Скачать 9.21 Mb.
|
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование».) — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 672 с. В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология». Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей. Содержание Глава 1. Введение в психологию............................................. 7 1. Психология как наука......................................................... 7 1.1. Задачи и место психологии в системе наук .................. 9 1.2. Отрасли психологии................................................10 1.3. Методы психологии................................................ 14 2. Понятие психики..............................................................16 2.1. Психика и организм................................................28 2.2. Психика, поведение и деятельность............................37 Глава 2. Психологические концепции......................................46 1. Краткий экскурс в историю психологии ................................46 2. Фрейдизм, психоанализ .....................................................57 3. Бихевиоризм...................................................................68 3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера .......................70 3.2. Теория социального научения ...................................72 4. Когнитивный подход в психологин......................................75 4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли)................78 5. Гуманистические теории личности.......................................83 5.1. Феноменологический подход Роджерса.......................87 6. Аналитическая психология К. Юнга............... 94 6.1. Коллективное бессознательное и архетипы...........................................................98 7. Трансперсональная психология.......................................... 106 7.1. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа......................................... 110 8. Психогенетический подход Ч. Тойча.................................. 123. Глава 3. Психология познавательных процессов..................... 132 Ощущения и восприятия.................................................. 132 1.1. Восприятие.......................................................... 139 1.2. Внимание...................................................;........ 150 2. Закономерности памяти ................................................... 157 2.1. Расстройства памяти ............................................. 165 3. Мышление.................................................................... 170 3.1. Развитие мышления в персоногенезе........................ 171 3.2. Понятие и представление ....................................... 180 3.3. Способы активизации мышления............................. 186 3.4. Расстройства мышления .................... .................. 187 4. Воображение ............................................................... 193 4.1. Виды воображения.............................................. 194 5. Речь............................................................................ 198 5.1. Виды речевой деятельности и их особенности............ 200 6. Интеллект..................................................................... 207 6.2. Креативность, или творческая одаренность................ 214 Глава 4. Структура сознания............................................... 220 1. Сознание как высшая ступень развития психики................... 220 2. Самосознание................................................................ 226 2.1. Нарушения самосознания....................................... 230 3. Взаимодействие сознания и подсознания .............................................................. 230 4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями ............... 233 4.1. Теории эмоций..................................................... 236 4.2. Стресс и фрустрация ............................................. 243 4.3. Физиологические механизмы стресса ....................... 244 5. Воля как характеристика сознания...................................... 247 5.1. Структура волевого действия .................................. 249 0. Состояния сознания ........................................................ 251 6.1. Нарушения сознания............................................. 260 Глава 5. Общее и индивидуальное в психике человека, типологии личности.....................................264 1. Индивидуальность и личность........................................... 264 1.1. Свобода воли.......................................................269 1.2. Общее и индивидуальное ....................................... 270 1.3. Психологическая структура личности........................ 271 2. Способности как проявление индивидуального в психике ....... 273 3. Типология темперамента.................................................. 276 3.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика................................................... 278 3.2. Роль темперамента в деятельности.......................... 281 4. Конституционные типологии ............................................ 283 5 Диспозиционное направление и факторный анализ личности ... 2И 5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—интроверсией ........................;...... 293 6. Типологический подход................................................... 297 7. Характер, акцентуации характера и неврозы......................... 298 7.1. Акцентуации характера.......................................... 304 7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации...................................................... 306 7.3. Неврозы ............................................................. 311 8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности.............................. 316 9. Типологии характера....................................................... 318 9. 1. Типология социальных характеров Фромма.............. 318 9.2. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь).................................................... 326 9.3. Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)...................................................... 328 9. 4. Типологические модели индивидуальных характеров .. 332 9.5. Типология психосоциотипов................................... 337 9. 6. Сенсорная типология............................................ 353 9. 7. Психогеометрическая типология............................. 354 9.8. От «комплекса неполноценности» к личностному росту 356 9.9. Типы людей и «локус контроля».............................. 363 9.10. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности........................ 364 10. Мотивация................................................................... 369 11. Психические состояния................................................... 380 11.1. Агрессивность и агрессивное поведение................... 382 Глава 6. Социально-психологические феномены.....................393 1. Психология общения....................................................... 393 1.1. Функции и структура общения ................................ 393 1.2. Трансактный анализ общения ................................. 397 1.3. Вербальные и невербальные средства общения........... 399 1.4. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия................ 403 1.5. Синтоническая модель общения..............................409 1.6. Виды и техники слушания...................................... 414 2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения.........................................-......... 421 2.1. Теории межличностного взаимодействия. Межличностные отношения. Социально-психологическое влияния....... 422 2.2. Взаимодействие в группе ....................................... 439 2. 3. Взаимодействие людей в неорганизованных группах... 457 2. 4. Личность и группа: проблема лидерства и руководства 460 2.5. Межгрупповые отношения и взаимодействия ................................................ 473 Глава 7. Педагогическая психология и педагогика.................. 484 1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики .... 484 1.1. Основные категории педагогики .............................. 486 1.2. Целеполагание в педагогике и педагогические принципы...........................................................491 1.3. Педагогический процесс.........................................495 1.4. Формы организации учебной деятельности................ 500 2. Психологические особенности обучения .............................. 505 2.1. Стратегии формирования новых знаний и способностей 509 2.2. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения............................................................ 516 3. Структура педагогической деятельности.............................. 526 3.1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность.............................. 527 3.2. Основные дидактические концепции......................... 530 4. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения ............................................ 532 4.1. Программированное обучение ................................. 537 4.2. Проблемное обучение и деловые игры...................... 539 4.3. Производственно-профессиональное обучение............ 543 4.4. Инновационное обучение........................................ 547 5. Педагогическое общение...................................................551 5.1. Стили педагогического общения.............................. 552 5.2. Воспитание него закономерности ............................ 561 5.3. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности ................................ 570 Глава 8. Биологические основы развития и возрастная психология......................................................... 592 1. Жизненный цикл развития человека................................... 592 1.1. Развитие нервной системы..................................... 595 1.2. Физическое развитие..................................... 596 1.3. Половое развитие ................................................. 597 1.4. Когнитивное развитие ..................................... 598 1.5. Нравственное развитие ..........................................604 2 Формирование и развитие личности ................................... 606 2.1. Социализация личности..........................................606 2.2. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона .. 613 3. Психологические особенности возрастных периодов..............616 3.1. Кризис новорожденности ....................................... 616 3.2. Стадия младенчества............................................. 617 3.3. Ранний возраст..................................................... 618 3.4. Кризис трех лет ................................................... 620 3.5. Дошкольный возраст............................................. 621 3.6. Младший школьный возраст .................................. 625 3.7. Подростковый возраст........................................... 628 3.8. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста...............................634 3.9. Аномальное поведение и методы психологической помощи ................................... 657 Методы медицинской и психологической помощи ............ 665 Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 1. Психология как наука Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе. Происхождение слова «психология» Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития. I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным мето- . дом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап — психология как паука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями. Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, . делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого-себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы задать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов, 1.1. Задачи и место психологии в системе наук Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной си- стемы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности. 1.2. Отрасли психологии Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронто-психологию (психология старости). Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр. Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную развет-вленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.). Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1. 1) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Рис. 1.1. Классификация А. Кедрова Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь; все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков. Кратко укажем функции некоторых из этих профессиональных психологов-практиков. Годфруа выделяет следующие прикладные области психологии: клинический психолог, школьный психолог, промыш- ленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант. Клинические психологи работа-ют в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессия, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог дол'жен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию. Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»), например, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительски-детских отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи. Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию. Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями. Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т. п. 1.3. Методы психологии Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: ~ 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свой ственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетиро вание. Существует ряд требований к беседе как методу. Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Нанболь -ший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Me тод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы. В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. -по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от неге самого или — при объективном анамнезе — от хорошо знающих его лиц. Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Естественный эксперимент проводят в естественных'условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают что над ними проводится эксперимент (но его результаты долж ны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерон). Ее тественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым. |
Основы психологии Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования,... |
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, колледжей и техникумов,... Учебное пособие предназначено для студентов вузов, колледжей и техникумов, изучающих дисциплины «Противопожарное водоснабжение»,... |
||
Учебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов... Учебное пособие предназначено для изучения теоретической части курса «Ресторанное дело». Предназначено для студентов вузов, преподавателей.... |
Учебное пособие к практическим занятиям для студентов специальности 050715 «Логопедия» Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
||
Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением для... Учебное пособие предназначено для студентов 1, 2 курсов всех специальностей среднего профессионального образования по направлению... |
Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической... Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических... |
||
Е. Б. Лупарев Кандидат юридических наук, доцент Учебное пособие предназначено для системы последипломного образования специалистов в области общественного здоровья и управления... |
Учебное пособие для студентов специальности 090800 «Бурение нефтяных и газовых скважин» Учебное пособие предназначено для студентов технических вузов, обучающихся по направлению “Нефтегазовое дело” |
||
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения... Учебное пособие предназначено для для самостоятельной работы студентов заочного отделения неязыков специальностей вузов, ранее изучавших... |
Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Допущено... Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов |
||
Учебное пособие Москва Издательство Российского Университета дружбы народов 1998 ... |
Среди детей и подростков Методическое пособие предназначено для заместителей директоров по воспитательной работе, психологов и социальных педагогов школ,... |
||
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения фармацевтического... Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения фармацевтического факультета, обучающихся по специальности 060108... |
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения фармацевтического... Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения фармацевтического факультета, обучающихся по специальности 060108... |
||
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения фармацевтического... Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения фармацевтического факультета, обучающихся по специальности 060108... |
Учебное пособие пенза 2015 пензенский государственный университет Учебное пособие предназначено для студентов 4-6 курсов медицинских вузов, могут быть использованы неврологами, нейрохирургами и врачами... |
Поиск |