Государственное ПроФессиональное образовательное Автономное учериждение
Ярославский колледж гостиничного и строительного сервиса
Разработка урока по теме:
«Отделка поверхностей сухими гипсовыми и цементными смесями» 6 часов
Из темы программы: «Выполнение монтажа каркасно-обшивных конструкций» 54 часа
Автор разработчик: Минаев Александр Алексеевич
мастер производственного обучения
г. Ярославль,
План конспект урока производственного обучения
Тема программы: «Облицовка внутренних поверхностей гипсокартонными листами»
Тема: Отделка поверхностей сухими гипсовыми и цементными смесями. (1слайд)
Цели урока: (2 слайд)
Образовательные:
Овладение обучающимися профессиональными приёмами и навыками отделки поверхностей сухими гипсовыми и цементными смесями.
Развивающие:
Формирование рационального сочетания и чередования приёмов с учётом технологии.
Развивать профессиональную наблюдательность, оценивать свои действия по отношению к выполняемой работе.
Воспитательные:
Формирование настойчивости в достижении поставленной цели по усвоению умений и навыков в процессе работы.
Воспитание профессионально значимых качеств: умение работать в команде, ответственного отношения к порученному делу.
Тип урока: Комбинированный. Выполнение простых комплексных работ, изучение трудовых приёмов и операций.
Метод урока: Информационно – сообщающий. Репродуктивный.
Методические приёмы: Наглядно-демонстративный, словесный, практические упражнения.
Форма урока: Практическое занятие.
Внутрипредметные и межпредметные связи: технология отделочных работ, материаловедение, охрана труда.
Учебно-производственные работы: (слайд 3)
Подготовка поверхности (очищение, грунтование, установка маяков и защитных уголков);
Нанесение растворной смеси на поверхность (приготовление, нанесение растворной смеси);
Выравнивание поверхности;
Затирка поверхностей;
Заглаживание поверхностей.
Место обучения: Мастерская мастеров сухого строительства.
Материально – техническое оснащение урока: (4 слайд)
Материалы:
Грунтовка(тифенгрунд, бетоконтакт);
металлические маяки;
защитные уголки;
строительный гипс;
сухая смесь(ротбанд, гольдбанд).
Инструменты:
миксер-дрель;
шпателя;
отвес;
уровень;
полутёрок;
тёрка;
гладилка;
правило;
губчатая тёрка;
ёмкость под раствор.
Ход занятий:
I. Организационный момент (3 минуты)
Проверка присутствующих учащихся
Проверка состояния спецодежды
Проверка готовности рабочих мест
II. Вводный инструктаж (30 минут)
2.1. Сообщение темы и целей урока
2.2. Актуализация опорных знаний учащихся (5 слайд)
1. Перечислите технологию подготовки поверхностей перед нанесение сухих смесей. (поверхности должны быть очищены, выступающие металлические элементы срезаны и защищены от коррозии и грунтуются «Бетаконтактом»)
2. Что представляет собой конструкция маяка? (6 слайд) (облегчённый Т – образный профиль длиной 2,5 м. с шириной основания 20 мм., высотой 6, 10, 15мм.)
3. С помощью каких инструментов осуществляют проверку установки маяков? (7 сайд) (с помощью отвеса, строительного уровня или лазерного уровня с вертикальной трубкой)
4. Через какое время после нанесения выполняется срезание раствора трапецивидным правилом? (8 слайд), (выполняется через 45-70 минут с момента нанесения раствора на обрабатываемую поверхность)
5. Через какое время выполняется заглаживание поверхностей? (9 слайд), (первое заглаживание производится через 2-2,5 часа, повторное через 3-24 часа)
2.3. Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда (приложение 2), (10, 11, 12, 13 слайд)
2.4. Объяснение нового материала. Обсуждение технологической последовательности облицовки поверхностей каркасным способом (разбор инструкционно – технологической карты (приложение 1)), ( 14, 15, 16, 17, 18 слайд)
Учебно-производственная работа № 1
Подготовка поверхности (очищение, грунтование, установка маяков и защитных уголков);
Поверхности очищают и омывают от пыли, грязи, плесени, пятен удалить различные «наросты», наслоения, старую отслоившуюся штукатурку. Поверхность обеспылить.
Обработанная грунтовкой поверхность должна сохнуть в течение 2-3 часов.
Сделать разметку для установки инвентарных маяков. Через каждые 300 мм вдоль оси разметки шлепками наносят растворную смесь, в которую вдавливают маяки и выравнивают правилом по горизонтали и вертикали до образования единой плоскости, проверку установки маяков осуществляют с помощью отвеса. Для установки защитных уголков на их внутреннюю поверхность с шагом 300 мм наносят растворную смесь и прижимают к углам откосов; уголки устанавливают в одной плоскости с маяками
Учебно-производственная работа № 2
Нанесение растворной смеси на поверхность (приготовление, нанесение растворной смеси);
В воду засыпают 8-10 мастерков сухой смеси, которую перемешивают вручную мастерком и выдерживают в течение 5-7 минут, затем перемешивают до однородной консистенции.
Растворную смесь наносят деревянным или пластмассовым широким полутерком, или большим, металлическим шпателем на стену – снизу вверх, на по-толок, на себя. Следует помнить, что приготовленная растворная смесь должна быть нанесена на поверхность в течение 20 минут после приготовления.
Учебно-производственная работа № 3
Выравнивание поверхности;
Нанесенную растворную смесь выравнивают по маякам зигзагообразными движениями; смесь, оставшуюся на рабочей поверхности правила, снимают мастерком и наносят на незаполненные места, затем снова выравнивают. После начала схватывания (через 45-70 минут после нанесения растворной смеси) выступающие неровности срезают трапециевидным правилом или широким шпателем.
Учебно-производственная работа № 4
Затирка поверхностей;
После выравнивания поверхности, ее затирают губчатой теркой, обильно смоченной водой, кругообразными движениями до получения однородной поверхности без видимых пор.
Учебно-производственная работа № 5
Заглаживание поверхностей.
Для образования идеально-гладкой поверхности производят заглаживание (не позднее, чем через 24 часа после схватывания растворной смеси) поверхности, предварительно обильно смоченной водой. После заглаживания и сушки, поверх-ность становится немного глянцевой и готова под высококачественную окраску. Когда поверхность еще не затвердела, можно производить структурирование рельефным валиком, мастерком, гребешковым шпателем.
2.5. Показ приёмов по каждой операции (новые операции показывает мастер п.о., знакомые обучающиеся)
- просмотр видеоматериала по теме (19 слайд)
2.6. Сообщение критериев оценок на уроке (приложение № 3), (20, 21 слайд)
- организация рабочего места;
- умение работать с инструментом;
- правильная подготовка, грунтовка поверхностей, установка маяков;
- нанесение и выравнивание растворной смеси с соответствии с технологией;
- затирка и заглаживание поверхностей;
- соблюдение техники безопасности во время работы.
2.7. Выдача задания учащихся. Расстановка по рабочим местам.
III. Текущее инструктирование и упражнения учащихся (5 часов). (22 слайд)
Порядок проведения упражнений:
1. Подготовка поверхностей.
2. Грунтование поверхностей.
3. Установка маячных профилей.
4. Приготовление растворной смеси.
5. Нанесение растворной смеси на поверхность.
6. Выравнивание растворной смеси на поверхности.
7. Затирка поверхности.
8. Заглаживание поверхности.
3.1. Целевые обходы рабочих мест учащихся. Проверка начала работы.
3.2. Контроль за правильной технологической последовательностью при выполнением облицовки. Индивидуальное инструктирование обучающихся.
3.3. Соблюдение обучающимися техники безопасности и ведение самоконтроля за качеством выполняемых работ.
IV. Заключительный инструктаж (30 минут) (23 слайд)
Закрепление – решение карточки – задания на тему: «Отделка поверхностей сухими гипсовыми и цементными смесями» (приложение № 4)
Подведение учебно-производственных итогов урока.
4.1. Анализ выполненной работы в соответствии с критериями оценок.
4.2. Разбор приёмов устранения ошибок допущенных на текущем инструктаже.
4.3. Выставление учащимся оценок в соответствии с критериями (Подведение итогов, на основании ведомости, перевод баллов в оценку (Приложение № 3)).
4.4. Выдача домашнего задания. (24 слайд), (приложение № 5)
4.5. Уборка рабочих мест.
Мастер производственного обучения_______________/Минаев А. А.
Инструкционно – технологическая карта. Приложение № 1
Тема: Отделка поверхностей сухими гипсовыми и цементными смесями.
№ п/п
|
Наименование операции
|
Чертёж, эскиз
|
Инструктивные указания
|
Применяемые материалы
|
Инструменты, приспособления
|
Требования безопасности
|
1
|
Подготовка поверхности.
|
|
Поверхности очищают и омывают от пыли, грязи, плесени, пятен удалить различные «наросты», наслоения, старую отслоившуюся штукатурку. Поверхность обеспылить.
|
|
Металлическая щетка
Кирочка
|
Рабочие при оштукатурива-ниисухими смесями должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуаль-ной защиты.Перед работой нужно проверить рабочее место, привести в порядок убрать лишнее убедиться в исправности рабочего инструмента. Во время работы выполнять только ту работу, которая выдана мастером или бригадиром.
|
2
|
Грунтование поверхностей.
|
|
Обработанная грунтовкой поверхность должна сохнуть в течение 2-3 часов.
|
Грунтовка
|
Ведро
Кисть для грунтовки
|
3
|
Установка маяков и защитных уголков.
|
|
Сделать разметку для установки инвента-рных маяков. Через каждые 300 мм вдоль оси разметки шлепка-ми наносят раствор-ную смесь, в которую вдавливают маяки и выравнивают прави-лом по горизонтали и вертикали до образо-вания единой плос-кости, проверку уста-новки маяков осуществляют с помощью отвеса.Для установки защитных уголков на их внутреннюю по-верхность с шагом 300 мм наносят раст-ворную смесь и при-жимают к углам откосов; уголки устанавливают в одной плоскости с маяками
|
Маяки
Защитные уголки
Строительный гипс
|
Шпатель
Отвес
Уровень
|
Выполнять работу без нарушения технологии и техники безопасности.
Перед допуском к работе вновь зачисленных рабочих, а также в процессе выполнения ими работ, рабочие должны пройти обучение, инструктаж и проверку знаний по безопасности труда.
Эксплуатация лесов, подмостей и других приспособлений для выполнения штукатурных работ на высоте. Леса, подмости и другие приспособления
|
4
|
Приготовление растворной смеси.
|
|
В воду засыпают 8-10 мастерков сухой смеси, которую перемешивают вручную мастерком и выдерживают в течение 5-7 минут, затем перемешивают до однородной консистенции.
|
Сухая смесь
|
Миксер – дрель
|
5
|
Нанесение растворной смеси.
|
|
Растворную смесь наносят деревянным или пластмассовым широким полутер-ком, или большим, металлическим шпателем на стену – снизу вверх, на по-толок, на себя. Сле-дует помнить, что приготовленная рас-творная смесь до-лжна быть нанесена на поверхность в те-чение 20 минут пос-ле приготовления.
|
Ёмкость с раствором
|
Полутёрок
Шпателя
|
для выполнения отделочных работ на высоте должны быть инвентарными, изготовляться по типовым проектам и соответство-вать требова-ниям ГОСТ24258-80.
Нагрузки на настилы лесов, подмостей не должны превышать установленных проектом допускаемых величин.
Перед началом работы с электроинструментами учащиеся должны осмотреть и проверить его на холостом ходу. При обнаружении неисправности работу с
|
6
|
Выравнивание поверхности.
|
|
Нанесенную раст-ворную смесь выравнивают по маякам зигзагооб-разными движениями; смесь, оставшуюся на рабочей поверхности правила, снимают мастерком и наносят на незаполненные места, затем снова выравнивают. После начала схватывания (через 45-70 минут после нанесения растворной смеси) выступающие неровности срезают трапециевидным правилом или широким шпателем.
|
|
Правило
Шпателя
Гладилка
|
7
|
Затирка поверхностей губчатой тёркой.
|
|
После выравнивания поверхности, ее затирают губчатой теркой, обильно смоченной водой, кругообразными движениями до получения однородной поверхности без видимых пор.
|
Ведро с водой
|
Губчатая тёрка
Кисть
|
электроинстру-ментом необходимо прекратить и сообщить об этом мастеру. Перед началом и после работы следует проверить в присутствии мастера исправность всех механизмов и инструментов.
По окончанию работ убрать свои рабочие места.
|
8
|
Заглаживание поверхностей.
|
|
Для образования идеально-гладкой поверхности производят загла-живание (не позднее, чем через 24 часа после схватывания раст-ворной смеси) по-верхности, предва-рительно обильно смоченной водой. После заглаживания и сушки, поверх-ность становится немного глянцевой и готова под высококачественную окраску.Когда поверхность еще не затвердела, можно производить струк-турирование релье-фным валиком, мастерком, гребеш-ковым шпателем.
|
Ведро с водой
|
Гладилка
|
|