неделя
|
Артикуляционная гимнастика
|
Дыхательная гимнастика
|
Фонематический слух
Слуховое внимание
|
Пальчиковая гимнастика
(самомассаж кистей рук)
|
3 неделя
|
Знакомство с артикуляционным аппаратом стр. 17 Репина З.А., Буйко В.И.
|
Развитие дыхания:
формирование плавного выдоха. Упражнение «Осенние цветочки»
-медленно набираем воздух через нос. Ах, как приятно пахнет!
(Следить, чтобы плечи у ребенка не поднимались.)
|
В три одинаковые непрозрачные бутылки насыпаны горох, пуговицы, манная крупа.
Логопед встряхивает бутылки.
Ребёнок определяет на слух, что находится в каждой бутылке.
|
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
пальчики – удальчики.
|
4 неделя
|
Сказка о веселом язычке
|
Развитие дыхания:
формирование плавного длительного вдоха.
Упражнение « Узнай овощ»
- перед ребенком стоит блюдо с овощами (лук, чеснок, укроп, огурец). Ребенок рассматривает и называет их, затем нюхает. Логопед завязывает глаза ребенку и просит сделать плавный вдох, не поднимая плеч, и узнать по запаху предложенный овощ.
|
Развитие слуха:
- угадай, что звучит?
Используется ширма и музыкальные инструменты
( дудочка, колокольчик, барабан, металлофон).
|
Массаж поверхностей ладоней мячиками – ёжиками, прыгунками.
Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и « стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
По ладони он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Влево - вправо – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой.
|
Календарное планирование работы с детьми.
Сентябрь:
Октябрь
неделя
|
Артикуляционная гимнастика
|
Дыхательная гимнастика
|
Фонематический слух
|
Пальчиковая гимнастика
(самомассаж кистей рук)
|
1 неделя
|
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков
|
Развитие дыхания:
формирование плавного длительного вдоха.Упражнение « Узнай фрукт»
- перед ребенком стоит блюдо с фруктами (апельсин, лимон, яблоко). Ребенок рассматривает и называет их, затем нюхает. Логопед завязывает глаза ребенку и просит сделать плавный вдох, не поднимая плеч, и узнать по запаху предложенный фрукт.
|
Развитие слуха.
Логопед стучит по металлофону, ложкой по чашке, щёлкает ножницами, переливает воду и т.д.
Ребёнок, стоя спиной, рассказывает, что делает логопед.
|
Массаж шестигранным карандашом.
Пропускать карандаш между
одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определенном положении
В правой и левой руке.
Карандаш в раках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
|
2 неделя
|
|
Развитие дыхания:
формирование плавного длительного выдоха.
Упражнение «Ветерок»
-подуть на ветку с листочками.
В этот солнечный денёк
Дуй - подуй, мой ветерочек!
Ветерочек – ветерок,
Дуй - подуй, мой ветерок!
|
Развитие слуха:
Упражнение «Назови слова для Мишки».
Логопед говорит ребёнку:
« Плюшевый Мишка думает,
что ты знаешь много слов. Мишка просит , чтобы ты научил его произносить их.
Мишка плохо слышит, поэтому нужно произносить слова громко и внятно».
Ребёнок произносит слова. Логопед в роли мишки повторяет эти слова, но иногда заменяет один звук на другой (кубик – пубик).
Ребёнок должен исправить логопеда
|
Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два орехи между ладонями.
Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет,
Буквы ровные писать.
|
3 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Формирование плавного длительного выдоха.
Ребенок играет на дудочке.
|
Упражнение №1
|
Упражнение « Щелкунчики»
- каждым пальцем щелкаем по бусам, закрепленными на ширме.
|
4 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Формирование плавного выдоха.
Упражнение «Подуй на шарик»
-дуть на шарик в тазике с водой.
Упражнение «Сдуй с ладони перышко».
|
Упражнение №2
|
Упражнение «Кус – кус»
- бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
|
Ноябрь
неделя
|
Артикуляционная гимнастика
|
Дыхательная гимнастика
|
Фонематический слух
|
Пальчиковая гимнастика
(самомассаж кистей рук)
|
1 неделя
|
|
Развитие дыхания:
формирование плавного длительного выдоха.Упражнение «Сдуй снежинки со снежной поляны»
-дети сдувают с листа бумаги голубые бумажные снежинки.
|
Упражнение №3
|
Упражнение « Узелки»
-завязывать и развязывать узлы на верёвке, перебирать верёвочки узлами пальцами, называя дни недели, месяцы.
|
2 неделя
|
|
Развитие дыхания:
формирование плавного длительного выдоха.
Упражнение «Чей комочек дальше улетит?»
-дети сдувают с листа бумажные комочки.
|
Упражнение №4
|
Упражнение « Прогулка»
-с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними (средним и безымянным, безымянным и мизинцем) пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делать по шагу.
На прогулку мы пойдём,
И в футбол играть начнём.
И с хорошей тренировкой,
Каждый станет сильным, ловким.
|
3 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Формирование плавного длительного выдоха.
Упражнение «Паровоз громче и дольше подаёт сигнал?»
- логопед дует в пузырек, чтобы послышался свист, затем предлагает ребенку сделать то же, не надувая щёк.
|
Упражнение №5
|
Упражнение « Лыжники»
- «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними
Пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Две новые клиновые
Подошвы двухметровые:
На них поставили две ноги,
И по большим снегам беги.
|
4 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Формирование плавного носового вдоха.
Ребёнок получает две коробки – с еловыми иголками и апельсиновыми корками. Логопед предлагает понюхать содержимое каждой коробки и подобрать коробку с аналогичным ароматом из его набора.
|
Упражнение №7
|
Упражнение «Волшебные верёвочки»
- из различной длины и цвета верёвочек, заплетать косички, рисовать цветы, различные предметы.
|
Декабрь
неделя
|
Артикуляционная гимнастика
|
Дыхательная гимнастика
|
Фонематический слух
|
Пальчиковая гимнастика
(самомассаж кистей рук)
|
1 неделя
|
|
Развитие комбинированного дыхания:
Вдох носом, выдох ртом
- ребенок получает стакан с водой, и трубочку для коктейля. Логопед показывает, как можно пускать пузыри с помощью трубочки: вдох носом, выдох через рот, зажав губами трубочку. Дети учатся контролировать силу выдоха
(при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом выдохе из трубочки выходят пузырьки).
|
Упражнение №8
|
«Бассейн для пальчиков».
В большую коробку с бортиками высотой 7–8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине, знакомых ребенку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать их и назвать.
|
2 неделя
|
|
Развитие комбинированного дыхания:
вдох носом, выдох ртом.
Игра « Мотылек»
- на уровне глаз ребёнка прикреплен шнурок с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета и величины. Логопед предлагает подуть на мотыльков определенного цвета и величины.
( На лугу мотыльки летают. Красный мотылек взлетел.
И т. д.)
|
Упражнение №9
|
«Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощупывает 3–5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
|
3 неделя
|
|
Развитие комбинированного дыхания:
вдох носом, выдох ртом.
Упражнение « Лёгкие шарики»
- ребенок дует на легкий пластмассовый шарик, так, чтобы он долетел к игрушке.
|
Упражнение №10
|
«Волшебный мешочек».
Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:
а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо);
б) мелкие игрушки;
в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная бумага, плотная фольга);
г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).
|
4 неделя
|
|
Подготовка к новогодним утренникам
|
|
|
Январь
неделя
|
Артикуляционная гимнастика
|
Дыхательная гимнастика
|
Фонематический слух
|
Пальчиковая гимнастика
(самомассаж кистей рук)
|
1 неделя
|
|
Новогодние праздники
|
|
|
2 неделя
|
|
Развитие дыхания:
формирование плавного выдоха.
Упражнение « Двигаем пёрышко»
-ребёнок дует в трубочку направленную на перышко, лежащего на столе.
|
Упражнение №11
|
«Кулачок».
Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца. Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.
|
3 неделя
|
|
Развитие дыхания:
формирование сильного длительного выдоха.
Ребёнок дует на султанчики.
|
Упражнение №12
|
«Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большому подушечками – «здороваются».
Движения выполняются одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.
|
4 неделя
|
|
Развитие дыхания:
формирование сильного длительного выдоха.
Ребёнок надувает воздушный шар.
|
УПРАЖНЕНИЕ №13
|
«Человечек бегает». Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони большим пальцем. Выпрямленные пальцы передвигаются по столу.
|
Февраль
неделя
|
Артикуляционная гимнастика
|
Дыхательная гимнастика
|
Фонематический слух
|
Пальчиковая гимнастика
(самомассаж кистей рук)
|
1 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Формирование сильного длительного выдоха.
Упражнение «Кто задует свечку одним выдохом?»
Ребёнок дует на «свечу» - деревянную палочку с прикрепленным к ней перышком.
|
Упражнение №14
|
«Бинокль».
Локти опираются на стол, ладони подняты вверх, большие пальцы соединены горизонтально. Остальные пальцы, начиная с указательного, поочередно приставляют к большим (движения рук могут быть как одновременные, так и последовательные) до образования «бинокля».
|
2 неделя
|
|
Развитие дыхания:
формирование плавного вдоха.
Пускать мыльные пузыри.
|
Упражнение №15
|
«Мишка косолапый».
Все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх – «голова медведя». Выполняют движения поочередно большим и указательным пальцами – безымянным и мизинцем, как бы имитируя походку медведя.
|
3 неделя
|
|
Чередование дыхания: нос (вдох) - рот (выдох), рот (вдох)- нос (выдох).
|
Упражнение №16
|
«Игра на рояле».
Ладони лежат на столе в позе пианиста (пальцы слегка согнуты). Попеременно постукивают первым – вторым, первым – пятым пальцами.
|
4 неделя
|
|
Развитие дыхания: ребенок
делает краткий глубокий вдох и медленный выдох.
|
Упражнение №17
|
«Краб».
Ладони направлены вниз, пальцы переплетены внутрь, большие пальцы направлены к себе. «Краб» движется по столу влево -вправо путем поочередной перестановки большого пальца правой руки – остальных пальцев правой руки – большого пальца левой руки – остальных пальцев левой руки.
|
Март
неделя
|
Артикуляционная гимнастика
|
Дыхательная гимнастика
|
Фонематический слух
|
Пальчиковая гимнастика
(самомассаж кистей рук)
|
1 неделя
|
|
Развитие дыхания:
ребенок делает глубокий медленный вдох и выдох узкой струёй.
|
Упражнение №18
|
«Солим суп»
Ребёнок опускает руки в миску с солью и выполняет перетирающие движения большим, указательным, средним пальцами.
|
2 неделя
|
|
Развитие дыхания:
ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, и медленный выдох на счет 1,2,3,4,5
|
Упражнение №19
|
Упражнение «Повар»
с использованием «пальчикового бассейна».
Варим, варим, варим щи.
(Выполнять движения по дну «бассейна» круговые движения кистью по часовой стрелке.)
Щи у нас хороши.
(Выполняются аналогичные движения кистью против часовой стрелки.)
|
3 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Упражнение « Гудок»
- на одном выдохе ребенок усиливает и ослабляет звук
м-м-М-М-м-м.
|
Упражнение №20
|
«Прикрепи лучики к солнышку»
прикрепить прищепки разных цветов к шаблону «Солнышко», затем откреплять прищепки по инструкции.
|
4 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Упражнение «Вой ветра»
- на одном выдохе ребенок усиливает и ослабляет звук
в-в-В-В-в-в.
|
Упражнение №21
|
Работа с трафаретами
|
Апрель
неделя
|
Артикуляционная гимнастика
|
Дыхательная гимнастика
|
Фонематический слух
|
Пальчиковая гимнастика
(самомассаж кистей рук)
|
1 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Упражнение «Свеча»
- ровный медленный выдох (пламя свечи) и его нужно удержать в этом положении.
|
Упражнение №22
|
Упражнение «Обезьянки»
См. дидактич. пособие
|
2 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Упражнение « Погаси свечу»
- ребёнок делает вдох, затем секундная задержка дыхания и несколько выдохов – толчков – фу- фу- фу.
|
Упражнение №23
|
Нарисуй рисунок по клеточкам.
См. дидактич. пособие
|
3 неделя
|
|
И. п. – руки перед собой,
вдох носом – руки развести в стороны,
медленный вдох – руки свести так, чтобы встретились ладони.
|
Упражнение №24
|
Собери пирамидку по образцам.
См. дидактич. пособие
|
4 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Упражнение « Комар»
Стр.зз Крупенчук
|
Упражнение №25
|
Работа с пазлами
|
Май
неделя
|
Артикуляционная гимнастика
|
Дыхательная гимнастика
|
Фонематический слух
|
Пальчиковая гимнастика
(самомассаж кистей рук)
|
1 неделя
|
|
Развитие дыхания:
На одном вдохе, выдыхательными толчками ребёнок произносит звук «Ф» 5 раз (6-10).
Ладонь лежит на животе, контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звука.
|
Упражнение №26
|
Пальчиковый театр
|
2 неделя
|
|
Развитие речевого дыхания:
Упражнение Антенна»
- ребёнок делает вдох и на выдохе произносит звук «И», представляя себя длинной, тонкой антенной, направленной вверх.
|
Упражнение №27
|
Упражнение « Узелки»
-завязывать и развязывать узлы на верёвке, перебирать верёвочки узлами пальцами, называя дни недели, месяцы.
|
3 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Упражнение «Ворона»
- руки опущены вдоль туловища, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опускаем руки - выдох, и произносим: «Кар!»
|
Упражнение №28
|
Упражнение « Щелкунчики»
- каждым пальцем щелкаем по бусам, закрепленными на ширме.
|
4 неделя
|
|
Развитие дыхания:
Упражнение «Надоедливый комар»
- руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу.
Вдох – руки разводим в сторону.
Выдох – очень медленно («чтобы не спугнуть комара») соединяем руки, одновременно произнося
«з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.
|
Упражнение №29
|
Шнуровки
|
|