УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕМЫ
ПМ Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными
Специальность 060501.51 Сестринское дело
МДК 0401 Деятельность младшей медицинской сестры по уходу за больными
Курс 2 Семестр 3 № темы 2.5.
Тема: Методы простейшей физиотерапии. Гирудотерапия. Оксигенотерапия.
Содержание:
№
|
Дидактическая единица
|
Уровень освоения
|
1
|
Понятие простейшей физиотерапии.
|
2
|
2
|
Виды простейших физиотерапевтических процедур.
|
2
|
3
|
Показания, противопоказания, возможные осложнения.
|
2
|
4
|
Техника выполнения простейших физиотерапевтических процедур.
|
3
|
5
|
Понятие гирудотерапии. Применение пиявок.
|
2
|
6
|
Понятие оксигенотерапии. Виды.
|
1
|
7
|
Подача кислорода через носовую канюлю и катетер.
|
2
|
Форма занятий
Занятия
|
Количество часов
|
Лекция
|
2
|
Семинар
|
2
|
Практика
|
6
|
Самостоятельная работа
|
4
|
Цели:
Образовательные:
Дальнейшее формирование знаний о простейших методах физиотерапии.
Работа с алгоритмами (постановка грелки, пузыря со льдом, горчичников, пиявок, холодного компресса, согревающего компресса, применение лечебных ванн).
Раскрытие роли медицинской сестры при выполнении простейших методах физиотерапии.
Работа с универсальными и стандартными мерами безопасности медицинского персонала при выполнении простейших методов физиотерапии.
Формирование умений при выполнении простейших методов физиотерапии.
.
Студент должен знать:
определения терминов, употребляемых при проведении процедур;
области тела, разрешаемые для выполнения процедур;
осложнения, возникающие при неправильной технике проведения процедур;
цели гирудотерапии, процедуру постановки и снятия пиявок;
принципы ухода после снятия пиявок;
универсальные меры предосторожности при проведении гирудотерапии;
методы и способы оксигенотерапии;
технику безопасности при работе с кислородным баллоном.
Студент должен уметь:
уточнить у пациента понимание порядка проведения процедуры;
поставить горчичники;
поставить компресс (холодный, горячий, согревающий);
применять грелку;
применять пузырь со льдом;
провести оксигенотерапию;
осуществлять уход катетером (канюлей) при оксигенотерапии.
Развивающие:
Формирование у студентов:
навыка анализа и синтеза изучаемого материала;
способности осуществлять внутрипредметные связи;
способности применять межпредметные связи.
Умение решать проблемные и ситуационные задачи.
Развитие умений анализировать ошибки.
Воспитательные:
Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.
Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
умение анализировать свое поведение;
воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
Методические:
воспроизводящие, тренировочные упражнения;
проблемно-поисковые методы (решение задач);
частично-поисковые методы - самостоятельная работа;
метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;
индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 4.3. Участвовать в организации безопасной среды для пациента и медицинского персонала.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: 1. Основы латинского языка с медицинской терминологией.
2. Здоровый человек и его окружение (ОП01)
Обеспечиваемые: 1. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (ПМ07)
2. Лечебная деятельность (ПМ02)
3. Медико-социальная деятельность (ПМ05)
Обеспечение занятия:
Оборудование:
Меловая доска, мультимедийная установка, аудио - и визуальные средства (видеоплеер), DVD-плеер.
Информационное обеспечение:
-
Основная литература:
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 – 508с.
К. Е. Давлицарова, С. Н. Миронова Манипуляционная техника : учеб. пособие для ср. проф. образования /.– М. : Форум : Инфра-М, 2005.– 480 с.
Конспект лекций.
-
Дополнительная литература:
Учебное пособие по основам сестринского дела / Под редакцией А.И. Шпирна.-Москва-ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003,-720с.
Отраслевой стандарт Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения ОСТ 42-21-85.
3. Интернет-ресурсы и электронные издания:
Гарант: информационно-правовой портал[ Электронный ресурс] / Центр информационных технологий МГУ. – Электрон. дан. – М.: ООО «НПП «ГАРАНТ -СЕРВИС- УНИВЕРСИТЕТ», 1990. - Режим доступа: www.garant.ru, сободный. –– Загл. с экрана.-Яз.рус.
Консультант Плюс- надежная правовая поддержка [ Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Электрон.дан. – М.: «Консультант Плюс», 1997. - Режим доступа: www.consultant.ru, сободный. –– Загл.с экрана.-Яз.рус.
Минздравсоцразвития России [Электронный ресурс] / Министерство здравоохранения и социального развития РФ. .: Разработка и сопровождение : Метод. ру. Интерфейс: ДизайнДепо. – Электрон. дан. – М: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, 2011. – Режим доступа http://www.minzdravsoc.ru/, свободный. – Загл.с экрана.-Яз.рус, анг.
Медицинская энциклопедия Medical-Enc.ru [Электронный ресурс] / [?]. – Электрон.дан. – М.: Medical-Enc.ru, 2007. - Режим доступа http://www.medical-enc.ru , свободный. – Загл.с экрана.-Яз.рус.
Федеральное государственное учреждение Центральный НИИ организации и информации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс] / ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ». – Электрон.дан. – М.: ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ», 2002. – Режим доступа: http://www.mednet.ru /, свободный Загл.с экрана.-Яз.рус, анг
4. Методическое обеспечение:
Учебно-методическое пособие для студентов
Мультимедийная презентация лекции
Структура и содержание занятий:
1. Лекция
Тип: занятие изучения нового учебного материала
Вид занятия: лекция
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный этап
|
3-4
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
Записывают тему занятия.
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения лекции
|
Объясняет порядок проведения лекции
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Основной этап
|
80-82
|
Актуализация и мотивация деятельности студентов
|
Объясняет значимость дисциплины для профессиональной деятельности медицинской сестры, требования к знаниям и умениям по дисциплине, виды и количество занятий.
|
Слушают, задают вопросы
|
Изложение плана лекции и рекомендуемых источников
|
Излагает план лекции:
1.Понятие простейшей физиотерапии.
2. Виды простейших физиотерапевтических процедур.
3. Показания, противопоказания, возможные осложнения.
4. Понятие гирудотерапии. Применение пиявок.
5. Понятие оксигенотерапии. Виды.
|
Записывают
|
Изложение содержания лекции
|
Излагает материал лекции (Приложение №1). По ходу лекции задает вопросы для выявления уровня базовых знаний и/или активизации внимания.
Перечень вопросов:
1.Дать определение простейшая физиотерапия.
2.какие простейшие физиотерапевтические процедуры вы знаете.
3. В каких случаях проводят постановку банок, и на какие участки тела.
4. В каких случаях проводят постановку горчичников, и на какие участки тела.
5. В каких случаях проводят постановку грелки, и на какие участки тела.
6.В каких случаях проводят постановку пузыря со льдом, и на какие участки тела.
7. Какие виды компрессов вы знаете.
8. В каких случаях производят наложение того или иного компресса.
9. В каких случаях проводят постановку пиявок, и на какие участки тела.
10. Как и в каких случаях подается кислород.
|
Внимательно слушают, смотрят презентацию. Составляют конспект лекции.
Участвуют в обсуждении.
|
3
|
Заключи-тельный этап
|
5-6
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов.
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения трудных вопросов
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
Задания для самостоятельной работы
|
Объясняет содержание самостоятельной внеаудиторной работы:
Подготовится к семинарскому занятию (Приложение №2)
Составление таблицы «Простейшие физиотерапевтические процедуры» (Приложение №3)
|
Слушают, записывают задание, задают вопросы.
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
2. Семинарское занятие
Тип: Занятие систематизации и контроля знаний
Вид занятия: семинар
№
|
Этап занятия
|
Время
|
Содержание этапа
|
Деятельность
|
преподавателя
|
студента
|
1
|
Организационный
|
10
|
Объявление темы, цели занятия
|
Приветствует студентов, организует внимание, сообщает тему и цель занятия.
|
Приветствуют преподавателя,
|
Оценка готовности аудитории и студентов
|
Проверяет присутствующих
|
Участвуют в перекличке
|
Характеристика порядка проведения семинара
|
Объясняет порядок проведения семинара, критерии оценки за семинар. Выясняет сложные вопросы, дает пояснения
|
Внимательно слушают, задают вопросы
|
2
|
Система-тизация и контроль знаний
|
10-15
|
Тестовый контроль
|
Раздает тесты, контролирует работу студентов (Приложение №4).
|
Работают с тестами.
|
10-15
|
Устный фронтальный опрос
|
Проводит опрос студентов по вопросам семинарского занятия (Приложение №5).
|
Отвечают на вопросы, дополняют ответы студентов, анализирует ответы.
|
|
|
45-55
|
Работа малыми группами, решение ситуационныхзадач.
|
Делит студентов по 2-3 человека, раздает карточки с ситуационными задачами и предлагает каждой группе решить ее (Приложение №6). Оказывает методическую помощь при работе студентов. Оценивает в процессе работы творческую активность студентов, умение работать самостоятельно и в паре.
|
Каждая группа проводит анализ клинической ситуации. Проводят самоанализ и анализ работы других пар.
|
3
|
Заключи-тельный этап
|
5
|
Обобщение, выводы
|
Анализ достижений цели. Оценка работы студентов по критериям.
Критерии оценки знаний студентов за семинарское занятие
Максимальный балл = 10 баллов:
Тестовый контроль - 2 балла
|
Устный опрос – 3 балла
|
Решение ситуационной задачи – 5 баллов
|
Оценка за семинар:
10 баллов = «5»,
9-8 баллов = «4»,
7-6 баллов = «3»,
5 и менее балов = «2»
|
|
Слушают, анализируют, оценивают свою работу
|
Ответы на вопросы студентов
|
Отвечает на вопросы студентов, дает необходимые объяснения
|
Задают вопросы, слушают ответы
|
Задания для самостоятель-ной работы
|
Подготовиться к практическому занятию.
|
Слушают, записывают задание, задают вопросы
|
|
Всего
|
90
|
|
|
|
|