. Машлыкин (Институт Европы РАН), а также А.Ф. Федоров, Л.Г. Агаев, О.С. Анисимов, A.M. Степанов, СП. Расторгуев существенно обогатили дис­куссию (и, естественно, данный сборник) именно в направле­нии гуманитарно-психологических аспектов. Этим настоя­щее издание отличается от многих других.

Выступая на открытии «круглого стола», ректор Акаде­мии посол Ю.Е. Фокин как раз обратил внимание на те обсто­ятельства, что раньше тема информационной безопасности в ее широком смысле не была для нашего МИДа привычной, да и с зарубежными партнерами она редко затрагивалась. Теперь отношение вроде бы меняется. Так было, кстати, и с темой международного терроризма - лишь после событий в США.

11 сентября 2001 года американцы и их союзники стали поворачиваться к ней лицом. Ныне тему информационной безопасности пора обсуждать более открыто. Ведь не сек-

рет, что разрабатываются методы несанкционированного психологического воздействия на дипломатов, и наши сот­рудники МИДа должны это знать. Мы в Академии прово­дим более 30 краткосрочных специализированных курсов в год, через них проходят до 700 человек, в основном работ­ников МИДа, в том числе все вновь назначаемые послы. Вполне уместно и на этих курсах затрагивать тематику вза­имосвязи дипломатии, психологии и информации, и мы уже начали это делать. А складывающееся содружество дипло­матов, психологов и специалистов по информации мы при­ветствуем и будем использовать в нашей работе.

Две оговорки необходимо сделать в самом конце настоя­щего введения - теперь уже от меня...

Во-первых, сборник является одной из первых попыток нашей кафедры (тоже новой) поднять такую серьезную и ем­кую тему, которая обозначена в его названии (да еще, напом­ню, в условиях, когда данная тематика в течение многих лет фактически отсутствовала в нашей политической литературе и публицистике). Поэтому вполне объяснимы какие-то ше­роховатости по содержанию представленных материалов, неточности в цифрах, тем более что ситуация в сфере комму­никации быстро эволюционирует, изменяется. Уверен, что читатель с пониманием воспримет эти соображения, и мы тоже в следующем издании учтем их.

Во-вторых, каждый автор, понятно, сам отвечает за со­держание своего материала, а не кафедра, редакция и тем бо­лее не Дипломатическая академия или Институт психологии РАН как сореализатор «круглого стола» и соавтор настоя­щей книги. Было бы противоестественно, если бы авторские материалы подвергались цензуре, или «причесыванию». Так что читатель свободен при желании поспорить с авторами сборника по той или иной проблеме или оценке - будем это только приветствовать.

Итак, после всех этих соображений и оговорок - поехали!

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кашлев Юрий Борисович - Чрезвычайный и Полно­мочный посол, доктор исторических наук, профессор, первый проректор Дипакадемии, зав. кафедрой массовой коммуникации и связей с общественностью (МКСО ДА), ав­тор более 20 книг, в т.ч. «Массовая информация и междуна­родные отношения», «Идеологическая борьба или психоло­гическая война?», «Информационный взрыв: международ­ный аспект».

Хачатуров Карен Арменович - доктор исторических наук, профессор, бывший зампред Агентства печати «Ново­сти» (1971-1989 гг.), председатель Российского комитета со­трудничества с Латинской Америкой, автор 15 монографий.

Сеидов Вадим Гаджиевич - кандидат исторических на­ук, доцент кафедры МКСО ДА, автор публикаций по внеш-неполитичской информации РФ и зарубежных стран.

Панарин Игорь Николаевич - доктор политических на­ук, профессор кафедры МКСО ДА, академик Академии во­енных наук, автор книг^Информационная война и Россия», «Информационная война и власть».

Яковенко Александр Владимирович - директор Депар­тамента информации и печати МИДа РФ, кандидат юридиче­ских наук, автор ряда публикаций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Информация дипломатия психология iconДипломатия г никольсон дипломатия перевод с английского
Систематическую работу в этом отношении проводит Институт международных отношений. Здесь впервые был подготовлен и в 1999 г издан...

Информация дипломатия психология icon«Шестнадцать личностных факторов» опросник
...

Информация дипломатия психология iconДиссертация на соискание степени магистра по направлению 030300 Психология...
Психологическое благополучие руководителей в зависимости от их личностных качеств

Информация дипломатия психология iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Исследование личностных особенностей респондентов и характеристик рабочего места

Информация дипломатия психология iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий

Информация дипломатия психология iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий)

Информация дипломатия психология iconЭкспериментальная психология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37. 03. 01 (030300. 62) «Психология»,...

Информация дипломатия психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Информация дипломатия психология iconАрнольд Минднлл гео-психология в шаманизме, физике и даосизме
Наша психология тесно связана не только с бесплотными сновидениями и чувствами, но и с природой пространства, и с тем, как наши тела...

Информация дипломатия психология iconПрограмма дисциплины Организационная психология для направления 37....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37. 03. 01 «Психология»...

Информация дипломатия психология iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...

Информация дипломатия психология iconРуководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу...
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология...

Информация дипломатия психология iconРуководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу...
Ахвердова О. А., Гюлушанян К. С., Козлитина О. Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология...

Информация дипломатия психология iconДиссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д

Информация дипломатия психология iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...

Информация дипломатия психология iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск