Липецкая область
Краснинский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Лески
Рассмотрена Советом Принята Педагогическим советом Утверждена
МБОУ СОШ п.Лески МБОУ СОШ п.Лески Директор МБОУ СОШ п.Лески
Председатель_____ Секретарь ____ ______/Мазурова Л.К.
Протокол №___от_______ Протокол №___от________ Приказ №_____от_________
Основная образовательная программа
основного общего образования
МБОУ СОШ п. Лески
для 7-9 классов
2016-2017 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Адресность программы
1.2. Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса в МБОУ СОШ п.Лески
1.3. Цели и задачи, основной образовательной программы основного общего образования
1.4. Особенности образовательной программы в основной школе
|
с. 3
|
2.Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
2.1 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
2.2 Требования к уровню подготовки выпускников
2.3 Ожидаемые результаты
|
с. 7
|
3.Система оценивания результатов освоения ООП ООО обучающимися
|
с. 10
|
4.Содержательный раздел
4.1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
4.2. Рабочие программы предметов, курсов
4.3 Программа воспитательной работы
|
с. 12
с. 52
с. 53
|
5.Организационный раздел
5.1 Учебный план
5.2 Календарный учебный график.
5.3 Форма проведения промежуточной аттестации
|
с. 58
|
6. Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
6.1 Кадровые условия
6.2 Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего общего образования
6.3 Информационно-технологические условия реализации ООПСОО
|
с. 62
|
7. Анализ и контроль реализации основной образовательной программы основного общего образования
7.1 Мониторинг реализации ООП ООО
7.2 Контроль за состоянием системы условий
|
с. 69
|
8. Управление реализацией ООП ООО
|
с. 70
|
9. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
|
с.72
|
10. Особенности МБОУ СОШ п.Лески и взаимодействие с социальными партнерами
|
с.74
|
11.Оценочные и методические материалы
|
с.75
|
1. Пояснительная записка
1.1. Адресность образовательной программы
Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ п. Лески - документ, определяющий специфику содержания основного общего образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
в образовательном учреждении и технологии его реализации, на основании которого осуществляется управление и обеспечение качества образования в школе. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, оценочные и методические материалы, а также другие компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников (далее - учащиеся).
Образовательная программа основного общего образования адресована учащимся 7 – 9 классов. Образовательное учреждение разрабатывает образовательную программу в соответствии с ФК ГОС и с учетом социального заказа родителей и учащихся.
Образовательная программа школы гарантирует возможность достижения результатов образования, планируемых основными образовательными программами, и не ограничивает права учащихся на получение доступного качественного образования.
Школа несет ответственность перед родителями обучающихся и учредителем за
выполнение своей образовательной программы и ежегодно публикует отчет о ее выполнении на сайте образовательного учреждения.
1.2 Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса в МБОУ СОШ п. Лески
Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69);
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 20.08.2008) "Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации» от 9 марта 2004 г. №1312);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Министерстве юстиции России 03.03.2011 № 19993);
Устав МБОУ СОШ п.Лески (с изменениями);
Локальные акты МБОУ СОШ п.Лески;
1.3. Цели и задачи программы основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования направлена на реализацию следующих основных целей, определенных в Федеральном компоненте:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Целевое назначение образовательной программы основного общего образования:
- реализация в полном объѐме конституционных прав детей на образование;
- обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ;
- создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
- создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы;
- предоставление возможности учащимся определиться в своих склонностях и интересах учебной деятельности;
- создание условий для формирования умений самостоятельного выбора профиля для дальнейшего обучения в средней школе или при выборе варианта индивидуального образовательного маршрута;
- формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
- создание условий для формирования учебной самостоятельности и
ответственности;
- развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
- развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира);
- воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы.
Ведущие задачи:
- создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям, желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;
- поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
1.5. Особенности образовательной программы в основной школе
Основная школа — особый этап, связанный с особенностями подросткового возраста.
Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах образовательных учреждений.
Отношение подростка к миру принципиально иное. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту
свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность
равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного,
доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими
требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения.
Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные
пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности. Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты,масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается снесоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности. Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые
требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими. Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого
закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в основываясь не только на видении собственного действия безотносительно возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию.
Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя некое единство.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
- Совместно распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах, включающих возможность самостоятельного планирования целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции контроля, оценки, дидактической организации материала пр.
- Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная получение социально-значимого продукта.
- Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное
экспериментирование, направленное на выстраивание отношений окружающими людьми, тактики собственного поведения.
- Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
- Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
- Спортивная деятельность, направленная на построение образа самоизменение.
- Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются образовательном учреждении, определяются самим образовательным
учреждением совместно с другими заинтересованными участниками
образовательного процесса.
|