Будем дышать правильно и говорить красиво!
«Я дышу, а, значит, я живу…». В этой ёмкой строчке В.Высоцкого отразилось существо и значимость дыхания для жизни. Без пищи человек может прожить 3-4 недели, без воды 5-7 дней, а без дыхания всего 3-5 минут! Мы говорим: « От первого вздоха и до последнего», - справедливо полагая, что время жизни – это время поддержания непрерывной цепочки циклов «вдох-выдох».
Но не все знают, что в дыхании есть тайна, разгадав которую человек получил волшебные ключи…от собственного здоровья!
Такое понятие, как дыхательная гимнастика, известно с древних времен. И это не случайно. Не обладая современным пониманием физиологических механизмов, люди, тем не менее, давно выяснили, что дыхание хорошо поддается сознательному (произвольному) управлению. А значит, через него можно влиять на процессы, происходящие в организме. О дыхательных упражнениях говорил еще Абу Али ибн-Сина (Авиценна). Но задолго до него в Индии и Китае многие поколения пользовались управляемым дыханием, как эффективным способом лечения и оздоровления.
Однако эти и другие виды дыхательного тренинга не были широко распространены. Их освоение требовало от человека особых знаний, упорного многомесячного труда и настойчивости. Можно сказать, что это – элитарные, кастовые методики.
Кроме того, отсутствие правильного понимания того, какой именно тип дыхания все же может сохранить и укрепить здоровье, очень часто сводило к нулю усилия периодически возникающих «школ лечебного дыхания». Как обычно происходит обучение тому или иному виду дыхательной гимнастики, будь то древнекитайский ци-гун или современный метод? На словах объясняется, что должен делать человек, чтобы достичь нужного эффекта, показываются какие-то приемы освоения дыхательного комплекса, после чего человек начинает обучаться. Но с чем сверить правильность выполнения упражнений? Не с чем. Разве что с собственными ощущениями, которые нередко подводят. Желаемое выдается за действительное – ошибка вкралась в ваши действия, а комплекс дыхательной гимнастики вы будете осваивать неправильно. И результат окажется нулевым.
В чем тут дело? Ответ очевиден. Нет критериев оценки правильности освоения нового дыхания, нет обратной связи. А ведь именно она дает человеку возможность своевременно скорректировать свои действия в нужном направлении.
Разработанная Александром Афанасьевичем Сметанкиным система дыхательной гимнастики, выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем приборов биологической обратной связи принципиально меняет наш взгляд на место дыхательной гимнастики в нашей жизни. Оказалось, что предложенная им методика тренировки и воспитания в себе этого нового лечебно-оздоровительного типа дыхания полностью совпадает с естественными механизмами активизации внутренних резервов организма людей любого возраста. И поэтому навык этого дыхания не отторгается организмом, он сохраняется как полезный на всю оставшуюся жизнь.
Пациент осваивает навык диафрагмального дыхания (дыхания по методу Сметанкина), сидя у экрана компьютера. А на экране постепенно, полоса за полосой, открывается красочный рисунок – корабль, экзотическая бабочка, космодром. Еще один правильно сделанный дыхательный цикл – и открыта еще одна полоса. Цикл тренировки длится несколько минут, затем наступает короткая фаза отдыха. И вновь на экране красочные слайды. А если дыхательный цикл выполнен неверно? Очередная полоса просто не откроется, останется присыпанной инеем. Значит, нужно расслабиться (заниматься тренировкой по методу БОС в напряженном состоянии нельзя) и повторить попытку.
В чем же достоинства метода БОС и тренировки навыка диафрагмального дыхания? Прежде всего:
- Оно физиологично, это естественное дыхание. Человек практически без усилий вырабатывает стойкий навык такого дыхания, обладая надежным ориентиром правильности его выработки – дыхательной аритмией сердца (разница между частотой пульса на вдохе и выдохе).
- Не нужно тратить на выработку нового типа дыхания многие годы (а именно так обстоит дело с другими дыхательными гимнастиками).
- Навык диафрагмально-релаксационного дыхания остается с человеком на всю оставшуюся жизнь и по желанию может легко и без усилий воспроизводиться, когда человек почувствует необходимость защитить себя от болезни или в качестве ежедневной дыхательной гимнастики для сохранения и укрепления своего здоровья.
- Тот, кто овладел дыханием по методу Сметанкина, всегда побеждает в борьбе со стрессами, психоэмоциональным перенапряжением, сводит к минимуму риск заболевания.
- Жизнь человека, который познал искусство здорового дыхания, дарящего здоровье, обретает новые грани, наполняется Любовью, Радостью и Счастьем.
Физиологическое обоснование дыхания по Сметанкину и успешное применение его методики в формировании крепкого здоровья и психических процессов ребенка: поведения, памяти, внимания и речи, представлены во многих научных статьях.
Необходимым условием реализации технологии БОС на занятиях в ДОУ является включение игры с целью повышения мотивации воспитанника.
В компьютерной программе «Дыхание» игровые уроки «БОС-здоровье» продолжительностью от 7 до 12 минут содержат чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике. Например, по темам «Природа», «Животные», «Петергоф» и т.д. Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, успокоиться, а так же переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты.
В периоды работы полностью включен механизм биологической обратной связи по зрительному и звуковому сигналам, благодаря которым ребенок может в игровой форме увидеть и услышать, как работает его сердце под контролем дыхательных движений. Например, игровой сюжет «Вертикальное закрашивание забора», продолжительностью 2-3 минуты. Когда невидимая кисточка на доске забора начинает подниматься вверх (сигнал о том, что пульс учащается), воспитанник делает вдох по вышеуказанной инструкции. Когда кисточка на последующей доске забора следует вертикально вниз (знак о том, что пульс становится реже), ребенок плавно по инструкции переходит на продолжительный равномерный выдох. И таким образом, перед ребенком встает задача подстроить свое дыхание под движение кисточки на заборе. Как показывает опыт, учитывая игровое содержание сюжета, задача выполняется легко, успешно и без принуждения.
На основе поступающей с помощью БОС информации о взаимной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и диафрагмально-релаксационного тренинга в игровом стиле под контролем логопеда, у ребенка формируется навык управления своим ДАС (дыхательная аритмия сердца) и психофизиологическими параметрами организма, что необходимо для его общего и интеллектуального развития.
Применение игры также является базой инновационной технологии Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», предназначенной не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Эта технология включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.
При этом учебно-электронные пособия («Здоровая математика», «Здоровая азбука», «Окружающий мир») дают возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания детей 3-7 лет – 12 дыханий в минуту. Длительность одного дыхания 5 секунд, из которых вдох составляет 1,5 секунды, а выдох – 3,5 секунды. Дидактический материал открывается на экране компьютера или телевизора в заданном ритме на фоне игровых сюжетов. Материал представлен в соответствии с образовательной программой обучения и воспитания в ДОУ.
Например, воспитанник ДОУ знакомится с элементарными математическими понятиями «высокий и низкий» по схеме игрового сюжета «Закрашивание»: когда на экране монитора слева полоска поднимается вверх, ребенок делает вдох. Как только широкая полоска начинает двигаться слева направо, по принципу выделения части из целого все предметы, стоящие слева закрашиваются, за исключением ключевого объекта – «высокого дерева», и диктор произносит «дерево высокое», а малыш делает выдох. Это первое дыхание. На втором дыхании по аналогичному принципу изучается понятие «низкий», и соответствующее изображение «дерево низкое» выделяется на экране справа.
Настраиваясь на физиологический ритм дыхания, ребенок, заинтересованный с помощью игрового компонента технологии, самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что ведет к складыванию и совершенствованию благоприятного фона для изучения и закрепления материала. В рамках основной программы воспитания дошкольников с применением инновационной технологии Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся» как вспомогательного инструмента, появилась возможность организовать подготовку к школьному обучению на высоком уровне не только без потери здоровья, но и интереса ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игровые ситуации.
При использовании игры в здоровьесберегающей технологии «БОС-здоровье» можно увидеть подтверждение практической значимости высказывания великого педагога В.А. Сухомлинского, что «игра действительно как огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий».
Еще хочется добавить, что дошкольники с удовольствием посещают занятия в кабинете БОС. От занятий они получают положительный эмоциональный заряд, детям нравится менять цвета у «столбика», слушать сказки во время периода отдыха, быть участниками компьютерной игры.
Из всего сказанного можно сделать вывод: БОС-тренинг, в отличие от многих иных оздоровительных процедур, нравится маленьким пациентам. Это – одна из составляющих высокой эффективности тренировок.
|