Скачать 0.5 Mb.
|
Компьютерные технологии оценки сбалансированности детского питания Н.Н.Иванов Методические рекомендации Саратов 2011 Содержание 1.Введение. 2.Установка системы БЭСТ-5.Питание на свой компьютер. 3.Материальный учет в системе БЭСТ-5.Питание 4.Документооборот при организации питания. 5.Начало работы в системе. 6.Ввод начальных остатков и приходных накладных. 7.Подготовка технологических карт. 8.Составление планового меню. 9.Работа с меню-раскладкой. 10.Перемещение продуктов на кухню и списание в производство. 11.Основные отчетные документы. 12.Перспективы развития компьютерных технологий. 1.Введение. Система БЭСТ-5.Питание предназначена для автоматизации специфического документооборота, который должен сопровождать организацию процесса питания различных коллективов. Эта организация может быть различной для коллективов разного типа. Питание может организовываться в детских садах и школах, оздоровительных лагерях и санаториях, наконец – просто в предприятиях общественного питания типа кафе и ресторанов. Этот процесс связан со многими аспектами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Питание нужно планировать, своевременно закупать необходимые продукты, следить за сроками хранения, расходовать в соответствии с определенными нормами. Кроме того, в последние годы предприятия, осуществляющие питание организованных коллективов, обязали сдавать в различные инстанции специфические отчеты, касающиеся его калорийности, содержания витаминов и микроэлементов, и другую информацию. Особенно детальную информацию следует предоставлять о питании организованных детских коллективов. В то же время, поскольку приготовление блюд для коллективного питания является классическим производственным процессом, оно тесно связано с такими системами управления предприятием, как учет и планирование. Программный комплекс БЭСТ-5 полноценно интегрирует в себе учет, планирование, управление кадрами, и ряд управленческих функций. Система БЭСТ-5.Питание предназначена для автоматизации довольно узкого круга управленческих процессов, но она является частью этого комплекса, хотя может эксплуатироваться и отдельно. Это означает, что если принято решение автоматизировать учет и планирование на основе полного комплекса БЭСТ-5, налаживать связи между БЭСТ-5.Питание и другими модулями комплекса БЭСТ-5 не придется. Они заложены в систему изначально, и необходимо будет только докупить лицензию на использование необходимого состава модулей. Практика последних лет показала, что чаще всего на начальных этапах эксплуатации система БЭСТ-5.Питание используется изолированно, вне связи с бухгалтерским учетом и планированием. Особенно часто приходится сталкиваться с такой ситуациях в случаях, когда бухгалтерский учет ведется в рамках центральной бухгалтерии, обслуживающей целый ряд организаций, а специфический документооборот, связанный с организацией питания – в каждой организации отдельно. Такие управленческие технологии трудно признать эффективными. Хотя бы потому, что, например, приходные накладные от поставщиков продуктов придется вносить дважды. Один раз в центральной бухгалтерии, и второй – в той организации, где осуществляется питание. Но пока у предприятия обычно нет полномочий на их изменение. Положение может измениться в ближайшие годы, поскольку существуют планы перевода большинства предприятий типа школ или детских садов в категорию автономных учреждений. Тогда и бухгалтерский учет, и элементы планирования придется вести в каждом предприятии. Система БЭСТ-5, имеющая в своем составе модуль «Питание», является как раз тем инструментом, который позволит сделать это естественным образом. Подготовка специалиста, владеющего всем комплексом управленческих технологий для среднего предприятия, осуществляется в рамках образовательного интернет-проекта «Из рядовых – в главные», организованного автором этих строк. Материалы проекта размещены на сайте http://www.kftam.ru/. В какую сторону будет эволюционировать план счетов для организации бухгалтерского учета в автономном учреждении, предсказать трудно. Пока его усиленно толкают в сторону госбюджетного плана счетов. В модулях, используемых в системе БЭСТ-5.Питание, существуют многочисленные связи с бухгалтерским учетом. В той базе данных, которая поставляется вместе с настоящими методическими рекомендациями, и рассчитана на изолированную эксплуатацию, эти связи сделаны почти незаметными. Тем не менее, они в любой момент могут быть включены, и адаптированы к особенностям конкретного предприятия. Существование этих связей проявляется в необходимости выбрать при покупке системы «Тип предприятия». Этот выбор не влияет на цену программного продукта, тем не менее, его надо сделать. База данных ориентирована на выбор типа «Бюджет», имея в виду, что при возможном переходе на полную систему БЭСТ-5, скорее всего, придется иметь дело с бюджетным планом счетов. Сами связи реализуются, в основном, с помощью механизма «типовых операций». Это – варианты формирования бухгалтерских проводок, сопровождающих тот или иной первичный документ. В предлагаемой для начала работы базе данных для каждого первичного документа настроена одна типовая операция, не содержащая проводок. Тем не менее, при работе иногда будут появляться упоминания о бухгалтерских счетах учета продуктов, или запросы на формирование проводок. На них рекомендуется отвечать положительно. Настоящие методические рекомендации могут использоваться двумя способами. Во-первых, для самостоятельного освоения приобретенной системы БЭСТ-5.Питание. Во-вторых, комплект из методических рекомендаций и диска с демонстрационной версией системы БЭСТ-5, а также необходимыми вспомогательными материалами, может использоваться для установки на свой компьютер. Демонстрационная версия отличается от рабочей тем, что в основные реестры можно внести не более 700 записей. Ее установка на компьютер является совершенно законной. В демонстрационной версии можно воспроизвести реальный документооборот своего предприятия, познакомиться с технологией использования системы БЭСТ-Питание, и принять окончательное решение о ее закупке. Если это решение будет положительным, обратиться к автору этой разработки, который является директором научно-производственной фирмы «Бизнес-Технологии», оплатить рабочую версию, получить файл лицензии и лицензионное соглашение, и работать дальше уже без ограничений. База данных, сформированная в демонстрационной версии, при этом сохранится. Приобрести систему можно и у других дилеров компании БЭСТ. Однако, если такое приобретение будет сделано у нас, мы гарантируем консультационную поддержку по телефону, электронной почте, или программе Skype. Причем готовы обеспечить ее независимо от географического региона, где расположен наш клиент. Стоимость программы для детского сада составляет 15 т.р. В нее входит два индивидуальных двухчасовых занятия с помощью программы Skype. Непосредственным разработчиком системы БЭСТ-Питание является компания «Интеллект-Сервис-Софт», сайт http://bestvolga.ru/. Руководитель проекта – Дмитрий Алексеевич Чурочкин. 2.Установка системы БЭСТ-5.Питание на свой компьютер. Диск, поставляемый вместе с методическими рекомендациями, нужно вставить в дисковод. Открыть папку B5, ознакомиться с файлом Readme, и определить, удовлетворяет ли компьютер тем условиям, которые необходимы для установки системы БЭСТ-5. Обычно, если на компьютере установлена система WindowsXP, или более поздняя, эти условия выполняются. Далее необходимо запустить файл Setup и согласиться с условиями лицензионного соглашения. На все другие вопросы можно давать тот ответ, который предусмотрен по умолчанию. Следует иметь в виду, что на медленных компьютерах процесс установки может продолжаться довольно долго, до 30-40 минут. В конце установки будет несколько промежутков времени, когда программа установки не оставляет на экране никаких сообщений. Несмотря на это, нужно дождаться сообщения о том, что установка прошла успешно. После установки на рабочем столе появится ярлык для запуска программы, а в меню кнопки «Пуск» - соответствующая рабочая группа. При первом запуске в окне «пользователь» будет стоять любимое слово программистов admin, а окно «пароль» останется незаполненным. Менять эти поля не нужно. После нажатия кнопки «ОК» появится окно, озаглавленное «Выберите профиль». Это тоже жаргон программистов, на который разумнее всего просто не обращать внимание. В данном случае выбором профиля они называют выбор предприятия. При первом входе выбор один – создать новое предприятие. На экране развернется окно, изображенное на рис. 1. Рис. 1 Если выбрать «Развернуть демо БД», будет создана база данных, содержащая пример работы предприятия, предлагаемый разработчиком. Этот пример понадобится нам только для служебных целей, но, если пользователь интересуется комплексной автоматизацией своего предприятия, он может пригодиться как иллюстративный материал. В окне «Тип базы данных» возможен выбор из достаточно большого набора настроек, соответствующих разным вариантам налогообложения и области деятельности. Окно «Название предприятия» не должно быть пустым. После нажатия кнопки «Создать» база данных будет создана и снова появится окно «Выберите профиль», в котором будет уже две позиции. Выбираем предприятие «Демо». Появляется главное меню полного программного комплекса БЭСТ-5. Выбираем «Настройка» - «Базы данных» (рис. 2). Рис. 2 При создании своей базы данных надо иметь в виду, что мы сами можем определять ее расположение и название папки, где она расположена. Этот выбор отражается в полях «Локальный путь относительно сервера» и «Сетевой путь», показанных на рис. 1. Эти названия отражают то обстоятельство, что сама по себе система БЭСТ-5 эксплуатируется обычно в компьютерной сети. В ней существует компьютер, на котором установлена база данных и так называемая серверная часть программной системы. Он и называется сервером, тогда как все остальные компьютеры – рабочими станциями. Путь к базе данных на сервере может отличаться от пути, указываемом с рабочей станции. Но, если система БЭСТ-5 эксплуатируется на одном компьютере, они совпадают. Путь к базе данных, предлагаемый в демонстрационном примере, довольно длинный. Если мы хотим, чтобы наша рабочая база данных располагалась рядом с демонстрационным примером, путь к нему можно просто скопировать. Для этого нужно выбрать п. «Изменить параметры базы данных», отметить с помощью мыши содержимое поля «Локальный путь относительно сервера», и скопировать его. После этого нужно развернуть пустую базу с предлагаемыми нами настройками, которая на диске содержится в архивном файле Deti0.ace. Для этого следует открыть папку «Сервисные режимы», и выбрать пункт «Восстановление базы данных из архива». Здесь же находится другой пункт – «Создание архива базы данных». С его помощью настоятельно рекомендуется ежедневно делать архивную копию своей рабочей базы данных на съемный носитель. Иначе велик риск потерять всю работу, которая сделана Вами на своем компьютере. После выбора пункта «Восстановление базы данных из архива» нужно в поле «Папка» указать, где находится файл с архивной копией Deti0.ace, и нажать кнопку «Открыть». На экране появится окно, представленное на рис. 3. Рис. 3 Выбирается пункт «Создать новое предприятие». Затем в поле «Локальный путь относительно сервера» нужно с помощью правой клавиши мыши вставить ранее скопированное значение, и изменить название последней папки в конце пути на свое. Например, Demo на Ds. Название должно состоять из латинских букв. После изменения снова скопировать полученный путь, вставить его в поле «Сетевой путь», и нажать OK. Начнется процесс разворачивания резервной копии. В конце придется еще раз подтвердить создание предприятия нажатием на кнопку «Создать». После этого появится сообщение, что предприятие создано, и в него можно перейти с помощью пункта меню «Файл» в верхней части окна или пиктограммы, расположенной прямо под этим пунктом. Переходим из демонстрационного примера во вновь созданное предприятие. Оно содержит максимально возможное число преднастроенных элементов. За образец при формировании настройки был взят детский сад, в состав которого входит и ясельная группа, меню для которой должно формироваться отдельно. При организации питания коллективов другого типа некоторые настройки придется изменить. Впрочем, на сайте разработчика БЭСТ-5.Питание постоянно выкладываются базы данных с настройками, приближенными к тому или иному случаю. Мы ориентируемся в дальнейшем изложении на готовое решение «Питание организованных детских коллективов» стоимостью 15т.р. без электронного ключа защиты, или 18т.р. с ключом. В состав этого решения входят два модуля. «Сырье. Материалы» - для организации складского учета продуктов питания, и «Питание. Калькуляция» - для обработки специфической для организации питания информации. Главное меню программы в этом случае имеет вид, изображенный на рис. 4. В конкретном предприятии могут присутствовать и некоторые дополнительные модули, предоставляемые бесплатно. Рис. 4 Настоящие методические рекомендации посвящены, в основном, последовательности действий в программе при ведении документации, касающейся организации процесса питания. Они не заменяют полного описания программных модулей. Эти описания можно получить в электронном виде, выбрав в верхней части окна п. «Справка» - «Документация», файлы «2_1_Запасы» и «6_1_Питание. Калькуляция». Полезен также п. «Инструкции/Методики» - «Питание. Калькуляция». 3.Материальный учет в системе БЭСТ-5.Питание Прежде, чем перейти к технологии работы в системе, остановимся кратко на принципах организации материального учета. Целью такого учета является постоянное отслеживание поступления и расходования продуктов питания, а также контроль текущих остатков, имеющихся в наличии во всех местах, где они могут находиться. Этот контроль ведется как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Конечно, когда отсутствует полноценный бухгалтерский учет, все стоимостные оценки носят достаточно условный характер. Тем не менее, рекомендуется при занесении приходных накладных от поставщиков указывать те цены, которые фигурируют в реальных документах. Для ведения материального учета используется модуль «Сырье. Материалы». Он тесно связан с модулем «Питание. Калькуляция», но основные принципы материального учета устанавливаются именно в этом модуле. В пустой базе данных, предлагаемой для начала работы, присутствуют два места хранения – «Склад продуктов» и «Кухня». Как правило, в этих местах разные материально-ответственные лица. За продукты на кухне отвечает повар. Он может взять со склада продукты, которые будут израсходованы на один или несколько приемов пищи. Кроме санитарно-гигиенических правил, он может затребовать продукты, руководствуясь своим опытом и здравым смыслом. Например, пачка поваренной соли может находиться на кухне и расходоваться в течение нескольких дней, а молоко или творог должны быть израсходованы сразу. Важно иметь возможность на вечер каждого дня распечатать те остатки продуктов, которые еще не были использованы. |
Методические рекомендации по проведению классных часов с обучающимися 7-10 классов Воспитание Воспитание это ничто иное, как питание физическое и питание духовное, питание души |
Рациональное питание залог здоровья Доу обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении... |
||
Средства учета тепла и теплоносителей Обслуживает 1 теплообменный контур (вода). Базовая конфигурация подключения датчиков 1 Х (3V+2T). Питание от литиевой батареи 3,6... |
«Пищевые добавки: их плюсы и минусы» Здоровье – основное условие счастливой жизни. Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность... |
||
Руководство по быстрой установке 2-bay networks storage enclosure Нажмите один раз, чтобы включить питание dns-323. Нажмите и удерживайте кнопку до тех пор, пока она не начнет мигать, чтобы отключить... |
Руководство по быстрой установке 2-bay networks storage enclosure Нажмите один раз, чтобы включить питание dns-323. Нажмите и удерживайте кнопку до тех пор, пока она не начнет мигать, чтобы отключить... |
||
Инструкция пользователя. Инист 2011 содержание общие правила работы... Скопировать каталог SpecSevkor на локальный диск (список необходимых файлов см в приложении 1) |
Инструкция пользователя. Инист 2011 содержание общие правила работы... Скопировать каталог SpecSevkor на локальный диск (список необходимых файлов см в приложении 1) |
||
Инструкция пользователя. Инист 2011 содержание общие правила работы... Скопировать каталог SpecSevkor на локальный диск (список необходимых файлов см в приложении 1) |
Руководство пользователя 83470944. 506170. 001. 001 Аннотация Настоящий... Настоящий документ является руководством пользователя Автоматизированной системы «Барс. Бюджет-Питание» |
||
Хронограф ибх-713 Конструкция прибора предусматривает как питание от сети 220 в., так и автономное питание от гальванических элементов. При поставке... |
Поисково-диагностический комплекс Атлет каи-3 Питание свпа производится от промышленной однофазной сети 220В, 50 Гц. Допускается питание от автономного генератора электроснабжения... |
||
Инструкция пользователя. Инист 2014 содержание общие правила работы... Установка и Настройка Сервера на базе win 2012 r2, iis 5, sql server 2012 Express. 5 |
Инструкция пользователя. Инист 2018 содержание общие правила работы... Установка и Настройка Сервера на базе win 2012 r2, iis 5, sql server 2012 Express. 5 |
||
Инструкция пользователя. Инист 2016 содержание общие правила работы... Установка и Настройка Сервера на базе win 2012 r2, iis 5, sql server 2012 Express. 5 |
Руководство по эксплуатации новосибирск 2012 Настоящее «Руководство по эксплуатации» предназначено для изучения и правильной эксплуатации блока электроники для стенда топливного... |
Поиск |