Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных


Скачать 1.47 Mb.
Название Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных
страница 1/15
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных вузов.

В книге систематизированы сведения по этикету, субординации, костюму и манерам поведения российских военных с XVII по начало XX века.

Я ВХОЖУ В МИР ИСКУССТВ

РЕПЕРТУАРНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕЧКА

11(135) '2008

Выходит ежемесячно Издается с 1997 года

Учредитель

Всероссийский Центр

художественного творчества

учащихся и работников

начального профессионального

образования

Директор В. Ростовский

Редакция:

Главный редактор М. Гааз Отв. секретарь И. Силаева Редактор А. Яковлева

Редакционная коллегия; Бегунов В.К. Гааз МЛ Каппунова Е.Б. Морозова Г. В. Панфилов В.В.. Ростовский В.П.

Военный этикет в России

(XVII -начало XX вв.)

Пособие для актеров, режиссеров и студентов театральных школ

Свидетельство № 014849 от 29 апреля 1998 г. Роском печать

Подписка по Объединенному Каталогу "Пресса России" (зеленый) Т.1. Газеты и журналы" Подписной индекс 40910 (на полгода)

Подписка в Интернет: www. apr. ru/pressa Интернет-страница Http://www.vcht.m

E-mail: teatretekst@gmai 1. com Адрес редакции.

П5П4, Москва,Дербеневскаяул., 16 Тел./факс: (095) 235-2932

© Всероссийский центр художественного творчества Учащихся и работников начального профессионального образования.

Автор Г.Морозова -

профессор Театрального института

им. Б.В. Щукина, президент Гильдии режиссеров

и педагогов по сценической пластике

А. Румянцев

© Г.В. Морозова, автор, 2008 г. © А.С. Румянцев, автор, 2008 г.

Г. Морозова, А.Румянцев

Военный этикет в России (XVII-начало XX вв.): Пособие для актеров, режиссеров и студентов театральных школ. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, -128 с.

СОДЕРЖАНИЕ:


Вооруженные силы Московского государства в XVII веке 5

Военная реформа Петра Первого 8

Военный этикет в России XVIII-XIX вв. 10

Совет генералов и военный суд 12

Церемонии и чинопочитание 13

Система наказаний 14

Армия в годы царствования Павла I. 23

Офицерское сословие России в XIX веке 30

Быт и нравы в русской армии начала XIX века 33

Армейский быт после восстания декабристов 37

Военная реформа 1860-1870-х годов 38

Офицерские собрания 41

Воинское приветствие в русской армии XVIII-XIX веков 47

Военный этикет в России конца XIX - начала XX века 51

О порядке прибытия к месту службы 51

О правилах жизни в полку 52

Правила поведения в служебной обстановке 52

Правила поведения офицера в частной жизни 53

Об отношении к денщику и нижним чинам 53

Правила хорошего тона в обществе 54

О суде чести 55

О допускаемой обороне оружием 55

О строевых учениях на плацу и других занятиях с новобранцами 56

Тактические занятия 57

Заключение 58

Приложение 1
«Табель о рангах» 59

Приложение 2.
Ордена и медали в Российской империи XVIII-XIX вв 63



Вооруженные силы Московского государства в XVII веке



Русская армия, то есть вооруженные силы Московского государства, не могла возникнуть раньше, чем была преодолена феодальная раздробленность русских земель, длившаяся с XII по XIV век включительно. В каждом удельном княжестве была собственная вооруженная сила - дружина, которая находилась под командованием князя и осуществляла те боевые задачи, которые ставил перед ней князь - единоличный правитель удела. При возникновении общей для нескольких уделов опасности князья объединяли свои вооруженные силы, но после окончания военных действий снова замыкались в границах своих владений. Любопытно отметить, что в числе этих малых феодальных государств были не только «монархии», но и республики - Псковская, Вятская, Новгородская. Последняя вошла в состав русского государства лишь в 1478 году; до этого в ней высшим органом власти было вече - народное собрание, которое избирало верховного правителя республики - посадника - и предводителя военного ополчения - тысяцкого; в числе других вопросов республиканского значения вече решало вопросы войны и мира. Вече имело право пригласить по договору на должность военачальника кого-либо из князей; так был приглашен Александр Невский, носивший звание князя Новгородского с 1236 года по 1251 год. Как известно, это приглашение оказалось более чем удачным.

5

Были свои особенности в организации военного дела и в остальных удельных землях, вошедших в состав Русского государства - Владимиро-Суздальском княжестве, Галицко-Волынском и других.

Понятно, что объединение столь разных феодальных владений в одно государство происходило не очень быстро и с немалыми трудностями. Завершилось оно только к концу XV века, но провозглашенное в 1498 году единое государство еще долго не могло справиться с пережитками феодальных отношений, которые то и дело порождали внутренние конфликты и мешали противостоять внешним угрозам. В государстве сложилась служебная иерархия из восьми ступеней. Три высших ступени -бояре, окольничие и думные дворяне - входили в состав Боярской Думы, и по существовавшему тогда праву местничества заполняли наиболее важные должности в правительстве страны. На ступень ниже находились стольники, еще ниже - стряпчие, занимавшиеся судебными делами и делопроизводством в правительственных учреждениях - Приказах. Последние три ступени занимали дворяне, жильцы и боярские дети. Именно представители этих трех ступеней поставляли основной состав для воинских отрядов, созываемых в случае необходимости. Они являлись к месту сбора вооруженных сил со своим оружием и своими лошадьми, в сопровождении своих слуг и крестьян своей вотчины. Во главе армии стоял воевода из числа окольничьих -го звание можно приравнять к генеральскому. Такой порядок уществовал до 1685 года. В этих условиях создание единой армии как вооруженных сил государства растянулось почти на двести лет. В силу традиций каждый из князей сохранял при себе некоторое количество вооруженных слуг, с которыми он и являлся по призыву московского царя для отправления тех или иных воинских обязанностей. Со своей стороны глава государства не мог не иметь в своем распоряжении лично ему подчиненных военных сил. Собранные все вместе в минуты опасности для государства, эти воины составляли не столько армию, сколько ополчение, кото-

6

рое распускалось по окончании военных действий. Иначе говоря, это не была регулярная армия, существующая постоянно, на основе единых правил, с единой системой управления. Только к концу XVII века причины, мешавшие формированию армии как четко организованной структуры, были преодолены, и началась радикальная военная реформа, результатом которой стала новая организация вооруженных сил Русского государства.

Что же имелось к этому времени в распоряжении царя как верховного воеводы - главнокомандующего русскими вооруженными силами? С 1550 года в Москве имелись стрелковые части, лично подчиненные царю; как сообщают летописи, Иван Грозный вооружил пищалями три тысячи человек и поселил их в Воробьевой слободе. Таковы первые достоверные сведения о стрельцах, которые стали если не личной гвардией царя, то вооруженной силой, постоянно готовой к действиям по его приказу. К началу XVII века их количество возросло, а в последней четверти века в распоряжении царя было уже 14 стрелецких полков, всеми делами которых ведал Стрелецкий приказ. Стрельцы были вооружены пищалями - фитильными ружьями, саблями и бердышами. Бердыш служил не только холодным оружием ближнего боя, но и употреблялся в качестве подпорки для пищали, которую на него укладывали для выполнения выстрела. Штыка или багинета у пищали не было. Заряды для пищали висели на груди бойца, прикрепленные к перевязи, идущей от левого плеча к правому бедру; перевязь называлась берендейкой.

Стрельцы находились на государственном содержании: им выдавалось жалованье, от казны они получали оружие и обмундирование или материал для пошива одежды по утвержденному образцу. То есть, стрелецкие полки имели форменную одежду единого покроя; во всяком случае, об этом говорится в дошедших до нас документах семидесятых годов XVII века. В это время солдаты стрелецких полков носили длинный, до щиколоток, кафтан с воротником стойкой, застегнутый петлицами из цветного шнура; под кафтан надевали зипун того же цвета, что и кафтан, длиной до колен или чуть выше. Нижнюю часть тела

7

облекали порты длиной до середины голени, прямого покроя. Талию опоясывал кушак. На ногах были кожаные сапоги до колена, с каблуками. Шапка имела форму высокого колпака с меховым околышем - овчинным у рядовых, из меха соболя у начальных людей, каковыми были десятники, пятидесятники, сотники и полковники.

Начальные люди (иначе говоря, офицеры) были одеты таким же образом, но отличались от рядовых кистями на кушаке и изображением короны на шапке. Они не имели бердыша и ружья, а были вооружены только саблей, а в руках имели невысокую трость. Отдельные источники сообщают о наличии у начальных людей протазана - широкого копья с государственным гербом в виде орла у основания клинка и привязанной здесь же кистью. Судя по некоторым изображениям, начальные люди имели на руках перчатки с крагами вполне европейского вида.

По данным большинства источников, полки различались между собой цветом одежды, весьма ярким - от красного и оранжевого до светло-зеленого и синего. Но это касалось только парадной одежды; при исполнении повседневных обязанностей и в походе стрельцы носили одежду такого же покроя, но из сермяжной ткани серого, черного или коричневого цвета. Именовались стрелецкие части по фамилиям командиров: «сотня Иванова», «сотня Петрова», «сотня Федорова». Во время правления царя Михаила Федоровича в его распоряжении было пять таких сотен.

Таким образом, стрелецкие полки по форме приближались к представлениям о регулярной армии: они имели единообразное оружие, унифицированную одежду и общее управление со стороны государства. Официально они подчинялись Стрелецкому приказу на основе составленного в начале XVII века дьяком Михайловым «Устава ратных, пушечных и иных дел» и должны были всегда находиться под рукой у царя и Боярской думы. Во второй половине XVII века в рядах стрельцов числилось около двадцати тысяч человек. Кроме московских стрельцов, были подобного рода отряды и в других городах, где находились под

8

управлением местных князей. Были стрелецкие полки и в составе пограничной службы.

Но жизнь всегда вносит поправки в тот или иной сложившийся порядок. Московские стрельцы, обжившись в Воробьевой слободе, стали обзаводиться семьями, и их дети, вырастая, становились тоже стрельцами. Но для содержания семьи не хватало жалованья (которое к тому же не всегда выплачивалось вовремя и полностью), и стрельцы стали промышлять ремеслами, мелкой торговлей, браться за оказание частных услуг отдельным боярам и т.п. Так количественный рост стрелецкого сословия делал его все менее пригодным для охраны страны, и напротив, превращал его в силу, опасную для государства. Не раз в течение всего XVII века в рядах стрельцов происходили бунты, не раз целые полки принимали участие в междоусобной борьбе внутри боярского сословия, не раз выступали они в поддержку разных самозванцев, пока не завершили свои подвиги участием в попытке дворцового переворота в 1698 году. После подавления этого последнего восстания было распущено все стрелецкое войско, а в 1701 году ликвидирован и Стрелецкий приказ.

Был при дворе московского государя и отряд конной гвардии - так называемые жильцы. Это были уездные дворяне, жившие при дворе не постоянно, а лишь во время исполнения воинской службы. О жильцах известно, что они носили красные кафтаны особенного покроя, с чем-то вроде крыльев на спине, были вооружены саблями и использовались в качестве почетного конвоя - например, встречали у ворот Москвы и сопровождали по городу иностранных послов.

Наиболее упорядоченными были полки иноземного строя, набиравшиеся из иностранных наемников. Каждый полк состоял из людей разных национальностей: кроме представителей ближних стран (литовцев, поляков, шведов) служили в русской армии и англичане, и швейцарцы, и шотландцы; поэтому порядок в таком полку зависел от его командира, который устанавливал общие для всех правила по своему выбору. Обычно пол-

9

ковники ориентировались на среднеевропейские военные уставы, без экзотических особенностей, и все разноязычные солдаты обязаны были следовать правилам, установленным в полку. Офицерские чины в этих полках получались от Посольского приказа; командовал ротой ротмистр, его помощник носил чин поручика; более высоких званий в иноземных полках не было. Иностранные наемники получали жалованье: в военное время и в походе полное, во время гарнизонной службы в крепости - две трети ставки, а находясь за штатом - одну треть. Полки наемников славились хорошей дисциплиной и боевой выучкой, они имели постоянный состав и во многих случаях могли приносить пользу общеармейскому делу, хотя бы тем, что подавали пример хорошей организованности и дисциплины. Иноземные части были как пехотными, так и конными - были драгунские, рейтарские полки из иностранцев, но все же их было слишком мало, чтобы они могли определять собой образ всей армии. К тому же от наемников нельзя было ожидать той военной отваги, которая связана с чувством патриотизма: они выполняли свой долг, но не готовы были к самопожертвованию во имя чужой для них земли. Поэтому с середины шестидесятых годов XVII века стали заменять иностранных наемников русскими добровольцами, сохранив офицеров-иностранцев для обучения солдат и командования; с тех пор эти части стали называться полками нового строя.

Набранные из русских солдат и обученные по европейскому образцу полки были пешими и конными (роты драгун и рейтаров). Чины именовались по европейскому образцу: полковник, подполковник, майор, капитан, поручик, прапорщик. Ротой командовал капитан, на котором лежали основные служебные обязанности офицера. Жалованье в этих полках было почти такое же, как у иностранных наемников. В конце XVII века в русской армии было 48 пехотных и 26 конных рот «нового строя», а в 70-х годах в них появились и генеральские чины. Присвоение чинов в эти годы проводилось только на вакансии, освободив-

10

шиеся в связи со смертью того или иного офицера. Чинопроизводство в это время находилось в руках воевод. Кроме этих, относительно регулярных частей, в армии числились 100 тысяч конных ратников из дворян и боярских детей, а также казаки, составлявшие значительную часть пехоты, общая численность которой приближалась к цифре 25 000. В таком пестром составе русская армия подошла к концу XVII века, когда необходимость коренной реформы вооруженных сил страны стала очевидной.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Методические рекомендации по организации практик студентам заочной формы обучения V
С переаттестацией ранее пройденной практики (кроме преддипломной) студентам, имеющим профильное спо
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Уважаемый коллеги, добрый вечер. Продолжаем нашу работу. Как мы с...
Продолжаем нашу работу. Как мы с вами и договаривались, у нас сегодня выступление Виктора Вахштайна «Смысл и действие в классической...
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Бхакти Чару Свами. Вводные лекции по вайшнавскому этикету
А. Ч. Бхактиведанта Свами. Шри Чайтанья Чаритамрита, том 1: Ади-Лила, главы 1-7 скачать
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Литература предисловие
Влияние классического и ревизованного психоанализа на обоснование проективного метода
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Литература предисловие
Влияние классического и ревизованного психоанализа на обоснование проективного метода
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Сценарий устного журнала «Их именами названы улицы Майрамадага»
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Практикум улан-Удэ 2010 министерство образования и науки российской федерации
Учебное пособие предназначено студентам специальности «Маркетинг» иможет быть полезно студентам других специальностей (направлений),...
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Инструкция по эксплуатации сварочных инверторов swarkawsem
Минимум на 40% меньшее потребление электрической энергии, чем у классического сварочного трансформатора
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Б. М. Мецгер
Всего несколько работ на английском языке посвящены одновременно и историческому развитию канона Нового Завета, и тем сохраняющимся...
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Мизес Л., Либерализм в классической традиции: Пер с англ
Фундаментальный труд, описывающий основы либертарианского (в европейской традиции классического либерального) мировоззрения
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Азовательные технологии и их использование в системе гуманитарной...
Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Аннотация: в романе Б. Иванова, продолжающем его авторскую серию...
В романе Б. Иванова, продолжающем его авторскую серию «Хроники Тридцати трех миров», рассказывается о том, как исторгнутое из родной...
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Мониторинг сми 29. 02. 2012
Парламента продолжает серию рабочих поездок по муниципальных районам Татарстана
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Программы для электронных вычислительных машин, зарегистрированные...
Программа: Расчет выпусков по номенклатуре продукции для базовых таблиц «затраты-выпуск», основанных на окдп
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Программы для электронных вычислительных машин, зарегистрированные...
Программа: Расчет выпусков по номенклатуре продукции для базовых таблиц «затраты-выпуск», основанных на окдп
Продолжаем серию выпусков по историческому этикету, адресованную режиссерам-постановщикам классического репертуара, художникам по костюму, студентам театральных icon Технология смешанного обучения(Ришат Калимулин, учитель истории)
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Джон Дьюи

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск