ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Правила здорового питания.
Занятие по внеурочной деятельности:
«Здоровей-ка»
Учитель: Арянова
Мария Александровна.
Класс: 3.
2016 г
Аннотация.
Правильная организация питания имеет большое значение для здоровья, сказывается на трудоспособности и оказывает влияние на продолжительность жизни. Задача правильного и рационального питания заключается в том, чтобы пища, поступающая в организм, была полноценной, содержащей углеводы, жиры и белки.
Занятие способствует развитию интереса к познанию здорового образа жизни, а именно правильному питанию. В ходе занятия ребята выделяют основные характеристики полезных продуктов, разгадывают загадки, инсценируют стихотворение, разгадывают кроссворд, участвуют в играх. Через включение в поисково-мыслительную деятельность дети лучше познают мир, активизируется их мыслительная и познавательная деятельность, расширяется объем знаний об основах здорового питания. Итогом занятия является вывод детей о том, что здоровое питание – это залог долгой и качественной жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни посредством правильного питания.
Задачи:
- создать условия для формирования устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и здорового питания;
- совместно с учащимися сформулировать правила здорового питания;
- содействовать формированию умения выбирать продукты, полезные для здоровья;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- установка на ЗОЖ;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из источников;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Формируемые ценности.
Базовые ценности в социальном знании в области человека: духовность, ответственное поведение, общественная позиция, целеустремленность, самостоятельные поступки, ценность другого.
Базовые ценности в социальном знании в сфере общественных отношений: бережное отношение к человеку; культурная преемственность, толерантность; забота о благосостоянии.
Технологии: работа в группах, ИКТ, работа с текстом, работа с таблицами.
Компетенции: метопредметные, информативные, коммуникативные.
Методы: частично-поисковый, сравнительно-аналитический, творческий.
Формы работы: групповая, общеклассная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление:
Плакаты:
- "Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум” Геродот
- "Здоровье – это единственная драгоценность” Монтень
- "Заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения” Цицерон
Ход занятия.
Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
Мы будем веселиться
И многому учиться
Как нам крепенькими быть,
Как здоровье сохранить. Слайд 2
- Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма.
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.
- Что включает в себя понятие «здоровый образ жизни»
Слайд 3 отказ
от вредных
привычек
закаливание движение
здоровый образ
жизни
соблюдение правил режим дня
гигиены
положительные правильное
эмоции питание
Словом, питанию принадлежит первостепенная роль в сохранении здоровья и продлении жизни человека. В чем же суть правильного, рационального питания?
-Предлагаю вам сейчас поработать в группах и подобрать к каждому пункту подходящую пословицу. ( У каждой группы пословицы состоят из двух половинок, детям нужно составить пословицу правильно и соотнести ее с пунктами на доске)
1.В здоровом теле, (здоровый дух)
2.Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
3.К слабому и болезнь (пристает)
4.Поработал (отдохни)
5.Любящий чистоту – (будет здоровым)
6.Ради крепкого здоровья – (мойте руки чаще)
7.Когда я ем – (я глух и нем)
8.Куришь, бездельничаешь и пьешь — (от хворобы не уйдешь)
9.В доме, где свежий воздух и солнечный свет,( врач не надобен)
10.Вечерние прогулки полезны, (они удаляют от болезни)
11.Двигайся больше — (проживешь дольше)
12.Доброе дело (питает и разум, и тело)
13.Добрым быть — (долго жить)
14.Затхлый воздух и грязная вода (для здоровья беда)
15.И старым и молодым (вреден табачный дым)
16.Сладко есть и пить —( по врачам ходить)
17.Умеренность в еде (полезнее ста врачей)
18. В грязи жить – (чахотку нажить).
19.Зол и нравом горяч – (не поможет и врач).
20.Кто не курит, кто не пьет, (тот здоровье бережет).
Правила здорового питания
- Видите, как много нам с вами нужно выполнять, чтобы быть здоровыми. Но сегодня мы обратимся только к одной из составляющих здорового образа жизни – правильному питанию.
- Зачем человек ест?
- Как вы понимаете пословицу:
«Дерево держится своими корнями, а человек пищей» (слайд 4)
Вывод: «Человеку необходимо питаться»
- Сколько раз в день необходимо питаться?
Завтрак (дома).
Завтрак (второй в школе).
Обед.
Полдник.
Ужин.
Школьный возраст – очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Знаете ли вы, что многие болезни людей - всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.
Инсценировка Сладкоежки.
Сладкоежка:
Я Сладкоежка – Сладкоежкин,
Люблю я вкусненько поесть.
Булочки, ватрушки,
Сдобные пампушки,
«Марсы», «Баунти»,
Чипсы и «Пикник»
Развивают аппетит.
Не люблю ни с кем делиться,
Всё мне нынче пригодится.
Это сладости мои:
Вот колбаска мне
И конфетки мне,
Не подходи ко мне-е!
Учитель: Как вы думаете, может ли он один все это съесть?(Ответы)
Сладкоежка: Да, съем и никому не дам, ведь я сладости очень люблю. Нет больше радости для меня, чем сладости.
Доктор Айболит: Дети, а вы любите сладости?
Выслушиваются ответы детей.
Сладкоежка. Ой, ой! Что-то у меня живот заболел! И в боку боль! Ой, и голова заболела! А-а-а! И зубы болят! Побегу-ка я в больни-и-цу!
Доктор Айболит: Дети, а почему Сладкоежка заболел?
Выслушиваются ответы детей.
Доктор Айболит: Да, вы правы. А вы знаете, как нужно правильно питаться, чтобы не навредить здоровью?
Выслушиваются ответы детей.
Доктор Айболит: Сладости мы любим все, но есть их нужно понемножку. Иначе можно получить много разных болезней. Нужно помнить, что сладостей сто, а здоровье - одно. Поэтому надо научиться отказывать себе в сладостях и других вкусных продуктах, которые вредят нашему здоровью, например: чипсы, «Пепси», «Фанта». Нужно научиться выполнять главное правило здорового питания: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что я хочу есть».
Учитель: Да, а как же нам спасти Сладкоежку?
Доктор Айболит: Ему сейчас нужна медицинская помощь! Правильное питание - условие здоровья, а неправильное приводит к болезням. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья.
Учитель: Для того чтобы расти, быть сильным и здоровым, человек должен питаться. Из пищи наш организм извлекает для себя «строительный материал». Разные продукты по-разному влияют на нас. Благодаря одним тело становится крепким и красивым. Другие продукты питают наш организм энергией, чтобы мы могли активно двигаться, а третьи - защищают нас от болезней.
Вывод 1: Еда необходима, для работы нашего организма. (слайд 5)
-Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
Выслушиваются ответы детей.
Инсценировка «Цветные человечки»
Ведущий (представляет гостей).
Белый цвет – белки, они – строители. (слайд 6) (нажать на белого человечка)
Чтобы вырасти ребенок, мог,
В пище должен быть белок.
Белок-
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть,
В молоке и мясе тоже
Есть он.
И тебе поможет.
Ведущий
Оранжевый цвет – углеводы.
Фрукты, овощи и крупы –
Удивительная группа.
Углеводы. (слайд 7) ( нажать на оранжевого человечка)
Нам тепло и в непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
Ведущий
Желтый цвет – жиры.
Жиры. (слайд 8) ( нажимать по очереди на желтого и зеленого человечка)
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим.
Сохраняет температуру
И влияет на фигуру,
Защищает от мороза.
Ведущий
Зеленый цвет – витамины. Их двадцать.
Витамины.
Мы столько радости несем,
От болезни и простуды
Всех детей мы бережем.
Ведущий
Голубой цвет – вода – источник жизни. (слайд 8) ( щелчок по слайду для появления капельки, следующий щелчок – переход на следующий слайд)
В организме путешествует вода.
Она не исчезает никогда!
Учитель
Подведем теперь итог.
Чтоб расти, нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни так, ни так.
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины – просто чудо!
От болезней и простуды
Каждый день нас берегут.
Скажем вам без хвастовства
Истину простую –
Минеральные вещества
Играют роль большую.
Дети (хором).
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условье.
Вывод 2: Питание должно быть полноценным, т.е. разнообразным. (слайд 9)(щелкнуть по слову ПРАВИЛО)
- Ребята, послушайте стихотворение и попробуйте выделить названные в нём правила здорового питания.
Ребята, мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда.
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезней мы убежим.
Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах детям нужны.
Вывод 3: Питание должно быть регулярным и умеренным (слайд 10)
(щелкнуть по слову ПРАВИЛО)
- Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и то же время.
А еще питание должно быть умеренным.
Умеренность - мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод.
Музыкальная физ. минутка: песенка Обжор
( из спектакля « Леопольд и другие»)
«Зарядка»
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны
Согнули,
Вверх подняли,
Помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки в низ. (слайд 11,12,13)
- Вся ли пища, которую мы едим, одинаково полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы? Об этом мы поговорим сейчас.
Игра «Вредно – полезно» (слайд 14)
Выбираются 2 команды (КОМАНДА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК). Играющие должны распределить карточки с продуктами на 2 группы: полезные и вредные: рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, Сникерс, морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.
Игра с классом ( проводится, пока команды распределяют карточки):
Вам , мальчишки и девчушки,
Приготовила частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет!
Постоянно нужно есть –
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар мармелад.
Это правильный совет?
( Нет, нет, нет!)
Зубы вы почистили и идете спать,
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет!)
-Ребята, на доске записана пословица, давайте её прочтём.
«Всё полезно, что в рот полезло».
- Как вы относитесь к данному мнению?
-Ребята, я приглашаю вас в научно-исследовательскую лабораторию «Правдиво о разном». Наши исследователи расскажут вам много интересного (учащиеся заранее готовят материал на заданные темы).
Исследователь 1. (слайд 15)
Знаете ли вы, что в состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, способствует развитию кариеса.
Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.
Учитель: Дорогие исследователи, а что вы можете сказать о жевательных резинках, которые любят многие дети?
Исследователь 2. (слайд 16)
Внимательно изучив этикетки жевательных резинок, которые продаются в магазинах, мы выяснили, что в состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов. В практике детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.
Учитель: Уважаемые исследователи, а теперь я хочу спросить у вас не вредны ли для здоровья чипсы и картофель фри?
Исследователь 3. (слайд 17)
Я хочу сказать, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.
У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.
-Ребята, я надеюсь, что вы прислушаетесь к советам наших консультантов и будете стараться не употреблять эти вредные продукты.
Вывод 4: Пища должна быть полезной. (слайд 18) (Щелкать по слову ПРАВИЛО)
- А какую пищу можно считать полезной? (Ту, в которой много витаминов). Скажите, а какие продукты содержат наибольшее количество витаминов?
Кроссворд: «Овощи – фрукты» (слайд 19)
Инструкция по работе с анимированным кроссвордом:
Разгадывать кроссворд можно с любого слова. Щелчок по стрелке с цифрой , на экране появится фигура с загадкой.
Для проверки слова-отгадки, нужно щелкнуть по прямоугольнику с вопросом. Появится слово и картинка. Для того, чтобы исчез данный вопрос , щелкаем по картинке-отгадке.
По горизонтали:
Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву. Яблоко
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. Бананы.
Синий мундир,
белая подкладка,
в середине – сладко. Слива.
Этот плод сладкий хорош и пригож,
На толстую бабу по форме похож. Груша.
Отгадать не очень просто –
Вот такой я фруктик знаю-
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе,
Птица есть еще такая,
Называют также – киви.
Ни в полях. Ни в садах.
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает …. Ананас
По вертикали:
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он,
Когда чистишь – слезы льешь. Лук.
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. Капуста.
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный. Салатный,
Верно, это … кабачок
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна. Кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …. Свекла
Кругла. А не месяц.
Желта. А не масло.
Сладка, а не сахар.
С хвостом, а не мышь. Репка.
Вывод 5: Нужно употреблять в пищу больше овощей и фруктов. (слайд 20)
- Ребята, посмотрите, сколько правил здорового питания мы с вами сегодня открыли. Но это не еще не все правила, которые должен выполнять человек, чтобы быть здоровым. Сейчас предлагаю вам в группах подумать, и дополнить нашу схему теми правилами здорового питания, о которых мы не успели сегодня сказать. (слайд 21) ( по щелчку появляются правила)
1.Мыть руки перед едой
2.Тщательно пережевывать пищу
3.Не есть, позднее, чем за 2 часа до сна
4.Не перекусывать на ходу
5.Не увлекаться сладким, кислым, соленым, острым
6.Не болтать во время еды
7.Есть надо простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании.
И мне очень хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем сегодняшнем разговоре. Дополните предложения (слайд 22)
1. Сегодня я понял…
2. Мне еще нужно …
3. Я буду обязательно…
4. Дома я обязательно расскажу о…
- Я вижу, что вы теперь хорошо знаете, как правильно и с пользой для здоровья питаться. Сегодня вы составили правила, следуя котором можно сохранить на долгие годы свое здоровье. Ведь “единственная красота - это здоровье”, а чтобы ваш организм был красивым и здоровым, мы предлагаем вам попить фруктовый сок, богатый витаминами и полезными веществами.
Использованные источники:
http://lana-web.ru/zdorovie/pravila_zdorovogo_pitania.htm l 10 правил здорового и сбалансированного питания.
http://www.lyceum-6.edusite.ru/images/p135_piramidapitaniya.jpg пирамида
http://g1.delfi.ua/images/pix/380x250/a8217f04/3fae152413d949fd12-1996443.jpg корзина
http://www.krasoved.ru/resize/100/341/w/uploads/section/1aa6ca907569b3c6f4a680a128dc1cce.jpg весы
http://www.ozedu.ru/files/u1088/pitanie_szhat.gif
http://www.supertosty.ru/images/cards/zdor_pit_04.jpg за здоровое питание
http://www.edu.cap.ru/home/1206/2013/zogz.jpg зарядка
http://www.supertosty.ru/images/other/zdorovie.jpg здоровье
http://xfakts.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F.jpg руки и сердечко
http://istok.tom.ru/files/top_big_01(1).jpg слова Гиппократа
http://www.dyatlovo.info/files/u101/__________________2.jpg здоровое питание
http://krasota.uz/userfiles/images/%D0%A4%D0%B0%D1%81%D1%82-%D1%84%D1%83%D0%B4.jpg фаст –фуд
http://img.webmd.com/dtmcms/live/webmd/consumer_assets/site_images/articles/health_tools/high_protein_diet_slideshow/photolibrary_rf_photo_of_high_protein_food.jpg продукты богатые белком
http://otvetin.ru/uploads/posts//1294049170_1.jpg углеводы
http://ladyexpert.ru/uploads/prew/n4748-0.jpg жиры
http://eshevchuk.ru/files/images/38341974_0.jpg человечки
https://lh6.googleusercontent.com/-UjoCEJlB4sY/UIBSrrZvFwI/AAAAAAAAAzQ/q0bXxWk8bHk/s498/green.jpg зелененький
https://lh4.googleusercontent.com/-fo_gFZbGuWc/UIBSiX36C7I/AAAAAAAAAzE/k3uQwSBc4EI/s498/elow.jpg желтый
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/930/94930046_orange.jpg оранжевый
http://www.hqoboi.com/img/other_/3d-chelovechek-03.jpg белый
http://forchel.ru/uploads/posts/2012-02/1328203985_9.gif капля
|