1С:Предприятие 8. Управление корпоративными финансами
Типовое решение 1С:Предприятие 8. Управление корпоративными финансами предназначено для автоматизации функций учёта и управления финансами, как обособленных предприятий, так и предприятий объединенных в группы (холдинги, конгломераты, группы компаний и пр.), разработанное на платформе «1С:Предприятие 8».
С помощью данного программного продукта организация сможет не только управлять финансами, но и осуществлять отдельные функции бизнес-планирования деятельности предприятия: среднесрочное и долгосрочное бизнес-планирование и бюджетирование.
Назначение
1С:Предприятие 8. Управление корпоративными финансами позволяет:
Автоматизировать ведение регламентированного учёта (бухгалтерский и налоговый);
Вести оперативный учёт по международным стандартам (IFRS, GAAP, и любой другой);
Осуществлять бюджетное планирование и контроль;
Управлять движением денежных средств;
Решать задачи подготовки данных для формирования консолидированной отчетности по международным стандартам.
Основные достоинства конфигурации 1С:Предприятие 8. Управление корпоративными финансами:
Отсутствие функциональной избыточности для пользователя;
Прозрачность системы (открытость кода);
Простота настройки и развития системы;
Сравнительно простая процедура обновления подсистемы регламентированного учета (1-2 человеко-дня на обновление нового релиза конфигурации «1С:Бухгалтерия 8»);
Возможность быстрого встраивания оригинальных разработок компании «1С-Рарус» в действующую на предприятии автоматизированную систему учета, реализованную на базе типовых конфигураций «1С: Бухгалтерия 8», «1С: Управление производственным предприятием 8»
Сравнительно короткие сроки внедрения решения на предприятии.
Преимущества работы с программой 1С:Предприятие 8. Управление корпоративными финансами:
Собственникам, инвесторам и кредиторам:
Принимать инвестиционные решения, основанные на полной и достоверной информации о финансовом положении предприятия или группы компаний.
Финансовой службе:
Планировать денежные средства и финансовое состояние предприятия на любой период в разрезе оборотов по статьям бюджетов и остатков по плану счетов с использованием необходимых аналитических разрезов;
Составлять мастер-бюджет компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс) и других оборотных бюджетов;
Контролировать соответствие плановых и фактических данных установленным целевым показателям;
Контролировать соответствие текущих планов расходования средств рабочему плану на период и анализировать исполнение бюджетных заявок;
Составлять сводные отчётности по результатам мониторинга;
Проводить многомерный анализ отклонений плановых и фактических данных.
Менеджерам всех уровней:
Улучшить качество работы с клиентами;
Повысить оперативность и достоверность информации;
Повысить производительности труда;
Сократить затраты на ведение учета;
Сократить количество ошибок;
Сократить потери или кражи ТМЦ;
Повысить квалификацию персонала;
Улучшить систему оценки деятельности персонала.
Бухгалтерии:
Вести бухгалтерский и налоговый учёт в соответствии с российским законодательством по всем участкам учёта;
Вести оперативный учёт фактического движения денежных средств предприятия на расчётных счетах и кассах;
Специалистам по учёту МСФО:
Получать готовую методологическую основу для ведения учета в соответствии с МСФО, которая может быть адаптирована к особенностям применения стандартов на конкретном предприятии;
Использовать возможность параллельного переноса большей части учетных записей (проводок) из подсистемы бухгалтерского учета по правилам, которые могут гибко настраиваться пользователем, и отслеживать проводки до документа;
Вести финансовый учёт и готовить индивидуальную финансовую отчётность в соответствии с МСФО;
Вести параллельный учёт по российским и международным стандартам по тем участкам, где различия между нормативами и требованиями МСФО существенны (учёт основных средств, нематериальных активов, кредитов и займов, арендованных активов);
Осуществлять трансляцию по текущему или выбранному валютному курсу согласно указанным правилам соответствия бухгалтерским счетам;
Вести сквозной аналитический учет в разрезе проектов;
Получать отчеты с информацией о различиях в данных российского и международного учета;
Отражать хозяйственные операции в МСФО датой, отличной от даты операции в регламентированном учете.
Функциональные возможности
Оригинальная конфигурация «1С:Предприятие 8. Управление корпоративными финансами» представляет собой сочетание функциональных подсистем типовых конфигураций фирмы «1С» и оригинальных разработок компании «1С-Рарус».
Схема 1. Состав функциональных подсистем конфигурации Управление корпоративными финансами (УКФ) и интегрирование со смежными системами
-
Подсистема бухгалтерского и налогового учета
Реализована на основе типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия 8", которая является универсальной программой массового назначения предназначенной для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Это готовое решение для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю (в том числе субкомиссию), оказание услуг, производство и т.д.
Бухгалтерский и налоговый учет реализованы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В состав конфигурации включен план счетов бухгалтерского учета, настроенный в соответствии с Приказом Минфина РФ "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" от 31 октября 2000 г. № 94н.
Подсистема предоставляет финансовым службам предприятия готовую методологическую основу для ведения учета в соответствии с МСФО и может быть адаптирована к особенностям применения стандартов на конкретном предприятии.
Подсистема учета по МСФО обеспечивает:
ведение финансового учета и подготовку индивидуальной финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
параллельную трансляцию (перенос) большей части учетных записей (проводок) из подсистемы бухгалтерского учета по правилам, которые могут гибко настраиваться пользователем;
обособленное ведение учета по российским и международным стандартам там, где различия между российскими нормативами и требованиями МСФО существенны (например, учет основных средств, нематериальных активов, кредитов и займов (как выданных, так и полученных), учет арендованных объектов основных средств у арендатора и арендодателя, дебиторской задолженности);
проведение собственных регламентных документов (например, начисление расходов, учет резервов, учет обесценения активов и ряда других), а также внесение корректирующих записей в "ручном" режиме.
Дополнительные инструменты проверки трансляции проводок значительно облегчают внедрение и эксплуатацию системы.
Подсистема включает в себя отдельный план счетов, который соответствует требованиям МСФО и может настраиваться пользователем.
Схема 2. Способы ввода данных в подсистему МСФО
Подсистема также может быть настроена для ведения учета и составления финансовой отчетности в соответствии с другими зарубежными стандартами, в том числе US GAAP. Также удобно использовать ее для управленческого учета.
В подсистеме предусмотрено формирование основных форм финансовой отчетности в соответствии со стандартами МСФО:
Баланс;
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет об изменениях в капитале;
Отчет о движении денежных средств.
-
Дополнительные возможности подсистемы:
Гибкая настройка плана счетов и отчетности по МСФО на стороне пользователя позволяет настраивать план счетов под любые стандарты (МСФО, ГААП, управленческий учет) не изменяя отчетность и первичные документы.
Оперативная запись проводок на план счетов МСФО в момент проведения первичного документа. Параметры записи проводок на план счетов МСФО можно задать реквизитами для каждого документа:
Рис. 1. Заполнение параметров подсистемы МСФО в документе, отражение в проводках и контроль трансляции.
Что позволяет:
Отражать операции по МСФО и РСБУ разными датами;
Вести учет по МСФО в двух функциональных валютах;
Вести сквозной аналитический учет по проектам;
Отражать операции только по МСФО или только по РСБУ;
Осуществлять трансляцию по текущему или выбранному валютному курсу согласно указанным правилам соответствия бухгалтерским счетам;
Детализировать отчеты до первичного документа;
Контролировать трансляцию проводок через протокол переноса или протокол ошибок.
-
Оперативная и отложенная трансляция.
Перенос проводок по документам может быть выполнен:
оперативно при проведении документа;
обработкой за период по выбранным видам документов;
документом переноса проводок за период.
Рис. 2. Варианты трансляции.
Параллельно ведение учета основных средств и нематериальных активов, учитывающее расхождения с учетной политикой для российского учета, например:
объект, относящийся к ОС/НМА в российском учете, может не являться таковым в соответствии с МСФО, и наоборот, объект, относящийся к НМА в соответствии с МСФО, может не являться НМА по российскому учету;
в МСФО допускается изменение срока полезного использования объектов ОС и НМА не только при модернизации (реконструкции и т.п.), но и при изменении условий его эксплуатации;
в МСФО допускается изменение применяемого метода начисления амортизации ОС в течение срока эксплуатации (при изменении условий его эксплуатации);
в МСФО обязательна проверка на обесценение активов, включая ОС и НМА.
Рис. 3. Заполнение документа «Поступление основных средств (международный)» на закладках Поступления и Списания.
Параллельный учет ОС и НМА можно вести с момента приобретения объекта. Первичные проводки по РСБУ для формирования документов по МСФО не обязательно.
Схема 3. Варианты ввода документов по учету объекта основных средств в РСБУ и МСФО
-
Учет арендованных средств
Учет можно вести одновременно как по принятым в аренду объектам, так и по переданным, по договорам финансовой (лизинг) и операционной (текущей) аренды.
Все счета учета затрат, доходов, задолженности и параметры учета объекта указываются в документах принятия (передачи) объектов в аренду.
Так как при финансовой аренде, по существу, арендодатель кредитует арендатора в течение срока аренда, то арендные платежи для целей представления их в финансовой отчетности делятся на собственно платежи в счет справедливой стоимости арендованного актива и проценты по кредиту арендодателя. Начисление процентов, обязательств, доходов/расходов по аренде, расходов по страхованию производятся регламентными документами с автоматическим заполнением. Алгоритмы расчета учитывают ставку дисконтирования.
Рис. 4. Примеры документов, используемых в подсистеме МСФО
В данной конфигурации реализован простой вариант учета займов: все займы учитываются по амортизированной стоимости с помощью метода эффективной процентной ставки.
На порядок учета влияют определенные параметры займа:
Дата получения, планируемая дата погашения займа влияют на отнесение займа к долгосрочным или краткосрочным;
Ставка дисконтирования, график погашения займа и график погашения процентов влияет на разделение займа на долгосрочную и краткосрочную части;
Ставка дисконтирования, дата получения, планируемая дата погашения, сумма и графики погашения займа и процентов влияют на последующие оценки займа.
Схема 4. Порядок оформления документов при учете выданного займа по МСФО
Параметры займа указываются в документе «Условия по договору». Передача и поступление денежных средств оформляется типовыми платежными документами, но в этом случае проводки по МСФО формируются не трансляцией, а по зашитому в программе алгоритму с учетом дисконтированных потоков будущих средств и анализом задолженности.
Рис. 5. Примеры документов, используемых в учете кредитов и займов.
Контролирование исполнения графиков платежей осуществляется с помощью отчетов:
Рис. 6. Отчеты по условиям договора.
-
Учет дебиторской задолженности
Учитывая необходимость выделения дебиторской задолженности в финансовой отчетности предприятия (категория финансовых активов «Ссуды и дебиторская задолженность») и особенностей учета по МСФО, добавлен участок учета дебиторской задолженности в подсистему международного учета. Учет разработан согласно стандартам: МСФО 7 «Финансовые инструменты», МСФО 18 «Выручка», МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и другие.
В подсистеме выделяются документы:
первоначального признания дебиторской задолженности, оцениваемой в этот момент по справедливой стоимости (по стоимости сделки), включая затраты по совершению сделки, которые напрямую связаны с приобретением или выпуском финансового актива;
последующей оценки по амортизируемой стоимости;
начисления доходов и переноса соответствующей части погашаемого долга из долгосрочной задолженности в краткосрочную;
начисления резервов;
погашения задолженности;
списания задолженности в безнадежные долги.
Документ, оформляющий первоначальное признание дебиторской задолженности, может быть практически любым документом взаиморасчетов: «Реализация товаров и услуг», «Акт об оказании услуг» и другие вплоть до ручной операции. А документы последующей оценки и учета дебиторской задолженности – документы параллельного учета. Регулирование дебиторской задолженность следует искать в тех стандартах, к которым она относится, например, дебиторская задолженность от продажи товаров или услуг регулируется МСФО (IAS) 18. Стандарт требует оценивать выручку по справедливой стоимости полученного или ожидаемого возмещения за проданные товары или услуги. Что и отражается в проводках документа «Признание долгосрочной дебиторской задолженности».
Рис. 7. Примеры документов, используемых в учете дебиторской задолженности.
Конструктор финансовых отчетов в Excel
Рис. 8. Обработка «Финансовый расчет», исходный файл макета и итоговый файл отчета
Отчет соответствия счетов МСФО и РСБУ
Рис. 9. Образец отчёта соответствия счетов МСФО и РСБУ
-
Подсистема подготовки данных для составления консолидированной финансовой отчетности
Подсистема дает возможность подготовить данные для формирования консолидированной отчетности по данным бухгалтерского учета и учета по МСФО.
Обработка «Экспорт отчетности по ВГО в Консолидацию ПРОФ» позволяет выгружать соответствующие обороты по выбранной организации, входящей в указанную консолидационную группу, в группу отчетов этапа «Импорт отчетности по внутригрупповым операциям» ПП «1С:Консолидация»
Рис. 10. Экспорт отчетности по ВГО
-
Подсистема управления денежными средствами
Подсистема автоматизирует процесс оперативного планирования денежных средств. Для решения этой задачи в контуре управления денежными средствами используется двухступенчатая схема оформления денежных операций (см. схему 5).
Первая ступень — это регистрация в информационной базе намерения об изменении состояния денежных средств и взаиморасчетов. Намерения регистрируются путем ввода в информационную базу заявок на расходование денежных средств и запланированных поступлений денежных средств.
Вторая ступень — это регистрация в информационной базе факта платежа, который приводит к изменению состояния денежных средств и взаиморасчетов.
Заявки на расходование денежных средств формируют спрос на деньги со стороны подразделений предприятия.
Рис. 11. Документ «Заявка на расходование средств»
Закладка "Бюджетирование" заявки предназначена для установления связи подсистемы планирования денежных средств с подсистемой бюджетирования. В отличие от подсистемы управления денежными средствами, где финансовый план — платежный календарь — имеет срок действия в несколько дней, финансовые планы в подсистеме бюджетирования составляются на значительно более длинные сроки.
При заполнении заявки предусмотрена возможность резервирования денежных средств в указанном месте хранения (на расчетном счете или в кассе). Естественно, что при регистрации платежа по заявке производится автоматическое снятие резерва.
К резервированию в заявке доступны не только имеющиеся в фактическом наличии денежные средства, но и запланированные к поступлению в подсистеме управления денежными средствами. Сведения о денежных средствах, запланированных к поступлению, вводятся в информационную базу пользователями по мере получения соответствующей подтверждающей информации.
Рис. 12. Документ «Планируемое поступление денежных средств»
В качестве исходной информации для планирования поступления денежных средств можно рассматривать телефонный звонок клиента с подтверждением оплаты счета предприятия или, например, платежное поручение, полученное от клиента по факсу, инициирование договора с условиями отгрузок — пока не получено банковской выписки, такое платежное поручение не может означать фактического зачисления денежных средств на расчетный счет предприятия, но формировать заявки в расчете на эти деньги уже можно.
Для просмотра сводной информации о заявках на расходование и планируемых поступлениях денежных средств, для анализа возможности исполнения оперативных финансовых планов предназначен отчет "Платежный календарь".
Рис. 13. Отчет «Платежный календарь»
В подсистеме управления денежными средствами реализована возможность согласования и утверждения заявок на расходование денежных средств. Конфигурация позволяет создать несколько моделей процессов согласования и утверждения заявок:
Для каждого этапа процесса предусмотрена настройка вида доступа: по ЦФО заявки, по фиксированному ЦФО или без ограничений:
В соответствии с выбранной моделью процесса пользователь может оперативно получить информацию о состоянии заявки непосредственно из формы документа, а перейдя в карту состояния процесса - о состоянии процесса утверждения заявки:
Состояние этапа можно изменить непосредственно из карты состояния процесса, с учетом контроля доступа для данного этапа:
В целом подсистема позволяет делать следующее:
предоставляет возможность оперативного планирования поступлений и расходов денежных средств и составление платежного календаря;
поддерживает процесс согласования и утверждения заявок на расходование денежных средств и формирования на основании заявок платежных документов;
содержит механизмы резервирования денежных средств на расчетных счетах и кассах;
осуществляет контроль расходования денежных средств на предмет не превышения бюджетных показателей;
обеспечивается взаимодействие со специализированными банковскими программами типа "Клиент банка";
позволяет вести оперативный учет фактического движения денежных средств предприятия на расчетных счетах и кассах в разрезе плановых показателей:
Рис. 14. Пример заполнения реквизитов управленческого учета в платежном поручении
Подсистема учета договоров позволяет организовать и контролировать процессы управления деятельностью организации, связанные с договорными отношениями.
В конфигурации имеется возможность вносить расшифровку условий договоров, с дальнейшим формированием счетов и проведением заявленных сумм по казначейству. Предусмотрено ведение взаиморасчетов с контрагентами в разрезе счетов. Подсистема содержит отчеты, предназначенные для анализа выполнения обязательств по договору, и позволяет использовать программный продукт «1С: Архив».
Рис. 15. Заполнение документа условий по договору и отражение его в на рабочем столе пользователя и в отчете
В подсистеме учета договоров реализованы следующие возможности:
подготовка условий договора;
планирование исполнения обязательств по договору;
контроль планов по отгрузке/поступлению товаров, работ или услуг;
контроль входящих/исходящих платежей по договору и сверка с лимитами подсистемы бюджетирования;
учет документов по договору;
хранение документов по договору в 1С:Архив.
-
Подсистема бюджетного планирования
Подсистема бюджетного планирования представляет собой единую систему планирования, контроля и анализа денежных потоков, а также финансовых результатов.
Подсистема бюджетирования предоставляет возможности составления оптимальной системы финансовых и операционных планов, взаимосвязанных между собой. Данная система может включать в себя:
-
Мастер-бюджет предприятия (основной, генеральный, сводный), в состав которого входит:
Бюджет движения денежных средств (БДДС).
Бюджет доходов и расходов (БДР).
Бюджет по балансовому листу (ББЛ).
Инвестиционный бюджет, или бюджет капитала.
-
Функциональные бюджеты:
Бюджет продаж.
Бюджет производства.
Бюджет закупок.
Бюджет прямых затрат на оплату труда.
Прочие бюджеты
Бюджеты проектов.
Бюджеты могут составляться как на ближайшие месяцы (текущее или уточненное планирование), так и на более длительные периоды времени (стратегическое или укрупненное планирование).
Подсистема бюджетирования является инструментом финансового планирования на предприятии, соответствующим универсальной бюджетной модели. С помощью подсистемы бюджетирования реализуются следующие функции:
планирование движения средств предприятия на любой период в разрезе временных интервалов, подразделений предприятия, проектов, контрагентов, номенклатуры и т.д.;
финансовое планирование по нескольким сценариям; формирование текущих бюджетов на основе стратегических бюджетов и с коррекцией по фактическому исполнению бюджета в завершенном периоде;
мониторинг фактической деятельности предприятия в тех же разрезах, в которых проводилось планирование;
составление сводной отчетности по результатам мониторинга;
контроль соответствия заявок на расходование денежных средств рабочему плану на период;
финансовый анализ;
анализ доступности денежных средств;
анализ отклонений плановых и фактических данных.
Фактические данные в системе представлены в том же формате, что и плановые - в виде оборотов по статьям бюджетов с указанием аналитических измерений: ЦФО, проект, номенклатура (номенклатурная группа), контрагент, сценарий. В качестве фактических данных по бюджетам в системе бюджетирования могут быть использованы данные регистров бухгалтерского, налогового и управленческого учета, сформированные при проведении документов других подсистем:
Рис. 16. Заполнение документа условий по договору и отражение его в на рабочем столе
Так как в конфигурации предусмотрена возможность настройки одновременного проведения документа как по регистрам бухгалтерского, налогового учета, так и по регистрам бюджетирования, то возможно формирование фактических данных бюджетного учета непосредственно в момент проведения документа:
С подсистемой бюджетирования активно взаимодействует подсистема управления денежными средствами.
Подсистема бюджетирования содержит различные отчеты, позволяющие:
Отражать структуру бюджетов предприятия.
Отражать сравнение плановых и фактических данных, выявлять абсолютные и относительные отклонения, как за заданный период, так и с более подробной детализацией по периодам планирования.
Получать данные бюджета по балансовому листу, различных показателей финансового анализа деятельности предприятия.
Финансовые расчеты, которые позволяют реализовать расчет финансовых показателей произвольного вида по формулам, задаваемым пользователем.
Отражать информацию об остатках и оборотах на счетах плана счетов бюджетирования.
Любой аналитический отчет по бюджету предоставляет возможность расшифровки до документа, которым отражена операция в системе.
Рис. 17. Отражение фактических документов в подсистеме бюджетного планирования
Таким образом, подсистема бюджетирования позволяет осуществить экономический прогноз и произвести контроль результатов деятельности предприятия, является средством координации деятельности подразделений предприятия и основой для принятия решений по развитию предприятия.
Интеграция с другими системами
Конфигурация «1С:Предприятие 8. Управление корпоративными финансами» может применяться в сочетании с другими прикладными решениями, например с «1С:Предприятие 8. Зарплата и управление персоналом», «1С: Предприятие 8. Управление торговлей», «1С:Консолидация», «1С:Архив», «1С:Зарплата и кадры 7.7». Для взаимодействия между этими решениями существует штатный интерфейс обмена данными.
Конфигурация «Управление корпоративными финансами», разработанная на платформе 1С:Предприятие 8, является открытой системой, поэтому при ее использовании предоставляется возможность для интеграции практически с любыми внешними программами и оборудованием на основе общепризнанных открытых стандартов и протоколов передачи данных. В системе имеется целый набор средств, с помощью которых можно:
создавать, обрабатывать и обмениваться данными различных форматов;
осуществлять доступ ко всем объектам системы 1С:Предприятие 8, реализующим ее функциональные возможности;
поддерживать различные протоколы обмена;
поддерживать стандарты взаимодействия с другими подсистемами;
разрабатывать собственные интернет-решения.
В качестве подготовки данных для выгрузки в 1С:Консолидацию реализовано следующее:
Настройка параметров консолидационных групп (описание периметров консолидации)
Подготовка корректирующих проводок по внутригрупповым операциям
Проверка наличия встречных документов по внутригрупповым операциям
Расчет доли меньшинства
В перспективе – подготовка пакета отчетов по РСБУ для выгрузки в 1С:Консолидацию
|