Скачать 3.71 Mb.
|
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУРСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА НАУЧНЫЕ ЗАПИСКИ МЭБИК ЗА 2009 ГОД Сборник научных статей КУРСК – 2010
Н 34 Научные записки МЭБИК за 2009 год. Сборник научных статей. Выпуск IX // Под ред. Н.Д. Кликунова, Курск: Изд-во Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2010. – 80 с. Научный редактор – к.э.н., профессор Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, Н.Д. Кликунов В сборнике представлены результаты научной деятельности преподавателей и сотрудников Курского института менеджмента, экономики и бизнеса за 2009 год. Статьи посвящены экономическим и гуманитарным проблемам России и Курской области ISBN 978-5-93911-087-7 ã Коллектив авторов, 2010 ã ЧОУ ВПО МЭБИК, 2010 Содержание
Уважаемы коллеги! Перед вами очередной девятый выпуск научных записок Курского института менеджмента, экономики и бизнеса. В нем представлены результаты научных исследований преподавателей и аспирантов нашего вуза в области экономической теории, экономики образования, экономики сельского хозяйства, гуманитарных и прикладных исследований. Надеюсь, что данный сборник внесет свой вклад в исследовательскую копилку проблем Курской области и России, станет подспорьем для подготовки современного специалиста как в области экономики, так и смежных дисциплин. С уважением, проректор по научной работе Курского института менеджмента, экономики и бизнеса Кликунов Н.Д. Архипов А. С. аспирант Курского института менеджмента, экономики и бизнеса Роль гипотезы Тибу в межрегиональной конкуренции систем высшего образования Под региональной образовательной системой будем понимать совокупность образовательных учреждений региона, совместно реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также органов управления образованием [1]. Описание региональной образовательной системы заключается в описании региональной сети (перечислении элементов региональной образовательной системы и организационно-экономических связей между ними – структурное описание) и описании функций, выполняемых совокупностью элементов региональной сети по реализации общих целей функционирования региональной образовательной системы (функциональное описание). Структурное описание региональной образовательной системы и возможные подходы к описанию региональной сети. Элементами региональной сети являются территориальные сети – совокупности образовательных учреждений, обслуживающие в условиях низкой миграции населения некоторую территорию (административно-территориальное образование), обособленную с точки зрения спроса и предложения на образовательные услуги и выпускников соответствующих образовательных учреждениях. Элементами региональной сети и территориальной сети могут также являться отдельные образовательные учреждения и другие объекты, обслуживающие, в том числе маркетинговые, информационные, учебно-производственные и другие потребности данной территориальной сети (смотрите рисунок 1, пример структуры региональной системы). Рисунок 1. Структура региональной системы [6. С.7]. Следует отдельно отметить, что органы управления образованием (региональные, муниципальные и др., а также органы управления собственно образовательных учреждений) не включаются в элементы региональной сети, так как они не выполняют образовательной функции и могут рассматриваться как "вспомогательные" и "обеспечивающие. Итак, в рамках предлагаемой модели региональной образовательной системы, основным звеном региональной сети являются территориальная сеть. Необходимость выделения в качестве основного звена региональной сети именно территориальную сеть обусловлена следующими факторами. С одной стороны, проведение маркетинговых и других исследований, необходимых для выживания образовательного учреждения в условиях рыночной экономики, зачастую бывает не под силу отдельному образовательному учреждению. Кроме того, во многих случаях, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения качества образования, целесообразно частичное объединение материально-технического, информационного и других видов обеспечения успешного функционирования образовательных учреждений. Объектами такого объединения могут служить, например, ресурсные центры. Таким образом, представляется, что именно трехуровневая модель региональной образовательной системы (региональная сеть – территориальная сеть – образовательное учреждение) является рациональной с точки зрения уровня централизации управления, обеспечивающего эффективное её функционирования с учетом экономических, организационных и информационных факторов, а также, естественно, факторов качества образования и удовлетворения спроса на образовательные услуги и выпускников в регионе [6]. Российские регионы имеют идентичные организационные структуры, в том числе и структуры систем высшего образования. Поэтому гипотеза Тибу будет применима к системе высшего образования любого из регионов. Суть же, самой гипотезы Тибу, заключается в том, что: …существует некий механизм раскрытия предпочтений, относящихся к общественным благам, если потребители- избиратели могут выбирать место проживания, а точнее, территорию, подведомственную тому или иному органу власти, например – и это имели ввиду Тибу и его последователи – речь идёт о наличии большого количества автономных пригородов, предоставляющие своим жителям такие блага, которыми обычно распоряжаются местные администрации (начальное и среднее образование, услуги полиции и пожарной охраны, канализации и водоснабжение) [4]. Идея Тибу представляет собой следующее: если крупная городская агломерация состоит из различных административных территориальных единиц, которые предоставляют образование различного качества, то лица с высокими требованиями будут перемещаться в тот район, где школы лучше. Но, определяя местные общественные блага, Тибу замещает самуэльсоновское «несоперничество» «неисключаемостью из потребления». Это объясняется тем, что соперничество между потребителями блага присутствует, но исключить при этом никого нельзя. Так же необходимо отметить, что теория общественных благ, а вместе с ней и «проблема безбилетника» опускается, в силу того, что высшее образование не является общественным благом. Гипотеза Тибу применима для объяснения многих социально-экономических процессов, но интересен тот факт, что потребитель-избиратель наделён мобильностью, которая является механизмом раскрытия предпочтений. То есть: перемещаясь на территорию с более предпочтительным уровнем предложения образовательных услуг, потребитель тем самым раскрывает свои предпочтения и оказывается на своей кривой спраса. В экономике существует понятие дифференциации товара (услуги), которая основана на различии в предпочтениях потребителя. Тем самым, гипотеза Тибу, раскрывая механизм потребительских предпочтений, дифференцирует товар с позиции потребителя-избирателя [мнение автора]. De gustibus non est disputandum (о вкусах не спорят) – утверждает поговорка. Зачастую не только конкурирующие товары отличаются друг от друга, но и потребители оценивают их относительные достоинства по-разному. Это тот случай, когда продукты разнятся по своим характеристикам, таким как сладкий вкус или хрустящая корочка. По существу, предпочтения потребителей могут даже отрицательно соотноситься, т.е. Потребитель А продукту Фирмы 2 предпочитает продукт Фирмы 1, а Потребитель В продукту Фирмы 1 предпочитает продукт Фирмы 2. Такую ситуацию называют горизонтальной дифференциацией продукта [3]. Что касается конкуренции региональных систем высшего образования, то целью их функционирования является удовлетворение спроса на образовательные услуги со стороны населения региона и спроса на выпускников – со стороны экономики региона, а в функции образовательного учреждения входит:
Эффективное выполнение данных функций высшими учебными заведениями входящих в региональную образовательную систему обеспечивает достойную конкурентоспособность образовательной системе региона в целом, и тем самым повышается качество образовательных услуг. В свою очередь высокое качество образования в регионе привлекает население других регионов, то есть возникает ситуация когда происходит перемещение населения из неблагоприятной территории в более благоприятную («голосование ногами») [10]. Такой процесс межрегионального перемещения подтверждает идею мобильности потребителя-избирателя в соответствии с гипотезой Тибу, которая на основе данного механизма перемещения («голосование ногами») дифференцирует конкурентные преимущества региональных образовательных систем [мнение автора]. Проблема межтерриториальной (межрегиональной) конкуренции является одной из наиболее значимых в исследовании экономики общественного сектора с децентрализованным принятием решений. Принято считать, что правительства конкурируют за привлечение под свою юрисдикцию мобильных факторов – инвестиций, предприятий, жителей, а мобильные факторы перемещаются в территории, правительства которых создают наиболее благоприятные условия[8]. Гипотеза Тибу имеет прямое отношение к децентрализации. Её можно сформулировагь следующим образом: при наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям, так как она создает предпосылки для адекватного выявления предпочтений, касающихся локальных общественных благ, и наиболее полной реализации этих предпочтений. В предельном случае механизм, описанный Тибу, работал бы подобно рыночному механизму, обеспечивающему достижение Парето-оптимальных состояний: каждый индивид, меняя место жительства, был бы способен подобрать наиболее подходящий для себя набор локальных общественных благ и их цен. В свою очередь миграция представляет собой индивидуальный выбор, осуществляемый в отношении общественных благ. По существу, идея Тибу состоит именно в том, чтобы применительно к общественным блaгaм найти в реальной действительности нечто, противодействующее "растворению" индивидуального выбора в коллективном, что влечет потери экономически значимой информации. В конечном счете, речь идет о конкуренции в сфере производства общественных благ. В рамках механизма Тибу территориальные общности конкурируют за привлечение в свой состав дополнительных участников, и экономические последствия зависят от того, насколько совершенен такого рода специфический «рынок» [7]. В нашем случае рынок образовательных услуг. Подводя итоги можно отметить, что механизм Тибу, на основе конкурентных факторов региона, играет стимулирующую роль в организации региональных систем высшего образования. Что же касается субъективной роли (с позиции потребителя-избирателя) в механизме Тибу, то здесь можно сказать следующее: потребитель-избиратель наделённый мобильностью в силу своих предпочтений выбирает лучшее (наиболее эффективное), с его точки зрения, благо являясь при этом конкурентным ресурсом для региональных образовательных систем. Литература:
Гудзь Т. П. к.э.н., доцент кафедры денежного обращения и кредита Полтавского университета потребительской кооперации Украины |
Записки академика d p о ф а Фзз полвека в авиации. Записки академика: Литературно-художественное произведение. — М: Дрофа, 2004. — 400 с, 48 л цв вкл. — (Авиация... |
Ученые записки Выпуск 3 Ученые записки. Выпуск Сборник научных трудов Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (г. Томск). Изд-во: цнти,... |
||
Подвигов не совершал… (Записки партизана) (эмблема) А. С. Плоткин. Подвигов не совершал…(Записки партизана). – М.: «Холокост», 2000, стр., ил |
1. Образовательная деятельность Новосибирский техникум железнодорожного транспорта, научные центры с лабораториями, студенческие конструкторские бюро, самостоятельные... |
||
Инструкция по оформлению докладной и служебной записки Инструкция по оформлению докладной и служебной записки в системе электронного документооборота Directum |
Борис Николаевич Ельцин Записки президента Борис Ельцин Записки президента России, несколько крупных издательств обратились ко мне с просьбой продолжить воспоминания. Я всегда считал, что действующий политик... |
||
Борис Николаевич Ельцин Записки президента Борис Ельцин Записки президента России, несколько крупных издательств обратились ко мне с просьбой продолжить воспоминания. Я всегда считал, что действующий политик... |
Записки о русском посольстве в китай (1692-1695) предисловие Китай было отправлено посольство во главе с Избрантом Идесом. Одним из его участников был Адам Бранд. Путешествие в Китай, пребывание... |
||
Инструкция внутримузейной передачи (на экспозиции, выставки, реставрацию,... Выдача предметов на реставрацию – согласно плану реставрационных работ. В случае производственной необходимости по разрешению директора... |
Статья напечатана в научном сборнике «Записки Гродековского музея» Статья напечатана в научном сборнике «Записки Гродековского музея». Вып. Хабаровск, 2003. С. 7-23 |
||
Конспект лекций по дисциплине «Научные основы производства продуктов питания» Конспект лекций по дисциплине «Научные основы производства продуктов питания» для студентов кафедры «Технология и организация общественного... |
Методические рекомендации по изучению дисциплины м б. 1 Научные исследования... М б. 1 Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления |
||
Записки старого москвича |
Записки каннибала Уганда ворота на луну одноклассница |
||
Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы |
Проекта Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) |
Поиск |